10.1. Аудиторская (экспертная) оценка стоимости объектов приватизации и аренды
Аудиторская экспертная оценка стоимости объектов приватизации — определение стоимости приватизируемого имущества с использованием типовых методик, утвержденных правительством или государственными органами приватизации. Эту работу выполняют аудиторы (аудиторские фирмы) или другие специалисты по оценке имущества по специальным договорам с государственными органами приватизации. Методика оценки стоимости имущества на время приватизации, утвержденная правительством, предусматривает определение стоимости имущества при:
приватизации имущества предприятий путем продажи акций открытых акционерных обществ, созданных на базе имущества этих предприятий, а также при преобразовании сельскохозяйственных предприятий и организаций в коллективные сельскохозяйственные предприятия — комиссией, созданной органом приватизации;
приватизации другими способами, предусмотренными законодательством, и подготовке объектов незавершенного производства к приватизации — государственным органом приватизации. В случаях, предусмотренных нормативными документами, государственный орган приватизации привлекает к проведению оценки экспертов по договорам на проведение экспертной оценки имущества;
продаже государственного имущества в соответствии с законодательством — экспертом, назначенным Фондом государственного имущества, который действует на основании договора, заключенного с предприятием, имущество которого отделяется;
продаже государственного имущества предприятия-банкрота или предприятия, которое ликвидируется, государственным органом приватизации, который в случае необходимости может привлекать экспертов.
Продавцами объектов приватизации, находящихся в общегосударственной и коммунальной собственности, соответственно являются:
Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства;
органы приватизации, созданные местными Советами.
Покупателями объектов приватизации могут быть физические и юридические лица, определенные законодательством о приватизации. Источниками средств для приватизации имущества могут быть собственные или заемные средства, а также приватизационные бумаги.
Объекты, подлежащие приватизации, предусмотрены Государственной и местными программами приватизации, утвержденными в установленном законом порядке.
Покупатель, который в установленном порядке подал заявление о приватизации предприятия, может за свой счет заказать проведение аудиторской проверки финансового состояния приватизируемого предприятия.
По решению органов приватизации осуществляются инвентаризация приватизируемого имущества с привлечением в случаем необходимости аудитора (аудиторской фирмы) и оценка его стоимости. Акт инвентаризации утверждается руководителем предприятия, акт оценки стоимости объекта приватизации — руководителем органа приватизации.
Порядок продажи объекта приватизации путем выкупа, продажи на аукционе, по конкурсу и условия участия покупателей в аукционе, конкурсе, порядок проведения аукциона, конкурса определены законодательством о приватизации.
Оценку стоимости приватизируемого и сдаваемого в аренду имущества осуществляют по специальной методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины, которая включает:
проведение инвентаризации имущества;
проведение аудиторской проверки финансовой отчетности предприятия (для объектов малой приватизации, сельскохозяйственных предприятий — в случаях принятия соответствующего решения государственным органом приватизации);
составление передаточного или разделительного баланса предприятия и подготовку других документов, необходимых для проведения оценки стоимости имущества;
проведение массовой или экспертной оценки;
составление акта оценки стоимости имущества или отчета о его экспертной оценке и заключений эксперта об оценке стоимости имущества;
утверждение государственным органом приватизации результатов проведения оценки имущества, заключений эксперта об оценочной стоимости имущества (кроме пакетов акций);
— утверждение государственным органом приватизации условий проведения конкурсов, открытых торгов (тендеров), в которых указывается стоимость имущества.
Решение о проведении инвентаризации и аудиторской проверки принимается государственным органом приватизации одновременно с определением даты оценки.
Аудиторская проверка финансовой отчетности предприятия проводится в соответствии с требованиями законодательства. Инвентаризация имущества осуществляется в соответствии с требованиями Положения об инвентаризации имущества приватизируемых государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, которые передаются в аренду.
Полностью изношенные основные средства, непригодные для эксплуатации, отражаются в отдельной инвентаризационной описи и списываются в соответствии с действующим порядком с обязательным оприходованием товарно-материальных ценностей, полученных в результате ликвидации основных средств.
При наличии полностью изношенных, по данным бухгалтерского учета, функционально устаревших, но пригодных для эксплуатации основных средств инвентаризационная группа, созданная по решению председателя инвентаризационной комиссии, в состав которой обязательно включаются представители предприятия, осуществляющие надзор за безопасностью и охраной труда, включают их в отдельную инвентаризационную опись и определяют оценочную стоимость указанных основных средств с учетом их фактического физического состояния или результатов экспертной оценки их рыночной стоимости.
В случае нарушения порядка проведения инвентаризации или выявления фактов несоответствия документов, необходимых для проведения оценки, данным передаточного (разделительного) баланса государственный орган приватизации принимает решение о проведении полной или частичной повторной инвентаризации.
Акты оценки и заключения эксперта об оценке стоимости имущества утверждает руководитель государственного Органа приватизации в срок, не превышающий двух месяцев от установленной даты оценки. Датой утверждения акта оценки стоимости имущества или заключений эксперта является дата его подписания должностными лицами государственного органа приватизации.
За достоверность данных и качество лица, подписавшие документы по приватизации, несут ответственность согласно действующему законодательству.
Срок действия акта оценки (заключения эксперта и отчета об экспертной оценке, необходимого для регистрации устава открытого акционерного общества или подписания договора купли-продажи имущества) — два месяца с дня его утверждения.
В отдельных случаях по решению Фонда государственного имущества срок действия акта оценки (заключения эксперта и отчета об экспертной оценке) может продлеваться, но не более чем на три месяца. При повторном проведении аукциона или конкурса по продаже объектов приватизации не нужно согласовывать условия приватизации объекта оценки с Кабинетом Министров Украины и другими центральными и местными органами исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством. При проведении экспертной оценки имущества, которое включается в уставный фонд по экспертной оценке, срок действия акта оценки продлевается на срок повторного проведения аукциона, конкурса, согласования или срок проведения экспертной оценки.
Ошибочно включенное или оцененное, а также не включенное в акт оценки имущество при его приватизации (корпоратизации) подлежит изъятию из уставного фонда, переоценке или включению в уставный фонд в составе имущества, подлежащего приватизации, по приказу руководителя государственного органа приватизации. Стоимость такого имущества определяется в установленном порядке на дату оценки размера уставного фонда (имущество, подлежащее приватизации). При этом государственный орган приватизации составляет приложение к акту оценки самостоятельно или в случаях, предусмотренных законодательством, проводит его экспертную оценку.
В случае нарушения требований методики государственный орган приватизации имеет право отменить результаты проведенной оценки и определить дату повторной.
Экспертная оценка стоимости приватизируемого имущества по действующей методике проводится в порядке, который определяется Фондом государственного имущества, и осуществляется по договору с государственным органом приватизации.
По результатам проведенной экспертной оценки составляются отчет и заключение эксперта об оценке стоимости имущества, которые передаются государственному органу приватизации на утверждение.
Отчет об экспертной оценке имущества подписывается лицами, которые произвели оценку: указывается номер, дата документа, подтверждающего их квалификацию; наименование юридического лица, его выдавшего. Заключение эксперта об оценке стоимости имущества подписывается уполномоченным лицом эксперта и скрепляется печатью.
В случае проведения экспертной оценки пакетов акций открытых акционерных обществ, подлежащих продаже за деньги на конкурсах, заключения эксперта и отчет об экспертной оценке имущества государственным органом приватизации не утверждаются. Заключение и отчет являются основанием для разработки рекомендаций конкурсной комиссии относительно условий конкурса.
В случаях проведения экспертной оценки имущества, которое включается в уставный фонд, создаваемый при приватизации открытого акционерного общества, или имущества, которое приватизируется в составе целостного имущественного комплекса и оценочная стоимость которого включается в акт оценки, заключение эксперта и отчет об экспертной оценке имущества не утверждаются, но прилагаются к этому акту.
Если приватизация государственного имущества осуществляется путем его продажи с рассрочкой платежа, на сумму отсроченного платежа начисляются проценты по учетной ставке Национального банка Украины.
Методика не распространяется на оценку стоимости земельного участка, на котором расположен объект приватизации, а также недр и других составляющих окружающей среды, за исключением оценки прав пользования ими.
Приватизацией имущества государственных предприятий, организацией и проведением работ по приватизации занимается специальная государственная комиссия по приватизации.
Для специальной оценки имущества в свободно конвертируемой валюте в случаях, когда продажа государственного предприятия иностранным лицам осуществляется без конкурса или аукциона, применяется другой порядок, определенный органом по приватизации.
Целостный имущественный комплекс — это хозяйственный объект с законченным циклом производства продукции (работ, услуг). Оценку стоимости целостного имущественного комплекса проводят на основе баланса предприятия. Целостным имущественным комплексом могут быть структурные подразделения предприятий (цеха, производства, участки и др.), которые выделяют в самостоятельные объекты приватизации или аренды с дальнейшим составлением разделительного баланса.
Оценка стоимости целостного имущественного комплекса. В перечень имущества объектов приватизации как целостных имущественных комплексов входят:
основные средства и другие внеоборотные активы;
оборотные средства (запасы и затраты, денежные средства, расчеты и другие активы).
Принадлежность имущества к основным и оборотным средствам определяется в соответствии с Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине и другими нормативными актами.
Оценка стоимости целостного имущественного комплекса (массовая оценка) проводится по алгоритму
Вц.и.к.=0с+На+Вкi+Унi+Вдл+3з+Фа-Кр,
где Ос— остаточная стоимость основных средств с учетом последней индексации их балансовой стоимости;
На — остаточная стоимость нематериальных активов, отраженных в балансе;
Вкi — восстановительная стоимость незавершенных капитальных вложений;
Унi — восстановительная стоимость оборудования (неустановленного);
Вдл — долгосрочные финансовые вложения;
3з — запасы и затраты, включаемые в валюту баланса;
Фа — финансовые активы (другие внеоборотные активы, денежные средства, расчеты и другие активы);
Кр — кредиторская задолженность (долгосрочные пассивы, расчеты и другие краткосрочные пассивы, резервы будущих затрат и платежей), отсроченная налоговая задолженность, реконструированный долг, обязательства по финансовой аренде.
Расчет остаточной стоимости основных средств и их восстановительной стоимости проводится в соответствии с коэффициентами индексации, определенными Методикой оценки стоимости имущества при приватизации, утвержденной Кабинетом Министров Украины, в следующем порядке:
зданий, сооружений, передаточных устройств — по виду и сроку освоения затрат;
машин, оборудования, транспортных средств и других видов основных средств — в соответствии с датой приобретения.
Определение остаточной стоимости этих основных средств осуществляется в общем порядке, исходя из расчетной восстановительной стоимости.
Балансовая (остаточная) стоимость основных средств, за исключением не подлежащих амортизации (кроме продуктивного скота), при проведении оценки имущества определяется отдельно для каждой единицы по состоянию на дату оценки по алгоритму
где Оп — балансовая (остаточная) стоимость единицы основных средств на 1 июля 1997 г. или первоначальная стоимость, отраженная в бухгалтерском учете после введения в эксплуатацию с 1 июля 1997 г.;
П — произведение чисел;
рi — коэффициент снижения норм амортизационных отчислений 1-го периода;
i — порядковый номер периода, в течение которого коэффициент снижения не изменяется;
а — коэффициент квартальной нормы амортизации единицы основного средства соответствующей группы без коэффициента снижения;
т — количество полных кварталов эксплуатации единицы основного средства в i-м периоде.
- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе
- 1.1. Сущность, задачи, функции и содержание экономического контроля
- 1.2. Экономический контроль в системе наук
- 1.3. Классификация организационных форм и видов экономического контроля
- 1.4. Содержание и виды экономического контроля
- 1.5. Государственный контроль монопольной деятельности предприятий на товарном рынке
- 1.6. Банки и их контрольные функции в государстве
- 1.7. Высшие государственные контрольные органы в развитых зарубежных странах
- Глава 2. Финансово-хозяйственный контроль
- 2.1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи
- 2.2. Функции финансово-хозяйственного контроля и аудита в формировании рыночных отношений
- 2.3. Государственная контрольно-ревизионная служба и ее функции в финансовом контроле
- Глава 3. Аудиторский контроль, его возникновение и развитие, содержание, классификация и организация
- 3.1. Возникновение и развитие аудита в системе финансово-хозяйственного контроля
- 3.2. Содержание и функции аудиторского контроля
- 3.3. Классификация организационных форм аудиторского контроля
- 3.4. Организация аудиторской деятельности
- 3.5. Аудит рисков в бизнесе и их классификация
- 3.6. Отличие аудита от ревизии финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизы
- Глава 4. Методологические и нормативные основы аудиторского контроля
- 4.1. Принципы аудиторского контроля
- 4.2. Предмет аудиторского контроля
- 4.3. Объекты аудиторского контроля
- 4.4. Метод аудиторского контроля
- Метод финансово-хозяйственного контроля, аудита
- 4.5. Международные и национальные стандарты (нормы) аудита
- Продолжение табл. 4.2
- Продолжение табл. 4.3
- Продолжение табл. 4.3
- Окончание табл. 4.3
- Глава 5. Методические приемы и контрольно-аудиторские процедуры
- 5.1. Сущность и содержание методических приемов и контрольно-аудиторских процедур
- 5.2. Органолептические методические приемы
- 5.3. Выборочные и сплошные наблюдения в финансово-хозяйственном контроле и аудите
- Акт контрольной проверки инвентаризации ценностей на складе
- 5.4. Расчетно-аналитические методические приемы
- 5.5. Документальные методические приемы и их контрольно-аудиторские процедуры
- Взаимной выверки расчетов с дебиторами и кредиторами
- Глава 6. Контрольно-аудиторский процесс и его стадии
- 6.1. Содержание контрольно-аудиторского процесса
- 6.2. Предысследовательская стадия контрольно-аудиторского процесса
- 6.3. Исследовательская и завершающая стадии контрольно-аудиторского процесса
- Пользователя с эвм
- 6.4. Сетевые графики и применение их в контрольно-аудиторском процессе
- 6.5. Аудиторский риск, его прогнозирование и оптимизация
- 7.1. Основы научной организации контрольно-аудиторского процесса
- 7.2. Научная организация труда в контрольно-аудиторском процессе
- 7.3. Организация рабочего места аудитора с внедрением нот
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.1. Содержание, задачи, классификация информационного обеспечения финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 8.2. Экономическая информация, ее классификация и назначение в контрольно-аудиторском процессе
- 8.3. Кодирование экономической информации и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 8.4. Фактографическая информация и ее использование в финансово-хозяйственном контроле и аудите в условиях асои
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.1. Новые компьютерные технологии обработки информации в контрольно-аудиторском процессе
- 9.2. Характеристика автоматизированных систем обработки экономической информации, функционирование и принципы построения
- 9.3. Классификация технико-экономической информации и ее применение в контрольно-аудиторском процессе
- 9.4. Проектная документация к созданию асои и ее использование в контрольно-аудиторском процессе
- 9.5. Контроль защиты данных асои
- 9.6. Особенности контрольно-аудиторского процесса в условиях асои
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций
- 10.1. Аудиторская (экспертная) оценка стоимости объектов приватизации и аренды
- Пример расчета
- 10.2. Особенности аудита финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий
- 10.3. Особенности аудита деятельности акционерных обществ и предприятий-эмитентов
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности
- 11.1. Содержание и структура капитала субъекта хозяйствования и задача его аудита
- 11.2. Аудит формирования и использования капитала в предпринимательской деятельности
- 11.3. Аудит акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг
- 11.4. Аудит эмиссии ценных бумаг и фондовые биржи
- 11.5. Государственный контроль и аудит регистрации ценных бумаг
- 11.6. Аудит эффективности внешнеэкономических операций
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках
- 12.1. Задачи, организация и функции финансового контроля и аудита в банках
- 12.2. Контроль и аудит деятельности коммерческого банка
- 12.3. Внутренний аудит в коммерческих банках
- 12.4. Внутрибанковский контроль денежных билетов, монеты и других ценностей
- На "1" января 199_ г.
- 12.5. Контроль за соблюдением экономических нормативов в деятельности коммерческих банков
- 12.6. Аудиторский контроль и оценка качества кредитного портфеля банка
- 12.7. Аудиторский контроль по предупреждению убытков от кредитной деятельности коммерческих банков
- 12.8. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по международным стандартам
- 12.9. Аудит эффективности деятельности коммерческих банков по национальным стандартам
- 12.10. Аудит и банкротство банков
- 12.11. Аудит финансового состояния юридических лиц — акционеров (участников) коммерческих банков
- 1. Показатели платежеспособности
- 2. Показатели финансовой стабильности
- 3. Другие показатели финансового состояния
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ
- 13.1. Страховая деятельность и контроль ее организации в Украине
- 13.2. Финансовый контроль и аудит соблюдения страховыми организациями экономических нормативов
- 13.3. Доверительные общества и аудиторский контроль их деятельности
- 13.4. Аудит деятельности страховых компаний (акционерных обществ и предприятий — эмитентов облигаций)
- 13.5. Аудит в Национальной депозитарной системе с электронным обращением ценных бумаг
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности
- 14.1. Инвестиционная деятельность и задачи ее контроля
- 14.2. Объекты, источники информации и методические приемы аудита инвестиционной деятельности
- 14.3. Аудиторская экспертиза инвестиционных проектов
- 14.4. Аудиторский контроль капитальных вложений и ввод объектов и производственных мощностей в действие
- 14.5. Контрольные обмеры строительно-монтажных и ремонтных работ
- 14.6. Аудиторский контроль создания и внедрения новой техники
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния
- 15.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита результатов финансово-хозяйственной деятельности
- 15.2. Источники информации для аудита финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.3. Аудит общих финансовых результатов деятельности предприятия
- 15.4. Аудит финансовой стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия
- 15.5. Аудит финансового состояния предприятия
- 15.6. Аудиторский контроль использования оборотных средств
- 15.7. Аудиторский контроль расчетных взаимоотношений и других активов и пассивов предприятия
- 15.8. Обобщение результатов аудиторского контроля финансового состояния предприятия
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля
- 16.1. Задачи, объекты, источники информации и методические приемы аудита
- 16.2. Аудиторская проверка состояния учета
- 16.3. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия
- 16.4. Аудиторская проверка состояния внутрихозяйственного контроля (аудита)
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита
- 17.1. Методические приемы обобщения результатов контроля и аудита
- Изъятия документов из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- Реестр документов, изъятых из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага
- 17.2. Методика обобщения результатов внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- 17.3. Обобщение результатов внешнего аудита по национальным нормативам Украины
- 17.4. Методика составления акта (заключения) внешнего аудиторского контроля
- Аудиторское заключение
- (Примерная форма) на подтверждение бухгалтерского
- Баланса и финансовой отчетности
- Сп «Гермес» за 199_ г.
- 17.5. Возмещение материального ущерба, выявленного финансово-хозяйственным контролем и аудитом
- 17.6. Аудиторская оценка ущерба от нарушения хозяйственных договоров
- Простоев и форсирования производства
- 17.7. Профилактика недостатков и правонарушений в предпринимательской деятельности по данным контроля и аудита
- Приложения
- Комплексного аудита производственной и финансово-хозяйственной деятельности
- Основания для проведения аудита
- Акт (заключение) аудиторского контроля финансово-хозяйственной деятельности совместного украинско-швейцарского предприятия «Гермес» (сп «Гермес»)
- 2. Исследовательская часть
- 3. Результативная часть (выводы)
- 4. Предложения и рекомендации сп «Гермес»
- Акт (заключение) о невозможности проведения аудиторского контроля
- Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе 3
- Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита 124
- Глава 9. Компьютерные технологии обработки информации и их применение в контрольно-аудиторском процессе 136
- Глава 10. Аудит приватизации и аренды совместных предприятий, акционерных обществ и корпораций 158
- Глава 11. Аудит капитала, ценных бумаг и эффективности внешнеэкономических операций в предпринимательской деятельности 177
- Глава 12. Финансовый контроль и аудит в банках 198
- Глава 13. Финансовый контроль и аудит страховой деятельности и доверительных обществ 236
- Глава 14. Аудиторский контроль инвестиционной деятельности 254
- Глава 15. Аудиторский контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния 269
- Глава 16. Аудиторская проверка состояния учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля 294
- Глава 17. Обобщение результатов финансово-хозяйственного контроля и аудита 304