9.3. Классификация технико-экономической информации и ее применение в контрольно-аудиторском процессе
Информационная совместимость разных уровней управления народным хозяйством обеспечивается с помощью классификаторов технико-экономической информации, в которых объекты систематизируют по определенным классификационным группам, их признакам и кодовым обозначениям. Такие классификаторы используются в контрольно-аудиторском процессе для декодирования подконтрольных объектов, отображенных в АСОИ кодовыми обозначениями. Структурное строение классификатора, который применяется в АСОИ, зависит от задач, решаемых ЭВМ.
Классификаторы в АСОИ придают технико-экономическим номенклатурам однозначность с помощью кодов и упрощают декодирование информации для пользователей, к которым относятся ревизоры, аудиторы. С помощью дополнительных признаков, заложенных в классификатор, выполняются логические и арифметические процедуры над определенной совокупностью технико-экономических данных в АСОИ. В классификаторах по единой системе группируют объекты, подлежащие кодированному обозначению. Это облегчает поиск при проведении ревизии и аудита.
Следовательно, в условиях функционирования АСОИ на предприятиях, в объединениях и отрасли ревизорам, аудиторам необходимо изучить структуру информации и систему ее классификации, содержание и структуру классификатора технико-экономической информации.
В объединениях и на предприятиях, где функционируют АСОИ, применяются четыре категории классификаторов технико-экономической информации — общегосударственные, отраслевые, региональные и локальные классификаторы объединений и предприятий.
работники контрольных органов.
Рис. 9.2. Классификация комплекса технических средств обработки информации
Содержание классификаторов, уровень утверждения и назначение представлены в табл. 9.1.
В Украине действует Единая государственная система стандартизации, возглавляемая специальным государственным органом — Госстандартом, который организует разработку и утверждение классификаторов по единому методическому принципу, обеспечивает совместимость АСОИ разных рангов. Следует отметить, что государственные органы стандартизации разрабатывают и утверждают также государственные стандарты качества продукции народного хозяйства, которые используются в процессе контроля и аудита. Классификаторы информации применяют независимо от целевого назначения АСОИ.
Общегосударственные — это «Украинский классификатор типов предприятий», «Классификатор отраслей народного хозяйства Украины», «Классификатор органов государственного и хозяйственного управления Украины», «Классификатор продукции Украины», «Классификатор услуг внешнеэкономической деятельности», «Классификатор доходов и расходов», «Украинский классификатор услуг», «Классификатор системы обозначения единиц», «Классификатор основных фондов Украины» и др. Они используются для потребностей народнохозяйственного планирования, учета и статистики в условиях АСОИ разных рангов.
Отраслевые — это классификаторы технико-экономической информации, отражающие специфику информационного обеспечения управления экономикой отрасли. В них конкретизируются общегосударственные классификаторы. В частности, по системе общегосударственного классификатора в торговле разработан отраслевой «Классификатор товаров и тары», в котором все товары сгруппированы в 99 групп, отражающих специализацию торговых предприятий. Аналогичную конкретизацию имеют другие отраслевые классификаторы технико-экономической информации, действующие в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т. п.
Таблица 9.1. Классификаторы технико-экономической информации
Региональные классификаторы содержат технико-экономическую информацию, предназначенную для использования в регионе. Они взаимосвязаны с общегосударственными и отраслевыми классификаторами. Например, классификатор объединений и предприятий Украины содержит также данные об их ведомственной принадлежности, месторасположении, форме собственности, виде деятельности и пр.
Локальные классификаторы, которые разрабатываются объединениями и предприятиями, предусматривают информационную и методическую совместимость с классификаторами высших рангов. Например, «Классификатор бухгалтерских проводок» содержит кодовое обозначение всех хозяйственных операций по дебету и кредиту корреспондирующихся счетов бухгалтерского учета на предприятии. Вместе с тем содержание и структура счетов соответствуют общегосударственному классификатору «План счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий». Локальный классификатор продукции, выпускаемой объединением, взаимосвязан системой кодирования с общегосударственным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции. Аналогичные информационные связи существуют между классификаторами разных уровней и назначения.
При использовании общегосударственных и отраслевых классификаторов ревизоры, аудиторы должны руководствоваться инструкциями к их ведению, которые содержатся в отдельном разделе каждого классификатора. Структура системы классификации информации и содержание локальных классификаторов описываются в составе проектной документации АСОИ отдельным документом «Инструкция о порядке внесения изменений и дополнений в классификатор». Ревизор, аудитор отыскивают по кодовому обозначению нужную строку классификатора и таким образом декодируют объект исследования, содержащийся в машинограмме, проектной документации по созданию АСОИ.
Системы кодирования, используемые для построения кодов технико-экономической информации на конкретном предприятии, а также методика декодирования объектов классификации описываются в документе «Система классификации и кодирования» технического проекта АСОИ. Наличие указанного документа на предприятии, где внедрена АСОИ, — обязательное условие ввода ее в эксплуатацию. Это обусловлено тем, что технический проект для конкретного предприятия является нормативным документом, регулирующим процесс автоматизированной системы обработки данных, и хранится у заказчика после согласования с ним и составления акта утверждения документов технического проекта.
Раздел «Описание структуры кодовых обозначений» технического проекта АСОИ, в частности документ «Система классификации и кодирования», содержит номенклатуру объектов кодирования, структуру и разрядность кодового обозначения и описание принятой системы кодирования, классификационные таблицы. Ревизор, аудитор, используя указанные документы технического проекта АСОИ, могут воспроизвести действительное значение единиц информации по их кодовому обозначению.
В процессе функционирования АСОИ возможны изменения номенклатуры объектов кодирования, структуры и разрядности кодовых обозначений. В этих случаях при декодировании информации необходимо пользоваться документом технического проекта «Система классификации и кодирования», принимая во внимание соответствующие коррективы классификаторов, внесенные в процессе функционирования АСОИ.
Характеристики объектов классификации определяют по классификационным таблицам, в которых предусмотрены наименования классификационных группировок каждого разряда (группы разрядов) кодового обозначения их в соответствии с принятой системой кодирования. В связи с тем, что классификаторы составлены в порядке нарастания кодовых обозначений, по ним можно легко отыскать полное или сокращенное наименование объекта контроля.
Использование классификаторов технико-экономической информации в ревизии и аудите финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений позволит ускорить поиск и декодирование информации, что, в свою очередь, будет способствовать сокращению сроков проведения контроля и повышению его качества.
Информационное обеспечение ревизоров и аудиторов может быть приведено в определенную систему. При исследовании фактографической информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий для обеспечения потребностей в нормативно-справочной информации (НСИ), к которой относятся все законодательные акты, положения, инструкции, необходимо пользоваться библиотечными и собственными справочными фондами.
Основой информационно-поискового аппарата библиотек являются каталоги, упорядоченные совокупности карточек которых содержат библиографическое описание литературных источников. Основные каталоги составляют по алфавитному принципу или по другим принципам систематизации знаний. Кроме основных создают вспомогательные каталоги: законодательных и ведомственных актов, постановлений правительства. Сведения в картотеке часто сохраняют только до момента издания библиографического указателя, который включает соответствующие публикации. Основными каталогами являются систематический и алфавитный.
Систематический каталог организовывают в соответствии с действующей классификацией науки, проблемы которой обозначены цифровыми и буквенно-цифровыми обозначениями (индексами), совокупность их иерархически размещают в разделах, подразделах, рубриках каталога. Публикацию обозначают одним или несколькими индексами, если она касается нескольких проблем. Картотеку с описанием публикации размещают в тех подразделах систематического каталога, которые обозначены на ней соответствующим индексом.
Алфавитный каталог создают по четкой последовательности букв алфавита в зависимости от количества авторов, наличия специального, титульного редактора и др. Первым словом, по которому описывают литературный источник и которое определяет размещение его в каталоге, может быть фамилия или первое слово названия публикации.
При создании каталогов учитывают общие правила индексации публикаций согласно универсальной десятичной классификации (УДК) и библиотечно-библиографической классификации (ББК). Вместе с тем большие библиотеки создают свои варианты указанных систем, с помощью которых отражают в систематических каталогах новые понятия. Эти особенности обобщают в алфавитно-предметном указателе (АПУ), который является ключом к каталогу библиотеки.
Аудитору, ревизору необходимо в процессе поиска изучить весь информационно-поисковый аппарат библиотеки для ускорения поиска необходимой литературы по вопросам, поставленным на решение аудита, ревизии.
Алфавитно-предметный указатель содержит алфавитный перечень понятий, зафиксированных в каталогах, и их индексы, а при системной разработке — всеь тезаурус, в который входит это понятие, с его расчленением и связями. Вместе с тем перечень многих публикаций не помещается полностью в имеющиеся рубрики, поскольку ускорение научно-технического прогресса обусловливает возникновение новых знаний, не предусмотренных при разработке индексов. Поэтому аудитор, ревизор должны владеть активными методами поиска, которые основываются на автоматизированных библиотечно-библиографических системах, созданных на технической базе ЭВМ.
Приступая к составлению списка необходимой литературы, аудитор, ревизор в условиях ручного и автоматизированного поиска должен сформулировать его начальные данные. Прежде всего ему следует просмотреть рубрики систематического каталога в соответствии с темой исследования, а потом найти рубрикации, содержащие необходимую для него информацию. Как видно из содержания идентификационных признаков, для поиска литературных источников по алфавитному или систематическому каталогу аудитору необходимо четко, полно и однозначно сформулировать в запросе поисковый образ документа (ПОД) и правильно библиографически описать его. Поэтому изучение информационно-поискового аппарата библиотек является обязательным атрибутом для аудитора, ревизора.
Изучение практики создания аудиторами, ревизорами собственных справочных фондов позволяет обобщить опыт и предложить форму информационной карточки. Такие карточки составляют на основные законодательные и нормативные акты, методические, инструктивные и другие информационные материалы, используемые в процессе проведения аудита, ревизии. В карточки вносят изменения и дополнения, касающиеся конкретных законодательных актов и нормативно-справочных документов. В них указывают содержание внесенных изменений, орган, который внес изменения, дату и номер регистрации документа. Для создания информационного комфорта карточки располагают в специальной картотеке по правилам построения систематических и алфавитных каталогов. Вместе с тем каждый аудитор, ревизор может создать собственный алфавитно-предметный указатель (АПУ), а если есть соответствующая региональная аудиторская организация, то такая информационная система очень нужна. В частности, информационные документы, используемые при аудите, ревизии, можно группировать в рубриках, принятых для составления справочной литературы по вопросам нормативных документов по финансам, бухгалтерскому учету, финансово-хозяйственному контролю. Такими рубриками могут быть: «Общие вопросы организации и методологии бухгалтерского учета», «Финансовое состояние предприятия», «Учет и аудит использования денежных средств», «Учет и аудит товарно-материальных ценностей», «Учет и аудит использования труда и заработной платы», «Учет и аудит производства продукции (работ, услуг), затрат производства, калькуляции себестоимости изделий» и др. Возможны также другие группировки информационных карточек, что обусловлено профессиональными потребностями аудитора, ревизора. Наиболее эффективно размещение информационных карточек в базах данных АСОИ.
Следовательно, использование классификаторов технико-экономической и нормативно-правовой информации в финансово-хозяйственном контроле и аудите позволяет в условиях АСОИ автоматизировать поиск и декодирование объектов исследования, что, в свою очередь, сокращает сроки контрольно-аудиторского процесса и повышает его влияние на результаты, деятельности предприятия.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе
- 1.1. Сущность, задачи, функции и содержание экономического контроля
- 1.2. Экономический контроль в системе наук
- 1.3. Классификация организационных форм и видов экономического контроля
- 1.4. Содержание и виды экономического контроля
- 1.5. Государственный контроль монопольной деятельности предприятий на товарном рынке
- 1.6. Банки и их контрольные функции в государстве
- 1.7. Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
- Глава 2. Финансово-хозяйственный контроль
- 2.1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи
- 2.2. Функции финансово-хозяйственного контроля и аудита в формировании рыночных отношений
- 2.3. Государственная контрольно-ревизионная служба и ее функции в финансовом контроле
- Глава 3. Аудиторский контроль, его возникновение и развитие, содержание, классификация и организация
- 3.1. Возникновение и развитие аудита в системе финансово-хозяйственного контроля
- 3.2. Содержание и функции аудиторского контроля
- 3.3. Классификация организационных форм аудиторского контроля
- 3.4. Организация аудиторской деятельности
- 3.5. Аудит рисков в бизнесе и их классификация
- 3.6. Отличие аудита от ревизии финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизы
- Глава 4. Методологические и нормативные основы аудиторского контроля
- 4.1. Принципы аудиторского контроля
- 4.2. Предмет аудиторского контроля
- 4.3. Объекты аудиторского контроля
- 4.4. Метод аудиторского контроля
- Метод финансово-хозяйственного контроля, аудита
- 4.5. Международные и национальные стандарты (нормы) аудита
- Продолжение табл. 4.2
- Продолжение табл. 4.3
- Продолжение табл. 4.3
- Окончание табл. 4.3
- Глава 5. Методические приемы и контрольно-аудиторские процедуры
- 5.1. Сущность и содержание методических приемов и контрольно-аудиторских процедур
- 5.2. Органолептические методические приемы
- 5.3. Выборочные и сплошные наблюдения в финансово-хозяйственном контроле и аудите
- Акт контрольной проверки инвентаризации ценностей на складе
- 5.4. Расчетно-аналитические методические приемы
- 5.5. Документальные методические приемы и их контрольно-аудиторские процедуры
- Взаимной выверки расчетов с дебиторами и кредиторами
- Глава 6. Контрольно-аудиторский процесс и его стадии
- 6.1. Содержание контрольно-аудиторского процесса
- 6.2. Предысследовательская стадия контрольно-аудиторского процесса
- 6.3. Исследовательская и завершающая стадии контрольно-аудиторского процесса
- Пользователя с эвм
- 6.4. Сетевые графики и применение их в контрольно-аудиторском процессе
- 6.5. Аудиторский риск, его прогнозирование и оптимизация
- 7.1. Основы научной организации контрольно-аудиторского процесса
- 7.2. Научная организация труда в контрольно-аудиторском процессе
- 7.3. Организация рабочего места аудитора с внедрением нот
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.1. Содержание, задачи, классификация информационного обеспечения финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.2. Экономическая информация, ее классификация и назначение в контрольно-аудиторском процессе
- 8.3. Кодирование экономической информации и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 8.4. Фактографическая информация и ее использование в финансово-хозяйственном контроле и аудите в условиях асои
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.1. Новые компьютерные технологии обработки информации в контрольно-аудиторском процессе
- 9.2. Характеристика автоматизированных систем обработки экономической информации, функционирование и принципы построения
- 9.3. Классификация технико-экономической информации и ее применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.4. Проектная документация к созданию асои и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 9.5. Контроль защиты данных асои
- 9.6. Особенности контрольно-аудиторского процесса в условиях асои
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций
- 10.1. Аудиторская (экспертная) оценка стоимости объектов приватизации и аренды
- Пример расчета
- 10.2. Особенности аудита финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий
- 10.3. Особенности аудита деятельности акционерных обществ и предприятий-эмитентов
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности
- 11.1. Содержание и структура капитала субъекта хозяйствования и задача его аудита
- 11.2. Аудит формирования и использования капитала в предпринимательской деятельности
- 11.3. Аудит акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг
- 11.4. Аудит эмиссии ценных бумаг и фондовые биржи
- 11.5. Государственный контроль и аудит регистрации ценных бумаг
- 11.6. Аудит эффективности внешнеэкономических операций
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках
- 12.1. Задачи, организация и функции финансового контроля и аудита в банках
- 12.2. Контроль и аудит деятельности коммерческого банка
- 12.3. Внутренний аудит в коммерческих банках
- 12.4. Внутрибанковский контроль денежных билетов, монеты и других ценностей
- На "1" января 199_ г.
- 12.5. Контроль за соблюдением экономических нормативов в деятельности коммерческих банков
- 12.6. Аудиторский контроль и оценка качества кредитного портфеля банка
- 12.7. Аудиторский контроль по предупреждению убытков от кредитной деятельности коммерческих банков
- 12.8. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по международным стандартам
- 12.9. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по национальным стандартам
- 12.10. Аудит и банкротство банков
- 12.11. Аудит финансового состояния юридических лиц — акционеров (участников) коммерческих банков
- 1. Показатели платежеспособности
- 2. Показатели финансовой стабильности
- 3. Другие показатели финансового состояния
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ
- 13.1. Страховая деятельность и контроль ее организации в Украине
- 13.2. Финансовый контроль и аудит соблюдения страховыми организациями экономических нормативов
- 13.3. Доверительные общества и аудиторский контроль их деятельности
- 13.4. Аудит деятельности страховых компаний (акционерных обществ и предприятий — эмитентов облигаций)
- 13.5. Аудит в Национальной депозитарной системе с электронным обращением ценных бумаг
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности
- 14.1. Инвестиционная деятельность и задачи ее контроля
- 14.2. Объекты, источники информации и методические приемы аудита инвестиционной деятельности
- 14.3. Аудиторская экспертиза инвестиционных проектов
- 14.4. Аудиторский контроль капитальных вложений и ввод объектов и производственных мощностей в действие
- 14.5. Контрольные обмеры строительно-монтажных и ремонтных работ
- 14.6. Аудиторский контроль создания и внедрения новой техники
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния
- 15.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита результатов финансово-хозяйственной деятельности
- 15.2. Источники информации для аудита финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.3. Аудит общих финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.4. Аудит финансовой стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия
- 15.5. Аудит финансового состояния предприятия
- 15.6. Аудиторский контроль использования оборотных средств
- 15.7. Аудиторский контроль расчетных взаимоотношений и других активов и пассивов предприятия
- 15.8. Обобщение результатов аудиторского контроля финансового состояния предприятия
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля
- 16.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита
- 16.2. Аудиторская проверка состояния учета
- 16.3. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия
- 16.4. Аудиторская проверка состояния внутрихозяйственного контроля (аудита)
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 17.1. Методические приемы обобщения результатов контроля и аудита
- Изъятия документов из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- Реестр документов, изъятых из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- 17.2. Методика обобщения результатов внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- 17.3. Обобщение результатов внешнего аудита по национальным нормативам Украины
- 17.4. Методика составления акта (заключения) внешнего аудиторского контроля
- Аудиторское заключение
- (Примерная форма) на подтверждение бухгалтерского
- Баланса и финансовой отчетности
- Сп «Гермес» за 199_ г.
- 17.5. Возмещение материального ущерба, выявленного финансово-хозяйственным контролем и аудитом
- 17.6. Аудиторская оценка ущерба от нарушения хозяйственных договоров
- Простоев и форсирования производства
- 17.7. Профилактика недостатков и правонарушений в предпринимательской деятельности по данным контроля и аудита
- Приложения
- Комплексного аудита производственной и финансово-хозяйственной деятельности
- Основания для проведения аудита
- Акт (заключение) аудиторского контроля финансово-хозяйственной деятельности совместного украинско-швейцарского предприятия «Гермес» (сп «Гермес»)
- 2. Исследовательская часть
- 3. Результативная часть (выводы)
- 4. Предложения и рекомендации сп «Гермес»
- Акт (заключение) о невозможности проведения аудиторского контроля
- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе 3
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита 124
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе 136
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций 158
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности 177
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках 198
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ 236
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности 254
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния 269
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля 294
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита 304