1.5 Инвентаризация товаров и тары
Общие правила и порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация товаров и тары проводится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент проведения инвентаризации и остаткам по данным бухгалтерского учёта. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации материальной ответственности, инвентаризация решает задачи контроля учётных данных по товарам и таре, их реального отражения в бухгалтерском балансе, а также выявляются неиспользуемые, залежалые товары.
Основными этапами инвентаризации являются:
-
проверка фактического наличия товаров;
-
документальное оформление результатов инвентаризации;
-
принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.
Согласно действующему Положению по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ количество инвентаризаций в отчётном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:
-
при смене материально-ответственного лица;
-
при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей, злоупотреблений;
-
в случаях пожара, стихийных бедствий;
-
при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду, выкупе, продаже имущества.
Инвентаризация продовольственных товаров проводится не менее двух раз в год. Рекомендуется проводить по две или три выборочные инвентаризации по наиболее ценным, пользующимся повышенным спросом товарам, а также по товарам, по которым имеются сверхнормативные запасы. Если при выборочных проверках будут установлены расхождения с данными бухгалтерского учёта, то проводится внеочередная инвентаризация всех товаров, находящихся на складе.
При проведении инвентаризации приказом руководителя создаётся постоянно действующая инвентаризационная комиссия, возглавляемая руководителем или его заместителем, в составе: главного бухгалтера, представителей администрации. Документ о составе комиссии регистрируют в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризаций.
Инвентаризационная комиссия осуществляет профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, проведение инструктажей членов рабочих комиссий, организует проведение инвентаризаций, контролирует правильность их проведения, осуществляет выборочные проверки и повторные сплошные инвентаризации (при необходимости), контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, проверяет правильность определения результатов инвентаризации. Комиссия рассматривает также объяснения материально-ответственных лиц, допустивших недостачи или излишки, пересортицу товаров или их порчу, вносит предложения по упорядочению приёма, хранения и отпуска товаров, улучшения их учёта и контроля сохранности ценностей.
Инвентаризационные комиссии несут ответственность за соблюдение порядка проведения инвентаризации и своевременность её проведения, полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товаров и тары, их потребительских признаках, правильное оформление инвентаризационных материалов и своевременную сдачу их в бухгалтерию. За внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных с целью сокрытия недостач или излишков ценностей виновные лица привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
К началу инвентаризации бухгалтерия обязана закончить проверку и обработку документов на складе, определить остатки на день инвентаризации по каждому наименованию товара. При этом проверяемые товары должны быть уложены по наименованиям, сортам, размерам, ценам в местах хранения товаров и тары в зависимости от применяемого в организации способа хранения. На товары должны быть заранее составлены ярлыки с необходимыми сведениями о количестве, массе, мере.
Рабочая комиссия перед началом инвентаризации должна опломбировать подсобные помещения и другие места хранения товаров и продуктов, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность весоизмерительных приборов, получить от материально-ответственных лиц последний товарный отчёт, завизировать его, проставив штамп «До инвентаризации», дату и подпись председателя комиссии.
Материально-ответственные лица до начала инвентаризации дают расписку о том, что все документы по приходу и расходу ценностей к отчёту приложены и сданы в бухгалтерию, что не оприходованных или не списанных в расход ценностей не имеется.
Порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации определён в Методических указаниях по инвентаризации имущества финансовых обязательств, утверждённых приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49.
Комиссия при обязательном участии материально-ответственного лица проверяет фактическое наличие товара и тары по каждому месту хранения ценностей в отдельности. Товары, находящиеся в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица, проверяют и оформляют описями-актами отдельно, после чего вход в помещение пломбируют и комиссия переходит в следующее помещение.
Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей путём их обязательного пересчёта, перевешивания. Товары, находящиеся в неповреждённых и пронумерованных ящиках, бочках, подлежат внесению в описи по спецификации или маркировке, имеющейся на таре. В описи это должно быть оговорено. Причём не менее 10 % таких товаров, за исключением тех, которые при распаковке могут испортиться, должны быть подвергнуты обязательной выборочной проверке. Если в результате такой проверки будут установлены расхождения со спецификацией или маркировкой, то комиссия обязана полностью вскрыть все места и проверить товар.
Вносить в описи данные об остатках товаров без проверки их наличия (по данным учёта или со слов ответственного лица) запрещается. При подготовке большого количества весовых товаров отвесы фиксируют в специальных ведомостях или книгах. После подсчёта и сверки итогов с ответственным за ценности лицом данные о качестве товара вносятся в инвентаризационную опись.
Перед началом инвентаризации операции с товарно-материальными ценностями прекращаются. По разрешению руководителя и представителя комиссии до начала инвентаризации могут быть отпущены товары первой необходимости.
Комиссия начинает инвентаризацию с подсобных помещений. В это время в торговом зале члены бригады материально-ответственных лиц подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам и ценам в порядке, удобном для пересчёта, перемещения. Подготовка товаров к пересчёту и перевешиванию производится в присутствии членов комиссии, которые перевешивают, пересчитывают, перемеривают все товары. Не распакованные товары распаковывают. Если распаковка товара может вызвать понижение его качества, то массу товара определяют по массе брутто с выборочной проверкой ряда товарных мест. Установленное комиссией фактическое количество товара отражается в инвентаризационной описе – акте. Товары, имеющие отходы при их подготовке к продаже (колбасные изделия, мясокопчёности, битая птица), записываются в инвентаризационную опись с пометкой «очищенные» или «неочищенные», массу неочищенных товаров указывают в графе «Масса брутто», а очищенных (за минусом отходов по установленным нормам) – в графе «Масса нетто».
Отдельными описями оформляются выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары, а также тару. Бой, брак, порчу, заносят в акт в обычном порядке. Предварительный результат инвентаризации определяют на месте сразу же после её окончания, сопоставив остатки по товарному отчёту с инвентаризационной описью. При выявлении больших расхождений комиссия обязана взять письменное объяснение с материально-ответственного лица, опломбировать кладовые и сообщить об этом руководителю предприятия.
Оформление инвентаризационных материалов
Инвентаризационную опись составляют обычно в двух, а при приемке-передаче – в трёх экземплярах. Заполняют опись либо вручную чернилами или шариковой ручкой, либо на компьютере. На каждой странице описи указывается общее количество натуральных единиц (шт, кг, м и т.п.). Исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. В описях не допускаются пропуски незаполненных строк. В последних листах описей пустые строки прочеркивают. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо.
В конце описи материально-ответственные лицо оформляет расписку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей описи № __ по №__, комиссией проверены в натуре в моём присутствии и внесены в опись, в связи с чем, претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
В случае смены материально-ответственного лица в описи расписываются работник, принявший ценности, и работник, сдававший их.
Товары, поступившие во время инвентаризации, принимаются материально-ответственным лицом в присутствии членов комиссии и приходуются после инвентаризации. Эти ценности оформляются отдельной описью «Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В данной описи указывают поставщика, дату и номер приходного документа, на котором делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи.
При длительном проведении инвентаризации с письменного разрешения руководителя товары со склада могут быть отпущены в присутствии членов инвентаризационной комиссии и оформлены отдельной описью «Материальные ценностью, отпущенные во время инвентаризации». В расходном документе делают соответствующую отметку.
Товары, находящиеся на складе на ответственном хранении (не принадлежащие предприятию или поступившие на предприятие без сопроводительных документов), проверяют вместе с собственными товарами и оформляют отдельной описью, в которой делают ссылку на документ, подтверждающий принятие товара на ответственное хранение.
На товары, находящиеся в пути, составляют отдельный акт, в котором по каждой отправке указывается наименование и количество товара (по документам бухгалтерского учёта), дату отгрузки, перечень и номер отгрузочных документов.
Отдельными описями оформляется наличие неходовых, залежалых и неполноценных, пришедших в негодность продуктов и товаров. Такие товары должны храниться отдельно.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
В протоколе рабочей инвентаризационной комиссии отражаются результаты инвентаризации, проверки условий хранения и обеспечения сохранности ценностей на складе, отмечают причины порчи товаров и виновных лиц, предоставляющих предложения по устранению недостатков, списанию недостач в пределах норм убыли.
Первые экземпляры описей товаров и тары с их перечнем, контрольные ведомости, ведомости отвесов, акты и расчёты обмеров, акты на бой, брак и порчу товаров, передают в бухгалтерию в день окончания инвентаризации.
Определение результатов инвентаризации
Результаты инвентаризации в 5-10-дневный срок должны быть определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в количественно-суммовом выражении. Для этого составляют данные бухгалтерского учёта с фактическим наличием товаров и тары по описи, на ценности, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную ведомость, в которой указывают наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учётным ценам, данные по недостачам или излишкам. Такая же сличительная ведомость составляется и по таре.
По недостачам, излишкам, пересортицам товаров материально-ответственные лица дают письменные объяснения, которые вместе со сличительной ведомостью рассматриваются постоянно действующей инвентаризационной комиссией и руководителем предприятия.
Комиссия устанавливает характер недостач (излишков) и способ их устранения, возможность зачёта пересортиц одноимёнными товарами, списания суммовых разниц и естественной убыли (при наличии их норм). Недостачи товаров при наличии норм естественной убыли в соответствующих пределах списываются за счёт расходов предприятия; излишки приходуют в доход предприятия. Суммовые разницы, возникшие при зачёте пересортиц от завышения цен, приходуются в доход предприятия. Суммовые разницы от занижения цен на товары при отпуске и выявлении при инвентаризации недостачи товаров и потери от порчи ценностей подлежат взысканию с виновных лиц или в случае отсутствия таковых лиц, относят на издержки обращения.
Окончательные результаты инвентаризации определяются в бухгалтерии и оформляются сличительной ведомостью результатов инвентаризации.
Недостачи, выявленные при проведении инвентаризации, рассчитываются и списываются по нормам естественной убыли при наличии норм и потери (в пределах фактических недостач). Недостача, непокрытая суммой нормируемых потерь, подлежит взысканию с виновных лиц в установленном порядке. Излишки приходуются с отнесением в сличительной ведомости в количественно-стоимостном выражении по каждому виду товара и тары в отдельности.
Со сличительной ведомостью бухгалтер обязан ознакомить материально-ответственное лицо под расписку в ведомости.
По распоряжению руководителя выявленная недостача товаров и тары сверх норм естественной убыли в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника (каждого члена бригады при коллективной ответственности), изыскивается путём удержания из заработной платы работника. Ущерб, превышающий средний месячный заработок работника, взыскивается путём подачи иска в суд, если работник отказался погасить его добровольно.
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте
Результаты инвентаризации отражаются в учёте и отчётности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчёте.
По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки:
-
оприходование излишков товаров относится в доход предприятия:
Дебет 41 «Товары»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;
-
недостача товаров отражается записью:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 41 «Товары».
При этом согласно ст. 250 НК РФ при исчислении налога на прибыль стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, относится к внереализационным доходам.
Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счёт различных источников. Недостачи в пределах норм естественной убыли при их наличии относятся за счёт начисленного ранее резерва:
-
Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Сверхнормативная убыль относится за счёт виновных лиц, что отражается записью:
-
Дебет 73-2 «Расчёты по возмещению материального ущерба»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При отсутствии виновных лиц недостачи сверх норм отражаются:
-
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
- Н.А. Леончик
- 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»
- Предисловие
- Введение
- Часть 1
- Раздел 1
- Наценки предприятий общественного питания
- Составление калькуляций на блюда
- Порядок составления плана – меню
- 1.2 Учёт движения сырья и товаров в кладовой Учёт поступления товаров
- Документирование операций по отпуску из кладовой сырья
- Учёт продуктов в кладовой
- Отчётность материально-ответственных лиц
- 1.3 Учёт товарных потерь Нормируемые и ненормируемые потери
- Учёт товарных потерь вследствие естественной убыли
- Учёт потерь товаров вследствие боя, лома и порчи
- Отражение в учёте сумм недостач, хищений и потерь от порчи продуктов и товаров
- 1.4 Учёт тары
- 1.5 Инвентаризация товаров и тары
- 1.6 Синтетический учёт сырья в производстве, движения продуктов и покупных товаров
- 1.7 Учёт продажи
- Раздел 2 учёт издержек обращения
- 2.1 Задачи учёта издержек обращения
- 2.2 Организация учёта расходов на продажу продукции
- 2.3 Аналитический учёт издержек обращения
- Раздел 3 учёт финансовых результатов
- 3.1 Учёт финансового результата от продажи продуктов
- 3.2 Учет прочих доходов и расходов
- 3.3 Учёт конечного финансового результата деятельности предприятия общественного питания
- 3.4 Распределение прибыли и списание убытков
- Раздел 4 налоговый учёт
- 4.1 Учёт единого налога на вменённый доход
- 4.2 Учёт упрощённой системы налогообложения
- 4.3 Учёт налога на добавленную стоимость
- 4.4 Учёт налога на прибыль
- Глава 25 нк рф устанавливает три способа уплаты налога на прибыль:
- 4.5 Учёт налога на имущество предприятий
- 4.6 Учёт транспортного налога
- Раздел 5 бухгалтерская отчётность
- 5.1 Значение, виды отчётности и требования,
- Предъявляемые к отчётности
- 5.2 Объём, содержание и порядок представления отчётности
- Вопросы для контроля знаний студентов
- Часть 2
- Практические занятия
- По дисциплине «бухгалтерский и налоговый учёт
- В общественном питании»
- Раздел 1
- Учёт производства продукции в общественном питании
- Практическое занятие № 1
- Формирование цен. Составление калькуляционного расчёта на изделия
- Организация ___________________
- Калькуляционная карточка № ___
- Практическое занятие № 2 Оформление товарно-транспортной накладной, счёта – фактуры на продукцию, товарного отчёта
- Практическое занятие № 3 Учёт товарных потерь
- Практическое занятие № 4 Учёт товаров в результате инвентаризации, составление инвентаризационной описи
- Раздел 2
- Учёт издержек обращения
- Практическое занятие № 5
- Определение издержек обращения товаров
- Раздел 3
- Учёт финансовых результатов
- Практическое занятие № 6
- Определение финансового результата от реализации товаров
- Раздел 4
- Налоговый учёт
- Практическое занятие № 7
- Расчёт суммы единого налога на вменённый доход
- Практическое занятие № 8 Расчёт суммы налога при упрощённой системе налогообложения
- Раздел 5
- Бухгалтерская отчётность
- Практическое занятие № 9
- Составление бухгалтерской отчётности предприятий общественного питания
- Список литературы
- Содержание
- Бухгалтерский и налоговый учёт в пищевой промышленности
- 650056, Г. Кемерово, б-р Строителей, 47
- 650010, Г. Кемерово,