Структура цены по стадиям ценообразования
Элементы цены | Виды цен |
1.Полная себестоимость производства (или переменные затраты) 2. Прибыль производства |
Оптовая цена производства |
1. Оптовая цена производства 2. Косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) |
Оптовая отпускная цена
|
1. Оптовая отпускная цена 2. Затраты посредника (оптовая база) 3. НДС посредника 4. Прибыль посредника |
Оптовая цена закупки
|
1. Оптовая цена закупки 2. Затраты торговли 3. НДС торговли 4. Прибыль торговли |
Розничная цена |
В составе элементов цены присутствуют транспортные расходы. Транспортные расходы и в мировой практике, и в России распределяются между продавцом и покупателем. Эта процедура называется франкирование цен, а точка для разделения расходов называется франко-место. Франко-место – это место, до которого все расходы по доставке груза осуществляет продавец, расходы после франко-места включаются в цену, и их оплачивает покупатель. Так цена «франко-склад поставщика» означает, что все погрузочно-разгрузочные расходы, транспортировку, страховые расходы оплачивает покупатель. Наоборот, цена «франко-склад покупателя» означает, что все указанные расходы берет на себя продавец.
3) Модели ценообразования. Мировая практика по формированию цен использует два подхода.
Затратный подход – когда цена формируется на основе фактических затрат на производство и реализацию продукции + прибыль производства торговая надбавка или скидка. Сумму затрат в виде полной себестоимости, как правило, в этом случае определяют методом калькуляции, и модель для расчета ценыi-вида продукции (1) выглядит следующим образом:
Si = Сполн.i*(1 + )(1).
В случае применения при подсчете затрат метода direct costing модель для расчета цены i- вида продукции приобретает вид (2):
Si = Сvar.i*(1 + )(2).
Величины Ri1 и Ri2 – есть норма прибыли (%) i-вида продукции, которую собственник- продавец желает себе обеспечить при продаже. Естественно, Ri2 Ri1для одного и того же вида продукции.
При ценообразовании собственник часто применяет систему скидок или наценок (). Скидки используют при оплате покупок наличными или при предоплате, скидки на крупные партии покупок, а надбавки - при безналичных расчетах, при покупках в кредит или для снижения ажиотажного спроса. При государственном вмешательстве в ценообразование в цене появляется надбавка, как правило, в виде акцизов или скидка в виде дотации государства, позволяющая оптовую отпускную цену установить ниже оптовой цены производства. Для рассмотренных случаев модель расчета ценыi-вида продукции принимает вид (3).
Si = Сполн.i*(1 + ) (3).
Рыночный подход. В этом случае при моделировании цен собственник старается добиться того, чтобы цена обеспечивала ему максимум следующего результата: «экономическая ценность» продукции (работ, услуг) минус затраты на ее производство. Под экономической ценностью понимается такая цена продукции, которая не меньше () цены лучшей из доступной покупателю альтернативной продукции (работ, услуг). Наиболее распространенными рыночными моделями ценообразования являются следующие:
цена, ориентированная на спрос покупателя;
цена, ориентированная на уровень текущих цен; здесь в основе лежит «коллективная мудрость» отрасли, и учитывается факт конкуренции.
С помощью рассмотренных моделей 1) и 2) можно рассчитать цену рыночного равновесия, учитывающую действие на рынке законов спроса и предложения. На Рис. 1. представлены графики возможного поведения продавца на рынке с учетом роста цен на его продукцию, где Р – размер предложения продукции.
Рис. 1. Функции предложения продукции
Используя возможности графической иллюстрации, соединим по одному наименованию продукции интересы продавца (РIII) и покупателя в виде размера его спроса (С). Точка пересечения кривых спроса и предложения (см. Рис. 2) отражает состояние рыночного равновесия по этой продукции.
Рис. 2. Рыночное равновесие спроса и предложения
s* - равновесная цена;
A – точка равновесия на рынке.
Вывод.
На графике совместного поведения продавца и покупателя видно, что свое разрешение интересы покупателя и продавца находят в точке А. Это - точка оптимума. Характеризуется тем, что на рынке устанавливается такая цена s*, которая устраивает и продавца, и покупателя. В свою очередь это приводит к состоянию рыночного равновесия по рассматриваемой продукции, а именно P* = C*.
- Федеральное агенство по образованию рф
- Конспект лекций по курсу «Экономика производства» учебное пособие
- Рабочая программа
- I. Содержание курса
- Тема 3. Результаты производственной деятельности предприятия.
- II. Структура курса «Экономика производства»
- Семинарские занятия
- III. Список литературы
- 1. Трудовые ресурсы
- 2. Основной капитал
- 3. Оборотный капитал
- Тема: Экономическая система и ее структура.
- Экономика как кибернетическая система и ее основные свойства
- Организационная структура экономики.
- 2.1. Отрасль промышленности, предприятие, их классификация
- 2.2. Организационная структура предприятия, его нормативная база и производственная мощность
- 2. 3. Организационно-правовые формы производства по экономическим признакам
- Организационно-правовые формы крупного бизнеса
- 2.4. Формы отраслевой организации производства по технологическим признакам
- 3. Структура и методы управления предприятием
- Сравнительная характеристика методов управления
- 3.1. Принципы и уровни организации управления
- 3.2. Организационные структуры управления
- 4. Экономические методы управления
- 4.1. Качественные методы управления
- Альтернативные оценки вариантов решений
- 4.2. Количественные методы управления
- Плановый бюджет рабочего времени.
- Отчетный баланс рабочего времени.
- Плановый материальный баланс (сверла)
- В экономических расчетах норма, прежде всего, используется для расчета плановых объемов ресурсов, необходимых для производства конкретного вида продукции:
- Тема: Ресурсы экономической системы
- 1. Трудовые ресурсы
- 1.1. Общая характеристика трудовых ресурсов и порядок формирования персонала предприятия
- 1.2. Планирование и учет затрат труда персонала предприятия
- Плановый бюджет рабочего времени одного рабочего на год
- Форма т-13. Табель учета использования рабочего времени
- 1.3. Системы оплаты труда, виды заработной платы
- Часть I - заработная плата;
- Часть II- страховые выплаты;
- Часть III- выплаты социального характера.
- Часть II. Страховые выплаты устанавливаются федеральными законами рф.
- Расчет заработной платы по бестарифной системе оплаты труда
- 1.4. Формы расчетов оплаты труда
- Тема: Ресурсы экономической системы
- 2. Основной капитал
- 2.1. Состав и структура основного капитала
- Видовой состав основных фондов предприятия
- Видовая структура основных фондов (%) *
- 2.2. Износ основных фондов и их денежная оценка.
- 3. По методу объем работы коэффициент износа (%) определяется по формуле
- 2.3. Амортизация. Правила и методы начисления амортизации
- 2.4. Инвестиции в основные фонды
- 2.5. Методы синхронизации затрат и результатов
- 2.6. Оценка эффективности инвестиций в основные фонды
- Тема: Ресурсы экономической системы
- 3. Оборотный капитал
- 3.1. Понятие и состав оборотного капитала
- 3.2. Нормирование элементов оборотного капитала
- 3.3. Методы оценки производственных запасов
- 3.4. Источники финансирования оборотного капитала. Направления исследования и показатели эффективности его использования
- Тема: Результаты производственной деятельности предприятия
- Результаты производственной деятельности предприятия
- Сравнительная характеристика систем планирования
- 1. Затраты, себестоимость продукции, расходы
- 2. Калькулирование себестоимости продукции
- 2. Метод direct costing.
- 3. Цена, ее структура и модели ценообразования
- Классификация системы цен
- Структура цены по стадиям ценообразования
- 4. Производственная программа предприятия, ее расчет
- Отчет о прибылях и убытках
- Плановые данные по продукции «а» на 1-й квартал
- Плановые затраты по продукции «а» на 1-й квартал
- План производства продукции «а» на 1-й квартал
- Плановые отпускные цены продукции «а» на 1-й квартал
- Плановый доход от реализации продукции «а» на 1-й квартал
- Плановая полная себестоимость всего объема производства продукции «а» на 1-й квартал
- Плановый отчет о прибылях и убытках по продукции «а»
- 5. Оценка уровня безубыточности производства
- Исходные данные по продукции «а» за 1-й квартал
- Расчетные данные безубыточности производства продукции «а» за 1-й квартал
- 6. Прибыль, рентабельность производства