Для обмена информацией используются компьютерные сети
(локальные, корпоративные, глобальные), что ускоряет процесс обмена. Специальные компьютерные программы позволяют передавать как сами документы, так и любую управляющую информацию через электронную почту или гипертерминалы.
Для регистрации документов и контроля за их исполнением
используются программы по автоматизации управления и организации
труда сотрудников делопроизводственных служб. Они позволяют регистрировать внутренние и внешние документы, осуществлять собственный тайм-менеджмент и тайм-менеджмент руководителя, вести ежедневники. С их помощью также ведется контроль над исполнением документов, своевременное оповещение исполнителя о наступлении срока исполнения документа.
Для хранения и систематизации документации используются
системы управления базами данных. С их помощью можно не только создавать электронные картотеки, но и осуществлять быстрый поиск
необходимых документов, создание новых и уничтожение устаревших данных.
Место делопроизводства в структуре управленческого труда.
Организационно-штатное построение ДОУ
Труд в сфере управления состоит из сравнительно небольшого числа сложных логических либо творческих операций – прогнозирования, планирования, оценки ситуации и принятия решений и большого количества технических операций, действий, совершаемых над документом как носителем информации (составление, регистрация, контроль и т.д.).
Процесс делопроизводства представляет собой часть технологии
управления и обработки документов. При этом предметом труда является информация в различном виде, содержащаяся в документе.
Средством труда служит оргтехника, которая обеспечивает обработку информации, качество и высокую производительность труда. Документирование управленческой деятельности заключается в фиксировании на бумаге или других носителях управленческих решений по установленным правилам, т.е. в создании управленческих документов.
Процесс труда с документами состоит из ряда операций,
которые условно можно разделить на технические (делопроизводственные), логические и творческие.
К техническим (делопроизводственным) операциям относится
обработка поступающей документации: вскрытие конвертов, регистрация, печатание документа, перемещение документа, контроль исполнения, подписание приказов и других документов.
Логические операции включают чтение и ознакомление с
документом, подбор необходимой информации, анализ и сопоставление данных, произведение необходимых подсчетов, согласование, визирование, контроль и др.
Творческие операции, отражающие специфику труда
руководителя, состоят из определения состава исполнителей документа, поиска альтернативных решений, выбора оптимального решения, документирования принятого решения и пр.
Перечень основных нормативных актов, регламентирующих делопроизводство, представлен в разделе «Источники, литература».
Задача ДОУ – максимально эффективно организовать работу с
документами в учреждении, организации, на предприятии, фирме.
ДОУ – это самостоятельная функция организации, стоящая в ряду с такими управленческими функциями, как обеспечение персоналом, материально-техническое обеспечение, обеспечение
финансами и др.
Делопроизводство присутствует в каждой организации, независимо от ее типа, организационно-правовой формы, характера деятельности. С течением времени значение делопроизводства в
деятельности организаций не уменьшается, а возрастает. Не требует доказательства положение, что без налаженной системы делопроизводства организация не может работать успешно.
Любая организация, не придававшая до поры до времени значения работе с документами, непременно приходит к
необходимости организовать работу с документами, т. е. создать систему делопроизводства.
Любой работник организации, независимо от того, к какой
категории он относится – к руководителям, специалистам,
техническим исполнителям, – связан с документами.
Различие заключается лишь в характере работы с документами:
руководители и специалисты осуществляют преимущественно творческую работу (изучают документы, анализируют, собирают
необходимую информацию, готовят проекты документов, принимают решения по подготовленным документам и др.);
технические исполнители выполняют операции, связанные с
обработкой документов (получают и отправляют документы, сортируют, регистрируют, передают в структурные подразделения, печатают (набирают) документы, ведут контроль за сроками исполнения документов, формируют дела и т. п.).
Из определения ДОУ видно, что в делопроизводстве выделяется два достаточно самостоятельных аспекта: создание документов и организация работы с документами. Первая часть охватывает все виды работ, которые связаны с подготовкой документов, вторая – работу с уже созданными документами.
Организационно-штатное построение ДОУ. В целях организации
работы с документами, как правило, создается самостоятельное структурное подразделение – канцелярия (отдел делопроизводства, общий отдел),на небольших предприятиях функции службы ДОУ выполняет секретарь.
Конкретное название службы делопроизводства выбирается в зависимости от типа организации, ее организационной структуры, места в иерархии органов управления, объема деятельности и других особенностей.
В крупных организациях при большом штате работников делопроизводственное подразделение, как правило, называется
«управление делами».
В небольшой организации при маленькой штатной численности
работников функции делопроизводственной службы может выполнять один работник– секретарь.
Служба ДОУ в организации решает несколько очень важных
задач:
установление единого порядка работы с документами;
создание условий, обеспечивающих эффективное использование современных компьютерных технологий при работе с документами;
обеспечение сохранности документов, создаваемых в деятельности организации.
Из задач службы ДОУ вытекают ее функции. К наиболее важным
относятся:
организация по поручению руководства подготовки проектов документов, обеспечение их оформления и выпуска;
прием, учет, регистрация поступающих и отправляемых
документов;
ведение контроля за исполнением документов, систематическое информирование руководителя о состоянии
исполнительской дисциплины;
организация изготовления документов, копирования и оперативного размножения документов, разработка и проектирование бланков документов;
разработка сводной номенклатуры дел организации,
обеспечение подготовки номенклатур дел структурных подразделений;
организация работы архива учреждения и использования архивных документов;
разработка совместно с подразделениями организации мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами и др.
Кроме того, служба ДОУ осуществляет организационное и методическое руководство работниками (секретарями), отвечающими за работу с документами в подразделениях.
Функции службы ДОУ предопределяют ее структуру.
В состав службы ДОУ обычно включаются:
группа учета и регистрации документов;
группа контроля исполнения документов;
группа (бюро) по рассмотрению обращений граждан;
секретариат;
экспедиция;
машинописное бюро (группа изготовления документов);
копировально-множительное бюро;
архив.
В крупных организациях в состав службы ДОУ может входить
также группа по совершенствованию работы с документами и внедрению технических средств.
Если учреждение крупное, имеет сложную структуру, большую штатную численность, организацией работы с документами, как
правило, занимается управление делами. В состав управления делами могут входить:
секретариат (приемная или секретариат руководителя, секретариаты заместителей руководителя, секретариат
коллегиального органа, – протокольное бюро);
отдел (сектор) контроля исполнения документов;
канцелярия (бюро правительственной переписки, бюро
(группа) учета и регистрации документов, экспедиция, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, телетайпная и др.);
отдел (группа) обращений граждан;
отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств;
-центральный архив.
Независимо от конкретного наименования правовой основой деятельности службы ДОУ является положение о ней и положения о ее структурных частях (группах, бюро, отделах), а также должностные инструкции работников. Эти документы закрепляют разграничение функций, обязанностей, прав и ответственности между отдельными подразделениями, должностными лицами и работниками.
Положение о службе делопроизводства и положения о ее структурных частях, если они имеются, разрабатываются ее руководителем с привлечением квалифицированных специалистов,
хорошо знающих как работу подразделения, так и организации в целом, и утверждаются руководителем организации.
Работа с документами в организации ведется по определенным
правилам, установленным инструкцией по ДОУ (делопроизводству).
Инструкция – нормативный документ, обязательный для всех работников организации, в ней устанавливаются единые правила составления и оформления документов, правила регистрации и учета документов, организации документооборота, контроля исполнения документов и формирования текущего архива организации.
Инструкция по ДОУ устанавливает технологию работы с документами в организации, охватывая весь жизненный цикл
документа: от его создания или поступления документа до завершения исполнения и отправки адресату или передачи на хранение в архив. Инструкция разрабатывается, как правилo, службой ДОУ, утверждается руководителем организации и имеет обязательный характер для всех работников.
Инструкции по ДОУ в организации разрабатываются на основе современного законодательства в сфере информации и документации,
положений государственных стандартов России на документы, нормативных правовых актов Росархива по делопроизводству и архивному делу.
Инструкция по ДОУ должна последовательно отражать все стадии
работы с документами в организации.
Основой построения службы делопроизводства является принятая в учреждении форма его организации.
В учреждениях применяют централизованную, децентрализованную и смешанные формы организации делопроизводства (иногда говорят о соответствующих системах организации делопроизводства).
При централизованной форме организации делопроизводства все
операции по обработке документов сосредоточиваются (централизуются) в едином для всего учреждения центре – канцелярии (делопроизводства) или у секретаря.
Не следует смешивать децентрализованную форму организации
делопроизводства, при которой делопроизводственные операции выполняются в различных структурных подразделениях учреждения, с организационной структурой службы делопроизводства, характеризующейся наличием специализированных подразделений – экспедиции, машбюро, контрольной группы и т. д.
При смешанной форме операции выполняют централизованно (прием, регистрация, контроль, размножение документов) и
децентрализовано (справочно-информационное обслуживание, хранение документов, формирование дел).
В большинстве учреждений используют смешанную форму
организации делопроизводства.
Наиболее рациональной формой организации отдельных делопроизводственных процессов и операций является централизация. Централизация позволяет снизить стоимость
делопроизводственных операций, улучшить организацию труда делопроизводственного персонала и, в частности, внедрить его нормирование, обеспечить специализацию и взаимозаменяемость работников, использовать прогрессивные и производительные технические средства, обеспечить единство организационного и методического руководства.
В современных | условиях | полностью | централизовать |
делопроизводственное | обслуживание | можно только | в сравнительно |
небольших учреждениях. В крупных учреждениях следует стремиться
к целесообразной централизации отдельных функций
делопроизводства, таких, как прием и отправка документов, регистрация и контроль исполнения документов, стенографирование и печатание документов, их размножение, методическое руководство делопроизводством.
Делопроизводственным обслуживанием аппарата управления занимается канцелярия (сектор делопроизводства). Ее структура зависит от категории учреждения (в соответствии с годовым объемом документооборота) и типовой структуры.
В небольших учреждениях, не имеющих канцелярий, делопроизводственное обслуживание осуществляет секретарь.
Основой для разработки организационной структуры канцелярии
в конкретном учреждении являются функции канцелярии и объем работ по каждой функции.
Основные функции канцелярии следующие: прием, регистрация
(учет), распределение документов и доставка их исполнителям, оформление и отправка исходящих документов, стенографирование и печатание документов, контроль за сроками их исполнения, формирование дел и сдача их в архив, хранение и обеспечение использования документов в делопроизводстве и архиве учреждения канцелярии отражается в положении о канцелярии и инструкции по делопроизводству. Объем работ по каждой функции определяется на основе объема документооборота и норм времени на делопроизводственные работы.
Квалификация служащего представляет собой совокупность общего и специального образования, а также профессионального
опыта, необходимого для выполнения в данных организационно- технических условиях работ определенной сложности.
Формы, программы, сроки обучения делопроизводственного персонала определяет в каждом отдельном случае учреждение-
организатор занятий, исходя из конкретных задач делопроизводства в данном учреждении, контингента обучающихся, технических и других возможностей.
Одной из наиболее распространенных форм повышения квалификации делопроизводственных работников являются 2-4- дневные семинары, организуемые крупными предприятиями, архивными учреждениями и территориальными органами научно-технической пропаганды.
Краткосрочную переподготовку делопроизводственного персонала проводят каждые 3-5 лет.
- В.П.Егоров, а.В.Слиньков е.В.Карпычева д о к у м е н т о в е д и его специальность Учебник Часть I
- Оглавление
- Раздел 3. Документационное обеспечение управления (организация делопроизводства) ............................ Глава 10. Информационно-документационное обеспечение работы аппарата
- Глава 11. Документационное обеспечение управления (доу). Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы
- Глава 12. Создание документов в федеральном органе исполнительной власти ......................................
- Глава 13. Организация документооборота ....................
- Глава 14. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти .....................................................
- Введение
- Раздел 1.Введение в специальность
- Глава 1. История Развития профессии
- От древнего Египта к Древней Руси
- Делопроизводство в Древней Руси
- Приказное делопроизводство
- Коллежское делопроизводство
- Министерское делопроизводство
- Делопроизводство в ссср в хх веке
- Контрольные вопросы:
- Глава 2. Государственный Стандарт высшего профессионального образования по специальности документовед
- Общие положения
- Образовательный стандарт
- Циклы государственных образовательных программ
- Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
- Виды профессиональной деятельности при овладении программой
- Контрольные вопросы:
- Глава 3. Документ и его место в системе управления
- Понятия «документ», «информация»
- Способы документирования
- Система документации и управление
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2. Документоведение
- Глава 4. Документоведение как научная дисциплина
- Понятие о документоведении как научной дисциплине, объект и предмет документоведения
- Основные этапы развития документоведения
- Структура документоведения
- Взаимосвязь документоведения с другими науками
- Источники в документоведении
- Нормативно-методическая база документационного обеспечения
- Контрольные вопросы:
- Глава 5. Системный подход к документу как объекту исследования
- Сущность, генезис и развитие понятия «документ»
- Соотношение понятий «документ», «информация» и «материальный носитель»
- Свойства, признаки и функции документа
- К отличительным признакам документа относятся:
- Контрольные вопросы:
- Глава 6. Методы и способы документирования
- 6.1. Общие положения и понятия документирования
- 6.2. Понятие о языках
- Знаковый метод фиксирования информации
- Знаковая система обладает определенными свойствами:
- Способы и средства записи информации
- Контрольные вопросы:
- Глава 7. Классификация документов
- Понятие о классификации документов
- Классификация по информационной составляющей документа
- Классификация по материальной составляющей документа
- Классификация документов по обстоятельствам их функционирования во внешней среде
- Контрольные вопросы:
- Тесты для самоконтроля:
- Глава 8. Системы документации
- Понятие системы документации. Историческое развитие систем документации
- Основные функциональные системы документации в Российской Федерации
- Унифицированные системы документации
- Электронные системы документации
- Контрольные вопросы:
- Глава 9. Унификация и стандартизация управленческих документов в документационном обеспечении управления
- 9.1. Унифицированные системы документации
- Извлечение из Общероссийского классификатора управленческой документации (окуд) ок 011-93. Класс 0200000 «Организационно-
- Основы стандартизации
- Общие положения
- Краткие сведения из истории развития стандартизации
- Государственная система стандартизации (гсс)
- Задачи стандартизации
- Соответствие государственному стандарту (государственным
- Органы и службы стандартизации
- Нормативные документы по стандартизации
- Контрольные вопросы:
- Раздел 3. Документационное обеспечение управления (организация делопроизводства)
- Глава 10. Информационно-документационное обеспечение работы аппарата управления
- Основные виды документной деятельности
- Информация в управленческой деятельности
- В зависимости от потребителя информационные ресурсы могут
- Информация как объект правовых отношений в социуме
- 10.3. Управление документацией
- 10.4. Организация информационно-поисковых систем по документам учреждения
- Контрольные вопросы:
- Глава 11. Документационное обеспечение управления (доу). Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы
- Документационное обеспечение управления
- «Понятие делопроизводство»: цели и задачи
- Документ, созданный организацией или должностным лицом и
- Для создания документов используются текстовые редакторы.
- Для обмена информацией используются компьютерные сети
- . Культура труда делопроизводственного персонала
- Организация рабочих мест делопроизводственного персонала.
- Компьютер и делопроизводство
- Автоматизированные системы обработки документов
- Контрольные вопросы:
- Глава 12. Создание документов в федеральном органе исполнительной власти
- Инструкция по делопроизводству. Общие положения. Основные понятия
- Бланки документов
- Устанавливается состав реквизитов для каждого вида бланков:
- № 12.6.2О. Образец бланка приказа федерального органа исполнительной власти (федерального министерства)
- № 12.6.5.2О. Образец бланка письма федерального органа исполнительной власти (федерального министерства)
- № 3О. Образец бланка письма должностного лица (статс- секретаря-заместителя министра)
- При использовании общего бланка на нем указываются следующие реквизиты:
- 12.3. Оформление реквизитов документов
- Правила оформления реквизитов документов
- Наименование федерального органа исполнительной власти
- Наименование должности лица, подписавшего документ
- Регистрационный номер документа
- Ссылка на исходящий номер и дату документа
- Адресат
- Наименование документа
- Текст документа
- Страницы текста нумеруются арабскими цифрами посередине
- Гриф согласования
- Согласование документа осуществляется с:
- При наличии замечаний, особых мнений, дополнений к проекту
- Подпись должностного лица
- Гриф утверждения
- Оттиск печати
- Отметка о заверении копии
- Отметка об исполнителе
- Указания по исполнению документа
- Отметка о контроле документа
- Отметка об исполнении документа
- Отметка о поступлении документа
- Отметка о конфиденциальности
- Формуляр – образец документа устанавливает:
- Подготовка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов
- Приложение №12
- Раздел I
- Глава 5. Права, обязанности и ответственность
- § 1. Хозяйственные товарищества и общества
- 24 Пт ¦
- 36 Пт ¦
- № 12 О. Образец оформления законопроекта
- 18 Пт ¦
- № 13О. Образец оформления проекта указа Президента Российской Федерации
- 32 Пт ¦
- 48 Пт ¦
- № 13 О1. Образец оформления проекта распоряжения Президента Российской Федерации
- 36 Пт ¦
- Оформление отдельных видов документов в федеральных органах исполнительной власти
- Состав документов федерального органа исполнительной власти
- Приказ, распоряжение
- № 12.6.2. Образец оформленияприказа федерального органа исполнительной власти
- № 12.6.2.1.Образец оформленияраспоряжения федерального органа исполнительной власти
- Протокол заседания (совещания)
- № 12.6.4. Образец оформления полного протокола
- № 12.6.4.1. Образец оформления краткого протокола
- № 17. Образец оформления служебного письма
- 12.7. Делопроизводство по обращениям граждан
- Контрольные вопросы:
- Глава 13. Организация документооборота
- Принципы организации документооборота
- Прием и первичная обработка поступающих документов
- Предварительное рассмотрение документов
- Регистрация поступающих документов
- Порядок рассмотрения документов руководством федерального органа исполнительной власти и доведения документов до исполнителей
- Организация работы с отправляемыми документами
- Регистрация отправляемых документов
- Отправка документов
- Регистрация и прохождение внутренних документов
- Порядок обработки и учета иностранной корреспонденции
- Учет и анализ объемов документооборота
- Контроль за исполнением документов
- Контроль за исполнением документов и принятых решений. Организация контроля исполнения
- Осуществление контроля исполнения Департаментом управления делами
- Осуществление контроля исполнения подразделениями аппарата управления общества
- Автоматизированная система контроля исполнения
- Контрольные вопросы:
- Глава 14. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти
- Разработка и ведение номенклатуры дел
- № 18. Форма номенклатуры дел структурного подразделения федерального органа исполнительной власти
- № 19. Форма номенклатуры дел федерального органа исполнительной власти
- Порядок
- Подготовка документов и дел к передаче на архивное хранение
- Приложение № 22
- № 22. Форма описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу структурного подразделения
- Приложение № 24 правила оформления дел и подготовки дел к передаче на архивное хранение
- Приложение № 25
- № 25. Форма обложки дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
- № 26. Форма листа-заверителя дела
- № 27. Форма внутренней описи документов дела
- Приложение № 28
- № 28. Форма акта о выделении к уничтожению документов
- Передача дел на архивное хранение
- Контрольные вопросы:
- Глава 15. Особенности работы с электронными документами
- Порядок создания, получения, обработки электронных документов
- Обязательные сведения об электронном документе
- Перечень обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти
- Систематизация дел электронных документов
- Переписка об административно- хозяйственном обслуживании. Электронные документы
- Контрольные вопросы:
- Глава 16. Работа исполнителя с документами
- 16.1. Условия и правила работы исполнителя с документами
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству в аппарате управления оао «Российские железные дороги» «организация исполнения документов и принятых решений»
- 16.2. Сроки исполнения документов
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству
- Контрольные вопросы:
- Глава 17. Изготовление, учет, использование и хранение печатей, штампов и бланков документов
- 17.1. Учет печатей и штампов
- Приложение № 29
- 17.2. Учет бланков документов
- Приложение № 30 журналы учета бланков документов Журнал учета поступления бланков
- Журнал учета выдачи бланков в структурных подразделениях
- Контрольные вопросы:
- Глава 18. Международная переписка
- Международные стандарты по оформлению документов
- Деятельность Международной организации по стандартизации
- Форматы бумаги
- Потребительские форматы по исо 216:1975
- Реквизиты международного письма
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству в аппарате управления оао «Российские железные дороги»
- 975-2411
- Контрольные вопросы и задания для самоконтроля:
- Глава 19. Конфиденциальность информации иконфиденциальность документов
- Понятия о конфиденциальности информации и конфиденциальности документов
- К конфиденциальным документам относятся:
- Научно - техническая информация включает:
- Деловая информация включает:
- Сведения, которые не являются кт:
- Защита документов, содержащих коммерческую тайну
- Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения
- Контрольные вопросы:
- Глава 20. Терминология и понятия, применяемые вдокументоведении и документационном обеспечении управления
- Общие понятия
- Документирование
- 20.3. Информационная составляющая документа
- Организация работы с документами
- Архивное дело
- Обеспечение сохранности документов
- Контрольные вопросы:
- Глава 21. Этикет в практике деловых отношений. Психологические основы взаимоотношений людей
- Этикет, его понятия
- Психологические основы взаимоотношений с людьми
- Профессиональная этика работника службы доу
- Правила общественного поведения (наиболее распространенные)
- Этика поведения в различных условиях обстановки
- Контрольные вопросы:
- Заключение
- Нормативно-правовые источники, научная и учебная литература
- Указы Президента Российской Федерации
- З. Постановления Правительства Российской Федерации
- Ведомственные нормативные акты, инструкции и правила по делопроизводству отдельных организаций
- Государственные стандарты, правила по стандартизации
- Международные стандарты
- Общероссийские классификаторы
- Научная и учебная литература
- Рекомендуемая тематика рефератов и курсовых работ по курсу «Документоведение и документационное обеспечение управления»
- Московский государственный университет
- Путей сообщения
- Гуманитарный институт
- Стань Документоведом высшей квалификации
- Стоимость обучения: