logo
ekpr2014

Результаты производственной деятельности предприятия

Любой субъект экономики, заинтересованный в увеличении своей прибыли, должен стимулировать спрос и привести свою программу производства и сбыта продукции, работ, услуг в соответствие с интересами потребителей. До сих пор человечество не нашло лучшего механизма распределения, чем рынок, и лучшего помощника в производстве, чем система планирования.

Рынок - сложное явление, развивающееся в соответствии с экономическими законами и обладающее сложной иерархической структурой. Для того чтобы разобраться в действии рыночного механизма, понять, что сулит предпринимателю рыночная ситуация - выгоду или разорение, необходимо обеспечить "прозрачность" (информативность) рынка и предсказуемость его развития, ограничить стихийность рыночных процессов. Задача «укрощения» рынка предписана маркетингу. Маркетинг (от английского market - рынок) - система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, которая направлена на эффективное доведение товаров от сферы производства до сферы потребления. Теория маркетинга была создана в США в 10-е - 20-е гг. ХХ века, как реакция на негативные проявления бурно развивающегося "дикого" рынка. На цивилизованном рынке складывается механизм, который обусловливает получение предпринимателем прибыли путем удовлетворения спроса с помощью произведенной продукции работ, услуг.

* Рассел Акофф (США, 1919-2009 гг.), занимался исследованием операций, теорией систем, менеджментом.

Система планирования – это комплекс работ по определению основных направлений и пропорций функционирования экономической системы, учитывает внешние и внутренние факторы. Планирование – ведущая функция процесса управления, и строится на следующих принципах: непрерывность планов, гибкость планов, при которых стараются учесть непредвиденные обстоятельства и степень их влияния на точность плановых показателей. На практике эти принципы реализуются с помощью скользящего внутрипроизводственного планирования, при котором данные последующих вариантов расчетов накладываются на предшествующие данные для корректировки последних (см. Табл.№1).

Таблица №1

Схема скользящего планирования

№п/п года планирования

Горизонт планирования -3 года

t

t

t+1

t+2

t+1

t+1

t+2

t+3

t+2

t+2

t+3

t+4

Система внутрипроизводственного планирования призвана решать следующие основные задачи: корректировать цели развития предприятия и его структурных подразделений; определить средства, необходимые для достижения целей; обеспечить взаимоувязку действий структурных подразделений по достижению целей; сформировать нормативную базу и систему показателей для оценки результатов функционирования предприятия. Переход предприятий РФ на рыночные отношения изменил условия и сущность существовавшей в советский период системы планирования (см. Табл. №2), но, никоим образом, не отменил ее. Роль разрабатываемых планов постоянно возрастает.

Таблица №2