Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
Требования представляют собой данное в самом сжатом виде содержание дисциплины. В соответствии с приказом Минвуза были разработаны и утверждены в начале 2001 г. Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования примерные программы всех общепрофессиональных и специальных дисциплин, перечисленных в образовательном стандарте по специальности 350800 Документоведение и документационное обеспечение управления. Эти программы изданы Российским государственным гуманитарным университетом и могут быть приобретены как каждым вузом, так и любым студентом.
Установив минимум содержания дисциплин, стандарт определяет,
что в результате изучения этих дисциплин студент должен знать по каждому циклу, о чем иметь представление и что уметь делать. Этот раздел в стандарте называется “Требования к уровню подготовки выпускника по специальности”. В нем есть подраздел – требования к профессиональной подготовленности специалиста:
Выпускник, окончив вуз по специальности, должен знать:
•тенденции развития информационно-документационного обеспечения с применением новых технологий;
•закономерности документообразования;
•системы хранения текущей и ретроспективной документации;
•законодательные и нормативно-методические материалы по документированию и организации работы с документами;
•критерии и принципы оценки ценности документов и порядок определения сроков их хранения;
•новейшие информационные технологии;
•современные технические средства управления;
•основы развития и проектирования рациональных систем документационного обеспечения управления, методы и оценки эффективности проектирования ДОУ.
Уметь:
•разрабатывать организационные и нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления;
•составлять и оформлять любые виды документов;
•проектировать унифицированные формы документов;
•проектировать | унифицированные | системы | документации, | ||||
осуществлять | их | внедрение и | ведение | в условиях |
автоматизированных технологий;
•выявлять закономерности изменения объема документооборота и проектировать его рациональную организацию;
•анализировать состояние ДОУ конкретной организации;
•составлять техническое задание на проектирование систем информационно-документационного обеспечения деятельности
конкретной организации;
•разрабатывать проектные решения по совершенствованию ДОУ в целом (или ее отдельных составных частей);
•разрабатывать и внедрять новейшие информационные технологии в организации;
•организовать контроль за исполнением;
•провести экспертизу ценности документов, подготовить их к архивному хранению или уничтожению;
•руководить службой документационного обеспечения управления и совершенствовать организацию ее работы;
•осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы
социального развития.
Выпускник должен владеть:
•методами сбора, анализа, проектирования систем документационного обеспечения управления;
•методикой унификации и стандартизации управленческих документов;
•методами проектирования автоматизированных систем учета, регистрации, контроля и информационно-справочной работы по документам организации;
•методикой составления классификационных справочников;
•критериями проведения экспертизы ценности документов и определения сроков их хранения;
•навыками технической обработки документов, в том числе и для сдачи их в архив;
•методами расчета экономической эффективности проектируемых систем.
Этот краткий перечень ваших знаний и умений наглядно показывает, как сложна, но интересна и разнообразна ваша специальность, как много вы должны узнать и многому научиться за годы учебы в вузе. Вы по существу единственные специалисты, глубоко владеющие культурой документа и умеющие не только грамотно составлять, оформлять документ, работать с ним, определять его ценность, но и главное, что умеют только документоведы – разрабатывать унифицированные формы документов и целые системы документации, работать с классификаторами технико- экономической и социальной информации и внедрять автоматизированные технологии в документационное обеспечение управления каждой организации.
В соответствии с требованиями стандарта в процессе обучения студент последовательно проходит три вида практики: учебную по
документоведению, производственную по технологии документационного обеспечения управления и преддипломную.
Практики должны проводиться на базе конкретных организаций в
соответствии с программами, разрабатываемыми высшим учебным
заведением.
Учебная практика проводится после изучения курса
документоведения желательно в крупных организациях. Основная цель учебной практики – получение информации и приобретение первых практических навыков, связанных с выбранной специальностью: ознакомление с видами документов, создаваемых в организации, изучение систем документации, функционирующих в организации, приобретение практических навыков по составлению и оформлению различных видов документов.
Производственная практика по технологии документационного
обеспечения управления предполагает изучение организации всех этапов работы с документами от получения до архивного хранения в конкретном учреждении.
Преддипломная практика является завершающим этапом
закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста. Цель этой практики – сбор необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы специалиста. Преддипломную практику студенты могут проходить в любой организации, выбранной ими как объект оргпроектирования.
Срок вашего обучения установлен в стандарте и составляет 5
лет на дневной форме обучения.
Специальный раздел стандарта определяет требования к итоговой государственной аттестации. Оканчивая вуз, вы должны не только сдать государственный экзамен, но и подготовить и
защитить дипломную (выпускную квалификационную) работу.
Требования к дипломной работе в стандарте изложены следующим образом: “Выпускная квалификационная работа документоведа представляет собой законченную общую или локальную оргпроектную
разработку информационно-документационного обеспечения управления набазе конкретной организации или теоретическую работу по проблемам документообразования, развития документа, систем документации или истории делопроизводства”.
Государственный экзамен по специальности “Документоведение и
документационное обеспечение управления”, как указано в стандарте, “позволяет выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач и должен включать вопросы по дисциплинам, формирующим знания специалиста: документоведение, технологии документационного обеспечения управления, информационное обеспечение управления, организационное проектирование, компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления и дисциплинам в зависимости от специализации. Форма приема экзамена (письменные или устные ответы на вопросы билетов, ситуационные задачи, тестовые вопросы, компьютерные тесты и другие формы) определяется каждым вузом индивидуально”.
Таким образом, учебный процесс в государственном образовательном стандарте очерчен достаточно четко.
- В.П.Егоров, а.В.Слиньков е.В.Карпычева д о к у м е н т о в е д и его специальность Учебник Часть I
- Оглавление
- Раздел 3. Документационное обеспечение управления (организация делопроизводства) ............................ Глава 10. Информационно-документационное обеспечение работы аппарата
- Глава 11. Документационное обеспечение управления (доу). Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы
- Глава 12. Создание документов в федеральном органе исполнительной власти ......................................
- Глава 13. Организация документооборота ....................
- Глава 14. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти .....................................................
- Введение
- Раздел 1.Введение в специальность
- Глава 1. История Развития профессии
- От древнего Египта к Древней Руси
- Делопроизводство в Древней Руси
- Приказное делопроизводство
- Коллежское делопроизводство
- Министерское делопроизводство
- Делопроизводство в ссср в хх веке
- Контрольные вопросы:
- Глава 2. Государственный Стандарт высшего профессионального образования по специальности документовед
- Общие положения
- Образовательный стандарт
- Циклы государственных образовательных программ
- Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
- Виды профессиональной деятельности при овладении программой
- Контрольные вопросы:
- Глава 3. Документ и его место в системе управления
- Понятия «документ», «информация»
- Способы документирования
- Система документации и управление
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2. Документоведение
- Глава 4. Документоведение как научная дисциплина
- Понятие о документоведении как научной дисциплине, объект и предмет документоведения
- Основные этапы развития документоведения
- Структура документоведения
- Взаимосвязь документоведения с другими науками
- Источники в документоведении
- Нормативно-методическая база документационного обеспечения
- Контрольные вопросы:
- Глава 5. Системный подход к документу как объекту исследования
- Сущность, генезис и развитие понятия «документ»
- Соотношение понятий «документ», «информация» и «материальный носитель»
- Свойства, признаки и функции документа
- К отличительным признакам документа относятся:
- Контрольные вопросы:
- Глава 6. Методы и способы документирования
- 6.1. Общие положения и понятия документирования
- 6.2. Понятие о языках
- Знаковый метод фиксирования информации
- Знаковая система обладает определенными свойствами:
- Способы и средства записи информации
- Контрольные вопросы:
- Глава 7. Классификация документов
- Понятие о классификации документов
- Классификация по информационной составляющей документа
- Классификация по материальной составляющей документа
- Классификация документов по обстоятельствам их функционирования во внешней среде
- Контрольные вопросы:
- Тесты для самоконтроля:
- Глава 8. Системы документации
- Понятие системы документации. Историческое развитие систем документации
- Основные функциональные системы документации в Российской Федерации
- Унифицированные системы документации
- Электронные системы документации
- Контрольные вопросы:
- Глава 9. Унификация и стандартизация управленческих документов в документационном обеспечении управления
- 9.1. Унифицированные системы документации
- Извлечение из Общероссийского классификатора управленческой документации (окуд) ок 011-93. Класс 0200000 «Организационно-
- Основы стандартизации
- Общие положения
- Краткие сведения из истории развития стандартизации
- Государственная система стандартизации (гсс)
- Задачи стандартизации
- Соответствие государственному стандарту (государственным
- Органы и службы стандартизации
- Нормативные документы по стандартизации
- Контрольные вопросы:
- Раздел 3. Документационное обеспечение управления (организация делопроизводства)
- Глава 10. Информационно-документационное обеспечение работы аппарата управления
- Основные виды документной деятельности
- Информация в управленческой деятельности
- В зависимости от потребителя информационные ресурсы могут
- Информация как объект правовых отношений в социуме
- 10.3. Управление документацией
- 10.4. Организация информационно-поисковых систем по документам учреждения
- Контрольные вопросы:
- Глава 11. Документационное обеспечение управления (доу). Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы
- Документационное обеспечение управления
- «Понятие делопроизводство»: цели и задачи
- Документ, созданный организацией или должностным лицом и
- Для создания документов используются текстовые редакторы.
- Для обмена информацией используются компьютерные сети
- . Культура труда делопроизводственного персонала
- Организация рабочих мест делопроизводственного персонала.
- Компьютер и делопроизводство
- Автоматизированные системы обработки документов
- Контрольные вопросы:
- Глава 12. Создание документов в федеральном органе исполнительной власти
- Инструкция по делопроизводству. Общие положения. Основные понятия
- Бланки документов
- Устанавливается состав реквизитов для каждого вида бланков:
- № 12.6.2О. Образец бланка приказа федерального органа исполнительной власти (федерального министерства)
- № 12.6.5.2О. Образец бланка письма федерального органа исполнительной власти (федерального министерства)
- № 3О. Образец бланка письма должностного лица (статс- секретаря-заместителя министра)
- При использовании общего бланка на нем указываются следующие реквизиты:
- 12.3. Оформление реквизитов документов
- Правила оформления реквизитов документов
- Наименование федерального органа исполнительной власти
- Наименование должности лица, подписавшего документ
- Регистрационный номер документа
- Ссылка на исходящий номер и дату документа
- Адресат
- Наименование документа
- Текст документа
- Страницы текста нумеруются арабскими цифрами посередине
- Гриф согласования
- Согласование документа осуществляется с:
- При наличии замечаний, особых мнений, дополнений к проекту
- Подпись должностного лица
- Гриф утверждения
- Оттиск печати
- Отметка о заверении копии
- Отметка об исполнителе
- Указания по исполнению документа
- Отметка о контроле документа
- Отметка об исполнении документа
- Отметка о поступлении документа
- Отметка о конфиденциальности
- Формуляр – образец документа устанавливает:
- Подготовка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов
- Приложение №12
- Раздел I
- Глава 5. Права, обязанности и ответственность
- § 1. Хозяйственные товарищества и общества
- 24 Пт ¦
- 36 Пт ¦
- № 12 О. Образец оформления законопроекта
- 18 Пт ¦
- № 13О. Образец оформления проекта указа Президента Российской Федерации
- 32 Пт ¦
- 48 Пт ¦
- № 13 О1. Образец оформления проекта распоряжения Президента Российской Федерации
- 36 Пт ¦
- Оформление отдельных видов документов в федеральных органах исполнительной власти
- Состав документов федерального органа исполнительной власти
- Приказ, распоряжение
- № 12.6.2. Образец оформленияприказа федерального органа исполнительной власти
- № 12.6.2.1.Образец оформленияраспоряжения федерального органа исполнительной власти
- Протокол заседания (совещания)
- № 12.6.4. Образец оформления полного протокола
- № 12.6.4.1. Образец оформления краткого протокола
- № 17. Образец оформления служебного письма
- 12.7. Делопроизводство по обращениям граждан
- Контрольные вопросы:
- Глава 13. Организация документооборота
- Принципы организации документооборота
- Прием и первичная обработка поступающих документов
- Предварительное рассмотрение документов
- Регистрация поступающих документов
- Порядок рассмотрения документов руководством федерального органа исполнительной власти и доведения документов до исполнителей
- Организация работы с отправляемыми документами
- Регистрация отправляемых документов
- Отправка документов
- Регистрация и прохождение внутренних документов
- Порядок обработки и учета иностранной корреспонденции
- Учет и анализ объемов документооборота
- Контроль за исполнением документов
- Контроль за исполнением документов и принятых решений. Организация контроля исполнения
- Осуществление контроля исполнения Департаментом управления делами
- Осуществление контроля исполнения подразделениями аппарата управления общества
- Автоматизированная система контроля исполнения
- Контрольные вопросы:
- Глава 14. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти
- Разработка и ведение номенклатуры дел
- № 18. Форма номенклатуры дел структурного подразделения федерального органа исполнительной власти
- № 19. Форма номенклатуры дел федерального органа исполнительной власти
- Порядок
- Подготовка документов и дел к передаче на архивное хранение
- Приложение № 22
- № 22. Форма описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу структурного подразделения
- Приложение № 24 правила оформления дел и подготовки дел к передаче на архивное хранение
- Приложение № 25
- № 25. Форма обложки дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
- № 26. Форма листа-заверителя дела
- № 27. Форма внутренней описи документов дела
- Приложение № 28
- № 28. Форма акта о выделении к уничтожению документов
- Передача дел на архивное хранение
- Контрольные вопросы:
- Глава 15. Особенности работы с электронными документами
- Порядок создания, получения, обработки электронных документов
- Обязательные сведения об электронном документе
- Перечень обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти
- Систематизация дел электронных документов
- Переписка об административно- хозяйственном обслуживании. Электронные документы
- Контрольные вопросы:
- Глава 16. Работа исполнителя с документами
- 16.1. Условия и правила работы исполнителя с документами
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству в аппарате управления оао «Российские железные дороги» «организация исполнения документов и принятых решений»
- 16.2. Сроки исполнения документов
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству
- Контрольные вопросы:
- Глава 17. Изготовление, учет, использование и хранение печатей, штампов и бланков документов
- 17.1. Учет печатей и штампов
- Приложение № 29
- 17.2. Учет бланков документов
- Приложение № 30 журналы учета бланков документов Журнал учета поступления бланков
- Журнал учета выдачи бланков в структурных подразделениях
- Контрольные вопросы:
- Глава 18. Международная переписка
- Международные стандарты по оформлению документов
- Деятельность Международной организации по стандартизации
- Форматы бумаги
- Потребительские форматы по исо 216:1975
- Реквизиты международного письма
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству в аппарате управления оао «Российские железные дороги»
- 975-2411
- Контрольные вопросы и задания для самоконтроля:
- Глава 19. Конфиденциальность информации иконфиденциальность документов
- Понятия о конфиденциальности информации и конфиденциальности документов
- К конфиденциальным документам относятся:
- Научно - техническая информация включает:
- Деловая информация включает:
- Сведения, которые не являются кт:
- Защита документов, содержащих коммерческую тайну
- Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения
- Контрольные вопросы:
- Глава 20. Терминология и понятия, применяемые вдокументоведении и документационном обеспечении управления
- Общие понятия
- Документирование
- 20.3. Информационная составляющая документа
- Организация работы с документами
- Архивное дело
- Обеспечение сохранности документов
- Контрольные вопросы:
- Глава 21. Этикет в практике деловых отношений. Психологические основы взаимоотношений людей
- Этикет, его понятия
- Психологические основы взаимоотношений с людьми
- Профессиональная этика работника службы доу
- Правила общественного поведения (наиболее распространенные)
- Этика поведения в различных условиях обстановки
- Контрольные вопросы:
- Заключение
- Нормативно-правовые источники, научная и учебная литература
- Указы Президента Российской Федерации
- З. Постановления Правительства Российской Федерации
- Ведомственные нормативные акты, инструкции и правила по делопроизводству отдельных организаций
- Государственные стандарты, правила по стандартизации
- Международные стандарты
- Общероссийские классификаторы
- Научная и учебная литература
- Рекомендуемая тематика рефератов и курсовых работ по курсу «Документоведение и документационное обеспечение управления»
- Московский государственный университет
- Путей сообщения
- Гуманитарный институт
- Стань Документоведом высшей квалификации
- Стоимость обучения: