12.5. Контроль за соблюдением экономических нормативов в деятельности коммерческих банков
Деятельность коммерческих банков регулируется действующим законодательством и нормативными документами НБУ. В процессе аудиторского контроля деятельности коммерческих банков проверяют соблюдение нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков с помощью мер по уменьшению рисков в деятельности банков.
Риски в банковской деятельности делят на внешние и внутренние.
К внешним рискам относятся:
ликвидность — неспособность банка обеспечить полную и своевременную оплату своих обязательств перед клиентами;
валютные риски — убытки от неблагоприятного изменения валютного курса в условиях наличия открытой валютной позиции;
риски учетной ставки — убытки от изменения процентной ставки, установленной по кредитам НБУ, в условиях фиксированной процентной ставки за предоставленные кредиты;
риски ценных бумаг — убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка.
В процессе аудита необходимо тщательно исследовать снижение риска ликвидности, так как валютный риск незначителен в связи с ограниченными возможностями осуществления коммерческими банками валютных отношений за свои средства. Сравнительно небольшим является риск операций с ценными бумагами в связи с неразвитым финансовым рынком в Украине, а низкая степень риска учетной ставки обусловлена тем, что НБУ устанавливает ее значительно ниже темпов инфляции.
К внутренним рискам относятся коммерческие риски банка, связанные с человеческим фактором — квалификацией персонала и деловыми качествами руководителя, исполнительной дисциплиной/качеством аудиторской службы и др. Сюда относят также операционно-технические риски, отражающие трудоспособность системы, обеспечивающей внутреннюю работу банка, системы безопасности, бухгалтерского учета, материально-технических средств, вычислительной и организационной техники, системы электронной связи и др.
На снижение внутренних рисков направлены процедуры регистрации банков, лицензирования, аудиторских проверок, инспектирования деятельности коммерческих банков сотрудниками НБУ.
Функцию контроля осуществляет Департамент по банковскому надзору за деятельностью коммерческих банков НБУ. В составе Департамента имеются Управление методологии и координации банковского надзора и аудита и Управление инспектирования. Операции по надзору за деятельностью коммерческих банков осуществляют также региональные отделения НБУ.
За деятельностью коммерческих банков НБУ осуществляет общий, интенсивный, высокой степени надзор.
Общий надзор применяется по отношению к банкам, стабильно работающим, финансово стойким, придерживающимся экономических нормативов, законодательства нормативных актов НБУ, имеющим хорошую деловую репутацию.
Интенсивный надзор распространяется на банки, которые периодические нарушают экономические нормативы, а также допускают в своей деятельности незначительные нарушения и не характеризуются финансовой стабильностью.
Надзор высокой степени осуществляется по отношению к банкам, систематически нарушающим экономические нормативы и допускающим другие серьезные нарушения законодательства, нормативных актов НБУ, имеющим неудовлетворительное финансовое положение.
Аудитор проверяет, насколько эффективно влияет система надзора НБУ на деятельность банка, т.е. каким образом руководство реагирует на замечания, принимает ли меры по ликвидации нарушений и профилактике в дальнейшей деятельности, насколько эти недостатки сказываются на финансовом положении банка и пр.
В соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности с целью защиты интересов клиентов НБУ устанавливает обязательные для всех коммерческих банков следующие экономические нормативы:
минимальный размер уставного фонда;
платежеспособность банка;
показатели ликвидности банка;
максимальный размер риска на одного заемщика;
максимальный размер больших кредитных рисков инвестиционной деятельности;,
обязательные резервы, размещаемые в НБУ.
Минимальный размер уставного фонда и коэффициент достаточности HI капитала вычисляют как отношение общего объема капитала банка к сумме активов с учетом их риска.
При установлении минимально допустимого размера уставного фонда исходят из того, что предварительно сформированный, как правило, на акционерной основе собственный капитал банка должен гарантировать его финансовую надежность. Размер фонда должен быть достаточным для выполнения обязательств банка перед клиентами, покрытия возможных убытков от его деятельности, а также для создания материально-технической базы для деятельности банка, расширения банковского бизнеса за счет капитализации части прибыли.
НБУ утверждено Положение об экономических нормативах регулирования деятельности коммерческих банков, которым определена методика их расчета и контроля за соблюдением в банковской системе Украины.
Размер уставного фонда коммерческого банка в Украине дифференцирован по такому назначению:
регистрацией устава и получения лицензии на проведение банковских операций в сумме, эквивалентной 3 млн. ЭКЮ;
получения лицензии на выполнение валютных операций и права на открытие филиалов в сумме, эквивалентной 6 млн. ЭКЮ.
Платежеспособность Н2 банка — это достаточность собственных средств банка для защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банка.
Для определения платежеспособности банка применяются такие соотношения:
собственных и привлеченных средств банка;
собственных средств и активов с учетом коэффициентов по степени риска.
Соотношение собственных средств СС и привлеченных ПС определяет достаточность капитала, исходя из общего объема деятельности независимо от размера разных рисков. Этот показатель рассчитывают по алгоритму
Собственные средства банка состоят из основного и дополнительного капитала.
В основной капитал банка включают фактически выплаченный уставный фонд и другие фонды, создаваемые банком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и обязательных платежей (резервный, основные средства, валютные резервы и др.), а также средств для компенсации потерь от обесценивания уставных фондов банков.
В случае, если в уставном фонде банка имеются вклады в иностранной валюте, в основной капитал их включают пересчете в национальную валюту на отчетную дату.
Дополнительный капитал состоит из финансирования капитальных вложений самого банка, резервов для покрытия кредитных и валютных рисков и рисков ценных бумаг, а также резервов, созданных за счет переоценки фиксированных активов банка и нераспределенной прибыли.
При определении платежеспособности дополнительный капитал включают в собственные средства банка в сумме, не превышающей собственный капитал, а в случаях, когда дополнительный капитал имеет отрицательную величину, то основной капитал уменьшают на эту сумму. Кроме того, собственные средства для определения платежеспособности банка уменьшают на сумму вкладов в уставные фонды других акционерных обществ, предприятий и на средства, перечисленные банками организациям для участия в их хозяйственной деятельности.
Привлеченные средства банка состоят из средств на расчетных текущих счетах субъектов хозяйствования, на счетах банков-корреспондентов, вкладов и депозитов субъектов хозяйствования и населения, кредитов других банков, а также средств, полученных от других кредитов.
Соотношение собственных средств и активов А банка определяет достаточность капитала банка для проведения активных операций с учетом рисков, характерных для разнообразных видов банковской деятельности.
Показатель платежеспособности банка рассчитывают по алгоритму
При этом активы банка подытоживают с учетом коэффициентов их рисков, т.е. потенциальной ликвидности, утвержденных НБУ (табл. 12.2).
Значение показателя платежеспособности коммерческого банка не должно быть меньше 8 %.
Ликвидность— .это способность банка обеспечить своевременное выполнение денежных обязательств. Ликвидность банка определяется сбалансированностью между сроками и суммами погашения активов и сроками и суммами выполнения обязательств банка.
Коммерческие банки обязаны придерживаться нормативов ликвидности: мгновенной НЗ, общей Н4, соотношения высоколиквидных активов Ва к рабочим активам Ра банка Н5.
Норматив мгновенной ликвидности НЗ рассчитывается как отношение суммы средств на корреспондентском счете Ккр и в кассе К к расчетным Рп и текущим обязательствам П по алгоритму
Нормативное значение показателя НЗ должно быть не ниже 20 %.
Норматив общей ликвидности Н4 рассчитывается как отношение общих активов А к общим обязательствам банка О по следующему алгоритму:
Нормативное значение показателя Н4 должно быть не меньше 100 %.
Норматив отношения высоколиквидных активов Ва к рабочим активам Ра банка Н5 характеризует удельный вес высоколиквидных активов Ва в рабочих активах Ра и рассчитывается по алгоритму
Нормативное значение Н5 должно быть не меньше 20 % .
Таблица 12.2. Коэффициенты рисков коммерческих банков, которые подытоживают при определении платежеспособности
Высоколиквидные активы состоят из средств: в кассе и приравненных к ним средств; на корреспондентском счете в НБУ; на депозитных счетах в банках; денежной наличности в процессе инкассации; на счетах в иностранных банках.
Общие активы — сумма активных остатков баланса банка.
Контроль за соблюдением показателей достаточности капитала и ликвидности осуществляется коммерческими банками, областными управлениями НБУ и департаментом банковского надзора НБУ на основании ежедневных балансов банков.
Показатели достаточности капитала и ежедневной ликвидности являются оценочными показателями деятельности банка и вычисляются с целью оптимального расчета регулирования их активных и пассивных операций для поддержания необходимого уровня ликвидности. Систематическое нарушение банком (в течение 5 рабочих дней в месяц) этих показателей (или хотя бы одного из них) может быть основанием для более подробного изучения деятельности банка и определения особого режима банковского надзора.
Показатели текущей, краткосрочной и общей ликвидности рассчитывают по алгоритму
где ОБ — обязательства банка;
ЛА — активы банка.
К обязательствам банка при расчете показателей текущей, краткосрочной и общей ликвидности относятся средства на расчетных, текущих, депозитных счетах и в кредиторской задолженности, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных банком.
К активам при расчете ликвидности относятся наличность и приравненные к ней средства, средства на корреспондентском счете банка и в обязательных резервах, средства, вложенные в ценные бумаги, дебиторская задолженность и кредиты.
Текущая ликвидность определяется соотношением обязательств банка до востребования и со сроком выполнения в течение месяца и активов с соответствующим сроком погашения.
Краткосрочная ликвидность определяется соотношением обязательств банка до востребования и со сроком выполнения в течение трех месяцев и активов со сроком погашения, наступающим не позднее тех месяцев от даты, на которую производится расчет показателя.
Общая ликвидность определяется соотношением всех обязательств банка и его активов.
Национальным банком Украины для коммерческих банков устанавливаются такие нормативы риска: максимальный размер риска на одного заемщика Н7, «больших» кредитных рисков Н8, норматив инвестирования Н9.
Максимальный размер риска Н7 на одного заемщика рассчитывается по алгоритму
где 3с — совокупная задолженность по займам, межбанковским кредитам и зачисленным векселям одного заемщика и вся сумма внебалансовых обязательств, выданных относительно этого заемщика.
Нормативное значение показателя Н7 не должно превышать 25 %.
Размер риска на одного заемщика, превышающий 25 % собственных средств банка, считают «большим» кредитом.
Норматив «больших» кредитных рисков устанавливается как соотношение совокупного размера «больших» кредитных рисков и собственных средств (капитала) коммерческого банка (%) и рассчитывается по алгоритму
где Ск — совокупный размер «больших» кредитов, предоставленных коммерческим банком с учетом 1ОО % внебалансовых обязательств банка.
Решение о предоставлении «большого» кредита должно быть оформлено соответствующим заключением кредитного комитета коммерческого банка, утвержденным его правлением.
Максимальное значение показателя Н8 не должно превышать восьмикратного размера собственных средств банка.
Если сумма всех «больших» кредитов превышает восьмикратный размер собственных средств не более чем на 50 % , то требования к платежеспособности удваиваются (16 %), если же превышает больше чем на 50 %, то требования утраиваются, т.е. значение показателя платежеспособности банка должно быть не менее 24 %.
Норматив инвестирования характеризует использование собственных средств банков для приобретения долей (акций, ценных бумаг) акционерных обществ, предприятий и негосударственных торговых обязательств.
Норматив инвестирования устанавливается в форме процентного соотношения между размером инвестируемых средств и общей суммой собственных средств коммерческого банка и рассчитывается по алгоритму
где Син — средства коммерческого банка, инвестируемые на приобретение долей (акций, ценных бумаг) акционерных обществ, предприятий, негосударственных долговых обязательств.
Максимально допустимое значение Н9 не должно превышать 25 % размера собственных средств банка.
Общая сумма обязательств любого заемщика (физического или юридического лица, в том числе банка) перед банком в результате предоставления последним одного или нескольких кредитов не должна превышать 25 % собственных средств банка. Заемщики, имеющие общих учредителей, акционеров (участников), общая доля которых в уставном фонде банка превышает 35 %, включаются в расчет как один заемщик.
Коммерческие банки и их филиалы должны обеспечить выполнение экономических нормативов как ежедневно, так и на отчетную дату.
Контроль за соблюдением коммерческими банками экономических нормативов осуществляют подразделения банковского надзора региональных управлений НБУ и департамент банковского надзора НБУ.
Коммерческие банки представляют по установленным НБУ формам, срокам и периодичности баланс, расшифровки отдельных счетов баланса и расчеты экономических нормативов.
Контроль за фактическим состоянием показателей ежедневной ликвидности осуществляется подразделениями банковского надзора НБУ ежедневно на основании ежедневных балансов банков и их учреждений.
Если счет банка находится в ОПЕРУ Национального банка Украины, то все перечисленные выше отчеты представляются непосредственно в Департамент банковского надзора.
Региональные управления ежемесячно в течение трех рабочих дней после получения необходимых данных проверяют соблюдение коммерческими банками нормативов. Не позднее 20-го числа отправляют управлению экономического анализа деятельности банков и контроля экономических нормативов документы с заключением регионального управления о соблюдении экономических нормативов по каждому банку отдельно. Если корреспондентский счет банка находится в ОПЕРУ Национального банка Украины, то за соблюдением экономических, нормативов наблюдают сотрудники Департамента банковского надзора.
Заключения по контролю за соблюдением коммерческими банками экономических нормативов должны отображать:
оценку соблюдения банком экономических нормативов;
своевременность предоставления банком документов для проверки;
меры, принятые региональным управлением НБУ в связи с нарушением банком экономических нормативов.
Коммерческие банки не позднее 10-го числа каждого месяца должны представлять непосредственно в Департамент банковского надзора НБУ по электронной почте данные о финансовом состоянии банка. Ответственность за достоверность таких данных возлагается на коммерческий банк.
В случае нарушения экономических нормативов к банкам применяются санкции, предусмотренные Законом Украины «О банках и банковской деятельности» в порядке, предусмотренном в Положении о применении Национальным банком Украины санкций за нарушение банковского законодательства, утвержденном НБУ.
При проведении аудиторского контроля деятельности коммерческих банков и, подтверждении достоверности баланса и финансовой отчетности аудиторы используют изложенную методику исчисления экономических нормативов регулирования деятельности коммерческих банков. Выявленные отклонения фактических показателей деятельности банка от экономических нормативов, утвержденных НБУ, отражаются в заключении аудитора, где указываются причины отклонений и меры, принимаемые руководством банка по соблюдению экономических нормативов, обеспечению платежеспособности и ликвидности банка и предупреждению его банкротства.
- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе
- 1.1. Сущность, задачи, функции и содержание экономического контроля
- 1.2. Экономический контроль в системе наук
- 1.3. Классификация организационных форм и видов экономического контроля
- 1.4. Содержание и виды экономического контроля
- 1.5. Государственный контроль монопольной деятельности предприятий на товарном рынке
- 1.6. Банки и их контрольные функции в государстве
- 1.7. Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
- Глава 2. Финансово-хозяйственный контроль
- 2.1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи
- 2.2. Функции финансово-хозяйственного контроля и аудита в формировании рыночных отношений
- 2.3. Государственная контрольно-ревизионная служба и ее функции в финансовом контроле
- Глава 3. Аудиторский контроль, его возникновение и развитие, содержание, классификация и организация
- 3.1. Возникновение и развитие аудита в системе финансово-хозяйственного контроля
- 3.2. Содержание и функции аудиторского контроля
- 3.3. Классификация организационных форм аудиторского контроля
- 3.4. Организация аудиторской деятельности
- 3.5. Аудит рисков в бизнесе и их классификация
- 3.6. Отличие аудита от ревизии финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизы
- Глава 4. Методологические и нормативные основы аудиторского контроля
- 4.1. Принципы аудиторского контроля
- 4.2. Предмет аудиторского контроля
- 4.3. Объекты аудиторского контроля
- 4.4. Метод аудиторского контроля
- Метод финансово-хозяйственного контроля, аудита
- 4.5. Международные и национальные стандарты (нормы) аудита
- Продолжение табл. 4.2
- Продолжение табл. 4.3
- Продолжение табл. 4.3
- Окончание табл. 4.3
- Глава 5. Методические приемы и контрольно-аудиторские процедуры
- 5.1. Сущность и содержание методических приемов и контрольно-аудиторских процедур
- 5.2. Органолептические методические приемы
- 5.3. Выборочные и сплошные наблюдения в финансово-хозяйственном контроле и аудите
- Акт контрольной проверки инвентаризации ценностей на складе
- 5.4. Расчетно-аналитические методические приемы
- 5.5. Документальные методические приемы и их контрольно-аудиторские процедуры
- Взаимной выверки расчетов с дебиторами и кредиторами
- Глава 6. Контрольно-аудиторский процесс и его стадии
- 6.1. Содержание контрольно-аудиторского процесса
- 6.2. Предысследовательская стадия контрольно-аудиторского процесса
- 6.3. Исследовательская и завершающая стадии контрольно-аудиторского процесса
- Пользователя с эвм
- 6.4. Сетевые графики и применение их в контрольно-аудиторском процессе
- 6.5. Аудиторский риск, его прогнозирование и оптимизация
- 7.1. Основы научной организации контрольно-аудиторского процесса
- 7.2. Научная организация труда в контрольно-аудиторском процессе
- 7.3. Организация рабочего места аудитора с внедрением нот
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.1. Содержание, задачи, классификация информационного обеспечения финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.2. Экономическая информация, ее классификация и назначение в контрольно-аудиторском процессе
- 8.3. Кодирование экономической информации и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 8.4. Фактографическая информация и ее использование в финансово-хозяйственном контроле и аудите в условиях асои
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.1. Новые компьютерные технологии обработки информации в контрольно-аудиторском процессе
- 9.2. Характеристика автоматизированных систем обработки экономической информации, функционирование и принципы построения
- 9.3. Классификация технико-экономической информации и ее применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.4. Проектная документация к созданию асои и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 9.5. Контроль защиты данных асои
- 9.6. Особенности контрольно-аудиторского процесса в условиях асои
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций
- 10.1. Аудиторская (экспертная) оценка стоимости объектов приватизации и аренды
- Пример расчета
- 10.2. Особенности аудита финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий
- 10.3. Особенности аудита деятельности акционерных обществ и предприятий-эмитентов
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности
- 11.1. Содержание и структура капитала субъекта хозяйствования и задача его аудита
- 11.2. Аудит формирования и использования капитала в предпринимательской деятельности
- 11.3. Аудит акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг
- 11.4. Аудит эмиссии ценных бумаг и фондовые биржи
- 11.5. Государственный контроль и аудит регистрации ценных бумаг
- 11.6. Аудит эффективности внешнеэкономических операций
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках
- 12.1. Задачи, организация и функции финансового контроля и аудита в банках
- 12.2. Контроль и аудит деятельности коммерческого банка
- 12.3. Внутренний аудит в коммерческих банках
- 12.4. Внутрибанковский контроль денежных билетов, монеты и других ценностей
- На "1" января 199_ г.
- 12.5. Контроль за соблюдением экономических нормативов в деятельности коммерческих банков
- 12.6. Аудиторский контроль и оценка качества кредитного портфеля банка
- 12.7. Аудиторский контроль по предупреждению убытков от кредитной деятельности коммерческих банков
- 12.8. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по международным стандартам
- 12.9. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по национальным стандартам
- 12.10. Аудит и банкротство банков
- 12.11. Аудит финансового состояния юридических лиц — акционеров (участников) коммерческих банков
- 1. Показатели платежеспособности
- 2. Показатели финансовой стабильности
- 3. Другие показатели финансового состояния
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ
- 13.1. Страховая деятельность и контроль ее организации в Украине
- 13.2. Финансовый контроль и аудит соблюдения страховыми организациями экономических нормативов
- 13.3. Доверительные общества и аудиторский контроль их деятельности
- 13.4. Аудит деятельности страховых компаний (акционерных обществ и предприятий — эмитентов облигаций)
- 13.5. Аудит в Национальной депозитарной системе с электронным обращением ценных бумаг
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности
- 14.1. Инвестиционная деятельность и задачи ее контроля
- 14.2. Объекты, источники информации и методические приемы аудита инвестиционной деятельности
- 14.3. Аудиторская экспертиза инвестиционных проектов
- 14.4. Аудиторский контроль капитальных вложений и ввод объектов и производственных мощностей в действие
- 14.5. Контрольные обмеры строительно-монтажных и ремонтных работ
- 14.6. Аудиторский контроль создания и внедрения новой техники
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния
- 15.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита результатов финансово-хозяйственной деятельности
- 15.2. Источники информации для аудита финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.3. Аудит общих финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.4. Аудит финансовой стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия
- 15.5. Аудит финансового состояния предприятия
- 15.6. Аудиторский контроль использования оборотных средств
- 15.7. Аудиторский контроль расчетных взаимоотношений и других активов и пассивов предприятия
- 15.8. Обобщение результатов аудиторского контроля финансового состояния предприятия
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля
- 16.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита
- 16.2. Аудиторская проверка состояния учета
- 16.3. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия
- 16.4. Аудиторская проверка состояния внутрихозяйственного контроля (аудита)
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 17.1. Методические приемы обобщения результатов контроля и аудита
- Изъятия документов из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- Реестр документов, изъятых из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- 17.2. Методика обобщения результатов внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- 17.3. Обобщение результатов внешнего аудита по национальным нормативам Украины
- 17.4. Методика составления акта (заключения) внешнего аудиторского контроля
- Аудиторское заключение
- (Примерная форма) на подтверждение бухгалтерского
- Баланса и финансовой отчетности
- Сп «Гермес» за 199_ г.
- 17.5. Возмещение материального ущерба, выявленного финансово-хозяйственным контролем и аудитом
- 17.6. Аудиторская оценка ущерба от нарушения хозяйственных договоров
- Простоев и форсирования производства
- 17.7. Профилактика недостатков и правонарушений в предпринимательской деятельности по данным контроля и аудита
- Приложения
- Комплексного аудита производственной и финансово-хозяйственной деятельности
- Основания для проведения аудита
- Акт (заключение) аудиторского контроля финансово-хозяйственной деятельности совместного украинско-швейцарского предприятия «Гермес» (сп «Гермес»)
- 2. Исследовательская часть
- 3. Результативная часть (выводы)
- 4. Предложения и рекомендации сп «Гермес»
- Акт (заключение) о невозможности проведения аудиторского контроля
- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе 3
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита 124
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе 136
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций 158
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности 177
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках 198
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ 236
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности 254
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния 269
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля 294
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита 304