Автоматизация внешнеэкономической деятельности
Автоматизация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ориентирована как на организаторов такой деятельности, так и на ее участников. Особенностью ВЭД является обеспечение адекватного существующему законодательству трансграничного взаимодействия между партнерами как в материальной (переход границы товарами и услугами), так и в финансовой (финансовые расчеты) сферах. В данную категорию участников экономического процесса входят внешнеторговые организации, поставщики и покупатели товаров и услуг, таможенные органы и ряд других участников ВЭД. Направления деятельности, требующие информационной поддержки, охватывают:
экспорт и импорт (торговля, логистика, таможенный комплекс, подготовка контрактов и платежных документов);
туристический и гостиничный бизнес;
отчетность иностранных и совместных компаний (отчетность по россйским и международным стандартам финансовой отчетности, автоматизация деятельности представительств иностранных компаний и др.).
Для большинства участников ВЭД структура взаимодействия отдельных ее участников поддается унификации. Как правило, соответствующие блоки могут быть встроены в типовое информационное обеспечение производственной деятельности. Это характерно для предприятий торговли, логистических компаний, производственных компаний, осуществляющих совместную с иностранными партнерами деятельность. В то же время некоторые участники ВЭД имеют свою специфику, как, например, таможенные органы, основная деятельность которых ориентирована именно на эту сферу.
Рассмотрим особенности автоматизации применительно к некоторым конкретным группам участников ВЭД.
Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии внешнеэкономической деятельности. Предусматривает ведение двух планов счетов - рублевого и валютного. Механизм автоматического переноса проводок за месяц из рублевого плана счетов в валютный предусматривает перенос проводок по курсу на дату совершения операции, за исключением проводок по материалам и основным средствам.
При автоматизации учета импортных материалов пользователь заносит информацию об импортируемых материалах, перечисленных в счете, и суммы таможенных платежей. Расчет себестоимости каждого материала включает пропорционально распределенные таможенные затраты. Полученная себестоимость при проведении документа фиксируется в справочнике материалов. Формируются соответствующие проводки по оприходованию материалов и распределению затрат на таможенные расходы.
Автоматизация логистики импортных и экспортных поставок. Позволяет осуществлять логистический контроль за выполнением конкретных заказов. Как правило, учет заказов по поставке/получению товаров организуется в реальном времени, по каждому конкретному заказу отслеживаются все операции с момента поступления заказа до полной его оплаты и отгрузки.
Первоначальным документом является заказ. В документе отражаются номенклатура и количество товара, данные о поставщике, фирме-покупателе. После ответа поставщика формируется счет, кон- кретизующий цену и сроки поставки. Система должна поддерживать комфортный для покупателя режим, в частности предусматривать поддержание системы резервирования товаров и услуг, а также системы скидок постоянным покупателям/контрагентам.
В момент отгрузки товара от поставщика создается документ "Отгрузочная накладная". Ведется контроль заказанного товара, заказанного, но не отгруженного товара и отгруженного поставщиком товара. Осуществляется контроль взаиморасчетов с поставщиком.
При получении товара создается приходная накладная на склад организации. В случае некондиции/недопоставки товара создается документ "Накладная несоответствия", который влияет на взаиморасчеты с поставщиком и остатки товара на складе. Отдельные документы формируются при перемещении товара. Особые группы документов формируются для осуществления и контроля платежей по заказу, для отгрузки товара и др. Все документы формируются в разрезе заказа.
Обеспечивается получение аналитической отчетности по направлениям контроля перевозок, поставок, движения и использования товаров, расчетов. Отчеты могут формироваться в различных валютах как на русском, так и английском языках. Они предусматривают анализ финансово-хозяйственной деятельности логистической компании или группы компаний в целом.
Естественным для автоматизации системы международных поставок является автоматизация подготовки грузовых таможенных деклараций и всего комплекта таможенных документов. Поэтому актуально наличие информационного обеспечения для контроля правильности заполнения таможенных документов, определения ошибок и корректировки документов, а также акцентирование моментов, требующих особого внимания.
Информационное обеспечение таможенных функций. Комплексы таможенных программ ориентированы как на таможенные органы, так и на клиентов, осуществляющих ВЭД.
Для субъектов ВЭД разработаны комплексы автоматизации склада временного хранения, подготовки отчетов для передачи в таможенные органы, подготовки отчетов таможенного брокера, автоматизированное рабочее место декларанта.
Аналитические подсистемы позволяют оценить выгодность внешнеторгового контракта.
Справочные подсистемы содержат тексты нормативных документов по таможенному и налоговому законодательству и внешнеэкономической деятельности, справочники по ВЭД, кодам товара и мировым ценам, по грузовым перевозкам и тарифам. Для таможенных органов предусмотрены проверка правильности заполнения комплекта таможенных документов и декларации, заполнение документов для перемещения грузов между таможнями, справочник среднеконтракт- ных цен товаров, ведение документов склада, учет и отчетность, автоматизация складской деятельности.
Программные реализации предусматривают, как правило, достаточно полный объем пользовательского интерфейса и сервисных функций, включая комплексную подготовку документов, ведение архива, автоматический расчет пошлин и сборов, работу одновременно с несколькими товарами и в интересах нескольких предприятий - участников ВЭД и др.
Для автоматизации взаимодействия склада временного хранения с таможенным органом реализуется ряд специфических функций: сообщается о прибытии транспортных средств, подготавливаются акты приемки и выдачи груза с временного хранения, осуществляется форматно-логический контроль присланных документов, сроков при прохождении грузов через склад, дистанционно передаются документы для таможенной проверки.
- Бухгалтерский учет на предприятии
- Проблемы автоматизации бухгалтерского учета
- Потоки информационного взаимодействия на предприятии по финансовым вопросам
- Классификация бухгалтерских программ и систем
- Мини-бухгалтерия
- Функциональные возможности типовой бухгалтерской мини-системы
- Комплексная автоматизация бухгалтерского учета
- Типовая структура комплексной бухгалтерской системы
- Автоматизация складского и оперативно-хозяйственного учета
- Автоматизация расчета заработной платы
- 1.2.5. Домашняя бухгалтерия
- Тенденции развития бухгалтерских систем
- Информатизация банковской деятельности
- Информационная поддержка финансовых институтов в рыночной экономике
- Система финансовых рынков
- Классификация банковских информационных систем
- Унифицированные решения в сфере автоматизации банковской деятельности
- Структурная схема комплексной автоматизации банка
- Функции модулей автоматизации учетных операций
- Функции модулей анализа и формирования отчетности
- Структура системы планирования банковской деятельности
- Автоматизация работы филиалов банка
- Системы интерактивного обслуживания
- Перспективы развития интерактивных услуг
- Банковские карточки в России
- Функциональная схема платежной системы
- Интернет-банкинг
- Video banking в виде системы интерактивного общения клиента с персоналом банка.
- Тенденции банковской автоматизации
- Распределенная депозитарная система. Проблемы и решения
- Информационные технологии депозитарного учета
- Информационные технологии реестродержателя
- Автоматизация фондовой торговли
- Автоматизация в торговле
- Документооборот в торговле
- Автоматизация учета в торговле
- Штрих-коды как средство автоматизации торговых операций
- Безналичные расчеты с покупателем
- Автоматизация внешнеэкономической деятельности