Российская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности
(в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 N 164-ФЗ,
от 30.12.2001 N 196-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
До принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее также - комментируемый Закон или Закон) правовые основы аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля в России были установлены Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5069.
Как в названном Указе, так и во Временных правилах, утвержденных этим Указом, предусматривалось, что Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации действуют только до принятия Федеральным Собранием закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность, каковым и явился комментируемый Закон.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве комментируемого Закона, необходимость совершенствования законодательства в части, касающейся аудиторской деятельности, была вызвана тем, что Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, сыграв важную роль в становлении аудита, уже не отражали в полной мере практику ведущих российских аудиторских организаций, опыта осуществления аудиторской деятельности в зарубежных странах, а также развития системы рыночных отношений. Тем не менее законопроект был разработан в преемственности с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Проект комментируемого Закона внесен в Государственную Думу Правительством РФ на основании распоряжения от 9 июня 1999 г. N 890-р <*> письмом от 9 июня 1999 г. N 2677п-П13 <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 24. Ст. 3022.
<**> Справочные правовые системы.
В первом чтении законопроект, которому присвоен N 99060013-2, принят Государственной Думой Постановлением от 5 апреля 2000 г. N 229-III ГД <1>, во втором - Постановлением от 11 июля 2001 г. N 1775-III ГД <2>. Закон принят Постановлением Государственной Думы от 13 июля 2001 г. N 1818-III ГД <3>, одобрен Постановлением Совета Федерации от 20 июля 2001 г. N 256-СФ <4> и подписан Президентом РФ 7 августа 2001 г. за N 119-ФЗ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1650.
<2> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3079.
<3> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3122.
<4> СЗ РФ. 2001. N 31. Ст. 3198.
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что после вступления в силу комментируемого Закона необходимо принять федеральный закон "О страховании гражданской ответственности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов". Однако к настоящему моменту не только не принят такой закон, но и не рассматривается соответствующий законопроект.
В комментируемый Закон изменения и дополнения вносились дважды:
в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" <*> в целый ряд положений комментируемого Закона внесены юридико-технические и лингвистические изменения;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4829.
в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <*> признаны утратившими силу п. п. 2 - 4 ст. 21 комментируемого Закона, устанавливающие административную ответственность в виде штрафов за нарушения законодательства Российской Федерации об аудите и порядок взыскания этих штрафов (см. комментарий к ст. 21 Закона).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
Приказом Министра финансов РФ от 1 июля 2004 г. N 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу <*>, в которой в качестве значительных изменений, произошедших в конце 1990-х - начале 2000-х годов в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, отмечено, что получил развитие рынок аудиторских услуг, возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия.
--------------------------------
<*> Российская Бизнес-газета. 2004. 20 июля. N 27.
В то же время, как отмечено в Концепции, несмотря на определенные успехи в развитии, в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы, которые проявляются в том числе:
в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;
в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
В качестве цели развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 годы) в Концепции указано создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.
Как указано в Концепции, дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Статья 1. Понятие аудиторской деятельности
Комментарий к статье 1
1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит определение понятия "аудиторская деятельность" - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Из приведенного определения можно вывести следующие признаки аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности.
Как определено в п. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Содержание аудиторской деятельности составляет проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Бухгалтерский учет согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <*> представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 48. Ст. 5369.
В соответствии с п. 2 ст. 1 названного Закона объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета, как установлено в п. 3 ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете", являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Понятие бухгалтерской отчетности определено в ст. 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете" как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Субъектами, проверка которых осуществляется в рамках аудиторской деятельности и которые названы в комментируемом Законе "аудируемые лица", являются организации и индивидуальные предприниматели.
Юридическим лицом согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Пунктом 1 ст. 23 ГК РФ установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст. 257 ГК РФ), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Следует отметить, что Федеральный закон "О бухгалтерском учете" имеет ограниченную сферу действия, которая определена в ст. 4 указанного Закона (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ и N 191-ФЗ <*>) следующим образом:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 2; Ст. 6; N 28. Ст. 2886.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 1);
граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. В целях Федерального закона "О бухгалтерском учете" адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2);
организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено п. 3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (п. 3).
В связи с изложенным представляется не вполне удачным то, что в определении понятия "аудиторская деятельность" указано на проверку бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также то, что, используя понятие "финансовая отчетность", законодатель так и не дал ему определения.
Осуществляемая в рамках аудиторской деятельности проверка носит независимый характер.
Независимость аудиторской проверки заключается в том, что проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности осуществляют лица, которые не несут ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и не находятся в какой-либо зависимости от лиц, несущих ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Гарантии независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов закреплены в ст. 12 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 12 Закона).
- 7 Августа 2001 года n 119-фз
- Российская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что аудит осуществляется в соответствии с:
- 3. Согласно п. 3 комментируемой статьи целью аудита является выражение мнения:
- Объем аудита
- Разумная уверенность
- Создание инфраструктуры применения мсфо
- Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности
- 2004 - 2007 Годы:
- 2008 - 2010 Годы:
- 1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены три вида осуществления аудитором аудиторской деятельности:
- Аудитор - работник аудиторской организации
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено, что аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Закрытое акционерное общество
- Производственный кооператив
- 1. Комментируемая статья содержит императивные нормы, т.Е. Правила, которым должен соответствовать договор оказания аудиторских услуг (см. Комментарий к ст. 5 Закона), в части:
- Открытые акционерные общества
- Банки и другие кредитные организации
- Страховые организации
- Товарные и фондовые биржи
- Инвестиционные фонды
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Организации сельскохозяйственной кооперации
- Агентство по страхованию вкладов
- Организаторы лотерей
- 2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Тем самым индивидуальные аудиторы лишены права проводить обязательный аудит.
- 1) Сведения в военной области:
- 2) Сведения в области экономики, науки и техники:
- 2. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязанность сохранять конфиденциальность в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, для:
- 3. В абзаце 1 п. 4 комментируемой статьи установлено, что в случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков:
- 20 Октября 1999 г., Протокол n 6:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
- Документирование аудита
- Аудиторские доказательства
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие "заведомо ложное аудиторское заключение". Заведомо ложное аудиторское заключение является таковым в одном из двух случаев:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены последствия составления заведомо ложного аудиторского заключения.
- 1. Положения комментируемой статьи направлены на обеспечение реализации такого основного принципа аудита, как независимость.
- Общие положения
- Угроза независимости
- Меры предосторожности
- Период выполнения задания
- 1. Комментируемая статья устанавливает обязательность страхования аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг.
- 2. Страхование ответственности по договору регулируется нормами гл. 48 "Страхование" части второй Гражданского кодекса рф.
- 2) Установить квалификационные требования и разработать методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех уровней, для чего:
- 6) По мере необходимости реализовать учебные программы, обеспечивающие потребность аудиторской организации (индивидуального аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями, для чего:
- 7) Определить квалификационные характеристики для различных уровней ответственности в аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего:
- 8) Оценивать работу работников и доводить до их сведения результаты оценки, для чего:
- 9) Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении работников в должности, для чего:
- 2) Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников, для проведения аудиторских проверок, для чего:
- 3) Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего:
- 1) Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
- 1) Установить методы оценки потенциальных аудируемых лиц, для чего:
- 2) Оценить аудируемое лицо в случае наступления определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним, для чего:
- 1) Определить объем и содержание программы аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества, для чего:
- 1. Как определено в п. 1 комментируемой статьи, аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
- 2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает следующие обязательные требованиям к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:
- Порядок проведения аттестации
- Порядок обучения и повышения квалификации аудиторов
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи установлены основания, по которым аннулируется квалификационный аттестат аудитора.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи определены основные функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
- Аккредитация профессиональных аудиторских объединений
- 1. Комментируемая статья содержит положения о совете по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи обозначены основные функции совета:
- 1. Комментируемая статья определяет статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
- Обязательные условия и требования
- Порядок прохождения процедуры аккредитации
- Порядок отзыва аккредитации
- Контроль
- Рассмотрение жалоб
- 1. Комментируемая статья содержит положения об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.
- 2. В отношении видов юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об аудите необходимо отметить следующее.
- Уголовная ответственность
- Административная ответственность
- Гражданско-правовая ответственность