logo search
GOSy_raspredelenie_otvety_10_06_11_v_7-ITOG

8. Архитектура кис []

Билет №

Формулировка ответа

Преподаватель

Кто делает ответ

Состояние

8

16.3., 29.2.

Архитектура корпоративных информационных систем. Системы электронного документооборота. Автоматизация работы с персоналом.

Повышев Владислав Вячеславович

Полина Шерстобитова

ОПЛ (Ден), готовый ответ Полины

Готовый ответ Полины

Системы электронного документооборота

ИЗ ЛЕКЦИЙ (ни о чем):

Система электронного документооборота – это комплекс прграмм, созданных для управления созданием документов и их контроля в соответствии с правилами создания и обработки документов.

Отличительные свойства СЭД:

Место ЭД в корпоративной системе управления предприятием:

Основные пользователи: государственные органы, судебно-исполнительные институты, нотариальные и адвокатские фирмы, аудиторские фирмы, корпорации с веб-порталами, серверами.

Основные разновидности:

Особенности внедрения СЭД:

Конкретные виды СЭД:

Во всех системах требуется первоначально обеспечить безопасность и идентификацию с помощью электронной цифровой подписи, которая производится с помощью симметричного ключа у двух лиц (кодируемого и раскодируемого). Если отправитель зашифрует секретным ключом, а открытый ключ доставит адресату, то они смогут расшифровать документ, открывающийся только им (адресатом). Открытый ключ дополняется название адресата. Хэш-функция определяет уникальное число, получая из исходного файла путем его обсчета с помощью открытого алгоритма.

ИЗ ИНТЕРНЕТА:

Хороший Источник: http://ecm-journal.ru/special/1649468.aspx

Электронный документ – это некий набор информации (текст, изображение, звукозапись), сохраненный на компьютере (файлы Word, Excel и т.п.). Этот набор информации сопровождается карточкой с атрибутами, подобно тому, как книги в библиотеке сопровождаются картотекой. По атрибутам (название, автор, дата создания и т.д.). документ можно быстро найти.

Workflow (поток работ) – это последовательность действий сотрудников в рамках определенного бизнес-процесса. Например: последовательность действий – это "получение документа, регистрация документа, рассмотрение документа, исполнение документа", а бизнес-процесс – "работа с обращениями граждан".

Электронный документооборот (ЭДО) – это способ организации работы с документами, при котором основная масса документов используется в электронном виде и хранится централизованно.

Система электронного документооборота (СЭД) – компьютерная программа (программное обеспечение, система), которая позволяет организовать работу с электронными документами (создание, изменение, поиск), а также взаимодействие между сотрудниками (передачу документов, выдачу заданий, отправку уведомлений и т.п.). Также СЭД называют EDMS (Electronic Document Management Systems) – система управления электронными документами.

ECM (Enterprise Content Management) – в переводе этот термин звучит как "управление корпоративными информационными ресурсами (содержанием, наполнением, контентом)". Это понятие несколько шире, чем СЭД. Под ECM-системой понимают набор технологий, инструментов и методов, используемых для сбора, управления, накопления, хранения и доставки информации (контента) всем потребителям внутри организации. Например, для того чтобы стать ECM-системой, СЭД должна содержать средства сканирования документов, гарантировать сохранность документов, поддерживать правила хранения документов и т.д.

.

Преимущества электронного документооборота

Прозрачность бизнес-процессов. Система обеспечивает возможность отслеживания этапов выполнения бизнес-процессов, что делает всю деятельность в организации абсолютно прозрачной для руководства и контролируемой.

Повышение исполнительской дисциплины. По статистике 20% полученных заданий не выполняются ответственными за них работниками. Предоставляя полный контроль всех этапов работ для руководства, ECM-система напрямую влияет на исполнительскую дисциплину сотрудников.

Сокращение затрат времени руководителей и сотрудников. Использование системы сокращает временные затраты практически на все рутинные операции с документами (создание, поиск, согласование и т.д.). Кроме того, происходит ускорение документооборота и, как следствие, всех процессов в организации.

Обеспечение конфиденциальности информации. Утечка конфиденциальной информации может повлечь за собой миллионные убытки организации. В отличие от традиционного "бумажного" документооборота, ECM-система обеспечивает доступ к документам строго в соответствии с назначенными правами пользователей, все действия над документом (чтение, изменение, подписание), протоколируются.

Выполнение требований стандартов ISO 9000. Постановка менеджмента качества в настоящее время стала одной из приоритетных задач, решаемых российскими компаниями. Одно из требований к системе менеджмента качества (СМК) – это прозрачно поставленный документооборот и информационное взаимодействие. Преимущества использования ECM-системы при постановке СМК:

Легкость внедрения инноваций и обучения. Сокращаются сроки обучения новых сотрудников за счет возможности быстрого поиска необходимой для работы информации (положений, инструкций и т.п.). Легко меняются маршруты прохождения и шаблоны документов, после чего сотрудники автоматически начинают работать по-новому.

Развитие корпоративной культуры. Процесс внедрения ECM-системы налаживает и поддерживает корпоративную культуру. Оптимизация взаимодействия сотрудников и развитие горизонтальных связей приводят к сплочению команды. В то же время возрастает ответственность каждого сотрудника за качественное выполнение выданного ему задания.

Рост конкурентных преимуществ. Внедрение ECM-системы напрямую отражается на конкурентных преимуществах компании перед другими игроками рынка. Повышается скорость и качество обслуживания клиентов за счет ускорения движения информационных потоков и четкого контроля всех процессов. Функционирование даже крупного предприятия становится более мобильным и меньше зависит от конкретных "незаменимых" сотрудников.

Функционал и классификация СЭД и ECM-систем

По заявлениям исследовательской компании Gartner, к ECM могут быть отнесены системы, поддерживающие не менее трех из шести функций:

В соответствии с количеством реализуемых функций СЭД делятся на:

Нецелесообразно требовать от системы

СЭД и ECM-система в первую очередь ориентированы на работу с неструктурированной информацией, поэтому попытки решения в ней некоторых задач будут малоэффективны.

Кадровое делопроизводство. Несмотря на то, что кадровое делопроизводство напрямую связано с документами, задача данного направления – не в управлении самими документами, а в учете и управлении кадрами. Необходимо получать различные выборки по персоналу (по образованию, полу, специальностям, дате приема/увольнения и т.д.), для этого информация должно храниться в структурированном виде в базе данных, а не в виде отдельных неструктурированных документов. Создание каждого документа должно отражаться на изменении состояния персонала, поэтому для автоматизации кадрового делопроизводства целесообразнее использовать специализированные системы управления персоналом, которые могут быть интегрированы с ECM-системой для хранения и согласования неструктурированной информации (резюме, фотографий, кадровых приказов и т.д.).

Учет финансовых документов. Аналогично обстоит ситуация со структурированными финансовыми документами: счетами-фактурами, накладными, актами выполненных работ и др. Для ведения налогового и бухгалтерского учета, которые основываются на первичных документах, предназначены специализированные бухгалтерские системы, а также специализированные модули ERP-системы. ECM-система не может их заменить, хотя сканирование и организация электронного архива скан-образов финансовых документов - это задачи СЭД. Необходимость внедрения подобных решений обычно возникает при больших объемах документов и участников бизнес-процессов, которые будут работать с финансовыми документами как с документами СЭД с учетом прав доступа, ЭЦП и т.д.

Совместное использование ECM и ERP-систем возможно на следующих уровнях:

Анализ и моделирование бизнес-процессов.

Как правило, для анализа и моделирования бизнес-процессов используются системы класса BPM (Business Process Management). Это специализированные инструменты бизнес-аналитика предприятия или внешней консалтинговой фирмы. В моделируемых бизнес-процессах могут присутствовать действия, не связанные с документами, выполняемые вручную (например, доставка документов курьером), внешними субъектами (например, поставщиками) или с поддержкой других классов систем (ERP, CRM).

Классическая СЭД может дать некоторый объем информации для анализа бизнес-процессов (например, в виде отчетов о задержках выполнения определенных типов задач). Но это только небольшая часть данных необходимых для полноценного анализа.

Целесообразно реализовывать интеграцию СЭД и систем моделирования по справочным данным, например, видам документов или оргструктуре. Кроме того, эффективным будет использование СЭД, как поставщика данных для анализа существующих бизнес-процессов, которые выполняются в СЭД. .

Проблемы и риски внедрения ECM-системы

Во многом проблемы и риски внедрении ECM-системы совпадают с проектами внедрения других информационных систем масштаба предприятия и приводят к следующим негативным последствиям:

Специфика рисков при внедрении ECM-системы связана с тем, что за короткий срок необходимо большую часть сотрудников предприятия перевести на совершенно новые для них методы работы (чтение документов в электронном виде, получение в электронном виде резолюций и подписей руководства и т.д.). К наиболее характерным рискам внедрения ECM-системы стоит отнести:

Пути предотвращения рисков в общем-то стандартные:

Достоверность и законность электронного документа (электронная подпись)

Определение достоверности и юридической значимости бумажного документа – всем понятная процедура: документ должен иметь необходимые подписи и печати. Но как определить достоверность электронного документа?

Для этого создана электронная цифровая подпись (ЭЦП) – реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки. ЭЦП позволяет идентифицировать владельца подписи, а также установить отсутствие изменений в электронном документе после его подписания.

В самом простом представлении механизм ЭЦП работает следующим образом. Выделяется удостоверяющий центр (подразделение или внешняя организация), который с помощью специализированного программного обеспечения генерирует так называемые "сертификаты ключей" для каждого пользователя. Ключ ЭЦП – это уникальная последовательность символов. Он состоит из закрытого ключа (он доступен только своему владельцу, с его помощью владелец может подписать документ ЭЦП) и открытого ключа (он доступен всем, с его помощью можно определить, кто и когда подписал электронный документ).

При использовании ECM-системы все "сложности", с которыми может столкнуться пользователь, скрываются. Пользователь, как правило, должен просто выбрать нужную функцию: "Подписать документ" (документ, подписанный ЭЦП, будет одновременно закрыт для изменений) или "Получить информацию о подписях".

Что касается законодательной основы работы с электронными документами, Федеральный закон N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" регламентирует работу с ЭЦП только в общих чертах. Поэтому тема создания законов, регламентирующих обмен юридически значимыми электронными документами между сторонними организациями, остается одной из самых актуальных.

При работе с электронными документами также следует иметь в виду, что есть некоторые виды документов (кадровые документы, счета-фактуры и др.), существование которых пока допускается только в бумажном виде.

Однако внутри организации могут действовать любые электронные документы, подписанные ЭЦП. Нужно только принять соответствующие положения и преодолеть психологический барьер у сотрудников, которые после перехода на ЭЦП перестанут видеть живую подпись руководителя на документе.

Автоматизация работы с персоналом

Источник: http://www.intuit.ru/department/itmngt/mandevisys/6/9.html

Управление персоналом (Human Resource Management, HRM -управление человеческими ресурсами) представляет собой деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегий кадровой политики, принципов и методов управления персоналом. Управление персоналом - это бизнес-процесс, являющийся составной частью общего процесса управления деятельностью предприятия.

В современных организациях, осознающих ценность человеческого капитала и рассматривающих его как стратегический ресурс, система управления персоналом строится в соответствии со стратегией и целями бизнеса, а применяемые методы управления персоналом ориентируются на улучшение деятельности предприятия за счет повышения эффективности работы его сотрудников с помощью административных, экономических и социально-психологических управленческих воздействий. Мероприятия по работе с персоналом - привлечение работников в организацию и их отбор, составление штатного расписания, использование работников на основе их знаний, умений и навыков; продвижение с учетом их профессионализма и деловых качеств, вознаграждение работников за деятельность, аттестация и обучение, удержание опытных работников, необходимых организации -заранее планируются и согласовываются с общими целями и задачами организации.

Прогрессивные технологии управления персоналом реализуются в программных продуктах, которые помогают эффективно решать ключевые задачи управления, повышая успешность всего бизнеса организации. Автоматизированные системы управления персоналом трансформировались вместе с изменением роли кадровых подразделений организации и прошли свой путь развития от систем автоматизации кадрового учета до полнофункциональных систем, поддерживающих все необходимые функции современного HR-менеджмента. Сегодня эти системы позволяют не только эффективно распределять трудовые ресурсы и управлять человеческими ресурсами, но служат информационным каналом, с помощью которого работники могут получать доступ, как к корпоративной, так и к индивидуальной HR-информации.

Автоматизирование системы управления персоналом востребованы в средних и крупных организациях различных отраслей, там, где применяются современные методы управления персоналом и имеются определенные проблемы: есть необходимость в широком использовании высококвалифицированных кадров, спрос на специалистов в сфере деятельности организации превышает предложение, используются сложные системы учета нарядов, высокая текучесть кадров вызывает необходимость разработки специальных программ профессионального обучения работников. Программные продукты данного класса применяются на машиностроительных и приборостроительных предприятиях, в нефтегазовой отрасли, металлургии, энергетике, торговле и сфере услуг, пищевой промышленности, в банковской сфере, в транспортных компаниях, в государственных бюджетных организациях, на предприятиях фармацевтической промышленности.

Основными задачами систем данного класса являются:

Аналитики исследовательской компании Forrester Research выделяют в автоматизированных системах управления персоналом три технологических уровня: пользовательский, операционный и стратегический.

На пользовательском уровне решаются вопросы, связанные с информационным обслуживанием персонала и управленцев. На операционном уровне проводится кадровый учет и учет труда. Как правило, программные продукты поддерживают полную функциональность, связанную с реализацией этих уровней.

На стратегическом уровне решаются вопросы, связанные с управлением развития персонала, управлением процессом найма, управлением эффективностью деятельности персонала. Эти задачи проработаны и автоматизированы разработчиками с разной глубиной и широтой охвата проблем, поэтому предлагаемая функциональность программных продуктов для стратегического уровня представлена в различных вариантах: от отдельных функций до поддержки полного состава задач. Базовым компонентом подсистем этого уровня является профиль должности, отражающий требуемый перечень и уровень развития компетенций, которые необходимо иметь работнику для успешного выполнения обязанностей. Должностной профиль используется для проверки соответствия компетенций сотрудника или претендента компетенциям должности с целью принятия кадровых управленческих решений - по приему на работу, мотивации, карьерному росту, обучению и развитию.

На рынке систем управления персоналом представлены самостоятельные программные продукты и подсистемы HRM в составе MRPII/ERP систем. Примеры программных продуктов, представленных на российском рынке приведены в таблице 6.8.

Таблица 6.8. Примеры программных продуктов класса HRM, представленных на российском рынке

Вид программного продукта

Название системы/разработчик

Самостоятельные решения

БОСС-Кадровик (Босс.Кадровые системы)

Управление персоналом (АиТ)

1С: Зарплата и управление персоналом (1С)

Подсистемы HRM в составе MRPII/ERP систем

mySAP ERP Human Capital Management (SAP)

Oracle HRMS (Oracle)

Модуль "Управление Персоналом"

Решение IFS Персонал (IFS) Контур управления персоналом (Галактика)

Подсистема управления персоналом (Компас)

Согласно оценкам исследовательской компании Forrester Research, приведенном в отчете "The Forrester Wave™: Human Resource Management Systems, Q3 2006" технологическими лидерами в области систем управления персоналом являются решения компаний SAP (mySAP ERP HCM) и Oracle (Oracle PeolpeSoft Enterprise, Oracle E-Business Suite).

К лучшим российским решениям можно отнести БОСС-Кадровик (Босс.Кадровые системы), Контур управления персоналом (Галактика) и Подсистему управления персоналом (Компас).

Ответ прошлых лет (Ден)

Документооборот - это непрерывный процесс движения документов, объективно отражающий деятельность организации и позволяющий оперативно ей управлять.

Система документооборота предприятия включает в себя множество подсистем, построенных с помощью программных продуктов, как правило, созданных различными производителями. Система автоматизации документооборота может по-разному интерпретироваться в зависимости от размера организации и специфики ее деятельности. Например, системы автоматизации документооборота небольшой торговой организации, законодательного собрания и проектной организации будут выполнять различные функции, строится на различных программных продуктах и вообще иметь мало общего.

Можно выделить следующие подсистемы автоматизации документооборота.

Системы электронного документооборота формируют новое поколение систем автоматизации предприятий. Основными объектами автоматизации в таких системах являются документы (в самом широком их понимании, от обычных бумажных до электронных любого формата и структуры) и бизнес-процессы, представляющие как движение документов, так и их обработку. Данный подход к автоматизации предприятий является одновременно и конструктивным и универсальным, обеспечивая автоматизацию документооборота и всех бизнес-процессов предприятия в рамках единой концепции и единого программного инструментария.

Конечных приложений автоматизации документооборота можно насчитать огромное количество. Вот несколько примеров:

Сегодня можно выделить следующие решения от ведущих компаний-разработчиков, работающих в сфере автоматизации работы с документами:

Босс-Референт, ГранДок, Дело, ЕВФРАТ-Документооборот, CompanyMedia, Directum, DIS-системы, DocsVision, LanDocs, Optima-Workflow.

Автоматизация работы с персоналом

Системы управления персоналом ориентированы на решения вопросов кадровой политики, подбора и обучения, эффективности и мотивации работы. Большинство из них предназначены для ведения расчетов с работниками на предприятиях и в организациях в соответствии с количеством, качеством и результативностью труда (вкладам в результаты труда коллектива), а также формирования расчетно-платежных ведомостей, налоговых отчетов, бухгалтерских проводок и других документов, соответствующих требованиям российского законодательства.

Программы расчета зарплаты

Программы расчета зарплаты объединяют в себе следующие функции: начисление заработной платы, ведение карточек персонального учета сотрудников и их лицевых счетов, табель рабочего времени, настройка различных видов начислений и удержаний и алгоритмов их расчета; подготовка и печать расчетных и платежных ведомостей, других выходных печатных форм; подготовка проводок и платежных поручений на налоги и перечисления в фонды; подготовка и передача данных по подоходному налогу и персонифицированному учету, заполнение налоговой декларации и пр. Такие программы позволяют полностью автоматизировать расчет заработной платы для предприятий, использующих окладную, повременную или сдельную оплату труда. Чаще всего они востребованы в организациях, где функциональные возможности бухгалтерских программ не позволяют автоматизировать процесс расчета зарплаты из-за сложности начислений и удержаний, которые разработчики бухгалтерских систем не включают в состав своих коробочных продуктов. Типичным примером является «1С: Зарплата и кадры» (1С).

Программы учета кадров

Характерной чертой этих программ является возможность автоматизировать работу отдела кадров, в частности, выписку всех необходимых документов и ведение картотеки сотрудников с обширными данными личных карточек. Программы для управления кадрами (учет персонала), как правило, содержат все утвержденные формы отчетов по состоянию и движению сотрудников и помогают решать отделу кадров вопросы кадровой политики на предприятии.

Системы управления персоналом для крупных предприятий

Для крупных предприятий, решающих HR-задачи (HR – human resource, или трудовые ресурсы), существуют системы, поддерживающие набор методик управления персоналом и состоящие из взаимодействующих программных модулей, которые пользователь может конфигурировать в соответствии со своими потребностями. В состав этих систем, помимо стандартных частей программного комплекса для решения задач расчета зарплаты, кадрового учета, штатного расписания и табельного учета, входят модули управления проектами, планирования бюджетных средств, интернет-поддержки и других возможностей.

Примеры:

Фараон

Назначение: Автоматизирует управление персоналом: ведет учет личных дел, кадровых операций (приемы, переводы, увольнения, командировки, больничные, отпуска, обучение, аттестации ...), выводит приказы в соответствии с унифицированными формами, расчитывает остатки отпусков, ведет учет рабочего времени, выстраивает организационную структуру, организует делопроизводство и т.д.