logo
IS_po_otraslyam

Video banking в виде системы интерактивного общения клиента с персоналом банка.

Классический вариант системы интернет-банкинга включает в себя полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам - юридическим и физическим лицам в офисах банка (кроме операций с наличными деньгами). С помощью систем интернет-банкинга можно обеспечить покупку и продажу безналичной валюты, оплачивать ус­луги, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, пе­реводить средства по своим счетам и, конечно, отслеживать все бан­ковские операции по своим счетам за любой промежуток времени. При необходимости этот перечень может быть расширен.

Использование систем интернет-банкинга дает ряд преимуществ:

Безопасность финансовых транзакций в системах интернет- банкинга обеспечивается современными технологиями программно- аппаратной защиты. При их квалифицированной реализации уровень защищенности дает практически 100%-ную гарантию конфиденци­альности операций, что обеспечивает сохранность средств. Для бан­ков это актуально в не меньшей степени, чем для клиентов, так как на карту поставлены не только финансовые средства банка, но и его де­ловая репутация. Можно с уверенностью сказать, что тенденция здесь положительная.

Интернет-банкинг за рубежом. Еще до 1995 г., когда Интернет не был так широко распространен, банки предоставляли удаленный доступ к счету через системы "клиент-банк". Для этого на стороне клиента устанавливалось специальное программное обеспечение, и обмен информацией с банком, как правило, происходил через прямое модемное соединение. Такие системы применялись в первую очередь корпоративными клиентами, и на Западе к сегодняшнему дню почти все банки модернизировали их до уровня клиент-Интернет-банк.

Сам факт, что многие услуги могут быть осуществлены дистан­ционно через глобальную сеть, привел к тому, что банк как физиче­ский объект (здание и пр.) в принципе может не существовать. В свою очередь, теоретически это приводит к снижению операционных издержек, уменьшению стоимости услуг и повышению прибыли са­мого банка. Именно по этим причинам с 1995 по 2000 г. в США и в Европе стали открываться так называемые "виртуальные банки", у которых не существовало ни одного офиса. Открытие счета и управ­ление им, получение кредита - все это осуществлялось только через Интернет.

По данным Банка международных расчетов, наибольшее распро­странение интернет-банкинг получил в Австрии, Финляндии, Корее, Сингапуре, Испании, Швеции и Швейцарии, однако занимаются им преимущественно традиционные, а не "виртуальные" банки. В Фин­ляндии до одной трети клиентов пользуются банковским обслужива­нием через Интернет. В США к концу 2000 г. интернет-банкинг был сконцентрирован в крупнейших банках, на долю которых приходилось 90% американских активов. Транзакционный интернет-банкинг пред­лагали 37% банков и 18% планировали его освоение. Число "виртуаль­ных" банков относительно небольшое, порядка 20. Самым первым виртуальным банком считается американский Security First Network Bank, открывшийся 18 октября 1995 г. За первые полтора года сущест­вования средний прирост капитала банка составлял 20% в месяц, акти­вы выросли до 40 млн долл., было открыто более 10 тыс. клиентских счетов. В Европе первым виртуальным банком был Advance Bank, дочерняя структура Дрезденской банковской группы (Германия). Подразделение появилось в 1996 г. В 2000 г., когда стереотипы новой экономики развеялись и стало понятно, что не любая компания, дей­ствующая через Интернет, может использовать сетевой эффект, а для клиентов банков главное - надежность и безопасность, а не доступ к счету 24 часа в сутки, многие виртуальные банки прекратили свое существование. Тем не менее большинство из них было приобретено традиционными банками для использования их как одного из каналов предоставления собственных услуг.

Ряд западных брокерских компаний начинает захватывать самых ценных индивидуальных клиентов - тех, кто мыслит категориями Уолл-стрита, т.е. активно действует на финансовом рынке.

Предоставление оп-Нпе-кредитов - еще один перспективный вид бизнеса, которым занимаются специализированные ссудные компа­нии (в частности, компании LendingTree.com и E-Loan Inc.). В борьбу вступили и крупнейшие представители "карточного" бизнеса. Корпо­рация American Express открыла виртуальный банк Membership, а WingspanBank.com учредила чикагский Bank One Corp. Наконец, бан­ки все чаще сталкиваются с угрозой со стороны совершенно неожи­данных конкурентов - компаний, выпускающих программное обес­печение.

Интернет-банкинг в России. Он имеет уже восьмилетнюю ис­торию, что по нынешним временам не так уж и мало. Первая система удаленного управления банковскими счетами "Домашний банк" Ав­тобанка начала функционировать в мае 1998 г., как раз накануне де­фолта. Конечно, кризис не мог не отразиться на состоянии дел, но в последние годы интерес к этой услуге возрос, а результаты не замед­лили сказаться.

По уровню "интернетизации" Россия в 2003 г. находилась на од­ной ступени с Бразилией и Индонезией (4% населения страны). Се­годня большинство российских банков готовы или готовятся предос­тавлять услуги с помощью Интернета. При этом многие банки ориен­тируются не на собственные разработки, а на программные продукты, поставляемые "под ключ".

Отечественные банковские организации не уступают сегодня своим западным коллегам в освоении WAP-банкинга - удаленное управление счетами посредством мобильного телефона, оснащенного специальным программным обеспечением на базе протокола беспро­водной передачи данных. Еще одна услуга, предоставляемая банками владельцам сотовых телефонов, - SMS-банкинг. С помощью службы коротких сообщений (SMS), которая есть у любого оператора сото­вой связи, клиент сможет получить всю информацию о состоянии расчетных счетов (остатков по счету), а также выписки по счету за требуемый период. По мнению экспертов, эта услуга имеет гораздо больше перспектив, чем WAP-банкинг. Во-первых, благодаря деше­визне, а во-вторых, за счет большей скорости передачи данных - в десятки раз быстрее.

Главной национальной особенностью продвижения интернет- банкинга является тот факт, что в России у населения сформирова­лась привычка хранить сбережения не в финансовых учреждениях, а дома, в наличной валюте. В результате в стране сложилась ситуация, когда потенциальные конкуренты по привлечению средств населения выступают скорее в качестве партнеров. По сути, речь идет о разви­тии нового рынка, его инфраструктуры, о решении общих проблем и, наконец, о формировании спроса на новые услуги, что не под силу даже крупнейшим банкам, если они будут действовать в одиночку.

С проблемой избыточности филиальной сети в условиях активно­го распространения интернет-банкинга уже столкнулись такие круп­ные европейские банки, как Deutsche Bank и банк ABN AMRO. Од­нако существуют связанные с интернет-банкингом проблемы, общие для всех российских банков:

В России практически отсутствует стройная правовая система, ко­торая должна была бы регулировать правовые отношения в области электронной коммерции вообще и в сфере финансовых услуг в частно­сти. В то же время нормы действующего законодательства все же по­зволяют при определенных усилиях построить правильные договор­ные отношения между продавцом и потребителем интернет-услуг.

Организация безопасности - традиционная проблема. Связанные с ней вопросы - одни из самых болезненных при разработке систем оп-Ппе-сервиса и принятии решения о начале коммерческой эксплуа­тации. Проблема безопасности часто становится доминирующей, мешая развивать интернет-услуги. При решении этой проблемы нуж­но только трезво оценивать и учитывать риски, связанные с ней, а не отказываться от перспективного начинания.

Еще одна очень важная проблема состоит в отсутствии в России культуры потребления даже традиционных финансовых услуг. Реше­ние этой проблемы может занять достаточно большой промежуток времени. Однако давно замечено: темпы освоения обществом новых технологий растут с появлением новых разработок. Так, по интен­сивности продвижения услуг Интернет опережает телевидение. По­этому распространение новых высокотехнологичных услуг может принести большую отдачу, чем продвижение традиционных услуг. Инициатива здесь находится в руках поставщиков услуг, а не потре­бителей в отношении формирования массовой культуры потребления финансовых услуг и интернет-банкинга.

Для сложившейся в настоящий момент ситуации в российском интернет-банкинге характерны следующие тенденции:

Названные проблемы являются российской спецификой. В ос­новном же тенденции развития российского интернет-банкинга схо­жи с общемировыми.

Одна из основных проблем практического внедрения систем ин­тернет-банкинга - обеспечение информационной безопасности.

Возможная топология системы безопасности. Система безопасно­сти интернет-банкинга базируется на четырех основных составляющих.

  1. Продуманная организация сети. Основная идея здесь заключа­ется в том, чтобы на сервере, к которому открыт доступ из глобаль­ной сети Интернет, не хранилась секретная информация. Для этого сервер распределения ключей и база данных, содержащая информа­цию для обслуживания клиентов, выносятся в отдельный сегмент сети, к которому невозможен доступ из глобальной сети.

  2. Обеспечение безопасного обмена данными между клиентом и сервером, доступным из глобальной сети. Для этого используются алгоритмы шифрования трафика, которые в сочетании с контролем со стороны центра сертификации ключей позволяют исключить си­туацию подмены сервера.

  3. Наличие пакета регламентирующих документов, содержащего подробные инструкции о правилах использования открытых и закры­тых ключей, описание процедур выдачи и замены ключей, а также рекомендации по срокам устаревания электронных ключей.

4. Раннее выявление недостатков в системе безопасности путем сопоставления протоколов обмена сообщениями на стороне клиента и сервера. В случае обнаружения несовпадений транзакция отменяет­ся, проводится оповещение администратора системы безопасности, а ключ пользователя (или сервера) считается невалидным. Нужно при­знать, что данная система существенно снижает мобильность рабоче­го места клиента, поскольку протокол в этом случае придется вво­дить на каждом новом рабочем месте. Необходимость применения данных мер может быть оценена с учетом типа предоставляемых клиенту услуг.

К проблемам стоит отнести отсутствие встроенных алгоритмов шифрования трафика в стандартных браузерах с длиной ключа более 128 бит и отсутствие сертификационных центров на территории Рос­сии. В соответствии с содержанием предоставляемых услуг возмож­но создание специальных присоединяемых (подключаемых) компо­нентов plug-in к браузерам, поддерживающих более надежные алго­ритмы шифрования.

Интернет-банкинг создает новые возможности для клиентов бан­ков по работе с перечисленными ниже финансовыми инструментами:

• привлечение дополнительных средств и кредитование населе­ния; большое внимание для такой системы должно уделяться просто­те, доступности и привлекательности пользовательского интерфейса, обеспечению "естественности" всех операций.

Одним из важных факторов успешного функционирования сис­темы интернет-банкинга является охват наиболее широкого спектра операций с клиентами и банковских продуктов. Этот фактор, с одной стороны, способствует привлечению клиентов, а с другой - позволяет банку получить максимальную отдачу от системы интернет- банкинга. Также очевидно, что система, чтобы приносить прибыль, должна иметь достаточно большой срок жизни и при этом нормально развиваться вместе с банком, обеспечивая расширение круга банков­ских продуктов и ввод новых сервисных функций без привлечения огромных ресурсов в ходе эксплуатации. Таким образом, нормальное развитие системы невозможно без обеспечения ее масштабируемости и гибкости.