Классификация банковских информационных систем
Рост требований к современным банковским системам определяется рядом факторов. Наиболее важными из них, с одной стороны, являются изменение экономической обстановки в России и исчезновение легких способов получения прибыли, в то время как инвестиции в промышленность все еще ограничены. С другой стороны, необходимость радикального улучшения поддержки принимаемых решений для повышения эффективности стратегической линии банка, а также его финансовых вложений требует новых подходов к информационной поддержке банковской деятельности. Основные факторы влияния, определяемые внешней средой и сложившимися стереотипами, и управляемые факторы, допускающие изменения в деятельности за счет принимаемых решений в зависимости от стратегических целей, представлены на рис. 1.8.
Исторически развитие автоматизированных банковских систем (АБС) прошло ряд этапов.
Основные характеристики предлагаемых на этих этапах решений отражены в табл. 1.2. Каждый из них представлен системами соответствующих поколений.
I. Начальный этап автоматизации был основан на использовании автономных рабочих мест банковских специалистов; этап характеризуется относительной простотой реализации, возможностью быстрого внедрения, малочисленностью команды разработчиков, практической независимостью от коммуникаций.
Факторы влияния на формирование миссии и целей банка
Переход к единому операционному дню - естественный шаг на пути к формированию единой банковской бухгалтерии, ориентированной на отчетность.
Потребности в расширении возможностей по анализу деятельности банка и его клиентов привели к созданию интегрированных систем банковского учета, нацеленных на расширение аналитических возможностей в многофилиальном банке, в том числе и возможности анализа клиентской базы.
Возможности автоматизированных банковских систем различных поколений
Развитие АБС, направленных на интегрированность в отношении возможностей анализа отчетности и на многофункциональность системы управления банковской деятельностью.
Создание интегрированных АБС (ИАБС), ориентированных на использование распределенных, комплексных, адаптивных систем управления банковской деятельностью. Характерными чертами такого рода систем являются формирование единого информационного пространства, адаптируемость в зависимости от изменяющихся требований и внешних условий (включая изменения законодательства и нормативов, расширение номенклатуры услуг), комплексность решений, основанных на системах проектирования информационных систем.
Можно выделить следующие основные требования, предъявляемые к интегрированной автоматизированной банковской системе.
Открытость интегрированных АБС.
Соответствие основным банковским принципам:
Операционная | Средства коммуника | Правовая поддержка | Дополнительные | Примеры |
система | ции | возможности |
| |
|
|
|
| Киевский |
DOS | Дискеты | Минимальна | Отсутствуют | операционный день |
DOS Net Ware | ЛВС Электронная почта | Защита по паролям Права доступа | Консолидированный баланс Нормативы | Diasoft Программ- банк R-Bank |
| ЛВС |
|
|
|
DOS |
| Автономная |
| Сибторг-банк |
Клиент-банк | справочная | Анализ |
| |
Net Ware |
| система | финансового | RS-Bank |
Коммуникационный сервер | Шаблоны | состояния | Diasoft | |
| Встроенные |
|
| Ва-Банк+ |
ЛВС по схеме "клиент- сервер" | средства SWIFT Глобальные сети | Встроенная справочная система | Управление отдельными направлениями | DiasoftBANK 4x4 RS-Bank IB System Object |
ЛВС по схеме "клиент- сервер" с распределенными БД | Развитые телекоммуникационные возможности Открытые протоколы | Встроенная справочная система Адаптация под законодательные акты и потребности клиентов | Комплексное управление банковской деятельностью Виртуальные услуги | Некоторые зарубежные системы DiasoftBANK 5NT. IB System Object "Новая Афина" |
регламентированный автоматизированный документооборот;
единство учета, контроля и хранения документов;
единство содержательного и формального учета;
единство аналитического и синтетического учета;
мультивалютность и настраиваемость на западные нормативы;
замкнутость цикла обработки финансовых операций.
Обеспечение единого информационного пространства.
Настраиваемость на конкретные приложения и пользователей, в том числе настраиваемость спецификаций.
Обеспечение управляемости банковской деятельности:
управление стратегией и тактикой развития банковской деятельности;
управление портфелями активов и пассивов;
прогнозирование состояния внешней и внутренней среды (рынков и ресурсов);
консолидация и управляемость сетью филиалов;
администрирование электронного документооборота, прав и полномочий.
Надежность, защищенность и безопасность.
Дисциплина и единый регламент документирования, сопровождения и модификации.
Для реализации перечисленных требований и обеспечения структурной и функциональной полноты интегрированных АБС для крупных российских банков необходимо обеспечить адаптивность технологических решений под конкретные условия функционирования.
Определяющими являются знание особенностей банка собственными специалистами и наличие развитых технологий проектирования у специализированной организации. Именно этот симбиоз наиболее существен наряду с соблюдением ряда принципов проектирования интегрированной АБС, типичных для комплексной автоматизации управленческой деятельности.
Особое внимание следует уделить использованию глобальных информационно-аналитических возможностей в системе. Это позволит решить следующие организационные, информационные и технические задачи:
оперативный доступ к информации экспертов и лиц, принимающих решения (ЛПР);
предоставление требуемой информации в разнообразных форматах, удобных для дальнейшего анализа.
В результате решения перечисленных выше задач обеспечиваются:
расширение спектра услуг как для отечественных, так и для зарубежных клиентов;
эффективное выполнение международных финансовых операций;
оптимизация работы филиалов и отделений за счет учета спектра услуг, необходимых в определенном регионе.
Конкретная разработка и ее реализация имеют свои особенности и предопределяют необходимость уточнения рассмотренных общих принципов, но это, как отмечалось выше, предмет особого разговора. Приведенные выше соображения не ограничиваются банковской сферой, а имеют достаточно общий характер.
- Бухгалтерский учет на предприятии
- Проблемы автоматизации бухгалтерского учета
- Потоки информационного взаимодействия на предприятии по финансовым вопросам
- Классификация бухгалтерских программ и систем
- Мини-бухгалтерия
- Функциональные возможности типовой бухгалтерской мини-системы
- Комплексная автоматизация бухгалтерского учета
- Типовая структура комплексной бухгалтерской системы
- Автоматизация складского и оперативно-хозяйственного учета
- Автоматизация расчета заработной платы
- 1.2.5. Домашняя бухгалтерия
- Тенденции развития бухгалтерских систем
- Информатизация банковской деятельности
- Информационная поддержка финансовых институтов в рыночной экономике
- Система финансовых рынков
- Классификация банковских информационных систем
- Унифицированные решения в сфере автоматизации банковской деятельности
- Структурная схема комплексной автоматизации банка
- Функции модулей автоматизации учетных операций
- Функции модулей анализа и формирования отчетности
- Структура системы планирования банковской деятельности
- Автоматизация работы филиалов банка
- Системы интерактивного обслуживания
- Перспективы развития интерактивных услуг
- Банковские карточки в России
- Функциональная схема платежной системы
- Интернет-банкинг
- Video banking в виде системы интерактивного общения клиента с персоналом банка.
- Тенденции банковской автоматизации
- Распределенная депозитарная система. Проблемы и решения
- Информационные технологии депозитарного учета
- Информационные технологии реестродержателя
- Автоматизация фондовой торговли
- Автоматизация в торговле
- Документооборот в торговле
- Автоматизация учета в торговле
- Штрих-коды как средство автоматизации торговых операций
- Безналичные расчеты с покупателем
- Автоматизация внешнеэкономической деятельности