logo search
Аудит / КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО

1. В пункте 1 комментируемой статьи установлены основания, по которым аннулируется квалификационный аттестат аудитора.

В отношении этих оснований нужно отметить следующее.

Получение квалификационного аттестата аудитора

с использованием подложных документов (подп. 1)

Подложность документов означает, что в них были внесены заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их действительное содержание.

Как указано в п. 44 Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. N 93н, при выявлении фактов представления в Министерство финансов РФ недостоверных сведений и (или) подложных документов претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.

О документах, представляемых для получения квалификационного аттестата аудитора, см. комментарий к ст. 15 Закона.

Вступление в законную силу приговора суда,

предусматривающего наказание в виде лишения права

заниматься аудиторской деятельностью в течение

определенного срока (подп. 2)

В пункте "б" ч. 1 ст. 44 Уголовного кодекса РФ установлен такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно ч. 2 ст. 45 УК РФ этот вид наказания применяется в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний.

Статья 47 УК РФ содержит следующие положения о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1);

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2);

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3);

в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия (ч. 4).

Как установлено ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью установлен гл. 6 УИК РФ.

Об уголовной ответственности аудитора см. комментарий к ст. 21 Закона.

Несоблюдение требований ст. ст. 8 и 12

комментируемого Закона (подп. 3)

Статья 8 комментируемого Закона устанавливает правовой режим аудиторской тайны. Соответственно несоблюдение требований указанной статьи в качестве основания для аннулирования квалификационного аттестата заключается в разглашении аудитором сведений, составляющих аудиторскую тайну (см. комментарий к ст. 8 Закона).

Статья 12 комментируемого Закона содержит положения о независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Исходя из положений ст. 12 Закона, несоблюдение требований этой статьи в качестве основания для аннулирования квалификационного аттестата заключается в осуществлении аудита (см. комментарий к ст. 12 Закона):

аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности (подп. 1 п. 1);

аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) (подп. 2 п. 1).

Систематическое нарушение аудитором при проведении

аудита требований, установленных законодательством

Российской Федерации или Федеральными правилами

(стандартами) аудиторской деятельности (подп. 4)

Возможность аннулирования квалификационного аттестата у аудиторов, виновных в систематическом нарушении аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской проверки, предусмотрена в п. 4 ст. 14 комментируемого Закона.

Такие нарушения могут быть выявлены в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов. Проверяющие в этих случаях обязаны сообщить о фактах нарушений в уполномоченный федеральный орган (см. комментарий к ст. 14 Закона).

Подписание аудитором аудиторского заключения без

проведения аудиторской проверки (подп. 5)

В комментарии к ст. 11 Закона указывалось, что заведомо ложное аудиторское заключение является таковым в одном из двух случаев:

если аудиторское заключение составлено без проведения аудиторской проверки;

если аудиторское заключение составлено по результатам аудиторской проверки, но оно явно противоречит содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки.

В пункте 2 ст. 11 Закона в качестве одного из последствий составления заведомо ложного аудиторского заключения установлено аннулирование для лица, подписавшего такое заключение, квалификационного аттестата аудитора.

Однако, как уже отмечалось в комментарии к ст. 11 Закона, второй случай признания заведомо ложного аудиторского заключения таковым в п. 1 комментируемой статьи в качестве основания аннулирования квалификационного аттестата аудитора не предусмотрен.

Неосуществление аудитором в течение двух календарных

лет подряд аудиторской деятельности (подп. 6)

Подтверждением отсутствия рассматриваемого основания для аннулирования квалификационного аттестата аудитора являются документы о привлечении аудитора к участию в аудиторской проверке.

Следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 3 комментируемого Закона аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (см. комментарий к ст. 3 Закона).

Нарушение аудитором требования о прохождении обучения

по программам повышения квалификации (подп. 7)

В пункте 3 ст. 15 комментируемого Закона для каждого аудитора, имеющего квалификационный аттестат, установлена обязанность в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

О порядке прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации см. комментарий к ст. 15 Закона.

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в соответствии с п. 2 комментируемой статьи принимается уполномоченным федеральным органом. Там же установлено, что уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Об уполномоченном федеральном органе см. комментарий к ст. 18 Закона.

Согласно п. 3 комментируемой статьи лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора представляет собой ненормативный правовой акт органа государственной власти.

С учетом того, что выдача и аннулирование квалификационного аттестата аудитора связаны с квалификацией физических лиц, дела об обжаловании решений уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора подведомственны суду общей юрисдикции и рассматриваются в порядке, установленном гл. 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Гражданского процессуального кодекса РФ.

Как установлено ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление подается в суд по подсудности, установленной ст. ст. 24 - 27 ГПК РФ. Однако там же установлено, что заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти.

В соответствии с п. 4 ст. 254 ГПК РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Указанному сроку соответствует срок, установленный в п. 3 комментируемой статьи. Согласно ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с ч. 1 ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, решение которого оспаривается. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, как установлено ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Статья 258 ГПК РФ содержит следующее о решении суда и его реализации:

суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1);

решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, решения которого были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу (ч. 2);

в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в ч. 2 ст. 206 ГПК РФ (ч. 3);

суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4).

3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, в каких случаях аннулирования квалификационного аттестата и на какой срок лицо лишается права повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности.

Согласно абз. 1 п. 4 комментируемой статьи не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по следующим основаниям:

установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов (подп. 1 п. 1);

установлен факт несоблюдения требований ст. ст. 8 и 12 настоящего Федерального закона (подп. 3 п. 1);

установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (подп. 4 п. 1);

установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки (подп. 5 п. 1).

В соответствии с абз. 2 п. 4 комментируемой статьи лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован в связи со вступлением в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока, на этот же срок лишается права повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности.

Из положений п. 4 комментируемой статьи следует, что повторно обратиться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности может лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по следующим основаниям:

установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность (подп. 6 п. 1);

аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное ст. 15 комментируемого Закона (подп. 7 п. 1).

Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности

Комментарий к статье 17

1. Как установлено в п. 2 ст. 4 комментируемого Закона, аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренных комментируемым Законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Разумеется, это положение относится и к индивидуальным аудиторам (см. комментарий к ст. 4 Закона).

Комментируемая статья, содержащая положения о лицензировании аудиторской деятельности, отсылает к законодательству Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. При этом в п. 1 комментируемой статьи прямо указано, что в соответствии с указанным законодательством осуществляются выдача, приостановление и аннулирование лицензий.

Однако необходимо учитывать, что и комментируемый Закон содержит ряд положений о лицензировании аудиторской деятельности. Так, в п. 2 комментируемой статьи установлено, что датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии. Соответственно аудиторская организация или индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность с даты принятия решения о выдаче лицензии, а не с даты физического получения документа, подтверждающего наличие лицензии.

В положениях комментируемого Закона прямо указаны некоторые из оснований аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности:

согласно п. 2 ст. 11 Закона ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности влечет составление заведомо ложного аудиторского заключения (см. комментарий к ст. 11 Закона);

в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации (см. комментарий к ст. 14 Закона);

как указано в п. 4 ст. 14 Закона, вплоть до аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть привлечены к ответственности лица, виновные в систематическом нарушении требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (см. комментарий к ст. 14 Закона).

В пункте 2 ст. 18 комментируемого Закона среди основных функций уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности названы (см. комментарий к ст. 18 Закона):

организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий.

В соответствии с п. 4 ст. 20 комментируемого Закона аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов. Согласно п. 5 указанной статьи при аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или этот индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора (см. комментарий к ст. 20 Закона).

Как установлено в п. 3 ст. 22 комментируемого Закона, лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданные в установленном порядке до вступления в силу комментируемого Закона, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока новые лицензии могут быть выданы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о лицензировании (см. комментарий к ст. 22 Закона).

2. Аудиторская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*>, в п. 1 ст. 17 которого прямо об этом указано.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.

В целях названного Закона применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с указанным Законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Как установлено в п. 1 ст. 6 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

предоставление лицензий;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий;

возобновление действия лицензий;

аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном п. 3 ст. 13 указанного Закона);

ведение реестра лицензий;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В статье 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержатся следующие положения о сроке действия лицензии:

срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата;

продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии;

положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ <*>) для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093.

заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

В пункте 1 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" также установлено следующее:

кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами;

не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных указанным Законом и иными федеральными законами;

все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом;

за представление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 2 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержатся положения о порядке принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии:

лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа;

более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии;

уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии;

уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа;

в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии;

лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.

Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Там же установлено, что не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Как установлено в ст. 10 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ <*>), в решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5037.

наименование лицензирующего органа;

наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, основной государственный регистрационный номер юридического лица - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемый вид деятельности;

срок действия лицензии;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер лицензии;

дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, определен в ст. 11 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ):

в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии (п. 1);

при переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления (п. 2);

за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 руб., которая зачисляется в соответствующий бюджет (п. 3).

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы имеют право:

проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату.

Статья 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит следующие положения о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии:

лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;

лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии;

лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии;

плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается (п. 1);

лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2);

лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии (п. 3);

лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, и (или) в случае, предусмотренном абз. 2 п. 1 настоящей статьи. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда (п. 4);

решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия (п. 5);

решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 6);

лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 7).

Как установлено в п. 1 ст. 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий помимо сведений, указанных в ст. 10 названного Закона, должны быть указаны:

сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

основание и дата аннулирования лицензии;

иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В пункте 2 ст. 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено следующее в отношении предоставления информации из реестра лицензий:

информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц;

информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей;

плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет;

информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно;

срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

Статья 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит следующие положения в отношении лицензионных сборов:

за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей;

за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей;

суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

Положение о лицензировании аудиторской деятельности (далее в настоящем пункте - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190 "О лицензировании аудиторской деятельности" (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731) <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1298; N 41. Ст. 3983.

Согласно п. 2 Положения лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ. Лицензирование аудиторской деятельности Минфином России предусмотрено также в перечне федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 9. Ст. 928.

В соответствии с п. 3 Положения лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз.

Форма бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности утверждена Приказом Минфина России от 1 апреля 2002 г. N 26н <*>.

--------------------------------

<*> Российская газета. 2002. 22 мая. N 89.

В пункте 4 Положения установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:

а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;

г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

В соответствии с п. 5 Положения для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

б) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

в) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

г) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

д) копии учредительных документов и копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

е) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора;

ж) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов - при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации;

з) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации - при наличии в штате организации иностранных граждан и/или не проживающих постоянно на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации.

Если копии указанных документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

В пункте 6 Положения установлено, что лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности.

В соответствии с п. 7 Положения основанием для проведения проверки являются:

а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

При проведении проверки лицензиат согласно п. 8 Положения обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.

Пункт 9 Положения содержит следующее в отношении проведения проверки:

проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа;

срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней;

лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов;

по результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган в соответствии с п. 10 Положения обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Согласно п. 11 Положения лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика:

наименование, организационно-правовая форма, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов - для аудиторской организации;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов - для индивидуального аудитора;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии;

е) дата принятия решения о выдаче лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.

Как установлено в п. 12 Положения, лицензирующий орган руководствуется при проведении лицензирования и предоставлении информации из реестра лицензий Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.

В целях практической реализации Положения о лицензировании аудиторской деятельности с учетом необходимости обеспечения единообразия в процессе лицензирования Минфин России письмом от 11 апреля 2002 г. N 28-05-01/781/СШ представил Перечень документов, требований и условий, которым следует руководствоваться при подаче в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности <*> (далее в настоящем пункте - Перечень).

--------------------------------

<*> Аудиторские ведомости. 2002. N 5.

Как указано в п. 2 Перечня, лицензия на осуществление аудиторской деятельности, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством, первоначально выдается на срок 5 лет. При этом отдельные виды аудиторской деятельности законодательством не предусмотрены. Срок действия лицензии по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.

Согласно п. 3 Перечня для предоставления лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы (в одном экземпляре):

а) для индивидуального предпринимателя - заявление о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства (домашний адрес по месту регистрации в паспорте), данные документа, удостоверяющего личность; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, нотариально заверенные копии всех имеющихся у соискателя лицензии типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) для юридического лица - заявление о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения (почтового адреса и (или) адресов используемых юридическим лицом для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений); копии учредительных документов и копию документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом); копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; сведения о кадровом составе (кроме хозяйственного и обслуживающего персонала) организации (с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности, данных о наличии квалификационных аттестатов аудитора, гражданства и страны постоянного проживания всех штатных работников организации, включая нотариально заверенные копии всех имеющихся у кадрового состава организации типов квалификационных аттестатов аудитора).

В случае отсутствия в кадровом составе организации иностранных граждан и не проживающих постоянно на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации соискателем лицензии представляются сведения о руководителях организации, их заместителях и состоящих в штате организации аттестованных аудиторах (с подтверждением в письменной форме факта отсутствия в кадровом составе организации иностранных граждан и не проживающих постоянно на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации).

В пункте 4 Перечня установлено следующее:

все документы, представленные в лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом;

документы, представленные в лицензирующий орган для предоставления лицензии, соискателю лицензии не возвращаются;

срок рассмотрения документов - 60 дней со дня поступления в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами, соответствующими установленным требованиям.

Согласно п. 5 Перечня предоставление лицензии аудиторской организации осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) аудиторская организация является коммерческой организацией (за исключением аудиторских союзов сельскохозяйственных кооперативов);

б) аудиторская организация не может иметь форму открытого акционерного общества;

в) аудиторская деятельность заявлена как вид деятельности организации в учредительных документах;

г) уставный (складочный) капитал, заявленный в учредительных документах, должен соответствовать требованиям законодательства с учетом действовавшего минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации аудиторской организации (кроме аудиторских союзов сельскохозяйственных кооперативов);

д) не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно (более 183 дней в течение календарного года) проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%, при этом хозяйственный и обслуживающий персонал организации в расчете ее кадрового состава не учитывается;

е) в аудиторской организации должны работать аудиторы (с 9 сентября 2003 г. в штате аудиторской организации должны состоять не менее пяти аудиторов), которые имеют действующие квалификационные аттестаты аудитора, сроки действия которых истекают не ранее 90 дней после даты отметки о поступлении в лицензирующий орган документов на предоставление лицензии (вне зависимости от типов аттестатов);

ж) представление в лицензирующий орган для предоставления лицензии всех документов, указанных в подп. "б" п. 3 Перечня, оформленных в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 6 Перечня предоставление лицензии индивидуальному предпринимателю осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) наличие действующего квалификационного аттестата аудитора, срок действия которого истекает не ранее 90 дней после даты отметки о поступлении в лицензирующий орган документов на предоставление лицензии (вне зависимости от типа аттестата);

б) аудиторская деятельность заявлена как вид деятельности в свидетельстве о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

в) отсутствие вступившего в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

г) представление в лицензирующий орган для предоставления лицензии всех документов, указанных в подп. "а" п. 3 Перечня, оформленных в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов.

В пункте 7 Перечня указано, что недостоверная или искаженная информация в документах, представленных соискателями лицензии, является основанием для отказа в предоставлении лицензии.

Как указано в п. 8 Перечня, за представление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Перечня за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей.

За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.

Суммы указанных лицензионных сборов зачисляются в федеральный бюджет по следующим банковским реквизитам:

получатель: ИНН 7733056014 ОФК по СЗАО г. Москвы;

текущий счет 40101810300000010033;

банк получателя: Отделение N 1 Московского ГТУ Банка России;

БИК 044583001.

В Перечне также установлено следующее:

лицензия может быть аннулирована лицензирующим органом без обращения в суд при неуплате лицензионного сбора в размере 1000 руб. в течение трех месяцев с даты принятия решения о ее предоставлении. Документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора в размере 1000 руб., должен быть в течение указанного срока представлен в лицензирующий орган (п. 10);

выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится после представления лицензиатом в лицензирующий орган документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора в сумме 1000 руб. по банковским реквизитам, указанным в п. 9 Перечня (п. 11);

документ (оформленный бланк), подтверждающий наличие лицензии, лицензиат может получить лично или доверить его получение по доверенности (без пересылки по почте), выданной соответствующей аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в установленном порядке доверенному лицу (с нотариальным заверением доверенности для получения бланка лицензии, принадлежащего индивидуальному аудитору), в Департаменте организации аудиторской деятельности Минфина России по адресу: г. Москва, Ветошный переулок, дом 5/4, - предварительно согласовав с сотрудниками соответствующего подразделения Департамента дату и время своего прибытия для прохода в служебное здание Департамента и при наличии документа, удостоверяющего личность граждан (паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение личности для военнослужащих) (п. 12);

документы на лицензирование подаются лично в экспедицию Минфина России по адресу: 103097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9 (подъезд N 5) - или высылаются почтой по указанному адресу (п. 13);

заявление соискателя о предоставлении лицензии подается в Минфин России - Департамент организации аудиторской деятельности. В заявлении указываются: лицензируемый вид деятельности - аудиторская, срок действия лицензии - 5 лет и сведения, предусмотренные подп. "а" п. 3 Перечня, - для индивидуального предпринимателя и подп. "б" п. 3 - для юридического лица. Заявление с указанием даты его составления подписывается руководителем и заверяется печатью аудиторской организации; от индивидуального предпринимателя - подписывается соискателем лицензии (п. 14).

В Перечне также указаны контактные телефоны Департамента организации аудиторской деятельности по вопросам приема документов и выдачи лицензий:

лицензирование аудиторских организаций - (095) 298-05-27; внутренние телефоны - 2-52, 2-53;

лицензирование индивидуальных аудиторов - (095) 298-03-21; внутренние телефоны - 2-47, 2-48.

Следует отметить, что Минфин России в письме от 1 апреля 2004 г. N 28-01-20/817/СШ <*> сообщил о временном приостановлении лицензирования аудиторской деятельности на период проведения организационных мероприятий в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В этом же письме Минфин России обратился к соискателям лицензий с просьбой воздержаться от подачи заявлений о предоставлении лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

--------------------------------

<*> Финансовая газета. 2004. N 16.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлен запрет аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам оказывать сопутствующие аудиту услуги без получения соответствующей лицензии в случаях, если оказание таких услуг требует получения соответствующей лицензии.

Как определено в п. 6 ст. 1 комментируемого Закона, под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Соответственно в случае, если оказываемая сопутствующая аудиту услуга указана в ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", то для ее оказания необходимо получить лицензию.

Следует учитывать, что действие Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", как указано в п. 2 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ <*>), не распространяется на следующие виды деятельности:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 11. Ст. 956.

деятельность кредитных организаций;

деятельность, связанную с защитой государственной тайны;

деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

деятельность в области связи;

биржевую деятельность;

деятельность в области таможенного дела;

нотариальную деятельность;

страховую деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;

деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

осуществление внешнеэкономических операций;

осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;

приобретение оружия и патронов к нему;

использование результатов интеллектуальной деятельности;

использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);

использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;

образовательную деятельность.

Статья 18. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности

Комментарий к статье 18

1. Пунктом 1 комментируемой статьи установлено, что функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ.

Определение Правительством РФ уполномоченного федерального органа исполнительной власти основывается на положении ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" о том, что Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определено Министерство финансов РФ.

Согласно п. 1 комментируемой статьи положение о федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности утверждает Правительство РФ. Данное положение согласуется с положением ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", в соответствии с которым Правительство РФ утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Согласно структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Минфин России является федеральным министерством, находящимся в ведении Правительства РФ, и ему подведомственны:

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба страхового надзора;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Федеральное казначейство (федеральная служба).

В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" <*>, изданного в соответствии с названным Указом Президента РФ, указано, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1478.

Согласно п. 2 указанного Постановления Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В пункте 3 Постановления определено, что Минфин России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы Федерального казначейства.

В соответствии с п. 4 Постановления основными задачами Минфина России являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Положение о Министерстве финансов Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" <*>. В пункте 2 названного Постановления установлено, что Минфин России до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации осуществляет полномочия по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные комментируемым Законом.

--------------------------------

<*> Российская газета. 2004. 31 июля. N 162.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов РФ Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности.