Приложение № 24 правила оформления дел и подготовки дел к передаче на архивное хранение
Обложка (титульный лист) дела постоянного, временного (свыше
10 лет) хранения и по личному составу оформляется по установленной форме. Надписи на обложках дел (томов) следует выполнять чернилами, разборчиво, без сокращений. Если на обложку наклеивается титульный лист, изготовленный типографским способом, то надписи на нем можно печатать. Титульный лист рекомендуется наклеивать с накладкой клея на всю поверхность листа с тем, чтобы под ним не образовывалось пустот.
На обложке дела указываются реквизиты: наименование федерального органа исполнительной власти (фондообразователя) и структурного подразделения, делопроизводственный номер (индекс) дела, заголовок дела; дата дела (тома, части); количество листов в деле; срок хранения дела и номер статьи по перечню; архивный шифр дела.
Реквизиты, проставляемые на обложке (титульном листе) дела, оформляются следующим образом:
наименование федерального органа исполнительной власти - указывается полностью, в именительном падеже, с указанием официально принятого сокращенного наименования, которое указывается в скобках после полного наименования. В случаях, когда в течение года, за который готовятся дела, федеральный орган исполнительной власти был переименован (преобразован) и это не вызвало возникновения нового фондообразователя, под старым его наименованием пишется и новое наименование;
наименование структурного подразделения – записывается его
название в соответствии с утвержденной структурой;
делопроизводственный номер (индекс) дела – проставляется цифровое обозначение (индекс) дела по номенклатуре дел; если дело состоит из нескольких томов, то на обложке первого тома указывается количество томов этого дела, а на последующих томах
номер очередного тома, на последнем томе после его номера
добавляется слово “последний”;
заголовок (наименование) дела - переносится из номенклатуры дел, согласованной с ЭПК федерального архива (в необходимых случаях в заголовок вносятся уточнения: номера приказов, протоколов и др.). Заголовок дела должен быть кратким и в то же время полно раскрывать содержание подшитых в дело документов. В заголовке указываются виды имеющихся в деле документов, их автор и по какому они вопросу. Если наименование дела не раскрывает содержание подшитых в нем документов (“Разная переписка”, “Переписка по общим вопросам” и т.п.), составляется новое наименование, отражающее содержание подшитых в деле документов, и обложка дела переоформляется. Если делу нельзя дать одно общее краткое наименование, то заголовок составляется путем обобщения сходных документов или перечисления наиболее важных;
дата дела – указываются год(ы) заведения и окончания дела в делопроизводстве. Датой дел, содержащих распорядительную документацию, а также для дел, состоящих из нескольких томов (частей), являются крайние даты документов дела, т.е. даты (число, месяц, год) регистрации (составления) самого раннего и самого позднего документов, включенных в дело. При этом число
(двумя цифрами) и год обозначаются арабскими цифрами, название месяца пишется словами. Если в дело включены документы (приложения и т.п.), даты которых выходят за крайние даты дела, то под датами дела, с новой строчки делается об этом запись: “В деле имеются документы за ... год(ы)”. Даты дела могут не указываться на обложке дел, содержащих, например, годовые планы и отчеты, так как они отражаются в заголовках дел.
Для дел, сформированных из документов по номинальному признаку, то есть по видам документов (приказы, распоряжения, акты и т.п.), датой начала дела является дата подписания или утверждения самого раннего документа, а датой окончания – дата подписания (утверждения) самого позднего документа.
Датой дела, содержащего протоколы заседаний, является дата
утверждения (если они утверждаются) или составления первого и последнего протокола.
Крайними датами личного дела являются даты подписания
приказов о приеме и увольнении лица, на которое оно заведено. В случае смерти лица, на которое заведено дело, конечной датой является дата документа, извещающего о его кончине, или запись об этом сотрудника кадровой службы.
Для дел, содержащих переписку, датой начала дела является дата поступления первого входящего или дата первого исходящего документа, а датой окончания – дата самого позднего входящего или исходящего документа независимо от места нахождения их в деле.
Количество пронумерованных в деле листов проставляется с листа– заверителя дела.
Реквизит “Срок хранения дела и номер статьи перечня”
переносится на обложку дела из соответствующей номенклатуры дел после сверки его со сроком хранения, указанным в перечне типовых документов или в перечне документов, образующихся в деятельности федерального органа, с указанием сроков хранения (при введении в действие новых перечней документов со сроками хранения старые записи зачеркиваются, а сверху или рядом пишутся новые данные). На делах постоянного хранения пишется: “Хранить постоянно”.
Архивный шифр дела (состоит из номера фонда, номера описи и номера дела по описи) на обложках дел постоянного хранения проставляется в архиве федерального органа исполнительной власти чернилами только после включения этих дел в годовые разделы сводных описей, утвержденных ЭПК соответствующего федерального архива (до этого он проставляется карандашом).
На обложках дел постоянного хранения предусматривается место для наименования федерального архива, в который будут передаваться дела, кодов федерального архива и федерального органа исполнительной власти по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ).
По окончании года в надписи на обложках дел постоянного и
временного (свыше 10 лет) хранения вносятся уточнения: при несоответствии заголовка дел на обложке содержанию подшитых документов в заголовок дела вносятся изменения и дополнения.
Наименования фондообразователя и подразделения, год и номер дела могут проставляться на обложке штампом.
Правильность оформления обложки дела удостоверяется подписью лица, ответственного за ведение делопроизводства.
В целях обеспечения сохранности и закрепления порядка расположения документов, включенных в дело, все его листы, кроме чистых, листа-заверителя и внутренней описи, нумеруются в развернутом виде арабскими цифрами, валовой нумерацией. Чистые листы из дела изымаются (без повреждения целостности дела) и уничтожаются. Листы нумеруются простым карандашом сверху вниз в возрастающем порядке номеров, начиная с первого. Цифры проставляются в правом верхнем углу листа, не задевая текста документов. Листы внутренней описи нумеруются отдельно.
Листы дел, состоящих из нескольких томов или частей, нумеруются по каждому тому или части отдельно, начиная с 1-го. Приложения к делу, поступившие в переплете, оформляются как самостоятельные тома и также нумеруются отдельно.
Документы с собственной нумерацией листов, в том числе
печатные издания, нумеруются в общем порядке или сохраняют собственную нумерацию, если она соответствует порядковому расположению листов в деле.
Фотографии, чертежи, диаграммы и другие иллюстративные и
специфические документы, представляющие самостоятельный лист в деле, нумеруются на оборотной стороне в левом верхнем углу.
Сложенный лист большого формата (формата A3, A2) разворачивается и нумеруется в правой части верхнего поля листа. При этом лист любого формата, подшитый за один край, нумеруется как один лист; а лист, сложенный и подшитый за середину, подлежит перешивке и нумеруется как один лист.
Лист с наглухо наклеенными документами (фотографиями,
вырезками, выписками и др.) нумеруется как один лист; в нижней части или на обороте такого листа делается опись наклеенных на него документов. Во внутренней описи и в заверительной надписи в конце дела о таких листах делается оговорка. Например: “На листе
6 наклеено 5 фотографий согласно описи на обороте листа”.
Карты и схемы, склеенные из нескольких листов, нумеруются как один лист. На таких листах на обороте или свободном от текста месте указывается количество листов в склейке. Во внутренней описи и в заверительной надписи в конце дела о таких листах делается оговорка. Например: “Лист 7 - карта-склейка из
10 листов”.
Если к документу (листу) подклеены одним краем другие документы (вставки текста, переводы, вырезки, справки и др.), то каждый документ нумеруется отдельно, очередным порядковым номером.
Подшитые в дело конверты с вложениями нумеруются: вначале
конверт, а затем очередным номером каждое вложение в конверте. Наиболее ценные в историческом и художественном отношении документы (чертежи, рукописи, графика и т.д.) не подшиваются, а вкладываются в конверты.
Если в нумерации листов допущено много ошибок, все дело нумеруется заново. При этом старые номера зачеркиваются одной наклонной чертой, и рядом ставится новый номер листа. В конце дела составляется новая заверительная надпись, при этом старая заверительная надпись зачеркивается, но сохраняется в деле; вносятся также исправления во внутреннюю опись, или опись составляется заново.
При наличии отдельных ошибок в нумерации листов в делах при
подготовке их к сдаче в архив допускается по согласованию с ним употребление литерных (с буквенными дополнениями) номеров листов.
После завершения нумерации листов составляется заверительная
надпись, которая располагается в конце дела. Заверительная надпись составляется в деле на отдельном листе-заверителе дела. В ней цифрами и прописью указывается количество листов в данном деле, отмечаются особенности отдельных документов (чертежи, фотографии, рисунки и др.) и физического состояния документов (помарки, неразборчивый текст, порванные листы и др.).
Заверительная надпись подписывается ее составителем с указанием расшифровки подписи, должности и даты составления. Количество листов в деле проставляется на обложке дела в соответствии с заверительной надписью.
Для учета документов определенных категорий постоянного ивременного (свыше 10 лет) хранения, учет которых вызывается спецификой данной документации (особо ценные, личные дела, дела с документами ограниченного доступа и др.), составляется внутренняя опись документовдела (приложение № 27).
Внутренняя опись документов дела составляется также на
объемные дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, если они сформированы по разновидностям документов, заголовки которых не раскрывают конкретное содержание документов, с целью учета и более быстрого нахождения документов в деле. Во внутреннюю опись помимо документов, подшитых в дело, должны быть внесены и все приложения, относящиеся к нему.
Листы внутренней описи подшиваются в начале дела. Если дело переплетено или подшито без бланка внутренней описи документов, то составленная по установленной форме опись подклеивается за верхний край к внутренней стороне лицевой обложки дела.
Необходимость составления внутренней описи документов дела отдельных дел определяется Инструкцией по делопроизводству.
Внутренняя опись документов дела составляется на отдельном листе по установленной форме, которая содержит сведения о порядковых номерах документов дела, их индексах, датах, заголовках и номерах листов дела, на которых расположен каждый документ. К внутренней описи документов дела составляется итоговая запись, в которой указывается цифрами и прописью количество включенных в нее документов, приложений к делу и количество листов внутренней описи.
При изменении состава документов дела (изъятии, включении документов, замены их копиями и др.) эти изменения отражаются во внутренней описи в графе “Примечание” со ссылками на
соответствующие акты и при необходимости составляется новая итоговая запись.
Внутренняя опись документов дела подписывается составителем с указанием расшифровки подписи, должности и даты составления описи и при необходимости скрепляется печатью.
Документы в делах постоянного, долговременного (свыше 10
лет) и по личному составу подшиваются на четыре прокола прочными нитками в твердую обложку из картона или переплетаются с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них. Текст не должен подходить к линии подшивки (переплета) ближе 2 см, а листы не должны выступать за края обложки. В случаях, когда текст на документе расположен близко к краю листа, к такому листу подклеивается полоска бумаги, за которую документ подшивается (переплетается) в дело.
Резолюции руководства, визы, составленные на отдельных листах, размещаются перед документом, к которому они относятся, и в таком порядке подшиваются в дело.
При подготовке дел к подшивке (переплету) проверяется
правильность их формирования, оформления, металлические скрепления (булавки, скрепки) из документов удаляются.
В делах постоянного хранения подлежат изъятию дублетные экземпляры документов, черновики, неоформленные копии документов и не относящиеся к вопросу документы с временными сроками хранения.
Дела постоянного хранения, состоящие из документов особой научно-исторической, художественной и иной ценности или неформатных документов (карты, схемы, планы, чертежи, фотоснимки и другие документы большого формата), в целях их сохранности и удобства пользования не подшиваются в дела, а хранятся сложенными в закрытых твердых папках с тремя клапанами и с завязками или в картонных футлярах (коробках) в качестве приложений к делам. На каждую папку (коробку) составляется внутренняя опись находящихся в ней документов.
Если в дело в ходе его формирования были подшиты документы с
различными сроками хранения, то дело расшивается, и формируются новые дела, исходя из сроков хранения документов. При этом документы с истекшими сроками хранения уничтожаются по актам в установленном порядке.
Обложки дел с документами, исполненными на стандартных листах, должны иметь размеры 229 x 324 мм. Обложки дел с документами, изготовленными на нестандартных листах, могут иметь размеры, соответствующие размерам подшитых в них листов.
Обложки дел с документами, имеющими длительные (25 и более
лет) сроки хранения, должны быть изготовлены из твердого картона. Для обложек дел, сдаваемых на государственное хранение, применяется бескислотный картон.
Для предохранения документов от механической порчи на первом и последнем листах дела, тома перед прошивкой наклеиваются полоски тонкого картона, через которые и пропускается шнур.
При оформлении дел применять канцелярский (силикатный) клей, мучной и крахмальный клейстеры не следует.
Дела временного (до 10 лет) хранения подлежат частичномуоформлению: допускается дела хранить в папках-скоросшивателях, мягкихобложках, не проводить пересистематизацию документов в деле, листы делане нумеровать, заверительные надписи не составлять. Реквизиты обложкидела заполняются по упрощенной схеме (без проставления архивного шифра, количества листов в деле).
Документы федерального органа исполнительной власти являются
федеральной собственностью, и после проведения экспертизы их ценности в порядке, установленном Федеральным архивным агентством, подлежат обязательной передаче на постоянное хранение в федеральный архив как часть Архивного фонда Российской Федерации.
Оформление дел проводится работниками Службы
делопроизводства и работниками, ответственными за делопроизводство в структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти, при методической помощи и под контролем архива федерального органа исполнительной власти.
Полному оформлению подлежат дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе дела по личному составу, дела временного (до 10 лет) подлежат частичному оформлению.
Полное оформление дела предусматривает: оформление реквизитов обложки дела по установленной форме (приложение № 25); нумерацию листов в деле и составление листа-заверителя дела (приложение № 26); составление в необходимых случаях внутренней описи документов дела (приложение № 27); подшивку и переплет дела; внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела.
- В.П.Егоров, а.В.Слиньков е.В.Карпычева д о к у м е н т о в е д и его специальность Учебник Часть I
- Оглавление
- Раздел 3. Документационное обеспечение управления (организация делопроизводства) ............................ Глава 10. Информационно-документационное обеспечение работы аппарата
- Глава 11. Документационное обеспечение управления (доу). Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы
- Глава 12. Создание документов в федеральном органе исполнительной власти ......................................
- Глава 13. Организация документооборота ....................
- Глава 14. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти .....................................................
- Введение
- Раздел 1.Введение в специальность
- Глава 1. История Развития профессии
- От древнего Египта к Древней Руси
- Делопроизводство в Древней Руси
- Приказное делопроизводство
- Коллежское делопроизводство
- Министерское делопроизводство
- Делопроизводство в ссср в хх веке
- Контрольные вопросы:
- Глава 2. Государственный Стандарт высшего профессионального образования по специальности документовед
- Общие положения
- Образовательный стандарт
- Циклы государственных образовательных программ
- Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
- Виды профессиональной деятельности при овладении программой
- Контрольные вопросы:
- Глава 3. Документ и его место в системе управления
- Понятия «документ», «информация»
- Способы документирования
- Система документации и управление
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2. Документоведение
- Глава 4. Документоведение как научная дисциплина
- Понятие о документоведении как научной дисциплине, объект и предмет документоведения
- Основные этапы развития документоведения
- Структура документоведения
- Взаимосвязь документоведения с другими науками
- Источники в документоведении
- Нормативно-методическая база документационного обеспечения
- Контрольные вопросы:
- Глава 5. Системный подход к документу как объекту исследования
- Сущность, генезис и развитие понятия «документ»
- Соотношение понятий «документ», «информация» и «материальный носитель»
- Свойства, признаки и функции документа
- К отличительным признакам документа относятся:
- Контрольные вопросы:
- Глава 6. Методы и способы документирования
- 6.1. Общие положения и понятия документирования
- 6.2. Понятие о языках
- Знаковый метод фиксирования информации
- Знаковая система обладает определенными свойствами:
- Способы и средства записи информации
- Контрольные вопросы:
- Глава 7. Классификация документов
- Понятие о классификации документов
- Классификация по информационной составляющей документа
- Классификация по материальной составляющей документа
- Классификация документов по обстоятельствам их функционирования во внешней среде
- Контрольные вопросы:
- Тесты для самоконтроля:
- Глава 8. Системы документации
- Понятие системы документации. Историческое развитие систем документации
- Основные функциональные системы документации в Российской Федерации
- Унифицированные системы документации
- Электронные системы документации
- Контрольные вопросы:
- Глава 9. Унификация и стандартизация управленческих документов в документационном обеспечении управления
- 9.1. Унифицированные системы документации
- Извлечение из Общероссийского классификатора управленческой документации (окуд) ок 011-93. Класс 0200000 «Организационно-
- Основы стандартизации
- Общие положения
- Краткие сведения из истории развития стандартизации
- Государственная система стандартизации (гсс)
- Задачи стандартизации
- Соответствие государственному стандарту (государственным
- Органы и службы стандартизации
- Нормативные документы по стандартизации
- Контрольные вопросы:
- Раздел 3. Документационное обеспечение управления (организация делопроизводства)
- Глава 10. Информационно-документационное обеспечение работы аппарата управления
- Основные виды документной деятельности
- Информация в управленческой деятельности
- В зависимости от потребителя информационные ресурсы могут
- Информация как объект правовых отношений в социуме
- 10.3. Управление документацией
- 10.4. Организация информационно-поисковых систем по документам учреждения
- Контрольные вопросы:
- Глава 11. Документационное обеспечение управления (доу). Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы
- Документационное обеспечение управления
- «Понятие делопроизводство»: цели и задачи
- Документ, созданный организацией или должностным лицом и
- Для создания документов используются текстовые редакторы.
- Для обмена информацией используются компьютерные сети
- . Культура труда делопроизводственного персонала
- Организация рабочих мест делопроизводственного персонала.
- Компьютер и делопроизводство
- Автоматизированные системы обработки документов
- Контрольные вопросы:
- Глава 12. Создание документов в федеральном органе исполнительной власти
- Инструкция по делопроизводству. Общие положения. Основные понятия
- Бланки документов
- Устанавливается состав реквизитов для каждого вида бланков:
- № 12.6.2О. Образец бланка приказа федерального органа исполнительной власти (федерального министерства)
- № 12.6.5.2О. Образец бланка письма федерального органа исполнительной власти (федерального министерства)
- № 3О. Образец бланка письма должностного лица (статс- секретаря-заместителя министра)
- При использовании общего бланка на нем указываются следующие реквизиты:
- 12.3. Оформление реквизитов документов
- Правила оформления реквизитов документов
- Наименование федерального органа исполнительной власти
- Наименование должности лица, подписавшего документ
- Регистрационный номер документа
- Ссылка на исходящий номер и дату документа
- Адресат
- Наименование документа
- Текст документа
- Страницы текста нумеруются арабскими цифрами посередине
- Гриф согласования
- Согласование документа осуществляется с:
- При наличии замечаний, особых мнений, дополнений к проекту
- Подпись должностного лица
- Гриф утверждения
- Оттиск печати
- Отметка о заверении копии
- Отметка об исполнителе
- Указания по исполнению документа
- Отметка о контроле документа
- Отметка об исполнении документа
- Отметка о поступлении документа
- Отметка о конфиденциальности
- Формуляр – образец документа устанавливает:
- Подготовка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов
- Приложение №12
- Раздел I
- Глава 5. Права, обязанности и ответственность
- § 1. Хозяйственные товарищества и общества
- 24 Пт ¦
- 36 Пт ¦
- № 12 О. Образец оформления законопроекта
- 18 Пт ¦
- № 13О. Образец оформления проекта указа Президента Российской Федерации
- 32 Пт ¦
- 48 Пт ¦
- № 13 О1. Образец оформления проекта распоряжения Президента Российской Федерации
- 36 Пт ¦
- Оформление отдельных видов документов в федеральных органах исполнительной власти
- Состав документов федерального органа исполнительной власти
- Приказ, распоряжение
- № 12.6.2. Образец оформленияприказа федерального органа исполнительной власти
- № 12.6.2.1.Образец оформленияраспоряжения федерального органа исполнительной власти
- Протокол заседания (совещания)
- № 12.6.4. Образец оформления полного протокола
- № 12.6.4.1. Образец оформления краткого протокола
- № 17. Образец оформления служебного письма
- 12.7. Делопроизводство по обращениям граждан
- Контрольные вопросы:
- Глава 13. Организация документооборота
- Принципы организации документооборота
- Прием и первичная обработка поступающих документов
- Предварительное рассмотрение документов
- Регистрация поступающих документов
- Порядок рассмотрения документов руководством федерального органа исполнительной власти и доведения документов до исполнителей
- Организация работы с отправляемыми документами
- Регистрация отправляемых документов
- Отправка документов
- Регистрация и прохождение внутренних документов
- Порядок обработки и учета иностранной корреспонденции
- Учет и анализ объемов документооборота
- Контроль за исполнением документов
- Контроль за исполнением документов и принятых решений. Организация контроля исполнения
- Осуществление контроля исполнения Департаментом управления делами
- Осуществление контроля исполнения подразделениями аппарата управления общества
- Автоматизированная система контроля исполнения
- Контрольные вопросы:
- Глава 14. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти
- Разработка и ведение номенклатуры дел
- № 18. Форма номенклатуры дел структурного подразделения федерального органа исполнительной власти
- № 19. Форма номенклатуры дел федерального органа исполнительной власти
- Порядок
- Подготовка документов и дел к передаче на архивное хранение
- Приложение № 22
- № 22. Форма описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу структурного подразделения
- Приложение № 24 правила оформления дел и подготовки дел к передаче на архивное хранение
- Приложение № 25
- № 25. Форма обложки дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
- № 26. Форма листа-заверителя дела
- № 27. Форма внутренней описи документов дела
- Приложение № 28
- № 28. Форма акта о выделении к уничтожению документов
- Передача дел на архивное хранение
- Контрольные вопросы:
- Глава 15. Особенности работы с электронными документами
- Порядок создания, получения, обработки электронных документов
- Обязательные сведения об электронном документе
- Перечень обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти
- Систематизация дел электронных документов
- Переписка об административно- хозяйственном обслуживании. Электронные документы
- Контрольные вопросы:
- Глава 16. Работа исполнителя с документами
- 16.1. Условия и правила работы исполнителя с документами
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству в аппарате управления оао «Российские железные дороги» «организация исполнения документов и принятых решений»
- 16.2. Сроки исполнения документов
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству
- Контрольные вопросы:
- Глава 17. Изготовление, учет, использование и хранение печатей, штампов и бланков документов
- 17.1. Учет печатей и штампов
- Приложение № 29
- 17.2. Учет бланков документов
- Приложение № 30 журналы учета бланков документов Журнал учета поступления бланков
- Журнал учета выдачи бланков в структурных подразделениях
- Контрольные вопросы:
- Глава 18. Международная переписка
- Международные стандарты по оформлению документов
- Деятельность Международной организации по стандартизации
- Форматы бумаги
- Потребительские форматы по исо 216:1975
- Реквизиты международного письма
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству в аппарате управления оао «Российские железные дороги»
- 975-2411
- Контрольные вопросы и задания для самоконтроля:
- Глава 19. Конфиденциальность информации иконфиденциальность документов
- Понятия о конфиденциальности информации и конфиденциальности документов
- К конфиденциальным документам относятся:
- Научно - техническая информация включает:
- Деловая информация включает:
- Сведения, которые не являются кт:
- Защита документов, содержащих коммерческую тайну
- Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения
- Контрольные вопросы:
- Глава 20. Терминология и понятия, применяемые вдокументоведении и документационном обеспечении управления
- Общие понятия
- Документирование
- 20.3. Информационная составляющая документа
- Организация работы с документами
- Архивное дело
- Обеспечение сохранности документов
- Контрольные вопросы:
- Глава 21. Этикет в практике деловых отношений. Психологические основы взаимоотношений людей
- Этикет, его понятия
- Психологические основы взаимоотношений с людьми
- Профессиональная этика работника службы доу
- Правила общественного поведения (наиболее распространенные)
- Этика поведения в различных условиях обстановки
- Контрольные вопросы:
- Заключение
- Нормативно-правовые источники, научная и учебная литература
- Указы Президента Российской Федерации
- З. Постановления Правительства Российской Федерации
- Ведомственные нормативные акты, инструкции и правила по делопроизводству отдельных организаций
- Государственные стандарты, правила по стандартизации
- Международные стандарты
- Общероссийские классификаторы
- Научная и учебная литература
- Рекомендуемая тематика рефератов и курсовых работ по курсу «Документоведение и документационное обеспечение управления»
- Московский государственный университет
- Путей сообщения
- Гуманитарный институт
- Стань Документоведом высшей квалификации
- Стоимость обучения: