logo search
stf109

1.7 Учёт продажи

Основная цель торговли как отрасли народного хозяйства – осуществление купли – продажи товаров, товарообменных и посреднических операций, т.е. таких операций, в результате которых происходит смена собственников товаров.

Согласно ст. 39 НК РФ переход или передача на возмездной основе права собственности на продукцию, товары, выполненные работы или оказанные услуги представляет собой их реализацию.

Традиционно в нашем обиходе понятия «реализация» и «продажа» считались синонимами, однако с введением с 1 января 2001г. нового Плана счетов бухгалтерского учёта толкование этих понятий несколько изменилось.

В соответствии с Планом счетов продажа – это выбытие ценностей, которое осуществляется в рамках обычных для предприятия видов деятельности, которыми принято считать виды деятельности, приносящие существенный (не менее 5 % общего объёма) в течение отчётного периода (года) доход: виды деятельности, основные для предприятия (предусмотренные Уставом), сдача в аренду какого-либо имущества, получение дохода от участия в уставных капиталах других предприятий.

Доходы, получаемые предприятиями в связи с осуществлением операций, не являющихся предметом их обычной деятельности, относят к операционным. Однако в процессе проведения этих операций происходит переход права собственности на передаваемые ценности (работы, услуги), или их реализация.

Следовательно, понятие «реализация» является на сегодняшний день более ёмким, чем понятие «продажа». В бухгалтерском учёте для отражения операций продажи товаров (продукции, работ, услуг) и реализации других ценностей (работ, услуг) используются разные счета.

Товарооборот предприятия общественного питания отражает в денежной форме объем реализации населению продукции собственного производства и покупных товаров. Основную часть в обороте общественного питания составляет обеденная и другая продукция собственной выработки, произведенная на кухне или в других производственных цехах. Покупные товары являются лишь дополнительным ассортиментом к собственной продукции.

Продажа товаров осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчиками) или путём свободной продажи через розничную торговлю. Продажа продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению или другим потребителям составляет розничный товарооборот.

Продажей готовой продукции завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Она необходима для возобновления цикла производства.

Учёт реализации продуктов собственного производства и покупных товаров ведётся на активно-пассивном счёте 90 «Продажи». При этом кредитовый оборот субсчёта 90-1 «Выручка» показывает сумму выручки от реализации продукции собственного производства и покупных товаров.

При учёте продуктов по покупным ценам предприятие само устанавливает цену продажи продукции. В этом случае валовой доход определяется как разница между суммами реализованного товара по продажным ценам (субсчёт 90-1 «Выручка») и приобретённого по покупным ценам.

Продукты (товары) учитываются в общеустановленном порядке на счёт 41 «Товары» по покупной стоимости, а все расходы, относящиеся к этим товарам, учитываются на счёте 44 «Расходы на продажу».

Характеристика счёта 90 «Продажи» отражена в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика счёта 90 «Продажи»

Счёт 90 Продажи» АП

Дебет

Кредит

Сн=0

Сн=0

  • себестоимость проданных продуктов (товаров)

  • издержки, приходящиеся на проданные товары

  • налог на добавленную стоимость

  • выручка, полученная от продажи продуктов (товаров)

ДО = расходы

КО = доходы

ДО < КО

прибыль

ДО > КО

убыток

ДО=

=КО

Ск = 0

Ск = 0

От продажи товаров может быть получен финансовый результат (прибыль или убыток):

Дебет 90 «Продажи»

Кредит 99 «Прибыли и убытки».

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 90 «Продажи».