16.2. Аудиторская проверка состояния учета
Проверка аудитором состояния бухгалтерского, внутрихозяйственного (управленческого) и статистического учета субъектов предпринимательской деятельности предусмотрена Законом Украины «Об аудиторской деятельности». К ним относятся коммерческие банки, фонды, биржи, компании, общества и другие субъекты хозяйствования независимо от форм собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций бюджетных и небольших по объему субъектов хозяйствования, определенных законодательством. Кроме того, аудит проверяет деятельность холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных обществ и других финансовых посредников, эмитентов ценных бумаг, государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменениях форм собственности, при поднятии вопроса об определении неплатежеспособности или банкротства.
Аудитор прежде всего контролирует отражение в учете капитала, используемого на предприятии.
В условиях многоукладной экономики в составе собственного капитала субъекта предпринимательства в учете выделяются уставный, дополнительный и резервный капиталы, нераспределенная прибыль и другие резервы.
В бухгалтерском учете отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительских документах как совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) предприятия.
Уставный капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал учитывается и отражается в отчетности отдельно.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного капитала в учете отражают уставный фонд, сформированный в соответствии с законодательством.
Средства от дооценки внеоборотных активов предприятия, которая осуществляется в соответствии с правовыми актами, безоплатно полученные ценности и другие аналогичные средства отражают в учете и отчетности как дополнительный капитал.
Созданный в соответствии с законодательством резервный капитал для покрытия непроизводительных расходов и убытков, а также выплат доходов (дивидендов) участникам в случае отсутствия или недостаточности прибыли отчетного года для этой цели отражается в учете и отчетности отдельно.
Предприятие может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими субъектами хозяйствования и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением суммы резервов на финансовые результаты предприятия.
Сомнительными долгами признаются дебиторская задолженность субъекта, не погашенная в сроки, установленные договорами, и не обеспеченная соответствующими гарантиями.
Резерв сомнительных долгов создается на основании результатов проведенной в конце года инвентаризации дебиторской задолженности предприятия. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца года, следующего за годом образования резерва сомнительных долгов, этот резерв не будет использован в любой части, то неизрасходованные суммы прибавляются к прибыли соответствующего года.
С целью равномерного включения последующих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода предприятие может создавать резервы: для оплаты отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; для ремонта основных средств; для производственных затрат на подготовительные работы в связи с сезонным характером производства; для последующих затрат на ремонт предметов проката; на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели, предусмотренные законодательством и нормативными актами.
Необходимость аудиторской проверки обусловливается тем, что наиболее достоверным источником информации о хозяйственной деятельности предприятия являются данные бухгалтерского учета и отчетности, по которым вычисляют платежи в государственный и местные бюджеты. Прежде всего проверяется применение в учете хозяйственных операций типовой первичной документации, утвержденной в установленном порядке Госкомстатом Украины, а также министерствами и ведомствами, правильность оформления этой документации и своевременность ее представления в бухгалтерию предприятия. Проверяется организация обработки первичной документации в бухгалтерии предприятия, соблюдение методических указаний Министерства финансов Украины, Госкомстата Украины и других органов по отражению хозяйственных операций и процессов на счетах бухгалтерского учета и отчетности. В частности, это касается Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином Украины. Устанавливается достоверность отчетности, представляемой в разные органы хозяйственного и государственного управления, а также сроки ее составления. Особой проверке подлежит использование данных учета и отчетности в маркетинге, управлении предприятием.
Основными нормативными документами, которые используются при выполнении функций управления предприятием, предусмотрены экспертизы качества учета и отчетности, служебного расследования действий работников учета и внутреннего контроля (аудита) в процессе выполнения возложенных на них обязанностей; применение расчетно-аналитических методических приемов в установлении достоверности плановых и фактических показателей, отраженных в учете и отчетности, определение материального ущерба; применение документальных методических приемов в проверке качества учета, отчетности и внутреннего контроля при конкретизации недостатков, в установлении лиц, ответственных за выявленные недостатки.
Методические приемы обобщения и реализации результатов аудита применяются для комплексной оценки организации и методологии бухгалтерского учета на предприятии, его достоверности, взаимосоответствия аналитического и синтетического учета, Главной книги, баланса и другой отчетности о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, аудит на этой стадии устанавливает, тождественны ли показатели статистического, внутрихозяйственного (управленческого) и бухгалтерского учета между собой, выполняются ли законодательные и нормативные акты при ведении учета и составлении отчетности и их достоверность для вычисления налогов, распределения прибыли, удовлетворения требований учредителей, акционеров, контрагентов и других участников предпринимательской деятельности.
Практика показывает, что нередко графики документооборота нарушаются на предприятиях. Это приводит к тому, что не всегда своевременно проверяются данные складского учета товаров и материалов с бухгалтерским учетом, а выявленные расхождения устраняются с опозданием, т.е. учет не способствует сохранности ценностей и рациональному их использованию.
Первичные документы следует составлять в момент осуществления хозяйственных операций, а когда это невозможно — непосредственно после их окончания. Ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность данных, представленных в документах, несут лица, составившие и подписавшие эти документы. Ответственность за правильность ведения регистров бухгалтерского учета несут лица, составившие и подписавшие их.
Согласно Положению об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетность хранятся в соответствии с установленным порядком работы архивных учреждений. Ответственность за их сохранность и своевременную передачу в архив несет главный бухгалтер.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, учреждения. Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, учреждения, причастными к учету, правомерных требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов. Работники учета должны контролировать поступившую документацию как относительно законности операций, так и по форме (правильность заполнения реквизитов, наличие соответствующих подписей, обозначение единиц, количества и др.), а также правильность арифметических подсчетов. Важной задачей аудита является установление того, как работники учета выполняют возложенные на них обязанности по обеспечению контроля за достоверностью представленных документов и своевременностью их обработки.
Достоверность первичных документов устанавливается разными приемами контроля (по форме и содержанию, встречной проверкой документов, взаимным контролем операций, аналитической и логической проверкой).
Аудитор проверяет, насколько целесообразно применять ту или иную форму организации учета (централизованную, децентрализованную), соответствует ли она конкретным условиям работы предприятия.
Большое значение в организации учета имеют выбор и применение форм бухгалтерского учета. Поэтому аудитор должен сделать заключения относительно формы бухгалтерского учета, которая применяется на предприятии. При оценке состояния бухгалтерского учета проверяется, как на предприятии соблюдается единый план счетов бухгалтерского учета. Неправильная корреспонденция счетов бухгалтерского учета приводит к запутыванию учета, искажению результатов хозяйственной деятельности, не обеспечивает надлежащего контроля за сохранностью материальных и денежных ценностей.
Аудитор проверяет, как на предприятии внедряются прогрессивные методы и формы учета, научная организация учета, машиноориентированные, журнально-ордерная формы учета, нормативный метод учета затрат на производство, оперативно-бухгалтерский метод учета материалов и ЭВМ.
Особое внимание аудитор уделяет проверке взаимосвязи показателей хозяйственной деятельности в разных видах учета. Важно, чтобы показатели разных видов учета дополняли друг друга и взаимно контролировались, исключая дублирование показателей деятельности предприятия.
Проверяя уровень автоматизации учетно-вычислительных работ, аудитор определяет ее эффективность, использование вычислительной техники и степень подготовленности кадров для работы на вычислительной технике. Аудитор устанавливает, в какой степени применение вычислительной техники повлияло на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Аудитор проверяет также состояние синтетического учета и его связи с данными аналитического учета. Показатели расчетных статей баланса должны иметь обязательно развернутое сальдо по активу и пассиву и полностью соответствовать данным оборотных ведомостей, машинограмм, журналов-ордеров, Главной книги.
Важнейшей задачей контроля состояния бухгалтерского учета является проверка, насколько учет обеспечивает сохранность ценностей и контроль за их расходованием и как главный бухгалтер осуществляет возложенные на него функции контроля за сохранностью и законностью расходования денежных средств и материальных ценностей. При этом выясняют, каким образом бухгалтерия осуществляет превентивный контроль за хозяйственными операциями при лимитировании расходов материальных и финансовых ресурсов, оформлении документов, дающих право на расходование ценностей. Одновременно устанавливают, как бухгалтерия осуществляет текущий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, ведется ли оперативное выявление перерасходов, штрафов, неустоек и какие меры принимаются руководством предприятия по их предупреждению.
Среди основных задач контроля состояния бухгалтерского учета важной является проверка соблюдения на предприятии нормативных актов по бухгалтерской отчетности и балансам государственных, арендных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. На основании первичной документации, аналитического и синтетического учета проверяется достоверность представленной отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности как за отдельные периоды, так и в целом за год. Особое внимание аудитор сосредоточивает на выявлении факторов искажения в отчетности действительного состояния деятельности предприятия, выясняет, не было ли приписок невыполненных работ, фальсификации основных показателей — прибыли, рентабельности, производительности труда и др.
Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине установлено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризацию имущества, денежных средств и финансовых обязательств до составления годового отчета. Ответственность за ее организацию несет руководитель предприятия.
Руководствуясь документальными методическими приемами, аудитор проверяет правильность отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации в соответствии с Инструкцией по инвентаризации основных фондов, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной Минфином Украины. Фактическое наличие ценностей отражается в бухгалтерском учете и отчетности в таком порядке:
основные средства, материальные ценности, ценные бумаги, средства и другое имущество, выявленные в излишках, приходуется с отражением на результатах финансово-хозяйственной деятельности или увеличением финансирования с последующим установлением причин возникновения излишка или определением ответственных за это лиц;
потери ценностей в пределах норм естественной убыли, которые списываются по решению руководителя предприятия на издержки производства, обращения или уменьшение финансирования. Списывание потерь проводится только при выявлении недостачи ценностей;
сверхнормативные недостачи ценностей, а также потери от порчи ценностей относят на виновных лиц по ценам, по которым вычисляется размер вреда от расхищения, недостач, уничтожения и порчи материальных ценностей;
сверхнормативные расходы и недостачи ценностей, когда виновные не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, списывают на убытки или уменьшение финансирования.
Выявленные недостатки в проведении инвентаризации и отражении ее результатов в бухгалтерском учете аудитор освещает в акте (заключении).
Положением регулируются права и обязанности главного бухгалтера, являющиеся объектами аудиторской проверки, поскольку они касаются состояния учета и контроля на предприятии. В частности, аудитор проверяет, как главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражает на счетах учета хозяйственные операции, предоставляет информацию для управления предприятием, по данным бухгалтерского учета и отчетности проводит экономический анализ и выявляет неиспользованные резервы улучшения деятельности предприятия и способствует их использованию. Кроме того, аудитор проверяет выполнение главным бухгалтером функций по контролю выполнения предприятием договорных обязательств, подбору материально ответственных работников и подотчетность их и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе
- 1.1. Сущность, задачи, функции и содержание экономического контроля
- 1.2. Экономический контроль в системе наук
- 1.3. Классификация организационных форм и видов экономического контроля
- 1.4. Содержание и виды экономического контроля
- 1.5. Государственный контроль монопольной деятельности предприятий на товарном рынке
- 1.6. Банки и их контрольные функции в государстве
- 1.7. Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
- Глава 2. Финансово-хозяйственный контроль
- 2.1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи
- 2.2. Функции финансово-хозяйственного контроля и аудита в формировании рыночных отношений
- 2.3. Государственная контрольно-ревизионная служба и ее функции в финансовом контроле
- Глава 3. Аудиторский контроль, его возникновение и развитие, содержание, классификация и организация
- 3.1. Возникновение и развитие аудита в системе финансово-хозяйственного контроля
- 3.2. Содержание и функции аудиторского контроля
- 3.3. Классификация организационных форм аудиторского контроля
- 3.4. Организация аудиторской деятельности
- 3.5. Аудит рисков в бизнесе и их классификация
- 3.6. Отличие аудита от ревизии финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизы
- Глава 4. Методологические и нормативные основы аудиторского контроля
- 4.1. Принципы аудиторского контроля
- 4.2. Предмет аудиторского контроля
- 4.3. Объекты аудиторского контроля
- 4.4. Метод аудиторского контроля
- Метод финансово-хозяйственного контроля, аудита
- 4.5. Международные и национальные стандарты (нормы) аудита
- Продолжение табл. 4.2
- Продолжение табл. 4.3
- Продолжение табл. 4.3
- Окончание табл. 4.3
- Глава 5. Методические приемы и контрольно-аудиторские процедуры
- 5.1. Сущность и содержание методических приемов и контрольно-аудиторских процедур
- 5.2. Органолептические методические приемы
- 5.3. Выборочные и сплошные наблюдения в финансово-хозяйственном контроле и аудите
- Акт контрольной проверки инвентаризации ценностей на складе
- 5.4. Расчетно-аналитические методические приемы
- 5.5. Документальные методические приемы и их контрольно-аудиторские процедуры
- Взаимной выверки расчетов с дебиторами и кредиторами
- Глава 6. Контрольно-аудиторский процесс и его стадии
- 6.1. Содержание контрольно-аудиторского процесса
- 6.2. Предысследовательская стадия контрольно-аудиторского процесса
- 6.3. Исследовательская и завершающая стадии контрольно-аудиторского процесса
- Пользователя с эвм
- 6.4. Сетевые графики и применение их в контрольно-аудиторском процессе
- 6.5. Аудиторский риск, его прогнозирование и оптимизация
- 7.1. Основы научной организации контрольно-аудиторского процесса
- 7.2. Научная организация труда в контрольно-аудиторском процессе
- 7.3. Организация рабочего места аудитора с внедрением нот
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.1. Содержание, задачи, классификация информационного обеспечения финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.2. Экономическая информация, ее классификация и назначение в контрольно-аудиторском процессе
- 8.3. Кодирование экономической информации и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 8.4. Фактографическая информация и ее использование в финансово-хозяйственном контроле и аудите в условиях асои
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.1. Новые компьютерные технологии обработки информации в контрольно-аудиторском процессе
- 9.2. Характеристика автоматизированных систем обработки экономической информации, функционирование и принципы построения
- 9.3. Классификация технико-экономической информации и ее применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.4. Проектная документация к созданию асои и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 9.5. Контроль защиты данных асои
- 9.6. Особенности контрольно-аудиторского процесса в условиях асои
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций
- 10.1. Аудиторская (экспертная) оценка стоимости объектов приватизации и аренды
- Пример расчета
- 10.2. Особенности аудита финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий
- 10.3. Особенности аудита деятельности акционерных обществ и предприятий-эмитентов
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности
- 11.1. Содержание и структура капитала субъекта хозяйствования и задача его аудита
- 11.2. Аудит формирования и использования капитала в предпринимательской деятельности
- 11.3. Аудит акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг
- 11.4. Аудит эмиссии ценных бумаг и фондовые биржи
- 11.5. Государственный контроль и аудит регистрации ценных бумаг
- 11.6. Аудит эффективности внешнеэкономических операций
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках
- 12.1. Задачи, организация и функции финансового контроля и аудита в банках
- 12.2. Контроль и аудит деятельности коммерческого банка
- 12.3. Внутренний аудит в коммерческих банках
- 12.4. Внутрибанковский контроль денежных билетов, монеты и других ценностей
- На "1" января 199_ г.
- 12.5. Контроль за соблюдением экономических нормативов в деятельности коммерческих банков
- 12.6. Аудиторский контроль и оценка качества кредитного портфеля банка
- 12.7. Аудиторский контроль по предупреждению убытков от кредитной деятельности коммерческих банков
- 12.8. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по международным стандартам
- 12.9. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по национальным стандартам
- 12.10. Аудит и банкротство банков
- 12.11. Аудит финансового состояния юридических лиц — акционеров (участников) коммерческих банков
- 1. Показатели платежеспособности
- 2. Показатели финансовой стабильности
- 3. Другие показатели финансового состояния
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ
- 13.1. Страховая деятельность и контроль ее организации в Украине
- 13.2. Финансовый контроль и аудит соблюдения страховыми организациями экономических нормативов
- 13.3. Доверительные общества и аудиторский контроль их деятельности
- 13.4. Аудит деятельности страховых компаний (акционерных обществ и предприятий — эмитентов облигаций)
- 13.5. Аудит в Национальной депозитарной системе с электронным обращением ценных бумаг
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности
- 14.1. Инвестиционная деятельность и задачи ее контроля
- 14.2. Объекты, источники информации и методические приемы аудита инвестиционной деятельности
- 14.3. Аудиторская экспертиза инвестиционных проектов
- 14.4. Аудиторский контроль капитальных вложений и ввод объектов и производственных мощностей в действие
- 14.5. Контрольные обмеры строительно-монтажных и ремонтных работ
- 14.6. Аудиторский контроль создания и внедрения новой техники
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния
- 15.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита результатов финансово-хозяйственной деятельности
- 15.2. Источники информации для аудита финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.3. Аудит общих финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.4. Аудит финансовой стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия
- 15.5. Аудит финансового состояния предприятия
- 15.6. Аудиторский контроль использования оборотных средств
- 15.7. Аудиторский контроль расчетных взаимоотношений и других активов и пассивов предприятия
- 15.8. Обобщение результатов аудиторского контроля финансового состояния предприятия
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля
- 16.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита
- 16.2. Аудиторская проверка состояния учета
- 16.3. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия
- 16.4. Аудиторская проверка состояния внутрихозяйственного контроля (аудита)
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 17.1. Методические приемы обобщения результатов контроля и аудита
- Изъятия документов из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- Реестр документов, изъятых из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- 17.2. Методика обобщения результатов внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- 17.3. Обобщение результатов внешнего аудита по национальным нормативам Украины
- 17.4. Методика составления акта (заключения) внешнего аудиторского контроля
- Аудиторское заключение
- (Примерная форма) на подтверждение бухгалтерского
- Баланса и финансовой отчетности
- Сп «Гермес» за 199_ г.
- 17.5. Возмещение материального ущерба, выявленного финансово-хозяйственным контролем и аудитом
- 17.6. Аудиторская оценка ущерба от нарушения хозяйственных договоров
- Простоев и форсирования производства
- 17.7. Профилактика недостатков и правонарушений в предпринимательской деятельности по данным контроля и аудита
- Приложения
- Комплексного аудита производственной и финансово-хозяйственной деятельности
- Основания для проведения аудита
- Акт (заключение) аудиторского контроля финансово-хозяйственной деятельности совместного украинско-швейцарского предприятия «Гермес» (сп «Гермес»)
- 2. Исследовательская часть
- 3. Результативная часть (выводы)
- 4. Предложения и рекомендации сп «Гермес»
- Акт (заключение) о невозможности проведения аудиторского контроля
- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе 3
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита 124
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе 136
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций 158
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности 177
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках 198
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ 236
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности 254
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния 269
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля 294
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита 304