17.2. Методика обобщения результатов внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Законом Украины «О предприятиях в Украине» предусмотрено, что контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий осуществляется собственником на основании нормативно-правовых актов общегосударственного и ведомственного характера. В структурах управления акционерных обществ, корпораций, компаний и других созданы подразделения аудиторов, на которые возложены обязанности выполнения функций внутреннего аудита. К функциям внутреннего аудита относят проведение оперативного, текущего и ретроспективного (комплексные ревизии) контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий по приказам собственников. Кроме контрольных функций подразделения внутреннего аудита предоставляют консультативные услуги по прогнозу производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и зарубежном рынках, ценообразования, предупреждения потерь и т. п.
Нормативными актами о финансово-хозяйственном контроле и нормами гражданского и уголовного права предусмотрено, что результаты внутреннего аудита (ревизии) оформляют актом, подписанным руководителем бригады контролеров, руководителем и главным бухгалтером предприятия, деятельность которого контролируется.
Акт внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия — это служебный документ, подтверждающий факт проведения аудита должностными лицами, а также отражающий результаты контроля относительно последствий отдельных хозяйственных операций или деятельности предприятия в целом, выявленные недостатки в хозяйствовании или соблюдении нормативно-правовых актов.
Акт комплексного аудита производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как правило, составляет бригада контролеров (комиссия, группа), назначенная органом собственника. В нем систематизировано излагают результаты проверки объектов предпринимательства, составляющих в совокупности производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Акт комплексного аудита является юридическим доказательством недостатков, нарушений законодательных актов, вследствие чего собственнику причинен ущерб, выявленный в процессе аудита. Поэтому его следует составлять с учетом требований гражданского законодательства, а также ведомственных инструкций, положений и других нормативных документов, утвержденных министерствами и ведомствами. Национальные нормативы аудита не распространяются на внутренний аудит, а только на внешний — независимые аудиторские фирмы (аудиторов), которые редко проводят комплексный аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Гражданским законодательством предусматривается обязательное участие в аудите лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность предприятия, поэтому нельзя допускать неточностей, случающихся в отдельных актах, — «аудит проводился в присутствии», «аудит проводился с ведома» и пр. Обязательно указывают документы, проверенные сплошным и выборочным способом, с оформлением хозяйственных операций, чтобы в случае необходимости можно было установить, была ли конкретная хозяйственная операция объектом контроля аудитора и какие выводы сделал аудитор.
Акт комплексного аудита производственной и финансово-хозяйственной деятельности состоит из вступительной и основной частей и приложений.
Вступительная часть акта комплексного аудита включает дату и местонахождение контролируемого предприятия, состав бригады аудиторов, контролируемый период, основания для проведения аудита, время его проведения и другие данные о полноте проверки отдельных операций, средств, периодов проверки и др.
Примерная схема вступительной части акта комплексного аудита производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлена в прил. 1.
Основную часть акта комплексного аудита составляют по разделам в соответствии с программой, утвержденной руководителем организации, назначившей аудит. Разделы акта комплексного аудита содержат систематизированное изложение недостатков по экономической однородности объектов (хозяйственным операциям, процессам). Ведомственными инструкциями по аудиту финансово-хозяйственной деятельности предприятий предусмотрены разделы акта и их содержание. Обобщение практики контрольно-аудиторской работы в разных отраслях народного хозяйства позволяет унифицировать разделы акта комплексного аудита. Их объединяют в три группы:
1) разделы, в которых излагаются результаты аудита использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов (аудит операций с денежными средствами в кассе и на счетах в банке, с товарно-материальными ценностями, использования трудовых ресурсов и оплаты труда и др.);
2) разделы аудита производства и реализации продукции, работ и услуг, их себестоимости и рентабельности (ревизия операций по производству и реализации продукции, затрат себестоимости продукции, контроль рентабельности продукции и пр.);
3) разделы аудита инвестиций, фондов, резервов, расчетов, результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (аудит инвестиционной деятельности, операций специальных фондов и резервов, кредитно-расчетных взаимоотношений, контроль результатов хозяйствования и т. д.).
В представленной структуре разделов акта комплексного аудита освещают использование ресурсов предприятия, производство продукции, работ и услуг, их реализацию и результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности. В каждом разделе акта выявленные недостатки группируют по однородности и весомости их для деятельности контролируемого предприятия.
Разделы акта составляют на основе группировочного журнала аудитора, промежуточных актов аудита, а также аналитических таблиц, ведомостей, графиков.
Промежуточные акты составляют в процессе контроля деятельности материально ответственных лиц, т.е. тогда, когда необходимо зафиксировать результаты контроля в момент его выполнения. Например, внезапная ревизия денег в кассе, инвентаризация дефицитных материалов на складе, контрольный раскрой тканей и запуск сырья в производство продукции и др. Эти акты подписывают члены бригады аудиторов и материально ответственные лица или другие должностные лица (мастера, прорабы, маркшейдеры). Содержание промежуточных актов не повторяют в основном акте комплексного аудита. Так, из промежуточного акта ревизии денег в кассе в основной акт комплексного аудита включают только дату проверки, недостачу или излишки средств и состояние их сохранности со ссылкой на промежуточный акт, приведенный в приложении. Промежуточные акты и пояснительные записки материально ответственных лиц прилагают к основному акту комплексного аудита вместе с другими систематизированными и сгруппированными материалами (группировочными ведомостями переплат заработной платы, машинограмм перерасходов сырья и др.).
Нельзя подменять аудит анализом деятельности предприятия, ограничиваться исследованием общих отклонений от плана без документальной проверки причин их возникновения, не устанавливая лиц, ответственных за конкретные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности и нарушения законодательства.
Приложения к акту комплексного аудита — это промежуточные акты ревизий, аналитические ведомости, таблицы, машинограммы, графики, пояснительные записки материально ответственных работников и служебных лиц, копии первичных документов и учетных регистров и др. Содержание их аналогично содержанию промежуточных актов излагают в разделе основного акта комплексного аудита.
На основании собранных фактов аудитор обобщает выявленные недостатки в акте, ссылаясь на составленные им документы. Приложения к акту нумеруют в хронологическом порядке и подписывают аудиторы и лица, ответственные за финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Стилистика акта аудиторского контроля должна соответствовать требованиям делового языка документа, составленного в официально-деловом стиле. Этот стиль относится к книжно-письменным и по своим признакам близок научному.
Составляя акт комплексного аудита, не нужно применять термины, содержащие юридическую квалификацию деятельности отдельных лиц, как, например, «злоупотребление», «халатность», «хищение», «присвоение средств» и т. п. Оценивая хозяйственные операции или деятельность должностных лиц, следует ограничиваться экономической терминологией «недостача», «излишек», «материальный ущерб». Необходимо конкретно указывать, какие нормативно-правовые акты, инструкции, положения нарушаются на предприятии, в чем это проявляется, кто и в какой степени ответствен за причиненный ущерб, необходимо указывать конкретное лицо, вид ответственности (индивидуальная, коллективная) и сумму ущерба. Кроме того, необходимо определить, кто из должностных лиц предприятия ответствен за бесхозяйственность или действия, приведшие к материальному ущербу.
Излагать факты, давать им оценку в акте аудита необходимо понятным и общедоступным языком, не злоупотребляя профессиональной лексикой («сторно», «дебет», «кредит» и др.), рассчитывая на то, что акт аудиторского контроля могут изучать работники разных специальностей и уровней подготовки. Факты в акте нужно освещать кратко и четко, ссылаясь на документы бухгалтерского учета, законодательные акты, инструкции, положения и т. д.
Недопустимо ограничиваться только фиксацией недостатков, следует излагать причины отклонений и нарушений. Нельзя, например, только констатировать невыполнение плана производства продукции в заданном ассортименте, необходимо установить, составлялись ли договоры на поставку сырья, кто из поставщиков их не выполнил, какие меры приняты и насколько они действенны для предупреждения этих недостатков в будущем.
Акт комплексного аудита не должен иметь описательный характер. В таком случае глубокая комплексная проверка будет подменена обзором финансово-хозяйственной деятельности, т.е. ознакомлением с деятельностью предприятия, без исследования выявленных недостатков, их обоснования соответствующими фактами и документами, т.е. системой доказательств.
Нумерацию разделов акта аудита, таблиц, схем, ведомостей обозначают арабскими цифрами. Это одинаково касается обозначения месяцев года, которые в разделах акта записывают в полном наименовании (приходный ордер № 40 от 16 января 19 _ г., товарно-транспортная накладная № 175 от 20 февраля 19 _ г.). В таблицах, ведомостях, машинограммах дату операции можно записывать так: 06.07.99 (шестого числа, июля месяца, 1999 г.).
Аббревиатуры в акте аудита, если они не общеупотребительные, расшифровывают.
В актах аудита, справках о проведенных контрольных тематических проверках и других документах, где отображают результаты контроля, подписи членов комиссии размещают не по должностям, а по обязанностям, которые они выполняют в составе бригады контролеров. Так, для проведения комплексного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия в состав бригады включены 5 работников — контролер-аудитор (председатель), старший бухгалтер, экономист по ценам, товаровед, инспектор по кадрам (члены бригады). В акте комплексного аудита они именуются соответственно председатель и члены бригады контролеров.
Членов бригады в акте комплексного аудита указывают по алфавиту, размещая инициалы перед фамилией. Расшифровку подписей в скобки не берут.
В тех случаях, когда руководитель или главный бухгалтер предприятия имеют возражения или замечания к акту аудиторского контроля, они излагают их в письменной форме (не позднее чем через три дня со дня подписания акта) и прилагают к акту.
- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе
- 1.1. Сущность, задачи, функции и содержание экономического контроля
- 1.2. Экономический контроль в системе наук
- 1.3. Классификация организационных форм и видов экономического контроля
- 1.4. Содержание и виды экономического контроля
- 1.5. Государственный контроль монопольной деятельности предприятий на товарном рынке
- 1.6. Банки и их контрольные функции в государстве
- 1.7. Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
- Глава 2. Финансово-хозяйственный контроль
- 2.1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи
- 2.2. Функции финансово-хозяйственного контроля и аудита в формировании рыночных отношений
- 2.3. Государственная контрольно-ревизионная служба и ее функции в финансовом контроле
- Глава 3. Аудиторский контроль, его возникновение и развитие, содержание, классификация и организация
- 3.1. Возникновение и развитие аудита в системе финансово-хозяйственного контроля
- 3.2. Содержание и функции аудиторского контроля
- 3.3. Классификация организационных форм аудиторского контроля
- 3.4. Организация аудиторской деятельности
- 3.5. Аудит рисков в бизнесе и их классификация
- 3.6. Отличие аудита от ревизии финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизы
- Глава 4. Методологические и нормативные основы аудиторского контроля
- 4.1. Принципы аудиторского контроля
- 4.2. Предмет аудиторского контроля
- 4.3. Объекты аудиторского контроля
- 4.4. Метод аудиторского контроля
- Метод финансово-хозяйственного контроля, аудита
- 4.5. Международные и национальные стандарты (нормы) аудита
- Продолжение табл. 4.2
- Продолжение табл. 4.3
- Продолжение табл. 4.3
- Окончание табл. 4.3
- Глава 5. Методические приемы и контрольно-аудиторские процедуры
- 5.1. Сущность и содержание методических приемов и контрольно-аудиторских процедур
- 5.2. Органолептические методические приемы
- 5.3. Выборочные и сплошные наблюдения в финансово-хозяйственном контроле и аудите
- Акт контрольной проверки инвентаризации ценностей на складе
- 5.4. Расчетно-аналитические методические приемы
- 5.5. Документальные методические приемы и их контрольно-аудиторские процедуры
- Взаимной выверки расчетов с дебиторами и кредиторами
- Глава 6. Контрольно-аудиторский процесс и его стадии
- 6.1. Содержание контрольно-аудиторского процесса
- 6.2. Предысследовательская стадия контрольно-аудиторского процесса
- 6.3. Исследовательская и завершающая стадии контрольно-аудиторского процесса
- Пользователя с эвм
- 6.4. Сетевые графики и применение их в контрольно-аудиторском процессе
- 6.5. Аудиторский риск, его прогнозирование и оптимизация
- 7.1. Основы научной организации контрольно-аудиторского процесса
- 7.2. Научная организация труда в контрольно-аудиторском процессе
- 7.3. Организация рабочего места аудитора с внедрением нот
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.1. Содержание, задачи, классификация информационного обеспечения финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.2. Экономическая информация, ее классификация и назначение в контрольно-аудиторском процессе
- 8.3. Кодирование экономической информации и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 8.4. Фактографическая информация и ее использование в финансово-хозяйственном контроле и аудите в условиях асои
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.1. Новые компьютерные технологии обработки информации в контрольно-аудиторском процессе
- 9.2. Характеристика автоматизированных систем обработки экономической информации, функционирование и принципы построения
- 9.3. Классификация технико-экономической информации и ее применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.4. Проектная документация к созданию асои и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 9.5. Контроль защиты данных асои
- 9.6. Особенности контрольно-аудиторского процесса в условиях асои
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций
- 10.1. Аудиторская (экспертная) оценка стоимости объектов приватизации и аренды
- Пример расчета
- 10.2. Особенности аудита финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий
- 10.3. Особенности аудита деятельности акционерных обществ и предприятий-эмитентов
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности
- 11.1. Содержание и структура капитала субъекта хозяйствования и задача его аудита
- 11.2. Аудит формирования и использования капитала в предпринимательской деятельности
- 11.3. Аудит акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг
- 11.4. Аудит эмиссии ценных бумаг и фондовые биржи
- 11.5. Государственный контроль и аудит регистрации ценных бумаг
- 11.6. Аудит эффективности внешнеэкономических операций
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках
- 12.1. Задачи, организация и функции финансового контроля и аудита в банках
- 12.2. Контроль и аудит деятельности коммерческого банка
- 12.3. Внутренний аудит в коммерческих банках
- 12.4. Внутрибанковский контроль денежных билетов, монеты и других ценностей
- На "1" января 199_ г.
- 12.5. Контроль за соблюдением экономических нормативов в деятельности коммерческих банков
- 12.6. Аудиторский контроль и оценка качества кредитного портфеля банка
- 12.7. Аудиторский контроль по предупреждению убытков от кредитной деятельности коммерческих банков
- 12.8. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по международным стандартам
- 12.9. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по национальным стандартам
- 12.10. Аудит и банкротство банков
- 12.11. Аудит финансового состояния юридических лиц — акционеров (участников) коммерческих банков
- 1. Показатели платежеспособности
- 2. Показатели финансовой стабильности
- 3. Другие показатели финансового состояния
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ
- 13.1. Страховая деятельность и контроль ее организации в Украине
- 13.2. Финансовый контроль и аудит соблюдения страховыми организациями экономических нормативов
- 13.3. Доверительные общества и аудиторский контроль их деятельности
- 13.4. Аудит деятельности страховых компаний (акционерных обществ и предприятий — эмитентов облигаций)
- 13.5. Аудит в Национальной депозитарной системе с электронным обращением ценных бумаг
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности
- 14.1. Инвестиционная деятельность и задачи ее контроля
- 14.2. Объекты, источники информации и методические приемы аудита инвестиционной деятельности
- 14.3. Аудиторская экспертиза инвестиционных проектов
- 14.4. Аудиторский контроль капитальных вложений и ввод объектов и производственных мощностей в действие
- 14.5. Контрольные обмеры строительно-монтажных и ремонтных работ
- 14.6. Аудиторский контроль создания и внедрения новой техники
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния
- 15.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита результатов финансово-хозяйственной деятельности
- 15.2. Источники информации для аудита финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.3. Аудит общих финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.4. Аудит финансовой стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия
- 15.5. Аудит финансового состояния предприятия
- 15.6. Аудиторский контроль использования оборотных средств
- 15.7. Аудиторский контроль расчетных взаимоотношений и других активов и пассивов предприятия
- 15.8. Обобщение результатов аудиторского контроля финансового состояния предприятия
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля
- 16.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита
- 16.2. Аудиторская проверка состояния учета
- 16.3. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия
- 16.4. Аудиторская проверка состояния внутрихозяйственного контроля (аудита)
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 17.1. Методические приемы обобщения результатов контроля и аудита
- Изъятия документов из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- Реестр документов, изъятых из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- 17.2. Методика обобщения результатов внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- 17.3. Обобщение результатов внешнего аудита по национальным нормативам Украины
- 17.4. Методика составления акта (заключения) внешнего аудиторского контроля
- Аудиторское заключение
- (Примерная форма) на подтверждение бухгалтерского
- Баланса и финансовой отчетности
- Сп «Гермес» за 199_ г.
- 17.5. Возмещение материального ущерба, выявленного финансово-хозяйственным контролем и аудитом
- 17.6. Аудиторская оценка ущерба от нарушения хозяйственных договоров
- Простоев и форсирования производства
- 17.7. Профилактика недостатков и правонарушений в предпринимательской деятельности по данным контроля и аудита
- Приложения
- Комплексного аудита производственной и финансово-хозяйственной деятельности
- Основания для проведения аудита
- Акт (заключение) аудиторского контроля финансово-хозяйственной деятельности совместного украинско-швейцарского предприятия «Гермес» (сп «Гермес»)
- 2. Исследовательская часть
- 3. Результативная часть (выводы)
- 4. Предложения и рекомендации сп «Гермес»
- Акт (заключение) о невозможности проведения аудиторского контроля
- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе 3
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита 124
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе 136
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций 158
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности 177
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках 198
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ 236
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности 254
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния 269
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля 294
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита 304