logo
Uchebnik_ch_1

Профессиональная этика работника службы доу

  1. Профессиональная этика.

Профессиональная этика представляет собой набор нравственных норм, действительных как в общем, так и применительно к данной профессии (известны такие понятия, как врачебная этика, этика научного сотрудника, этика полицейского и т. п.). Упрощенно говоря, профессиональная этика ориентирует отдельного человека в его поведении (и понимании) в вопросах “что есть хорошо”, “что есть правильно”. Эти нормы он понимает как правильные и необходимые, использует в своей рабочей деятельности, в отношениях с другими людьми и в отношении самого себя.

С точки зрения профессиональной этики работников службы ДОУ

большое значение имеет доверие, которое работники служб ДОУ, с

одной стороны, используют в отношениях со своими заказчиками, а с другой стороны (и в особенности) по отношению к широкой общественности. Это доверие завоевывается и, в сущности, непрерывно создается, прежде всего, собственным профессионализмом, т. е. отличным и безупречным выполнением обязанностей по документационному обеспечению управления. Доверие внушает и такой, кажущийся незначительным, фактор, как внешний вид работников служб ДОУ, их корректное поведение и манеры коммуникации и т. п. В общем, доверие должно существовать и между работодателем и подчиненными, между сотрудниками: доверие к самому себе (веру в себя самого) должен иметь каждый отдельный сотрудник, что в этой профессии особенно важно.

Профессия работников служб ДОУ, бесспорно, требовательна и сложна (причем предъявляет специфические требования) и в

реальных условиях приносит специфические конфликты и рабочие стрессы (речь идет, например, о множестве контактов в процессе работы, поиске каких-либо документов). Этот фактор может проявляться самым различным образом - например, психосоматические осложнения индивидуума, а также “социально- патологические” элементы в профессиональном поведении (рутинность, легкомысленность, агрессивное поведение, провокативность, злоупотребление правомочиями и т. п.).

  1. Профессиональные отношения.

Отношение к профессии формируется (или окончательно создается) на основе выбора профессии. Если мы свободно и

добровольно выбираем определенную профессию, у нас не может быть к ней негативного отношения. И наоборот, если мы выбираем какую- то профессию под давлением кого-либо или чего-либо, наше отношение к ней становится негативным. Мотивация выбора профессии существенно влияет не только на наше отношение к ней, но и, естественно, на наш подход к выполнению обязанностей, например, чувство ответственности, переживание успеха и неуспеха и т. д. В основном только по прошествии определенного времени, в течении которого мы работаем по определенной профессии, возникают вопросы (проблемы), о которых мы сначала не задумывались. Поэтому мы должны были бы задать себе вопросы: Знаю ли я точно, о какой работе идет речь, и какие обязанности из нее следуют? Какие квалификационные предпосылки являются самыми важными для этой работы? С какими сотрудниками я буду ежедневно сталкиваться? Что мне нравится в этой профессии и к чему, наоборот, я чувствую предубеждение? Будет ли от меня требоваться инициатива или только способность приспосабливаться?

Хочу ли я выполнять эту работу в течение определенного времени или вижу в ней свою жизненную перспективу? Какие у меня семейные обстоятельства? Согласится ли семья с моим выбором? Создают ли мне условия? Какая у меня будет зарплата? Каким будет мое социальное обеспечение?

Любая профессия (и каждая специфически) создает для нас

достаточный простор для реализации наших способностей, для применения нашего таланта, знаний и т. д. В профессии мы

достигаем своих идеалов, реализуем свои ожидания, но также выполняем ожидания и представления “тех, других” - своих вышестоящих руководителей, коллег, а также общества.

Отношение к работодателю, к шефу для многих является весьма чувствительным и сложным моментом, в особенности в социально- психологической плоскости. Иногда с обеих сторон (в отношениях “начальник-подчиненный”), но чаще всего в отношениях “подчиненный-начальник” действуют определенные предрассудки, условия, особая критичность и т. д. Люди с определенной мерой социального опыта определенно сказали бы на эту тему следующее: “Насколько является идеальным подчиненный, настолько идеальным является шеф”. Это не означает, собственно, ничего другого, как то, что профессионально квалифицированный и “по-человечески качественный” подчиненный будет оценивать своего начальника более или менее объективно, т. е. он осознает не только несоизмеримость их взаимного положения, но и необходимую разницу во взгляде на определенную проблему с точки зрения различных социальных позиций, но также различие объема и содержания их рабочих и профессиональных обязанностей. Проблема часто заключается втом, что подменяются (двусторонне) социальные положения (функции) профессиональными, этическими или просто “человеческими” качествами личности. От профессионального положения (на определенной ступеньке общественной лестницы) индивидуум как личность (с позиции вышеуказанных ценностей) ничего не получит и не потеряет: занимаемая должность, общественно (профессионально) значимая, скорее обязывает индивидуума с этической точки зрения, но ни в коем случае не дает ему право на надменное, высокомерное поведение и отношение к окружающим.

Хороший шеф, например, умеет оценить активность подчиненного, это означает, что он оценит именно исполнение, инициативу, а не имитацию кипучей деятельности. Он умеет

приспособить требования к способностям подчиненных, дифференцировать и тем самым мотивировать и возбудить рабочий энтузиазм. У него есть чувство правильной меры свободы и контроля, умеет оценить (похвалить), но и указать на ошибки и недостатки и “нагнать страху”. Он умеет не только решать конфликты на рабочих местах, но прежде всего предотвращать их. Настоящим мастерством является умение оценить подчиненного таким образом, “что ему дает возможность почувствовать, что он (подчиненный) значительно способствует успеху какого-то конкретного дела (деятельности фирмы). Это чувство выражается словами “шеф меня ценит, шеф на моей стороне”.

В этой связи вспомните о возможности взаимного осознания своей социальной роли (начальник-подчиненный). Тем лучше вы

поймете (иронические) “рекомендации” некоторых пособий по этой проблеме: “Как самым быстрым образом себя уничтожить или по крайней мере представить себя в невыгодном свете”; в этом случае следует начальника “обсуждать”, сплетничать на его счет и т. п.

Отношение к коллегам должно быть профессионально лояльным и по-человечески теплым и уважительным. Так бывает, в особенности, в дружном коллективе, где люди уважают друг друга (признают превосходство или исключительные способности и знания другого не взирая на личные симпатии), терпимы (предпочитают терпеть ошибки и личные недостатки остальных членов коллектива, группы, чем работать с чужими людьми; лояльны друг к другу, высказывают взаимную критику, но не переносят критику извне). Доверяют друг другу (знают, что один на другого могут положиться, могут ожидать помощи и сами готовы оказать ее в любое время).

Профессиональные отношения с точки зрения профессиональной

этики включают в себя и отношение к себе самому: как я осознаю требования, предъявляемые мне профессией (знания, опыт, личные качества и т. п.) и как я стараюсь им соответствовать и выполнять их; как я представляю свой профессиональный рост; какую ответственность чувствую я за свою работу; за доброе имя своей фирмы).

В заключение можно сказать, что профессиональные отношения

должны строиться на профессиональном и человеческом доверии, лояльности, к которой прежде всего относится сохранение профессиональной тайны.

2. Отношение к общественности.

Прежде всего, нужно осознать (а главное уметь использовать) авторитет своей социальной роли, которая имеет формальную и неформальную плоскость. Это означает, что речь идет об

общепризнанном (общественностью) авторитете. Общественность проявляет к нему (авторитету) отношение, которое можно выразить примерно следующими словами: “Я должен относится к нему

/работнику службы ДОУ/ с уважением” - т. е. формальный

авторитет; “Однако я его также уважаю /хочу уважать/, потому что это профессионал, который знает свое дело, которого я уважаю как человека”- т. е. неформальный авторитет.

Однако формальный авторитет работник службы ДОУ вызывает уже на первый взгляд (и впечатление). Если опустим так называемое “преклонение перед униформой”, это общая аккуратность, чистота внешнего вида, причем как с эстетической, так и гигиенической точки зрения. Большую роль играет осанка, походка, жестикуляция, мимика, а также культивированность речи (соответствие формы и содержания, ясность, понятность высказываний и по существу, и т. д.).

По собственному опыту мы знаем, что эти моменты мы воспринимаем, часто не особо направляя на них свое внимание, но знаем, какое сильное влияние они имеют в нашей оценке человека.

Однако, если бы мы этим вопросам не уделяли соответствующее внимание и недооценивали их, и если у нас нет возможности убедить “того другого” в своих профессиональных и личных качествах (по той простой причине, что у нас нет с ним длительного контакта), о нас может сложиться неправильное, искаженное или нелицеприятное мнение.

Отношение к гражданам должно быть, в добром смысле этого слова, неличным, анонимным. (Для нас важно, прежде всего - исключить фамильярность). У гражданина должно быть чувство, что мы уделяем свое внимание только ему и уверенность, что он имеет дело с профессионалом, который прекрасно выполняет свою работу. Видимая растерянность, сомнения, сопровождаемые выражениями типа “Я не знаю, я спрошу” недопустимы.

Одной из сторон профессионального совершенства (и

профессиональной этики) является способность выражать удовлетворение своей работой. Хотя в нашей работе это можно выразить с определенным преувеличением, но нам ясно о чем идет речь. Очень хорошо такую ситуацию можно представить (и чувство) у врача, который уделяет свое внимание не только как пациенту, но и как человеку; в книжном магазине, где вам посоветуют книгу вашего любимого жанра и т. п. Такой профессионал как бы говорит: “Я здесь, прежде всего для вас, все, что я знаю и умею, в вашем распоряжении, и мое наибольшее удовольствие - помочь вам, посоветовать и обслужить”.

Рассматривая манеру поведения в текущих и критических ситуациях, часто говорят о значении асертивного (убедительного, убеждающего, самоутвердительного) поведения.

Имеется ввиду не что иное, как здоровое, соответствующее

обстоятельствам самоутверждение, целенаправленное, ориентированное на свои права и потребности, которое, однако, уважает то же у других. Речь идет о знании и использовании так называемых асертивных прав, которое следует из предпосылки, что на поведение людей нежелательным образом оказывают влияние “предрассудки и суеверия”, на основании которых другие ими манипулируют. Например, нашим правом является не предлагать никаких извинений, оправдывающих наше решение (например, одолжить деньги расточительному родственнику: естественно, мы не хотим ему одолжить, потому что мы знаем, какой он. Откажем ему (что было быкак раз асертивно), но нам неловко, поэтому сошлемся на неожиданные расходы в семье, потому что как иначе мы бы выглядели, и что скажут другие родственники...).

С этим связано следующее асертивное право - быть независимым

от положительной оценки окружающих (Асертивных прав намного больше, описанные были выбраны только в качестве иллюстрации, то же самое действительно и о следующих асертивных умении, опыте). К ним относится способность спокойно (и несколько раз) повторить свое обоснованное требование (без повышения голоса!), способность спокойно воспринять критику, даже с ней согласиться и спрашивать далее, с целью использовать конструктивные информации.

Поведение в действительно критических ситуациях требует гибкости нашего мышления и в особенности самообладания (в особенности в смысле: не показать свое волнение, возбуждение).

Важным является спокойный внешний вид, готовность ответить сразу. С лицами, ведущими себя агрессивно (больные люди с проявлениями неконтролируемого агрессивного поведения, лица, действующие под влиянием шока, дети, переживающие сильные эмоции) - при общении с такими людьми применяем соответствующие служебные действия. С этической точки зрения необходимо вжиться,

почувствовать эмоции такого человека и тем практически получить возможность предугадать его последующее поведение.

Эффективным является также вербальное отождествление с чувствами

такого человека, например, “Это действительно должно быть ужасно для

вас”, “Я понимаю ваше положение” и т. д. Речь идет в данном случае осознании чувства доверия, при осуществлении многих, особенно невербальных сигналов: например, приближение к данному человеку состороны и со скоростью, которые не будут неожиданными или угрожающими,соблюдение обычной, нормальной дистанции, жесты, взгляд должны данному человеку сигнализировать о нашем спокойствии, уверенности, готовности испособности решить “его” проблему, ситуацию. Рекомендуется представиться, говорить четко, ясно, таким образом, чтобы вызватьдоверие.

В этой связи снова нужно вспомнить основную норму профессиональной этики о неприкосновенности человеческого

достоинства.