Электронные системы документации
Создание электронного документа и последующее появление системы электронных документов является реакцией на потребность в скорейшей транспортировке управленческих решений и умении сохранять в легкодоступном виде информационную составляющую таких решений. До настоящего времени не завершена разработка единых норм и правил, обеспечивающих нормативное правовое однозначное условие существования электронного документа и системы электронных документов.
В Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» содержатся следующие понятия:
электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий
идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
В некоторых действующих нормативных правовых актах и законопроектах содержатся следующие понятия:
реквизит электронного документа – обязательные сведения, которые должны содержаться в электронном документе для признания его действительным;
подтверждение подлинности электронного документа – положительный результат проверки неизменности всех реквизитов электронного документа;
электронный документооборот – процесс формирования, обработки, хранения и обмена электронными документами;
средства электронного документооборота – программные или технические средства, применяемые в электронном документообороте;
участники обмена электронными документами – физические и юридические лица, участвующие в обмене электронными документами;
отправитель электронного документа – участник обмена
электронными документами, который формирует электронный документ и направляет его в адрес получателя;
получатель электронного документа – участник обмена электронными документами, который получил адресованный ему электронный документ;
электронный архив – массив электронных документов,
подлежащий хранению в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для хранения документов; соответственно, электронный документ должен отвечать следующим требованиям:
создаваться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств;
иметь структуру установленного образца;
содержать реквизиты, позволяющие его идентифицировать и придать ему юридическую силу;
иметь возможность быть представленным в форме, понятной для восприятия человеком.
Следовательно, система электронных документов должна
обладать следующими свойствами:
все экземпляры электронного документа, подписанные одинаковой электронной цифровой подписью, должны иметь равную юридическую силу;
электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, обладает юридической силой, одинаковой с письменным документом;
электронные документы подлежат хранению в электронных архивах в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При хранении электронных документов в электронном архиве
должны обеспечиваться следующие условия:
защита электронных документов от несанкционированного доступа и от искажений;
возможность предоставления заинтересованным лицам доступа к хранимым электронным документам в порядке, предусмотренном федеральными законами;
возможность подтверждения подлинности электронных
документов в течение всего срока хранения;
возможность представления хранимых электронных документов в виде копии на бумажном носителе.
Примером частного случая создания локальной системы
электронных документов может служить система электронных документов в Единой системе конструкторской документации, введенная ГОСТ 2.051-2006.
Указанный ГОСТ содержит собственную терминологию:
атрибут – элемент данных, который выражает определенную характеристику документа и имеет имя и значение;
аутентичный документ – документ, одинаковый с исходным по
содержанию и различный по формату или кодам данных (аутентичные документы могут быть выполнены на одинаковых или разных видах носителя данных);
версия документа – электронный документ, соответствующий определенной стадии (этапу) разработки документа;
вторичный документ – документ, который может быть получен из документа другого вида;
идентичный документ – документ, одинаковый с исходным по содержанию и формату или кодам данных;
интерактивный электронный документ – документ, информация
содержательной части которого доступна в интерактивной форме;
информационная единица – файл или набор файлов, рассматриваемый как единое целое;
первичный документ – документ, который может быть
использован как исходный для получения документов другого вида (вторичных документов);
статус версии документа – реквизит, определяющий состояние версии документа на стадии (этапе) его разработки;
форма внешнего представления – воспроизведение электронного документа на экране дисплея, на бумажном носителе или ином аналогичном носителе в понятной для визуального обозрения и пригодной для восприятия человеком форме;
твердая копия – полученная на устройствах вывода компьютера, надлежащим образом удостоверенная форма внешнего представления электронного документа, выполненная на бумажном
носителе;
целостность документа – состояние документа, при котором после его выпуска ни в содержательную, ни в реквизитную части не
вносилось никаких изменений;
электронный документ – документ, выполненный как структурированный набор данных, создаваемых программно- техническим средством;
электронный носитель – материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники.
Электронный документ выполняют на стадии разработки изделия и применяют на всех стадиях жизненного цикла изделия. Электронный документ получают в результате автоматизированного
проектирования (разработки) или преобразования документов, выполненных в бумажной форме, в электронную форму.
Электронный документ имеет два представления – внутреннее и
внешнее. Во внутреннем (подлинном) виде электронный документ
существует только в виде записи информации, составляющей электронный документ на электронном носителе, и воспринимаемом только программно-техническими средствами.
Внешним является представление электронного документа в
доступной для визуального восприятия форме. Для получения формы внешнего представления внутреннее представление электронного документа должно быть преобразовано к требуемому виду различными техническими средствами отображения данных (дисплеями, печатающими устройствами).
Электронный документ состоит из двух частей: содержательной и реквизитной. Содержательная часть содержит необходимую
информацию об изделии.
Содержательная часть может состоять раздельно или в любом сочетании из текстовой, графической, аудиовизуальной
(мультимедийной) информации. Реквизитная часть состоит из структурированного по назначению набора реквизитов и их значений. В реквизитную часть электронного документа допускается вводить дополнительные реквизиты с учетом особенностей его применения и обращения.
Подлинники, дубликаты и копии электронного документа имеют одинаковую силу с бумажной формой выполнения документов
аналогичных наименований. В дубликатах и копиях должны быть сохранены обязательные реквизиты, содержащиеся в подлиннике электронного документа.
Аутентичные электронные документы, полученные путем
преобразования их форматов, подписанные в установленном порядке электронной цифровой подписью, имеют то же наименование документа, что и электронный документ, из которого они получены. Аутентичному электронному документу присваивают дополнительный признак, который записывают в реквизитной части документа. Аутентичный документ должен содержать в реквизитной части указание на исходный электронный документ, из которого он получен.
Твердая копия, изготовленная и подписанная в установленном порядке, может иметь то же наименование документа, что и электронный документ, с которого она получена. Твердая копия
должна содержать указание на то, что исходным документом является электронный документ.
При обращении электронного документа должна быть обеспечена
возможность проверки электронной цифровой подписи всеми организациями– участниками обращения документа.
- В.П.Егоров, а.В.Слиньков е.В.Карпычева д о к у м е н т о в е д и его специальность Учебник Часть I
- Оглавление
- Раздел 3. Документационное обеспечение управления (организация делопроизводства) ............................ Глава 10. Информационно-документационное обеспечение работы аппарата
- Глава 11. Документационное обеспечение управления (доу). Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы
- Глава 12. Создание документов в федеральном органе исполнительной власти ......................................
- Глава 13. Организация документооборота ....................
- Глава 14. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти .....................................................
- Введение
- Раздел 1.Введение в специальность
- Глава 1. История Развития профессии
- От древнего Египта к Древней Руси
- Делопроизводство в Древней Руси
- Приказное делопроизводство
- Коллежское делопроизводство
- Министерское делопроизводство
- Делопроизводство в ссср в хх веке
- Контрольные вопросы:
- Глава 2. Государственный Стандарт высшего профессионального образования по специальности документовед
- Общие положения
- Образовательный стандарт
- Циклы государственных образовательных программ
- Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
- Виды профессиональной деятельности при овладении программой
- Контрольные вопросы:
- Глава 3. Документ и его место в системе управления
- Понятия «документ», «информация»
- Способы документирования
- Система документации и управление
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2. Документоведение
- Глава 4. Документоведение как научная дисциплина
- Понятие о документоведении как научной дисциплине, объект и предмет документоведения
- Основные этапы развития документоведения
- Структура документоведения
- Взаимосвязь документоведения с другими науками
- Источники в документоведении
- Нормативно-методическая база документационного обеспечения
- Контрольные вопросы:
- Глава 5. Системный подход к документу как объекту исследования
- Сущность, генезис и развитие понятия «документ»
- Соотношение понятий «документ», «информация» и «материальный носитель»
- Свойства, признаки и функции документа
- К отличительным признакам документа относятся:
- Контрольные вопросы:
- Глава 6. Методы и способы документирования
- 6.1. Общие положения и понятия документирования
- 6.2. Понятие о языках
- Знаковый метод фиксирования информации
- Знаковая система обладает определенными свойствами:
- Способы и средства записи информации
- Контрольные вопросы:
- Глава 7. Классификация документов
- Понятие о классификации документов
- Классификация по информационной составляющей документа
- Классификация по материальной составляющей документа
- Классификация документов по обстоятельствам их функционирования во внешней среде
- Контрольные вопросы:
- Тесты для самоконтроля:
- Глава 8. Системы документации
- Понятие системы документации. Историческое развитие систем документации
- Основные функциональные системы документации в Российской Федерации
- Унифицированные системы документации
- Электронные системы документации
- Контрольные вопросы:
- Глава 9. Унификация и стандартизация управленческих документов в документационном обеспечении управления
- 9.1. Унифицированные системы документации
- Извлечение из Общероссийского классификатора управленческой документации (окуд) ок 011-93. Класс 0200000 «Организационно-
- Основы стандартизации
- Общие положения
- Краткие сведения из истории развития стандартизации
- Государственная система стандартизации (гсс)
- Задачи стандартизации
- Соответствие государственному стандарту (государственным
- Органы и службы стандартизации
- Нормативные документы по стандартизации
- Контрольные вопросы:
- Раздел 3. Документационное обеспечение управления (организация делопроизводства)
- Глава 10. Информационно-документационное обеспечение работы аппарата управления
- Основные виды документной деятельности
- Информация в управленческой деятельности
- В зависимости от потребителя информационные ресурсы могут
- Информация как объект правовых отношений в социуме
- 10.3. Управление документацией
- 10.4. Организация информационно-поисковых систем по документам учреждения
- Контрольные вопросы:
- Глава 11. Документационное обеспечение управления (доу). Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы
- Документационное обеспечение управления
- «Понятие делопроизводство»: цели и задачи
- Документ, созданный организацией или должностным лицом и
- Для создания документов используются текстовые редакторы.
- Для обмена информацией используются компьютерные сети
- . Культура труда делопроизводственного персонала
- Организация рабочих мест делопроизводственного персонала.
- Компьютер и делопроизводство
- Автоматизированные системы обработки документов
- Контрольные вопросы:
- Глава 12. Создание документов в федеральном органе исполнительной власти
- Инструкция по делопроизводству. Общие положения. Основные понятия
- Бланки документов
- Устанавливается состав реквизитов для каждого вида бланков:
- № 12.6.2О. Образец бланка приказа федерального органа исполнительной власти (федерального министерства)
- № 12.6.5.2О. Образец бланка письма федерального органа исполнительной власти (федерального министерства)
- № 3О. Образец бланка письма должностного лица (статс- секретаря-заместителя министра)
- При использовании общего бланка на нем указываются следующие реквизиты:
- 12.3. Оформление реквизитов документов
- Правила оформления реквизитов документов
- Наименование федерального органа исполнительной власти
- Наименование должности лица, подписавшего документ
- Регистрационный номер документа
- Ссылка на исходящий номер и дату документа
- Адресат
- Наименование документа
- Текст документа
- Страницы текста нумеруются арабскими цифрами посередине
- Гриф согласования
- Согласование документа осуществляется с:
- При наличии замечаний, особых мнений, дополнений к проекту
- Подпись должностного лица
- Гриф утверждения
- Оттиск печати
- Отметка о заверении копии
- Отметка об исполнителе
- Указания по исполнению документа
- Отметка о контроле документа
- Отметка об исполнении документа
- Отметка о поступлении документа
- Отметка о конфиденциальности
- Формуляр – образец документа устанавливает:
- Подготовка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов
- Приложение №12
- Раздел I
- Глава 5. Права, обязанности и ответственность
- § 1. Хозяйственные товарищества и общества
- 24 Пт ¦
- 36 Пт ¦
- № 12 О. Образец оформления законопроекта
- 18 Пт ¦
- № 13О. Образец оформления проекта указа Президента Российской Федерации
- 32 Пт ¦
- 48 Пт ¦
- № 13 О1. Образец оформления проекта распоряжения Президента Российской Федерации
- 36 Пт ¦
- Оформление отдельных видов документов в федеральных органах исполнительной власти
- Состав документов федерального органа исполнительной власти
- Приказ, распоряжение
- № 12.6.2. Образец оформленияприказа федерального органа исполнительной власти
- № 12.6.2.1.Образец оформленияраспоряжения федерального органа исполнительной власти
- Протокол заседания (совещания)
- № 12.6.4. Образец оформления полного протокола
- № 12.6.4.1. Образец оформления краткого протокола
- № 17. Образец оформления служебного письма
- 12.7. Делопроизводство по обращениям граждан
- Контрольные вопросы:
- Глава 13. Организация документооборота
- Принципы организации документооборота
- Прием и первичная обработка поступающих документов
- Предварительное рассмотрение документов
- Регистрация поступающих документов
- Порядок рассмотрения документов руководством федерального органа исполнительной власти и доведения документов до исполнителей
- Организация работы с отправляемыми документами
- Регистрация отправляемых документов
- Отправка документов
- Регистрация и прохождение внутренних документов
- Порядок обработки и учета иностранной корреспонденции
- Учет и анализ объемов документооборота
- Контроль за исполнением документов
- Контроль за исполнением документов и принятых решений. Организация контроля исполнения
- Осуществление контроля исполнения Департаментом управления делами
- Осуществление контроля исполнения подразделениями аппарата управления общества
- Автоматизированная система контроля исполнения
- Контрольные вопросы:
- Глава 14. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти
- Разработка и ведение номенклатуры дел
- № 18. Форма номенклатуры дел структурного подразделения федерального органа исполнительной власти
- № 19. Форма номенклатуры дел федерального органа исполнительной власти
- Порядок
- Подготовка документов и дел к передаче на архивное хранение
- Приложение № 22
- № 22. Форма описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу структурного подразделения
- Приложение № 24 правила оформления дел и подготовки дел к передаче на архивное хранение
- Приложение № 25
- № 25. Форма обложки дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
- № 26. Форма листа-заверителя дела
- № 27. Форма внутренней описи документов дела
- Приложение № 28
- № 28. Форма акта о выделении к уничтожению документов
- Передача дел на архивное хранение
- Контрольные вопросы:
- Глава 15. Особенности работы с электронными документами
- Порядок создания, получения, обработки электронных документов
- Обязательные сведения об электронном документе
- Перечень обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти
- Систематизация дел электронных документов
- Переписка об административно- хозяйственном обслуживании. Электронные документы
- Контрольные вопросы:
- Глава 16. Работа исполнителя с документами
- 16.1. Условия и правила работы исполнителя с документами
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству в аппарате управления оао «Российские железные дороги» «организация исполнения документов и принятых решений»
- 16.2. Сроки исполнения документов
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству
- Контрольные вопросы:
- Глава 17. Изготовление, учет, использование и хранение печатей, штампов и бланков документов
- 17.1. Учет печатей и штампов
- Приложение № 29
- 17.2. Учет бланков документов
- Приложение № 30 журналы учета бланков документов Журнал учета поступления бланков
- Журнал учета выдачи бланков в структурных подразделениях
- Контрольные вопросы:
- Глава 18. Международная переписка
- Международные стандарты по оформлению документов
- Деятельность Международной организации по стандартизации
- Форматы бумаги
- Потребительские форматы по исо 216:1975
- Реквизиты международного письма
- Извлечение из Инструкции по делопроизводству в аппарате управления оао «Российские железные дороги»
- 975-2411
- Контрольные вопросы и задания для самоконтроля:
- Глава 19. Конфиденциальность информации иконфиденциальность документов
- Понятия о конфиденциальности информации и конфиденциальности документов
- К конфиденциальным документам относятся:
- Научно - техническая информация включает:
- Деловая информация включает:
- Сведения, которые не являются кт:
- Защита документов, содержащих коммерческую тайну
- Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения
- Контрольные вопросы:
- Глава 20. Терминология и понятия, применяемые вдокументоведении и документационном обеспечении управления
- Общие понятия
- Документирование
- 20.3. Информационная составляющая документа
- Организация работы с документами
- Архивное дело
- Обеспечение сохранности документов
- Контрольные вопросы:
- Глава 21. Этикет в практике деловых отношений. Психологические основы взаимоотношений людей
- Этикет, его понятия
- Психологические основы взаимоотношений с людьми
- Профессиональная этика работника службы доу
- Правила общественного поведения (наиболее распространенные)
- Этика поведения в различных условиях обстановки
- Контрольные вопросы:
- Заключение
- Нормативно-правовые источники, научная и учебная литература
- Указы Президента Российской Федерации
- З. Постановления Правительства Российской Федерации
- Ведомственные нормативные акты, инструкции и правила по делопроизводству отдельных организаций
- Государственные стандарты, правила по стандартизации
- Международные стандарты
- Общероссийские классификаторы
- Научная и учебная литература
- Рекомендуемая тематика рефератов и курсовых работ по курсу «Документоведение и документационное обеспечение управления»
- Московский государственный университет
- Путей сообщения
- Гуманитарный институт
- Стань Документоведом высшей квалификации
- Стоимость обучения: