14.2. Объекты, источники информации и методические приемы аудита инвестиционной деятельности
Объектами аудита инвестиционной деятельности являются инвестиционные проекты, вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах хозяйства, ценные бумаги, целевые вложения средств, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности и другие объекты собственности, а также имущественные права, затраты на капитальное строительство, введение в действие объектов и производственных мощностей, бухгалтерский учет и отчетность по инвестиционной деятельности.
Субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности являются граждане и юридические лица Украины, иностранные граждане и юридические лица, государство.
Инвесторы — это субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей. Инвесторы выступают в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполняют функции участника инвестиционной деятельности. Участниками инвестиционной деятельности являются граждане и юридические лица Украины, иностранные граждане и юридические лица, обеспечивающие осуществление инвестиций как исполнители заказов или на основании поручений инвестора.
Инвестиционная деятельность субъектов Украины за ее пределами регулируется законодательством Украины или государства, на территории которого эта деятельность осуществляется, соответствующими международными договорами Украины, а также специальным законодательством Украины.
Все субъекты инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования имеют равные права по осуществлению инвестиционной деятельности. Инвестор самостоятельно определяет цели, направления, виды и объемы инвестиций, привлекает для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе организацией конкурсов и тендеров. По решению инвестора права владения и распоряжения инвестициями, а также результатами их осуществления могут быть переданы другим гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном законом. Взаимоотношения в случае такой передачи прав регулируются ими самостоятельно на основе договоров.
Условия договоров, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, находятся в силе весь срок действия договора. Инвестор должен представить финансовым органам декларацию об объемах и источниках осуществляемых инвестиций, получить разрешение на капитальное строительство в соответствии с заключениями экспертизы инвестиционных проектов в пределах соблюдения санитарно-гигиенических и экологических требований.
Источниками финансирования инвестиционной деятельности являются:
собственные финансовые ресурсы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, возмещение убытков от аварий, стихийного бедствия, накопления и сбережения граждан, юридических лиц и др.);
заемные финансовые средства инвесторов (облигации займа, банковские и бюджетные кредиты);
заемные финансовые средства инвестора (средства, полученные от продажи акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц);
бюджетные инвестиционные ассигнования.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с целью реализации экономической, научно-технической и социальной политики. Оно определяется показателями экономического и социального развития Украины, республиканскими и региональными программами развития народного хозяйства и местными бюджетами, предусмотренными в них объемами государственного финансирования инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает управление государственными инвестициями, а также регулирование условий инвестиционной деятельности и контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и участниками инвестиционной деятельности.
Управление государственными инвестициями осуществляется республиканскими и местными органами государственной власти и управления и включает планирование, определение условий и выполнение конкретных действий по инвестированию бюджетных и внебюджетных средств.
Регулирование условий инвестиционной деятельности осуществляется:
системой налогов с дифференциацией субъектов и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот;
проведением кредитной и амортизационной политики, в том числе ускоренной амортизации основных фондов;
предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных займов на развитие отдельных регионов, отраслей производства;
государственными нормами и стандартами;
антимонопольными мерами, разгосударствлением и приватизацией собственности;
определением условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;
политикой ценообразования, проведением экспертизы инвестиционных проектов и других мероприятий.
Верховная Рада Украины утверждает капитальные вложения на создание крупнейших народнохозяйственных комплексов, которые включаются в состав объектов заказа государства. Ассигнования из бюджета выделяются только на важнейшие строительства заказа государства, реализацию общегосударственного прогресса.
Следовательно, основным направлением инвестиционной деятельности является вложение имущественных и интеллектуальных ценностей в капитальные вложения и внедрение новой техники, поэтому они являются важным объектом аудита.
Капитальные вложения — это целенаправленная система планового обновления и развития материально-технической базы предприятия в соответствии с ее участием в процессе расширенного воспроизводства. Задачей аудита капитальных вложений является аудит реконструкции и замены изношенного или устаревшего оборудования и других объектов основных средств, строительства новых и расширения действующих предприятий. При планировании и выполнении капитальных вложений субъекты хозяйствования должны соблюдать требования: максимального использования действующих основных фондов с учетом их технического перевооружения и реконструкции; ускорения освоения проектных мощностей введенных в действие предприятий, объектов по сравнению с нормативными сроками; комплексного строительства объектов в утвержденные календарные сроки; сбалансированности плана по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Структура затрат капитальных вложений включает затраты на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий и объектов, приобретение оборудования, подлежащего монтажу, а также машин, оборудования, инструментов, хозяйственного инвентаря, не требующих монтажа.
Внедрение новой техники — это система мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса на действующих предприятиях путем замены морально устаревшего оборудования более совершенным, соответствующим прогрессивной технологии производства.
Задача аудита инвестиционной деятельности состоит в содействии наиболее рациональному использованию имущественных и интеллектуальных ценностей при создании и модернизации основных фондов, реализации целевых комплексных программ экономического и социального развития Украины через капитальные вложения. В соответствии с этим моделью стандарта аудита инвестиционной деятельности определяются объекты, источники информации и методические приемы контроля (рис. 14.1).
Особенности объектов аудита инвестиционной деятельности состоят в том, что эти объекты в совокупности представляют самостоятельный вид деятельности, осуществляемый предприятием вместе с основной деятельностью, выступая как застройщики (заказчики). К ним относят инвестиционные вложения в имущественных и интеллектуальных ценностях, инвестиционную и инновационную деятельность, которая включает планирование и финансирование капитальных вложений, сбалансированность ресурсами, а также выполнение этих планов и отображение в бухгалтерском учете и отчетности. Поскольку капитальные вложения осуществляются в основном подрядными строительными организациями, то обязанностью заказчиков является обеспечение их проектно-сметной документацией. Заказчик отвечает перед подрядчиком за своевременность разработки и утверждения проектно-сметной документации, сдачу ее подрядной строительно-монтажной организации в сроки, предусмотренные договором, и надлежащего качества. Поэтому проектно-сметная документация включается в ноу-хау и рассматривается аудитом как объект контроля, представляющий интеллектуальную ценность.
Источником информации являются законодательные акты по инвестиционной деятельности, планированию и финансированию капитальных вложений и новой техники, разработке проектно-сметной документации, нормативно-плановая документация, а также первичные документы, учетные регистры и отчетность по инвестиционной деятельности, выполнению планов капитальных вложений и введению в действие объектов и производственных мощностей и другая фактографическая информация.
Особенность методических приемов аудита, обобщения и реализации его результатов состоит в применении таких органолептических приемов, как инвентаризация, контрольные замеры, технологический контроль, экспертизы разных видов, и других для исследования качества и объемов капитальных работ, соответствия их утвержденной проектно-сметной документации. Расчетно-аналитические методические приемы используются при определении качественных показателей выполнения планов капитальных вложений и внедрения новой техники, выявлении неиспользованных резервов. Документальные методические приемы контроля используются при аудите операций, отражающих выполнение строительно-монтажных работ, приобретение оборудования, модернизацию и реконструкцию действующих основных фондов. Камеральные проверки применяются при исследовании качества проектно-сметной документации в учреждениях банков — соответствия типовым проектам, научно-технического их уровня, сметных норм и расценок, объемов работ и др. В процессе аудита применяются методические приемы встречной проверки документов, находящихся в учреждениях банка, который финансирует капитальные вложения и новую технику, а также подрядчика, выполняющего капитальные работы.
Рис. 14.1. Модель аудита инвестиционной деятельности
- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе
- 1.1. Сущность, задачи, функции и содержание экономического контроля
- 1.2. Экономический контроль в системе наук
- 1.3. Классификация организационных форм и видов экономического контроля
- 1.4. Содержание и виды экономического контроля
- 1.5. Государственный контроль монопольной деятельности предприятий на товарном рынке
- 1.6. Банки и их контрольные функции в государстве
- 1.7. Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
- Глава 2. Финансово-хозяйственный контроль
- 2.1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи
- 2.2. Функции финансово-хозяйственного контроля и аудита в формировании рыночных отношений
- 2.3. Государственная контрольно-ревизионная служба и ее функции в финансовом контроле
- Глава 3. Аудиторский контроль, его возникновение и развитие, содержание, классификация и организация
- 3.1. Возникновение и развитие аудита в системе финансово-хозяйственного контроля
- 3.2. Содержание и функции аудиторского контроля
- 3.3. Классификация организационных форм аудиторского контроля
- 3.4. Организация аудиторской деятельности
- 3.5. Аудит рисков в бизнесе и их классификация
- 3.6. Отличие аудита от ревизии финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизы
- Глава 4. Методологические и нормативные основы аудиторского контроля
- 4.1. Принципы аудиторского контроля
- 4.2. Предмет аудиторского контроля
- 4.3. Объекты аудиторского контроля
- 4.4. Метод аудиторского контроля
- Метод финансово-хозяйственного контроля, аудита
- 4.5. Международные и национальные стандарты (нормы) аудита
- Продолжение табл. 4.2
- Продолжение табл. 4.3
- Продолжение табл. 4.3
- Окончание табл. 4.3
- Глава 5. Методические приемы и контрольно-аудиторские процедуры
- 5.1. Сущность и содержание методических приемов и контрольно-аудиторских процедур
- 5.2. Органолептические методические приемы
- 5.3. Выборочные и сплошные наблюдения в финансово-хозяйственном контроле и аудите
- Акт контрольной проверки инвентаризации ценностей на складе
- 5.4. Расчетно-аналитические методические приемы
- 5.5. Документальные методические приемы и их контрольно-аудиторские процедуры
- Взаимной выверки расчетов с дебиторами и кредиторами
- Глава 6. Контрольно-аудиторский процесс и его стадии
- 6.1. Содержание контрольно-аудиторского процесса
- 6.2. Предысследовательская стадия контрольно-аудиторского процесса
- 6.3. Исследовательская и завершающая стадии контрольно-аудиторского процесса
- Пользователя с эвм
- 6.4. Сетевые графики и применение их в контрольно-аудиторском процессе
- 6.5. Аудиторский риск, его прогнозирование и оптимизация
- 7.1. Основы научной организации контрольно-аудиторского процесса
- 7.2. Научная организация труда в контрольно-аудиторском процессе
- 7.3. Организация рабочего места аудитора с внедрением нот
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.1. Содержание, задачи, классификация информационного обеспечения финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.2. Экономическая информация, ее классификация и назначение в контрольно-аудиторском процессе
- 8.3. Кодирование экономической информации и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 8.4. Фактографическая информация и ее использование в финансово-хозяйственном контроле и аудите в условиях асои
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.1. Новые компьютерные технологии обработки информации в контрольно-аудиторском процессе
- 9.2. Характеристика автоматизированных систем обработки экономической информации, функционирование и принципы построения
- 9.3. Классификация технико-экономической информации и ее применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.4. Проектная документация к созданию асои и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 9.5. Контроль защиты данных асои
- 9.6. Особенности контрольно-аудиторского процесса в условиях асои
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций
- 10.1. Аудиторская (экспертная) оценка стоимости объектов приватизации и аренды
- Пример расчета
- 10.2. Особенности аудита финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий
- 10.3. Особенности аудита деятельности акционерных обществ и предприятий-эмитентов
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности
- 11.1. Содержание и структура капитала субъекта хозяйствования и задача его аудита
- 11.2. Аудит формирования и использования капитала в предпринимательской деятельности
- 11.3. Аудит акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг
- 11.4. Аудит эмиссии ценных бумаг и фондовые биржи
- 11.5. Государственный контроль и аудит регистрации ценных бумаг
- 11.6. Аудит эффективности внешнеэкономических операций
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках
- 12.1. Задачи, организация и функции финансового контроля и аудита в банках
- 12.2. Контроль и аудит деятельности коммерческого банка
- 12.3. Внутренний аудит в коммерческих банках
- 12.4. Внутрибанковский контроль денежных билетов, монеты и других ценностей
- На "1" января 199_ г.
- 12.5. Контроль за соблюдением экономических нормативов в деятельности коммерческих банков
- 12.6. Аудиторский контроль и оценка качества кредитного портфеля банка
- 12.7. Аудиторский контроль по предупреждению убытков от кредитной деятельности коммерческих банков
- 12.8. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по международным стандартам
- 12.9. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по национальным стандартам
- 12.10. Аудит и банкротство банков
- 12.11. Аудит финансового состояния юридических лиц — акционеров (участников) коммерческих банков
- 1. Показатели платежеспособности
- 2. Показатели финансовой стабильности
- 3. Другие показатели финансового состояния
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ
- 13.1. Страховая деятельность и контроль ее организации в Украине
- 13.2. Финансовый контроль и аудит соблюдения страховыми организациями экономических нормативов
- 13.3. Доверительные общества и аудиторский контроль их деятельности
- 13.4. Аудит деятельности страховых компаний (акционерных обществ и предприятий — эмитентов облигаций)
- 13.5. Аудит в Национальной депозитарной системе с электронным обращением ценных бумаг
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности
- 14.1. Инвестиционная деятельность и задачи ее контроля
- 14.2. Объекты, источники информации и методические приемы аудита инвестиционной деятельности
- 14.3. Аудиторская экспертиза инвестиционных проектов
- 14.4. Аудиторский контроль капитальных вложений и ввод объектов и производственных мощностей в действие
- 14.5. Контрольные обмеры строительно-монтажных и ремонтных работ
- 14.6. Аудиторский контроль создания и внедрения новой техники
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния
- 15.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита результатов финансово-хозяйственной деятельности
- 15.2. Источники информации для аудита финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.3. Аудит общих финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.4. Аудит финансовой стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия
- 15.5. Аудит финансового состояния предприятия
- 15.6. Аудиторский контроль использования оборотных средств
- 15.7. Аудиторский контроль расчетных взаимоотношений и других активов и пассивов предприятия
- 15.8. Обобщение результатов аудиторского контроля финансового состояния предприятия
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля
- 16.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита
- 16.2. Аудиторская проверка состояния учета
- 16.3. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия
- 16.4. Аудиторская проверка состояния внутрихозяйственного контроля (аудита)
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 17.1. Методические приемы обобщения результатов контроля и аудита
- Изъятия документов из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- Реестр документов, изъятых из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- 17.2. Методика обобщения результатов внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- 17.3. Обобщение результатов внешнего аудита по национальным нормативам Украины
- 17.4. Методика составления акта (заключения) внешнего аудиторского контроля
- Аудиторское заключение
- (Примерная форма) на подтверждение бухгалтерского
- Баланса и финансовой отчетности
- Сп «Гермес» за 199_ г.
- 17.5. Возмещение материального ущерба, выявленного финансово-хозяйственным контролем и аудитом
- 17.6. Аудиторская оценка ущерба от нарушения хозяйственных договоров
- Простоев и форсирования производства
- 17.7. Профилактика недостатков и правонарушений в предпринимательской деятельности по данным контроля и аудита
- Приложения
- Комплексного аудита производственной и финансово-хозяйственной деятельности
- Основания для проведения аудита
- Акт (заключение) аудиторского контроля финансово-хозяйственной деятельности совместного украинско-швейцарского предприятия «Гермес» (сп «Гермес»)
- 2. Исследовательская часть
- 3. Результативная часть (выводы)
- 4. Предложения и рекомендации сп «Гермес»
- Акт (заключение) о невозможности проведения аудиторского контроля
- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе 3
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита 124
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе 136
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций 158
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности 177
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках 198
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ 236
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности 254
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния 269
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля 294
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита 304