1. Положения комментируемой статьи направлены на обеспечение реализации такого основного принципа аудита, как независимость.
В пункте 1 комментируемой статьи перечислены случаи, когда возникает зависимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов от аудируемых лиц и соответственно аудит осуществляться не может:
подпункт 1 - непосредственная зависимость аудитора от аудируемого лица - аудитор является учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
подпункт 2 - опосредованная через близкое родство зависимость аудитора от аудируемого лица - аудитор является близким родственником (родителем, супругом, братом, сестрой, сыном, дочерью, а также братом, сестрой, родителем или сыном или дочерью супруга) одного из указанных в подп. 1 лиц аудируемого лица (учредителя (участника) аудируемого лица, его руководителя, бухгалтера или иного лица, несущего ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности);
подпункт 3 - непосредственная зависимость аудиторской организации от аудируемого лица - руководитель или иное должностное лицо аудиторской организации является учредителем (участником) аудируемого лица, его должностным лицом, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
подпункт 4 - опосредованная через близкое родство зависимость аудиторской организации от аудируемого лица - руководитель или иное должностное лицо аудиторской организации является близким родственником (родителем, супругом, братом, сестрой, сыном, дочерью, а также братом, сестрой, родителем или сыном или дочерью супруга) одного из указанных в подп. 3 лиц аудируемого лица (учредителя (участника) аудируемого лица, его должностного лица, бухгалтера или иного лица, несущего ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности);
подпункт 5 - зависимость аудиторской организации от аудируемого лица, опосредованная:
участием организации или индивидуального предпринимателя, являющихся аудируемыми лицами, в аудиторской организации;
участием аудиторской организации в организации, являющейся аудируемым лицом;
участием аудиторской организации в организации, чьи дочерняя организация, филиал или представительство являются аудируемым лицом;
наличием общих учредителей (участников) аудиторской организации и организации, являющейся аудируемым лицом;
подпункт 6 - зависимость аудиторской организации или индивидуального аудитора от результатов аудиторской проверки вследствие того, что эта аудиторская организация или индивидуальный аудитор оказывали аудируемому лицу в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 комментируемого Закона несоблюдение требований комментируемой статьи является одним из оснований для аннулирования квалификационного аттестата аудитора (см. комментарий к ст. 16 Закона).
2. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 5 Закона), в соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ к договорам оказания аудиторских услуг применяются правила гл. 39 "Возмездное оказание услуг" части второй Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с общим правилом, закрепленным в п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В изъятие из приведенного положения в п. 2 комментируемой статьи установлено, что порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Как установлено в ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Таким образом, в силу ст. 168 ГК РФ несоответствие договора оказания аудиторских услуг требованию, изложенному в п. 2 комментируемой статьи, означает ничтожность такого договора.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ ничтожной сделкой является сделка, которая недействительна независимо от признания ее таковой судом. В соответствии с п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В статье 167 ГК РФ содержатся следующие общие положения о последствиях недействительности сделки:
недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1);
при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2);
если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время (п. 3).
Учитывая то, что в п. 2 комментируемой статьи требование установлено только в отношении порядка выплаты и размера денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита и оказание сопутствующих ему услуг, возможно применение ст. 180 ГК РФ, согласно которой недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
3. В комментарии к ст. 1 Закона говорилось о том, что согласно п. 3 Правила (стандарта) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" независимость является одним из этических принципов, которыми должен руководствоваться аудитор при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Выше также говорилось (см. комментарий к ст. 3 Закона) о том, что в соответствии с п. п. 15 и 16 Кодекса этики аудиторов России (далее в настоящем пункте - Кодекс) независимость является одним из фундаментальных принципов, которые обязан соблюдать аудитор для достижения профессиональных целей.
В пункте 16.2 Кодекса установлено, что при предоставлении профессиональных услуг аудитор должен быть независим от аудируемых лиц и от третьих лиц.
Принципу независимости посвящена ст. 8 Кодекса "Независимость". Следует отметить, что согласно п. 17 Кодекса цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не направлены на решение этических проблем, стоящих перед аудитором в каждом конкретном случае. Однако Кодекс, как также указано в п. 17, содержит рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в аудиторской практике.
Статья 8 Кодекса содержит общие положения, а также положения, распределенные по следующим разделам:
меры предосторожности;
период выполнения задания;
угроза независимости.
- 7 Августа 2001 года n 119-фз
- Российская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что аудит осуществляется в соответствии с:
- 3. Согласно п. 3 комментируемой статьи целью аудита является выражение мнения:
- Объем аудита
- Разумная уверенность
- Создание инфраструктуры применения мсфо
- Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности
- 2004 - 2007 Годы:
- 2008 - 2010 Годы:
- 1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены три вида осуществления аудитором аудиторской деятельности:
- Аудитор - работник аудиторской организации
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено, что аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Закрытое акционерное общество
- Производственный кооператив
- 1. Комментируемая статья содержит императивные нормы, т.Е. Правила, которым должен соответствовать договор оказания аудиторских услуг (см. Комментарий к ст. 5 Закона), в части:
- Открытые акционерные общества
- Банки и другие кредитные организации
- Страховые организации
- Товарные и фондовые биржи
- Инвестиционные фонды
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Организации сельскохозяйственной кооперации
- Агентство по страхованию вкладов
- Организаторы лотерей
- 2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Тем самым индивидуальные аудиторы лишены права проводить обязательный аудит.
- 1) Сведения в военной области:
- 2) Сведения в области экономики, науки и техники:
- 2. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязанность сохранять конфиденциальность в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, для:
- 3. В абзаце 1 п. 4 комментируемой статьи установлено, что в случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков:
- 20 Октября 1999 г., Протокол n 6:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
- Документирование аудита
- Аудиторские доказательства
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие "заведомо ложное аудиторское заключение". Заведомо ложное аудиторское заключение является таковым в одном из двух случаев:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены последствия составления заведомо ложного аудиторского заключения.
- 1. Положения комментируемой статьи направлены на обеспечение реализации такого основного принципа аудита, как независимость.
- Общие положения
- Угроза независимости
- Меры предосторожности
- Период выполнения задания
- 1. Комментируемая статья устанавливает обязательность страхования аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг.
- 2. Страхование ответственности по договору регулируется нормами гл. 48 "Страхование" части второй Гражданского кодекса рф.
- 2) Установить квалификационные требования и разработать методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех уровней, для чего:
- 6) По мере необходимости реализовать учебные программы, обеспечивающие потребность аудиторской организации (индивидуального аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями, для чего:
- 7) Определить квалификационные характеристики для различных уровней ответственности в аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего:
- 8) Оценивать работу работников и доводить до их сведения результаты оценки, для чего:
- 9) Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении работников в должности, для чего:
- 2) Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников, для проведения аудиторских проверок, для чего:
- 3) Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего:
- 1) Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
- 1) Установить методы оценки потенциальных аудируемых лиц, для чего:
- 2) Оценить аудируемое лицо в случае наступления определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним, для чего:
- 1) Определить объем и содержание программы аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества, для чего:
- 1. Как определено в п. 1 комментируемой статьи, аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
- 2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает следующие обязательные требованиям к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:
- Порядок проведения аттестации
- Порядок обучения и повышения квалификации аудиторов
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи установлены основания, по которым аннулируется квалификационный аттестат аудитора.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи определены основные функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
- Аккредитация профессиональных аудиторских объединений
- 1. Комментируемая статья содержит положения о совете по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи обозначены основные функции совета:
- 1. Комментируемая статья определяет статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
- Обязательные условия и требования
- Порядок прохождения процедуры аккредитации
- Порядок отзыва аккредитации
- Контроль
- Рассмотрение жалоб
- 1. Комментируемая статья содержит положения об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.
- 2. В отношении видов юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об аудите необходимо отметить следующее.
- Уголовная ответственность
- Административная ответственность
- Гражданско-правовая ответственность