Банковские карточки в России
Банки используют достаточно широкий спектр систем автоматической обработки наличных средств: банкоматы, автоматические обменные пункты, электронные депозитарии. Существует ряд аппаратно-программных комплексов для обеспечения процессинга и реализации подобных банковских услуг. Очевидно, что они служат фактором стратегического развития для банков и, как правило, ориентированы на широкие слои населения. В настоящее время, зачастую являясь убыточными, эти услуги приносят стабильную косвенную прибыль за счет привлечения в банк клиентов, а также денежных средств на выгодных условиях. Привлекательность такого банковского обслуживания для клиентов, создающая удобства и большую по сравнению с использованием наличных средств защищенность, заставляет искать все новые и новые технологии предоставления услуг. Например, появились мобильные банкоматы, которые смонтированы на теплоходах и автомобилях и связаны с процес- синговым центром по радиомодему.
Наиболее распространенным видом интерактивных услуг клиентам сегодня является введение банковских карточек (БК).
Банковским (или, как ранее было принято говорить, пластиковым) карточкам в России уже второй десяток лет. В 1989 г. Сбербанк и Кредобанк первыми стали работать с пластиковыми карточками VISA, став членами этой платежной системы. Уже осенью 1991 г. Кредобанк выпустил собственную карточку VISA. За ним потянулись другие частные банки. Две крупнейшие международные платежные системы, VISA и Europay, уже поделившие между собой почти весь остальной мир, развернули жесткую конкуренцию за российский рынок лишь в начале 1990-х гг.
Что такое банковская карточка? За рубежом расчеты с использованием банковских карточек во многом заменили расчеты наличными. Это прежде всего касается сравнительно крупных покупок, но и для мелких покупок использование БК, банкоматов и "электронных кошельков" облегчает расчеты. Банковская карточка создает определенную выгоду для всех участников расчетов: клиента, торговой точки (точки обслуживания) и банка.
Клиенту нет необходимости иметь при себе крупную сумму "на авось", что повышает оперативность и безопасность использования средств. Кроме того, на остаток по карточному счету клиент получает проценты, и по многим видам карточек в определенных пределах обеспечено кредитование (овердрафт).
Для торговой точки (точки обслуживания) упрощается инкассация наличных средств и уменьшаются расходы на нее. Кроме того, за счет расширения возможностей клиентов увеличивается товарооборот, что явно небезразлично любому предпринимателю, особенно стратегически мыслящему.
Банк благодаря тому, что деньги находятся на счетах, а не в карманах клиентов, может более гибко планировать использование остатков по счетам, а также получать комиссионные за обслуживание клиентов, в том числе и от торговой точки.
Так чем же примечателен этот кусок пластика фиксированных размеров с магнитной полосой и/или микросхемой (в некоторых случаях могут быть использованы другие размеры и носители информации)? Прежде всего потенциальной универсальностью его применения за счет стандартизации (в том числе международной) интерфейсов обмена информацией как платежного инструмента.
Наибольшее распространение приобрели в настоящее время магнитные карточки. Помимо магнитной полосы они, как правило, снабжаются выдавленным текстом, содержащим основные сведения о владельце карточки, информацию о банке, выдавшем карточку, а также о номере счета клиента в банке-эмитенте. Кроме того, на карточке зачастую предусматриваются:
логотип и данные о платежной системе;
логотип и данные о банке-эмитенте;
место для образца подписи клиента;
место для фотографии;
атрибуты защиты, например голограммы или специальные фольговые покрытия.
Каждый клиент имеет известный только ему PIN-код, автоматически идентифицируемый платежной системой.
Чиповая карточка (карточка с встроенной микросхемой) имеет вместо и/или в дополнение к магнитной полосе микросхему, обеспечивающую проведение основных операций с карточкой по электронному каналу.
На чиповые карточки также имеется международный стандарт, расположение самой микросхемы и контактов строго лимитировано.
В настоящее время указанный стандарт расширяется и совершенствуется для обеспечения возможности использования различными платежными системами. Различают карточки с памятью, использующие микросхему памяти (при этом объем хранимой информации по сравнению с магнитной полосой, как правило, существенно увеличивается), и так называемые микропроцессорные карточки ("умные" карточки - Smart Cards). В последних используется встроенный процессор, и они, по сути, являются микрокомпьютером. Такие карты обеспечивают существенно более высокий уровень защиты на основе встроенных криптографических методов и могут использоваться более гибко. Естественно, такие карты стоят дороже, чем магнитные.
Получили распространение и комбинированные карточки, на которых помимо микросхемы нанесена магнитная полоса. Такая карточка используется в рамках платежной системы по той или иной схеме в зависимости от имеющегося в точке обслуживания терминального оборудования. Это, в частности, позволяет использовать карточку как чиповую в замкнутых регионах, оснащенных терминалами, и как магнитную при поездках в большие города, где в настоящее время преимущественно развита инфраструктура под магнитные карты.
Как используются банковские карточки? По регламенту обслуживания БК делятся на дебетовые, кредитные и типа "электронный кошелек".
Если на Западе в основном распространены кредитные карты с различными схемами залога, допустимого кредита (овердрафта) и комиссионных, то в России пока еще преимущественно используются дебетовые карточки. Это означает, что необходимо предварительно внести на картсчет определенную сумму, а платежи и снятие денег в банкомате осуществляются в пределах внесенной суммы (или не- снимаемого остатка).
Потенциальный интерес для России имеет также схема "электронного кошелька". Это особенно подходит для малых городов однородной ориентации, где схема безналичных расчетов с использованием банковских карт позволяет построить цельную систему расчетов (так называемый проект "умного" города). При этом в банке по мере необходимости пополняют "электронный кошелек" в пределах остатка на счете клиента и ограничений на остаток. Расчеты в основных торговых точках и точках обслуживания в пределах этого города осуществляются по карточкам с помощью специального оборудования, а их инкассация выполняется электронным путем с использованием приблизительно такой же карточки или специального оборудования.
Где используются банковские карточки? Сегодня уже не вызывает изумления логотип платежной системы при входе в магазин, ресторан, гостиницу, банк. Следовательно, эти учреждения взаимодействуют с определенными платежными системами. Если ранее основными платежными системами на российском рынке являлись российские Union Card, STB-Card и "Золотая корона", то в настоящее время банки все более отдают приоритет международным платежным системам VISA и EuroCard/MasterCard. Эмиссия карт именно этих систем в последние годы растет наиболее заметно.
Несмотря на то что активное использование банковских карт началось в регионах России, на долю оплаты товаров и услуг все еще приходится менее 20% операций с банковскими картами. Существенный объем операций приходится на карты, эмитированные Сбербанком России. Значительно повысилась активность операций на рынке кредитных карт.
На Западе национальные карточки и карточки международного образца принимаются практически повсеместно. С помощью карточки можно рассчитаться в такси, ресторане, туристическом агентстве, не говоря о магазинах, гостиницах, банках. Все это точки оплаты (Point Of Sale - POS). Для расчетов существуют специальные так называемые POS-устройства, обеспечивающие автоматическую авторизацию и проведение операций (транзакций) по картсчету.
Банковские пластиковые карты могут быть использованы также для снятия наличных денег через банкоматы, или ATM (Automatic Taller Machine). Технология здесь достаточно наглядна: банковская карта вставляется в ATM, запрашивается PIN-код и далее выбирается нужная операция (съем денег, обмен валюты, справка и т.п.). Следовательно, если вы оказались без денег, но рядом есть банкомат и вы не забыли дома свою карточку, остаток на картсчете которой достаточен для покупки, у вас нет проблем.
В России широкое применение получили БК для перечисления зарплаты сотрудникам. Предприятия при этом освобождаются от расходов на инкассацию и выдачу зарплаты. Сотрудники при наличии соответствующей инфраструктуры освобождаются от очереди в кассу по фиксированным дням и получают проценты на остатки на счетах, банки получают средства в свое управление. Нередко остатки на счетах клиентов через несколько месяцев составляют до трети зарплаты.
Сегодня банковские карточки находят все новые применения. Телефон и метро, продажа бензина и газового топлива, медицина и страхование, пенсионное обеспечение и проездные документы - вот далеко не полный перечень возможного использования БК.
За всем этим стоят серьезные информационные технологии. По сути, БК обеспечивает пользователя проверяемым идентификационным номером в определенной системе регламентации предоставления продуктов и услуг, гарантированной банком или другим эмитентом.
Как обеспечивается функционирование банковской карточки? Для того чтобы понять общие принципы технологии интерактивной доставки услуг с использованием банковских карточек, обсудим ряд понятий. В простейшем случае в качестве субъектов помимо клиента и точки обслуживания выступают:
платежная система - совокупность технических средств, норм, правил и процедур, предназначенных для взаиморасчетов между клиентом и торгующей организацией или банком с использованием БК;
банк-эмитент - банк, выпустивший конкретную БК;
расчетный банк - банк, осуществляющий расчеты между банками, входящими в платежную систему;
процессинговый центр - организация, обеспечивающая информационное взаимодействие между участниками платежной системы и маршрутизацию транзакций, авторизацию доступа к счетам и ведение базы данных по карточкам, счетам и остаткам;
коммутационный центр - организация, обеспечивающая информационное взаимодействие между участниками платежной системы и выполняющая только функции маршрутизации транзакций.
Платежная система схематически представлена на рис. 1.15. Клиент, рассчитываясь в торговой точке за покупку или услугу, предъявляет свою БК. Кассир визуально (по внешнему виду БК, фотографии, подписи клиента), а также с помощью специального терминального оборудования осуществляет авторизацию карточки, т.е. определяет ее пригодность для платежей и наличие на картсчете требуемой суммы. При этом возможен и голосовой запрос в процессинговый центр. В случае положительного результата авторизации оформляются платежные документы, клиент расписывается на чеке или счете.
- Бухгалтерский учет на предприятии
- Проблемы автоматизации бухгалтерского учета
- Потоки информационного взаимодействия на предприятии по финансовым вопросам
- Классификация бухгалтерских программ и систем
- Мини-бухгалтерия
- Функциональные возможности типовой бухгалтерской мини-системы
- Комплексная автоматизация бухгалтерского учета
- Типовая структура комплексной бухгалтерской системы
- Автоматизация складского и оперативно-хозяйственного учета
- Автоматизация расчета заработной платы
- 1.2.5. Домашняя бухгалтерия
- Тенденции развития бухгалтерских систем
- Информатизация банковской деятельности
- Информационная поддержка финансовых институтов в рыночной экономике
- Система финансовых рынков
- Классификация банковских информационных систем
- Унифицированные решения в сфере автоматизации банковской деятельности
- Структурная схема комплексной автоматизации банка
- Функции модулей автоматизации учетных операций
- Функции модулей анализа и формирования отчетности
- Структура системы планирования банковской деятельности
- Автоматизация работы филиалов банка
- Системы интерактивного обслуживания
- Перспективы развития интерактивных услуг
- Банковские карточки в России
- Функциональная схема платежной системы
- Интернет-банкинг
- Video banking в виде системы интерактивного общения клиента с персоналом банка.
- Тенденции банковской автоматизации
- Распределенная депозитарная система. Проблемы и решения
- Информационные технологии депозитарного учета
- Информационные технологии реестродержателя
- Автоматизация фондовой торговли
- Автоматизация в торговле
- Документооборот в торговле
- Автоматизация учета в торговле
- Штрих-коды как средство автоматизации торговых операций
- Безналичные расчеты с покупателем
- Автоматизация внешнеэкономической деятельности