logo
Uchebnik_ch_1

№ 19. Форма номенклатуры дел федерального органа исполнительной власти

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ГРАФ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Номенклатура дел федерального органа исполнительной власти составляется по установленной форме (приложение № 19).

В графе 1 номенклатуры дел проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного вфедеральном органе исполнительной власти цифрового обозначения (кода)структурного подразделения и порядкового номера заголовка дела пономенклатуре в пределах структурного подразделения. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами. Например: 12-05, где 12 - кодструктурного подразделения, 05 - порядковый номер заголовка дела вразделе номенклатуры дел.

В номенклатуре дел рекомендуется сохранять одинаковые индексы для однородных дел в пределах разных структурных подразделений; для переходящих дел индекс сохраняется.

В графу 2 номенклатуры дел включаются заголовки дел (томов, частей).

Заголовок дела четко, в обобщенной форме отражает основное

содержание и состав документов дела.

Если дело, включаемое в номенклатуру дел, состоит из одинаковых видов или разновидностей документов, в заголовке такого дела указывается наименование видов документов, например:

Приказы министерства по основной деятельности.

Не рекомендуется употреблять в заголовке дела неконкретные формулировки (“разные материалы”, “общая переписка” и др.), а также вводные слова и сложные обороты.

Заголовок дела состоит из элементов, располагаемых в следующейпоследовательности: название вида дела (переписка, журнал и др.) илиразновидности документов (протоколы, приказы и др.); название федерального органа исполнительной власти или структурного подразделения(автор документа); название организации, которой будут адресованы или откоторой будут получены документы (адресат или корреспондент документа);краткое содержание документов дела; название местности (территории), скоторой связано содержание документов дела; дата (период), к которымотносятся документы дела.

В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью исполнения, в качестве вида дела употребляется термин “документы”, а в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности документов, которые должны быть сгруппированы в деле (обзоры, сводки, справки и т.д.), например:

Документы о рассмотрении обращений граждан (обзоры, сводки, аналитические справки).

В заголовках дел, содержащих переписку, указывается, с кем и по какому вопросу она ведется.

В заголовках дел, содержащих переписку с однородными

корреспондентами, последние не указываются, а указывается их общее видовое название, например:

Переписка с архивными учреждениями о комплектовании

Архивного фонда Российской Федерации научно-технической документацией.

В заголовках дел, содержащих переписку с разнородными

корреспондентами, последние не перечисляются, например:

Переписка об организации семинаров и совещаний по вопросам документирования управленческой деятельности.

В заголовке дела указывается конкретный корреспондент, если переписка ведется только с ним, например:

Переписка с Федеральным архивным агентством о методике

работы с документами и передаче их в состав Архивного фонда Российской Федерации.

При обозначении в заголовках дел административно-

территориальных единиц учитывается следующее: если содержание дела касается нескольких однородных административно- территориальных единиц, в заголовке дела не указываются их конкретные названия, а указывается их общее видовое название, например:

Переписка с главами администраций областей о социальной

защите населения.

Если содержание дела касается одной административно- территориальной единицы (населенного пункта), ее (его) название указывается в заголовке дела, например:

Переписка с филиалом РГАНТД (г. Самара) об использовании архивных документов при реконструкции технических объектов.

В заголовках дел, содержащих плановую или отчетную документацию, указывается период (квартал, год), на (за) который составлены планы (отчеты), например:

Годовые отчеты Административно-хозяйственного управления о работе автотранспорта.

Если дело будет состоять из нескольких томов или частей, то

составляется общий заголовок дела, а затем при необходимости составляются заголовки каждого тома (части), уточняющие содержание заголовка дела.

Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и подразделов номенклатуры дел определяется степенью важности документов, составляющих дела, и их взаимосвязью. Вначале располагаются заголовки дел, содержащих организационно- распорядительную документацию.

Заголовки дел могут уточняться в процессе формирования и оформления

дел.

Графа 3 номенклатуры дел заполняется по окончании

календарного года.

В графе 4 указывается срок хранения дела, номера статей по перечню, а при его отсутствии - по типовой или примерной номенклатуре дел или согласованный с Федеральным архивным агентством срок хранения.

В графе 5 “Примечание” указываются названия перечней документов, использованных при определении сроков хранения дел, проставляются отметки о заведении дел (в том числе в электронном виде), о переходящих делах (например, переходящее с 2009 г.), о выделении дел к уничтожению, о лицах, ответственных за формирование дел, о передаче дел в другой федеральный орган исполнительной власти для продолжения и др.

Если в течение года в федеральном органе исполнительной

власти возникают новые документированные участки работы, на них формируются соответствующие дела, они дополнительно вносятся в номенклатуру. Для вновь заводимых дел в каждом разделе номенклатуры оставляются резервные номера.

По окончании года в конце номенклатуры дел делается итоговая запись о количестве заведенных дел (томов).

Номенклатура дел федерального органа исполнительной властисоставляется Службой делопроизводства из номенклатур дел структурных подразделений.

Номенклатура дел федерального органа исполнительной власти,

подписанная руководителем службы ДОУ, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти после ее согласования с ЦЭК федерального органа исполнительной власти не позднее конца текущего года и вводится в действие с 1 января следующего года.

В случае изменения функций и структуры федерального органа

исполнительной власти номенклатура дел подлежит переработке и согласованию с ЭПК федерального государственного архива.

Вновь созданное подразделение в месячный срок разрабатывает номенклатуру дел подразделения и представляет ее в Службу делопроизводства федерального органа исполнительной власти.

Методическую помощь при составлении номенклатуры дел

федерального органа исполнительной власти оказывают архив федерального органа исполнительной власти и Центральная экспертная комиссия федерального органа исполнительной власти (далее- ЦЭК).

Один раз в 5 лет номенклатура дел федерального органа исполнительной власти согласовывается с экспертно-проверочной комиссией (далее – ЭПК) федерального государственного архива, в который передаются на постоянное хранение образующиеся в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти документы Архивного фонда Российской Федерации.

Номенклатура дел готовится не менее чем в четырех экземплярах: 1-й

экземпляр как документ постоянного срока хранения помещается в дело Службы делопроизводства, 2-й используется в Службе делопроизводства как рабочий экземпляр, 3-й – применяется в архиве федерального органаисполнительной власти, 4-й – в федеральном государственном архиве, скоторым согласовывалась номенклатура дел. Рабочий экземпляр номенклатурыдел может вестись в Службе делопроизводства федерального органа исполнительной власти в электронном виде.

Инструкция по делопроизводству федерального органа исполнительной власти должна предусматривать порядок составления номенклатуры дел, в частности, порядок расположения разделов в сводной номенклатуре дел, правила индексации дел, правила составления заголовков дел и последовательности их расположения в разделах номенклатуры дел, порядок установления сроков хранения документов и дел, порядок корректировки номенклатуры дел в течение делопроизводственного года (уточнение заголовков дел, внесение заголовков дел, не предусмотренных при составлении номенклатуры дел, внесение сведений о количестве и крайних датах единиц хранения (томов, частей дела), внесение отметок в графу

«Примечание» и др.), также правила составления итоговой записи о количестве и категориях дел, сформированных в делопроизводстве федерального органа исполнительной власти в течение года. Порядок заполнения граф номенклатуры дел приведен в приложении №20.

В данном разделе Инструкции по делопроизводству также должна содержаться информация о том, какие перечни документов со

сроками хранения (перечень типовых управленческих документов, ведомственный перечень) применяются в федеральном органе исполнительной власти для определения сроков хранения документов. Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с подпунктом б пункта 26 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти разрабатывают и утверждают по согласованию с Федеральным архивным агентством перечень документов, образующихся в деятельности федерального органа исполнительной власти и подведомственных ему организаций.

    1. Формирование дел и их текущее хранение

Формирование дел – группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела.

Инструкцией по делопроизводству устанавливаются:

структурные подразделения федерального органа исполнительной власти);

в зависимости от срока хранения документов: постоянного, временного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет);

федерального архива в вопросах формирования дел;

федеральным органом исполнительной власти, но не должен быть более 10 дней );

федерального органа исполнительной власти, проверки наличия и состояния дел.

Правила формирования дел в структурных подразделениях

федерального органа исполнительной власти, учета дел и организации их хранения приведены в приложении № 21.