logo
Uchebnik_ch_1

Требования к уровню подготовки выпускника по специальности

Требования представляют собой данное в самом сжатом виде содержание дисциплины. В соответствии с приказом Минвуза были разработаны и утверждены в начале 2001 г. Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования примерные программы всех общепрофессиональных и специальных дисциплин, перечисленных в образовательном стандарте по специальности 350800 Документоведение и документационное обеспечение управления. Эти программы изданы Российским государственным гуманитарным университетом и могут быть приобретены как каждым вузом, так и любым студентом.

Установив минимум содержания дисциплин, стандарт определяет,

что в результате изучения этих дисциплин студент должен знать по каждому циклу, о чем иметь представление и что уметь делать. Этот раздел в стандарте называется “Требования к уровню подготовки выпускника по специальности”. В нем есть подраздел – требования к профессиональной подготовленности специалиста:

Выпускник, окончив вуз по специальности, должен знать:

•тенденции развития информационно-документационного обеспечения с применением новых технологий;

•закономерности документообразования;

•системы хранения текущей и ретроспективной документации;

•законодательные и нормативно-методические материалы по документированию и организации работы с документами;

•критерии и принципы оценки ценности документов и порядок определения сроков их хранения;

•новейшие информационные технологии;

•современные технические средства управления;

•основы развития и проектирования рациональных систем документационного обеспечения управления, методы и оценки эффективности проектирования ДОУ.

Уметь:

•разрабатывать организационные и нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления;

•составлять и оформлять любые виды документов;

•проектировать унифицированные формы документов;

•проектировать

унифицированные

системы

документации,

осуществлять

их

внедрение и

ведение

в условиях

автоматизированных технологий;

•выявлять закономерности изменения объема документооборота и проектировать его рациональную организацию;

•анализировать состояние ДОУ конкретной организации;

•составлять техническое задание на проектирование систем информационно-документационного обеспечения деятельности

конкретной организации;

•разрабатывать проектные решения по совершенствованию ДОУ в целом (или ее отдельных составных частей);

•разрабатывать и внедрять новейшие информационные технологии в организации;

•организовать контроль за исполнением;

•провести экспертизу ценности документов, подготовить их к архивному хранению или уничтожению;

•руководить службой документационного обеспечения управления и совершенствовать организацию ее работы;

•осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы

социального развития.

Выпускник должен владеть:

•методами сбора, анализа, проектирования систем документационного обеспечения управления;

•методикой унификации и стандартизации управленческих документов;

•методами проектирования автоматизированных систем учета, регистрации, контроля и информационно-справочной работы по документам организации;

•методикой составления классификационных справочников;

•критериями проведения экспертизы ценности документов и определения сроков их хранения;

•навыками технической обработки документов, в том числе и для сдачи их в архив;

•методами расчета экономической эффективности проектируемых систем.

Этот краткий перечень ваших знаний и умений наглядно показывает, как сложна, но интересна и разнообразна ваша специальность, как много вы должны узнать и многому научиться за годы учебы в вузе. Вы по существу единственные специалисты, глубоко владеющие культурой документа и умеющие не только грамотно составлять, оформлять документ, работать с ним, определять его ценность, но и главное, что умеют только документоведы – разрабатывать унифицированные формы документов и целые системы документации, работать с классификаторами технико- экономической и социальной информации и внедрять автоматизированные технологии в документационное обеспечение управления каждой организации.

В соответствии с требованиями стандарта в процессе обучения студент последовательно проходит три вида практики: учебную по

документоведению, производственную по технологии документационного обеспечения управления и преддипломную.

Практики должны проводиться на базе конкретных организаций в

соответствии с программами, разрабатываемыми высшим учебным

заведением.

Учебная практика проводится после изучения курса

документоведения желательно в крупных организациях. Основная цель учебной практики – получение информации и приобретение первых практических навыков, связанных с выбранной специальностью: ознакомление с видами документов, создаваемых в организации, изучение систем документации, функционирующих в организации, приобретение практических навыков по составлению и оформлению различных видов документов.

Производственная практика по технологии документационного

обеспечения управления предполагает изучение организации всех этапов работы с документами от получения до архивного хранения в конкретном учреждении.

Преддипломная практика является завершающим этапом

закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста. Цель этой практики – сбор необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы специалиста. Преддипломную практику студенты могут проходить в любой организации, выбранной ими как объект оргпроектирования.

Срок вашего обучения установлен в стандарте и составляет 5

лет на дневной форме обучения.

Специальный раздел стандарта определяет требования к итоговой государственной аттестации. Оканчивая вуз, вы должны не только сдать государственный экзамен, но и подготовить и

защитить дипломную (выпускную квалификационную) работу.

Требования к дипломной работе в стандарте изложены следующим образом: “Выпускная квалификационная работа документоведа представляет собой законченную общую или локальную оргпроектную

разработку информационно-документационного обеспечения управления набазе конкретной организации или теоретическую работу по проблемам документообразования, развития документа, систем документации или истории делопроизводства”.

Государственный экзамен по специальности “Документоведение и

документационное обеспечение управления”, как указано в стандарте, “позволяет выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач и должен включать вопросы по дисциплинам, формирующим знания специалиста: документоведение, технологии документационного обеспечения управления, информационное обеспечение управления, организационное проектирование, компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления и дисциплинам в зависимости от специализации. Форма приема экзамена (письменные или устные ответы на вопросы билетов, ситуационные задачи, тестовые вопросы, компьютерные тесты и другие формы) определяется каждым вузом индивидуально”.

Таким образом, учебный процесс в государственном образовательном стандарте очерчен достаточно четко.