Функциональная схема платежной системы
Далее по предусмотренной в конкретной платежной системе схеме происходит списание предусмотренной платежом суммы и комиссионных за обслуживание с картсчета клиента в пользу торговой точки и банка.
Высокие требования предъявляются к коммутационному центру. Он должен, в частности, обеспечивать:
отказоустойчивую работу в любое время суток;
высокий уровень производительности обработки потока операций (транзакций);
наращиваемость без прерывания работы системы;
относительную открытость протоколов взаимодействия;
защищенность транзакций;
простоту эксплуатации и обслуживания;
целостность данных системы.
Такие системы создаются не отдельными банками, а, как правило, их объединениями со специальной структурой. Все это требует значительных инвестиций.
Платежные системы взаимодействуют по иерархическому принципу: от локальной системы платежей через корпоративную, региональную, национальную платежные системы к международной.
При всей неоднозначности подходов к такого рода проектам российских банков потенциально достаточно интересным в свое время выглядел проект национальной платежной системы, хотя его реализация затруднена конкурентными интересами многих участников этого сегмента рынка банковских услуг. Такая система должна была бы обеспечивать:
качественный сервис для владельцев БК;
более дешевые по сравнению с международными системами продукты и услуги;
рентабельность прохождения даже самых мелких платежей;
использование российского банка в качестве расчетного;
расчеты на базе российского законодательства;
реализацию розничных платежей на основе российских технических средств;
совместимость с международными стандартами.
Одним из наиболее важных вопросов развития бизнеса расчетов на основе банковских карточек является обеспечение безопасности.
Ущерб от мошенничества с банковскими карточками в странах с развитой экономикой составляет 10-15% потерь среди всех видов злоупотреблений в бизнесе. Объемы ежегодных потерь крупнейших платежных систем от мошенничества составляют суммы, соизмеримые с 1 млрд долл. США, а в России - с 1 млн долл. и сохраняются на уровне 0,5% оборота.
Значительные усилия и существенные материальные затраты направляются на повышение уровня безопасности и внедрение новых технических решений и стандартов обслуживания, прежде всего микропроцессорных, или чиповых, карт. Эти карты в силу роста их оперативной памяти обеспечивают возможность внедрения совершенных механизмов защиты, включая сертифицированные ключи и биометрические методы. Широкое распространение таких карт планируется уже в самое ближайшее время.
Микропроцессорные карточки. Особый интерес представляют смарт-карты, т.е. карточки со встроенным процессором. Ряд фирм, среди которых первой в России, пожалуй, была фирма "АйТи", предложили несколько проектов Smart City ("умного" города). Проект реализован в некоторых моногородах, в частности "газовых" и "нефтяных". Суть его заключается в следующем.
В качестве клиентских БК используются микропроцессорные карточки, специально разработанные для финансовых приложений. Карточки работают в режиме "электронный кошелек", причем предусмотрено несколько зон памяти, имеющих различные параметры и условия доступа. Внешний вид карточки индивидуален для каждого банка-эмитента.
Платежные терминалы устанавливаются в магазинах и предприятиях сферы обслуживания для осуществления платежей с помощью смарт-карт. Предусматривается защита терминала от считывания информации. Съем информации с терминалов (инкассация) осуществляется с использованием так называемых "служебных" карт. Терминальное устройство может применяться и как специальное устройство, подключенное к электронному кассовому аппарату. Устройство может быть также встроено в кассовый аппарат наравне со считывателем штрих-кодов.
В банке или в расчетном центре устанавливается центральная процессинговая система, которая интегрируется с собственно банковской системой учета платежей и ведения клиентских счетов. В
центральной процессинговой системе ведутся различные базы данных, в том числе:
по клиентам;
по точкам торговли (обслуживания);
по устройствам (платежным и банковским терминалам, банкоматам и другим устройствам удаленного обслуживания клиентов);
по транзакциям с использованием карточек;
по недееспособным карточкам ("горячим" спискам) и др.
Предусматриваются также:
дополнение списка клиентов, в том числе по начислениям зарплаты;
обеспечение системы безопасности;
электронная персонализация и выпуск смарт-карт;
авторизация и обработка поступающих транзакций (операций);
генерация всевозможных отчетов, в том числе по транзакциям по конкретному счету;
интерфейс с процессинговыми системами для проведения клиринга и расчетов.
Банковские терминалы используются для занесения денег на карточку, а также для просмотра балансов, кредитования и дебетования "электронного кошелька", смены PIN-кода, предоставления отчетности владельцу карты.
Станция печати служит для графической персонализации карточек клиента. Станция состоит из персонального компьютера, цифровой видеокамеры со вспышкой или цветного сканера, видеоплаты обработки изображений и принтера для печати на карточках. Для выпуска комбинированных карточек возможно включение кодирующего устройства для записи на магнитную полосу.
Банкоматы используются с усиленными криптографическими возможностями для поддержания режима off-line.
Криптосервер играет одну из центральных ролей во всей системе, так как безопасность платежной системы и отдельных "электронных кошельков" является узловым вопросом существования платежной системы.
Основные функции платежной системы:
выпуск карт;
помещение средств на карточку и снятие наличных денег;
обеспечение контроля за расходованием средств и лимитов;
обеспечение совершения покупок в точках торговли (обслуживания);
сбор транзакций;
составление "горячих" списков;
контроль за прохождением транзакций и внутренний аудит;
обеспечение высокого уровня безопасности;
реализация клиринговых функций между участниками платежной системы.
Системы безналичных расчетов на основе смарт-карт обладают рядом несомненных достоинств:
существенно снижается проблема наличных денег в регионе, в том числе в связи с неплатежами;
ускоряются расчеты в регионе;
упрощается инкассация.
Микропроцессорные карты имеют ряд преимуществ по сравнению с магнитными:
внутренние механизмы защиты информации, позволяющие предотвратить различного рода махинации и повысить безопасность;
меньшая зависимость от линий связи при использовании режима off-line, что особенно важно при низком качестве отечественных линий связи;
организационные преимущества использования режима off-line;
расширенные возможности по использованию карт благодаря их значительно большей информационной емкости.
Все это определяет особый интерес к микропроцессорным карточкам. Большой проект реализуется в настоящее время Сбербанком РФ. Следует отметить использование микропроцессорных карточек компании VISA Int., а также развитие стандартов совместимости такого рода карт, поддерживаемое компьютерным бизнесом. При этом появляется возможность приобретения товаров через Интернет, создания единой идентификационной карты и др.
Перспективами развития рынка интерактивных услуг с использованием банковских карточек являются:
более тесная интеграция между платежными системами, создание межсистемных шлюзов на взаимовыгодной основе;
развитие сети телекоммуникаций, в том числе и для БК, что будет способствовать ускорению авторизации и, следовательно, предоставлению более быстрого и широкого обслуживания клиентов;
интеграция в единой системе как магнитных, так и электронных карточек, в частности более широкое использование технологии "электронного кошелька" для ряда категорий населения с ограниченным достатком (например, для пенсионеров);
развитие для широких слоев населения комплексных решений, основанных на БК, прежде всего на микропроцессорных картах, включая пенсионное обслуживание, страхование, паевые и инвестиционные фонды;
использование БК в качестве идентификаторов личности, в том числе наподобие единого социального номера.
Карточка становится многофункциональной. Неразвитость рынка кредитных карточек банки стремятся компенсировать расширением набора существующих услуг. Карточка может стать страховым полисом, проездным билетом и удостоверением личности. Банки пытаются предоставить владельцам карт возможность получать по ним скидки или бонусы при расчетах за покупки, выпускают партнерские карты (например, с Аэрофлотом, ГУМом, сетевыми магазинами и компаниями).
Наиболее быстро распространяется практика платежей через банкоматы. Так можно оплачивать сотовую связь, доступ в Интернет, IP-телефонию, спутниковое телевидение. Проблемы тут возникают, если поблизости нет банкомата того банка, который выдал вам карту, но и эта проблема решается.
Расширяются возможности оплаты по карточке с помощью телефона или Интернета. Естественно, вопрос заключается в безопасном использовании пластиковой карты и в возможности клиента отказаться от операции.
С 1 апреля 2003 г. VISA изменила правила расчетов в Интернете, и теперь при использовании стандарта 3D Secure происходит сдвиг ответственности с магазина на держателя карты. Держатель получает в банке специальный пароль для платежей в Интернете, который знает только он, и если злоумышленники захотят расплатиться его картой, у них ничего не выйдет без пароля. При совершении платежа по банковской карте через Интернет или по телефону клиент вводит не параметры своей пластиковой карты, а параметры сервисной карты, которая привязана к его банковской карточке, а точнее, к банковскому счету.
Чиповые карточки могут вместить гораздо больше информации, что позволяет им стать страховыми полисами, проездными билетами, документами, удостоверяющими личность, или дисконтными картами, а часто всем вместе. Пример - так называемая "социальная карта москвича", по которой пенсионеры бесплатно ездят, получают скидки в аптеках и на которую получают пенсию. Пластиковые карты для студентов, путешественников, автомобилистов обеспечивают соответствующие скидки по специфицированным для каждой группы пользователей товарам и услугам. Появились даже специальные женские банковские карты, позволяющие не только расплачиваться, но и получать скидки, например, в парфюмерных магазинах.
Дополнительные сервисы владельцам карточек предоставляют либо банки, либо платежные системы. Это хорошее средство для привлечения новых клиентов. Но и для клиента дополнительные сервисы очень удобны. Он, к примеру, может бесплатно или на льготных условиях застраховать свою поездку по России или за границей. К тому же если он снимает наличные деньги с такой карточки, то платит за это определенный процент, а если он, например, в магазине оплачивает товар, то расходы за банковскую услугу берет на себя магазин.
Развитие системы сервисов сдерживается прежде всего отсутствием достаточного числа банкоматов, POS-терминалов, особенно в регионах, а также низким уровнем распространения самих карточек. Но "карточный бум" в России не за горами: следует говорить о больших возможностях и новых перспективах БК.
- Бухгалтерский учет на предприятии
- Проблемы автоматизации бухгалтерского учета
- Потоки информационного взаимодействия на предприятии по финансовым вопросам
- Классификация бухгалтерских программ и систем
- Мини-бухгалтерия
- Функциональные возможности типовой бухгалтерской мини-системы
- Комплексная автоматизация бухгалтерского учета
- Типовая структура комплексной бухгалтерской системы
- Автоматизация складского и оперативно-хозяйственного учета
- Автоматизация расчета заработной платы
- 1.2.5. Домашняя бухгалтерия
- Тенденции развития бухгалтерских систем
- Информатизация банковской деятельности
- Информационная поддержка финансовых институтов в рыночной экономике
- Система финансовых рынков
- Классификация банковских информационных систем
- Унифицированные решения в сфере автоматизации банковской деятельности
- Структурная схема комплексной автоматизации банка
- Функции модулей автоматизации учетных операций
- Функции модулей анализа и формирования отчетности
- Структура системы планирования банковской деятельности
- Автоматизация работы филиалов банка
- Системы интерактивного обслуживания
- Перспективы развития интерактивных услуг
- Банковские карточки в России
- Функциональная схема платежной системы
- Интернет-банкинг
- Video banking в виде системы интерактивного общения клиента с персоналом банка.
- Тенденции банковской автоматизации
- Распределенная депозитарная система. Проблемы и решения
- Информационные технологии депозитарного учета
- Информационные технологии реестродержателя
- Автоматизация фондовой торговли
- Автоматизация в торговле
- Документооборот в торговле
- Автоматизация учета в торговле
- Штрих-коды как средство автоматизации торговых операций
- Безналичные расчеты с покупателем
- Автоматизация внешнеэкономической деятельности