3.2. Организационные структуры управления
Мировая практика управления экономическими системами прошла большой путь, и в настоящее время действуют ее разнообразные организационные структуры. Если следовать хронологии создания структур управления, то первыми возникли бюрократические структуры, а последними - сетевые. Последовательность их создания прослеживается на схеме классификации организационных структур управления (Рис.8) при движении сверху вниз.
Рис.8. Классификация организационных структур управления
Рассмотрим подробнее некоторые организационные структуры управления с указанием их основных достоинств и недостатков.
Линейная структура управления представлена на Рис. 9. Строится только на вертикальной связи. Применяется на несложных производствах с малым числом структурных подразделений, исполнителей и линейных руководителей. Достоинствами этой структуры управления являются:
- единоначалие;
- четкое распределение полномочий и установление обязательств по их выполнению;
- определена степень ответственности исполнителей.
- оперативность решения поставленных задач.
Такое жесткое регламентирование управленческой деятельности, с одной стороны, способствует формированию стабильного предприятия, а с другой – требует наличия разносторонних знаний у линейных руководителей. Они должны иметь «семь пядей во лбу». Ведь на предприятии отсутствуют функциональные специалисты – юрист, плановик, технолог, и т.д. функции, которых они выполняют.
Рабочее место 4
Рис. 9. Линейная структура управления
Функциональная структура управления (см. Рис. 10) появилась с развитием производства и, естественно, усложнением процесса управления. Она предполагает наличие ряда специализированных отделов, где принимаются квалифицированные решения. Это способствует росту эффективности управления.
Рис. 10. Функциональная структура управления
Недостатком функциональной структуры управления является нарушение единства распорядительности и ответственности, т.к. на рабочие места для исполнения поступают указания сразу из нескольких функциональных служб. Процесс управления затрудняется.
Линейно-функциональная структура управления (Рис. 11) соединяет в себе достоинства двух первых структур. При линейном руководителе создается вспомогательная служба – отдел из специалистов разного профиля, которые готовят информацию и принимают квалифицированные решения. Линейный руководитель утверждает решения и направляет их к исполнению на нижний уровень управления. Отдел проводит свои решения через своего линейного руководителя (→), либо напрямую доводит их до исполнителя (- - - →) в пределах своих специальных полномочий.
Рис. 11. Линейно-функциональная структура управления
Дивизиональная структура управления пришла на смену механическим в 1940-1950 гг. В это время крупный бизнес, особенно в промышленности, стал развиваться по пути создания производственных объединений (трест, холдинг, концерн, акционерное общество, финансово-промышленная группа). Такие объединения - комплексы вбирают в себя связанные между собой отдельные предприятия разного профиля - производственные, финансовые, сбытовые, научные, образовательные и т.д. Несмотря на формальную юридическую самостоятельность по статусу эти предприятия фактически являются подразделениями производственного комплекса. Структура управления таких экономических систем не может быть построена на бюрократических типах связи. Нужна самостоятельность в управлении на местах, при наличии некого центрального руководства, которое осуществляло бы стратегическое планирование, финансовый контроль, инвестирование.
Этим требования отвечает дивизиональный подход (от лат. divisio - разделяю) в построении управления. Разделение в дивизиональной структуре управления осуществляется по типам: продуктовое, ориентированное на потребителя, региональное.
При продуктовой типе управления каждое предприятие (подразделение комплекса) выпускает какой-то один вид продукции для всех групп потребителей и регионов. При ориентации на потребителя каждое подразделение комплекса ориентируется на выпуск продукции (работ, услуг) для определенной группы потребителей, учитывая их доходы, демографические характеристики, социальный статус. В случае регионального типа управления каждое предприятие, входящее в производственное объединение, специализируется на выпуске полного набора продукции (работ, услуг) для удовлетворения нужд данного региона.
Дивизиональная структура является самой децентрализованной структурой управления, с максимальной полнотой власти и ответственности, функций управления, реализуемых на местах. Она очень эффективна в силу «короткого пути управления», но ее недостатком является существенный рост числа управленцев.
Программно-целевые адаптивные структуры в своей основе имеют функциональные связи. Но в отличие от своих предшественников - механических структур, где жестко закреплены все связи, здесь предоставляется свобода управленческого творчества. В адаптивных структурах отсутствует четкое распределение функций, незначительная регламентация деятельности, хорошо развиты коммуникации. Со временем они займут лидирующее положение в управлении.
Сетевые структуры управления являются результатом дальнейшего развития дивизиональной структуры. Здесь равноправные, независимые партнеры имеют общую цель, и стараются достичь ее под стратегическим руководством центра управления.
- Федеральное агенство по образованию рф
- Конспект лекций по курсу «Экономика производства» учебное пособие
- Рабочая программа
- I. Содержание курса
- Тема 3. Результаты производственной деятельности предприятия.
- II. Структура курса «Экономика производства»
- Семинарские занятия
- III. Список литературы
- 1. Трудовые ресурсы
- 2. Основной капитал
- 3. Оборотный капитал
- Тема: Экономическая система и ее структура.
- Экономика как кибернетическая система и ее основные свойства
- Организационная структура экономики.
- 2.1. Отрасль промышленности, предприятие, их классификация
- 2.2. Организационная структура предприятия, его нормативная база и производственная мощность
- 2. 3. Организационно-правовые формы производства по экономическим признакам
- Организационно-правовые формы крупного бизнеса
- 2.4. Формы отраслевой организации производства по технологическим признакам
- 3. Структура и методы управления предприятием
- Сравнительная характеристика методов управления
- 3.1. Принципы и уровни организации управления
- 3.2. Организационные структуры управления
- 4. Экономические методы управления
- 4.1. Качественные методы управления
- Альтернативные оценки вариантов решений
- 4.2. Количественные методы управления
- Плановый бюджет рабочего времени.
- Отчетный баланс рабочего времени.
- Плановый материальный баланс (сверла)
- В экономических расчетах норма, прежде всего, используется для расчета плановых объемов ресурсов, необходимых для производства конкретного вида продукции:
- Тема: Ресурсы экономической системы
- 1. Трудовые ресурсы
- 1.1. Общая характеристика трудовых ресурсов и порядок формирования персонала предприятия
- 1.2. Планирование и учет затрат труда персонала предприятия
- Плановый бюджет рабочего времени одного рабочего на год
- Форма т-13. Табель учета использования рабочего времени
- 1.3. Системы оплаты труда, виды заработной платы
- Часть I - заработная плата;
- Часть II- страховые выплаты;
- Часть III- выплаты социального характера.
- Часть II. Страховые выплаты устанавливаются федеральными законами рф.
- Расчет заработной платы по бестарифной системе оплаты труда
- 1.4. Формы расчетов оплаты труда
- Тема: Ресурсы экономической системы
- 2. Основной капитал
- 2.1. Состав и структура основного капитала
- Видовой состав основных фондов предприятия
- Видовая структура основных фондов (%) *
- 2.2. Износ основных фондов и их денежная оценка.
- 3. По методу объем работы коэффициент износа (%) определяется по формуле
- 2.3. Амортизация. Правила и методы начисления амортизации
- 2.4. Инвестиции в основные фонды
- 2.5. Методы синхронизации затрат и результатов
- 2.6. Оценка эффективности инвестиций в основные фонды
- Тема: Ресурсы экономической системы
- 3. Оборотный капитал
- 3.1. Понятие и состав оборотного капитала
- 3.2. Нормирование элементов оборотного капитала
- 3.3. Методы оценки производственных запасов
- 3.4. Источники финансирования оборотного капитала. Направления исследования и показатели эффективности его использования
- Тема: Результаты производственной деятельности предприятия
- Результаты производственной деятельности предприятия
- Сравнительная характеристика систем планирования
- 1. Затраты, себестоимость продукции, расходы
- 2. Калькулирование себестоимости продукции
- 2. Метод direct costing.
- 3. Цена, ее структура и модели ценообразования
- Классификация системы цен
- Структура цены по стадиям ценообразования
- 4. Производственная программа предприятия, ее расчет
- Отчет о прибылях и убытках
- Плановые данные по продукции «а» на 1-й квартал
- Плановые затраты по продукции «а» на 1-й квартал
- План производства продукции «а» на 1-й квартал
- Плановые отпускные цены продукции «а» на 1-й квартал
- Плановый доход от реализации продукции «а» на 1-й квартал
- Плановая полная себестоимость всего объема производства продукции «а» на 1-й квартал
- Плановый отчет о прибылях и убытках по продукции «а»
- 5. Оценка уровня безубыточности производства
- Исходные данные по продукции «а» за 1-й квартал
- Расчетные данные безубыточности производства продукции «а» за 1-й квартал
- 6. Прибыль, рентабельность производства