Глава 6. Заключительные положения
6.1. Расчетные операции отражаются в бухгалтерском учете банков в соответствии с Приложением к настоящему Положению.
6.2. Настоящее Положение подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 июля 2003 года (Протокол заседания Совета директоров от 28.03.2003 N 6).
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2003 г. N 222-П
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Указания ЦБ РФ от 22.01.2008 N 1965-У)
56. Финансовый учёт []
№ | Билет № | Формулировка ответа | Преподаватель | Кто делает ответ | Состояние |
56 | 15.1., 43.1. | Финансовый учет. Сущность и задачи финансового учета. | Леонтьева Ольга Александровна | Аня Тарасова | Ответ Тони, ответ Милы |
Ответ Даши
Финансовый учет является частью бухгалтерского учета. Финансовый учет представляет собой упорядоченную систему непрерывного и взаимосвязанного документального наблюдения, измерения, регистрации и контроля за фактами хозяйственной жизни организации с целью исчисления и оценки показателей и представления их соответствующим пользователям для обоснования и принятия управленческих решений. Для финансового учета характерны соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность, объективность и выделение в качестве главного объекта анализа деятельности организации в целом.
Ответ Милы
Осуществление Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, а также переход на новый План счетов способствовали подразделению бухгалтерского учета на два вида учета: финансовый и управленческий.
ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ — учет наличия и движения денежных средств, финансовых ресурсов, основной частью которого является бухгалтерский учет.
Финансовый учет решает проблемы формирования картины финансового положения организации, исчисления конечных результатов ее деятельности. Результаты финансового учета предназначены, главным образом, для управления финансовой и коммерческой деятельностью и для внешних потребителей. Счета финансового учета служат для обобщения информации о наличии и движении основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и других финансовых вложений, производственных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов.
Данные финансового учета сводятся в финансовой отчетности и представляются внешним пользователям: учредителям организации, органам статистики, банковским, финансовым учреждениям и налоговым органам.
Большинство систем финансового учета мира подразделяются на две категории:
Немецкая система, предписывающая использование для записи деловых операций единообразного плана счетов и статей, который обычно составляется и утверждается центральными государственными органами, например министерством финансов.
Англосаксонская система, не имеющая строгой кодировки, но регулируемая принципами учета - общепринятыми правилами, которые необходимо учитывать при регистрации операций и составлении отчетности. Принципы, которые составляют основу современной англосаксонской системы учета, называются общепринятыми принципами учета (GAAP).
Это тот же самый бухгалтерский учет, но только по таким стандартам, которые разумно отражают сущность происходящих хозяйственных событий, действительно помогают руководителям и собственникам видеть, что же происходит в их бизнесе (в отличие от тех, которые предназначены для проверяющих органов, а руководителю не дают практически ничего)( (МСФО или IAS – International Accounting Standards, принципы ГААП (GAAP - Generally Accepted Accounting Principles или общепризнанные принципы бухгалтерского учета)).
Согласно п. 2 ст. 253, гл. 25 НК РФ в финансовом учете производственные затраты учитываются в укрупненном плане -- по четырем элементам затрат:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) амортизация;
4) прочие расходы.
Финансовый учет
Учет всех активов (имущества), обязательств, собственного и заемного капитала, финансовых результатов деятельности, за которые несет ответственность данная организация.
Гарантированное раскрытие всей важной (существенной) финансовой информации в публичной отчетности.
Ограниченность в основном финансовыми показателями в обобщенном денежном выражении.
Общее нормативное регулирование, обеспечивающее сопоставимость финансовой информации, раскрываемой различными организациями.
Учет и контроль активов и обязательств организации
Достоверная оценка финансовых результатов деятельности организации
Периодическая отчетность об общем финансовом положении и результатах деятельности организации перед инвесторами, кредиторами, акционерами и иными третьими сторонами
Представление периодической отчетности высшему управленческому персоналу
Формирование и представление данных для налоговых расчетов и отчетности
Задачи и требования, предъявляемые к финансовому учету:
- Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также Внешним -- инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
- Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества, обязательств, а также использованием материальных, денежных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
- Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения их устойчивости.
Для обеспечения четкого управления работой организации, предупреждения возможных диспропорций в выполнении производственной программы, для анализа и контроля за состоянием хозяйственных средств и их источников, за результатами финансовой деятельности бухгалтерский учет должен выполнять следующие требования:
1. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведется в валюте РФ -- в рублях.
2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся у данной организации.
3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.
4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
7. Документальное отражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
Основные функции бухгалтерского учета
Функция | Содержание |
Контрольная | Обеспечивает контроль за выполнением планов, мерой труда и мерой потребления, сохранностью собственности |
Информационная | Фиксирует фактическое состояние хозяйствующего субъекта |
Функция обратной связи | Отражает обратную связь в хозяйственной системе и ход выполнения управленческих решений |
Аналитическая функция | Определяет возможность проведения анализа финансового состояния организации |
Ответ Тони
ФУ – регистрация финансовой деятельности предприятия, то есть хозяйственных операций, их классификация, обработка. ФУ - учет наличия и движения финансовых ресурсов предприятий. Основой финансового учета является бухгалтерский учет. цели и задачи финансового учёта включаются в цели и задачи бухгалтерского учёта.
Основной целью бухгалтерского учёта является полное отражение хозяйственной деятельности предприятия и обеспечение контроля за сохранностью его имущества.
Для достижения данной цели, бухгалтерский учёт решает следующие задачи:
- Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
57. Финансовый учёт []
№ | Билет № | Формулировка ответа | Преподаватель | Кто делает ответ | Состояние |
57 | 18.1., 46.1. | Финансовый учет. Сущность и учет амортизации основных средств. | Леонтьева Ольга Александровна |
| ОПЛ (Ден), Ответ Тони, ОПЛ (Лена), готовый ответ Юли, ОПЛ (Мадина) |
Готовый ответ Юли
Особенность функционирования основных средств, связанная с сохранением в течение длительного времени их натуральной формы с одновременным изменением стоимости, вызывает необходимость определения величины амортизации. Эта величина показывает размер износа или уменьшения первоначальной стоимости основных средств в процессе их эксплуатации.
В международных стандартах амортизация определяется как «отнесение утрачивающей ценность стоимости актива в течение оцениваемого срока его службы». При этом указывается, что амортизация за учетный период в зависимости от принятой учетной политики прямо или косвенно зачисляется на счет прибылей и убытков и отражается в финансовой отчетности. Иными словами, амортизационные отчисления признаются в качестве расхода и прямо или косвенно вычитаются из дохода.
Учет амортизации по объектам ее начисления ведется в соответствии с ПБУ 6/01, в котором определен порядок начисления амортизации основных средств. Предусматривается, что стоимость объектов основных средств, к которым относится часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, и первоначальной стоимостью более 10 тыс. руб. погашается путем начисления амортизации. Начисление амортизации и распределение начисленных сумм по источникам формирования осуществляются самой организацией. Такими источниками могут быть не только издержки производства (обращения), но и иные источники, например операционные доходы у организаций-арендодателей.
Амортизация начисляется по основным средствам, находящимся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора аренды. При этом амортизация по объектам основных средств организаций, работающих по договору аренды, производится арендатором как по имуществу, находящемуся на правах собственности.
Объектами начисления амортизации служат основные средства, учитываемые на счетах 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (для организаций-лизингодателей, ведущих учет лизингового имущества на своем балансе), 08 «Вложения во внеоборотные активы» по эксплуатируемым объектам капитального строительства, не оформленным актами приемки (при оформлении актов объекты включаются в состав основных средств).
Амортизация не начисляется по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию, продолжительность которой не может быть менее трех месяцев, и также по земельным участкам, объектам природопользования, мобилизационным мощностям.
По объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства, по аналогичным объектам дорожного и лесного хозяйства, по специализированным сооружениям судоходства, по продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям, многолетним насаждениям до достижения ими эксплуатационного возраста, по основным средствам некоммерческих организаций в конце года начисляется износ назабалансовом счете 010 «Износ основных средств» по установленным нормам амортизационных отчислений.
Объекты основных средств стоимостью не более 10 тыс. руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания списываются на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или в эксплуатацию.
При формировании амортизационной политики организации важным моментом является установление сроков полезного использования объектов основных средств. Срок полезного использования — период, в течение которого объекты основных средств призваны приносить доход организации или служить для достижения целей деятельности организации, определяемый для учета основных средств в соответствии с принятым порядком.
Амортизация начисляется до полного погашения стоимости объекта основных средств или его списания в установленном порядке со счетов бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. Начисление амортизации прекращается в следующих случаях:
проведения работ по восстановлению объекта основных средств, продолжительность которых превышает 12 месяцев;
нахождения объектов на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации;
перевода объекта на консервацию по решению руководителя организации на срок более трех месяцев.
Амортизационные отчисления, начисленные по объектам основных средств, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
В соответствии с ПБУ 6/01 организации самостоятельно делают выбор способов начисления амортизации, к числу которых относятся: линейный способ; способ уменьшаемого остатка (списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования); способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из применяемого способа начисления:
прил инейном способе—на основе первоначальной стоимости или восстановительной (текущей) стоимости при переоценке объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования;
при способеуменьшаемого остатка — на основе остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ. Коэффициент ускорения определяется на федеральном уровне органами исполнительной власти, которые разрабатывают перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования. По объектам лизингового имущества, относящимся к активной части основных средств, коэффициент ускорения определяется условиями договора лизинга и не может быть более 3; субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный 2;
приспособе списаниястоимостипосуммечиселлетсрокаполез-ного использования — на основе первоначальной или восстановительной стоимости, умноженной на коэффициент годового соотношения, где в числителе — число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта;
щжспособесписаниястоимостипропорционалънообъему продукции (работ) — исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.
Ответ Тони
Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги). Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.
Учет:
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Все организации без исключения могут использовать при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка коэффициент не выше 3, устанавливаемый в учетной политике организации по группе однородных объектов основных средств.
В течение всего срока полезного использования объекта основных средств применяется один и тот же способ начисления амортизации. Объекты основных средств стоимостью не более 20 тыс. руб. за единицу разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию без начисления амортизации. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Ответ Даши
Основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев. Срок полезного использования - период, в течение которого объект основных средств приносит доход или служит для выполнения целей деятельности предприятия, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Что относится к основным средствам?
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.
В составе основных средств учитываются также находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Что такое первоначальная стоимость основных средств ?
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость (далее НДС) и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
таможенные пошлины и иные платежи;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
Как погашается стоимость основных средств?
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. В процессе эксплуатации основных средств они изнашиваются, стоимостная оценка снашивания называется износом. Стоимостный износ компенсируется за счет накапливания средств путем включения в себестоимость продукции амортизационных отчислений. Величина амортизационных отчислений зависит от первоначальной стоимости объекта основного средства и норм амортизации.
Как производится амортизация объектов основных средств?
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев.
Как определяется годовая сумма начислений амортизационных отчислений?
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
При линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Пример. Предприятие приобрело станок для использования в основном производстве. Первоначальная стоимость станка - 120 000 руб. Срок полезного использования - 5 лет. Сначала определим годовую норму амортизации она составит 20% (100% : 5). Следовательно, годовая сумма амортизации будет 24 000 руб. (120 000 руб. x 20%). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 2 000 руб. (24 000 руб. : 12 мес.).
При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка годовая норма амортизации определяется так же, как и при линейном способе. Однако начисление амортизации производится исходя не из первоначальной, а из остаточной стоимости объекта основных средств на начало каждого отчетного года.
Пример. Вернемся к предыдущему примеру. Годовая норма амортизации, как и в предыдущем случае, составит 20% (100% : 5). В первый год годовая сумма амортизации составит 24 000 руб. (120 000 руб. x 20%). Остаточная стоимость станка на конец первого года - 96 000 руб. (120 000 - 24 000). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений - 2 000 руб. (24 000 руб. : 12 мес.). Во второй год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит 19 200 руб. (96 000 руб. x 20%). Остаточная стоимость станка на конец второго года составит 76 800 руб. (96 000 - 19 200). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений - 1 600 руб. (19 200 руб. : 12 мес.) и т.д.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.
Пример. Срок полезного использования станка - 5 лет. Следовательно, сумма чисел лет срока полезного использования станка составит: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15. В первый год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит: 5 : 15 x 120 000 руб. = 40 000 руб. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений - 3 333,3 руб. (40 000 руб. : 12 мес.). Во второй год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит: 4 : 15 x 120 000 руб. = 32 000 руб. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений - 2 666,7 руб. (32 000 руб. : 12 мес.). В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Пример. Приобретен автомобиль грузоподъемностью более 2 т с предполагаемым пробегом до 400 тыс. км стоимостью 80 тыс. руб. В отчетном периоде пробег составляет 5 тыс. км, следовательно, сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого объема продукции составит 1 тыс. руб. (5 х 80 : 400).
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисленной годовой суммы.
Бухгалтерский учет выбытия основных средств.
Объекты основных средств выбывают из организации в результате:
продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу;
списания в случае морального и (или) физического износа;
передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;
списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору;
по другим причинам.
Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.
Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению соответственно в прибыль или убыток организации.
Учет приобретения основных средств за плату
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов.
К счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" могут быть открыты субсчета:
08-1 "Приобретение земельных участков";
08-2 "Приобретение объектов природопользования";
08-3 "Строительство объектов основных средств";
08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств";
08-5 "Приобретение нематериальных активов";
На субсчете 08-1 "Приобретение земельных участков" учитываются затраты по приобретению организацией земельных участков.
На субсчете 08-2 "Приобретение объектов природопользования" учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования.
На субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств" учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным
способом).
На субсчете 08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств" учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
На субсчете 08-5 "Приобретение нематериальных активов" учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.
По дебету счета 08 отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счетов 01 "Основные средства" и др.
Сальдо по счету 08 отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов.
При продаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08, их стоимость списывается в дебет счета 91.
Аналитический учет по счету 08 ведется по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств.
Учет основных средств принадлежащих предприятию
Счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 по первоначальной стоимости. Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 в корреспонденции со счетом 08.
Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со
счета 01 на счет 91.
Аналитический учет по счету 01 ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.
Учет износа основных средств
Счет 02 "Амортизация основных средств" предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском
учете по кредиту счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 в кредит счета 01 (субсчет "Выбытие основных средств"). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам.
Аналитический учет по счету 02 ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.
Учет аренды основных средств
Предоставление арендодателем арендатору имущества, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования, за плату во временное владение и пользование или во временное пользование оформляется договором аренды (имущественного найма). Отдельными видами договора аренды являются договоры: проката, аренды транспортных средств (с экипажем, без экипажа), аренды здания или сооружения, аренды предприятия, финансовой аренды (лизинга).
Договором аренды может быть предусмотрен переход арендованного имущества в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены, в этом случае договор аренды заключается в форме, предусмотренной для договора купли - продажи такого имущества.
В договоре аренды указываются соответствующие данные об имуществе, подлежащем передаче арендатору (состав и стоимость), срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, и другие условия аренды.
Объект основных средств, полученный по договору аренды, арендатором учитывается на забалансовом счете (за исключением случая, когда по договору финансовой аренды объект учитывается на балансе лизингополучателя) в оценке, принятой в договоре.
Возврат объектов основных средств после окончания срока аренды отражается в бухгалтерском учете:
арендодателем - списанием со счета по учету арендованных основных средств на счет по учету основных средств;
арендатором - списанием с забалансового счета.
Ответ прошлых лет (Ден)
Амортизация – это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).
Амортизация начисляется независимо от финансовых результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизационных отчислений от первоначальной стоимости основных средств. Начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия данного объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания этого объекта с бухгалтерского учета или полного погашения его первоначальной стоимости. Начисление амортизации приостанавливается при реконструкции, модернизации и других видах восстановительных работ на период, продолжительность которого превышает 12 месяцев, а также при переводе основных средств на консервацию на срок более 3 месяцев.
Не подлежат амортизации: объекты жилищного фонда (кроме используемых для извлечения дохода); объекты внешнего благоустройства и тому подобные объекты; объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются; объекты основных средств, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.
По таким объектам начисляется износ на забалансовом счете 010 «Износ основных средств». Начисление износа по указанным объектам основных средств производится в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений по кредиту счета 010. При выбытии отдельных объектов сумма износа по ним списывается с дебета счета 010. Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту.
Малые предприятия могут самостоятельно определять сроки полезного использования объектов основных средств при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Начисление амортизации основных средств осуществляется на основе рассчитанных предприятием годовых норм. Годовая норма амортизации объектов основных средств определяется в процентах как отношение суммы годовой амортизации к первоначальной стоимости соответствующих объектов основных средств. При этом сумма годовой амортизации определяется путем деления первоначальной стоимости объекта на нормативный срок его полезного использования.
Существуют следующие способы начисления амортизации:
линейный;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта;
при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема выпуска продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
При выборе способа начисления амортизации следует исходить из того, что каждый из них применяется в течение всего срока полезного использования объекта и только по группе однородных объектов основных средств.
Учет амортизации основных средств ведется на счете 02 «Амортизация основных средств» методом накопления.
Ответ прошлых лет (Лена)
Износ основных средств (фондов) — снижение первоначальной стоимости основных средств в результате их снашивания в процессе производства (физический износ) или вследствие морального старения машин, а также снижения стоимости производства в условиях роста производительности труда. В бухгалтерском учете износ основных средств отражается ежемесячно одновременно с начислением амортизации. Сумма износа равна сумме начисленной амортизации основных средств плюс износ жилых зданий в части полного восстановления.
Различают физический и моральный износ основных средств. Физический износ представляет собой потерю основными средствами технико-эксплуатационных качеств в результате использования. Моральный износ - снижение стоимости основных средств в результате: 1)снижения себестоимости производства такого же товара; 2)появление более совершенных и производительных машин. Моральный износ основных средств не зависит от их физического износа. Физически годная машина может быть настолько морально устаревшей, что эксплуатация ее становится экономически невыгодной. И физический и моральный износ ведет к потере стоимости. Поэтому каждому предприятию следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств.
Амортизация (от сред. - век. лат. amortisatio — погашение) —1) постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию; 2) уменьшение ценности имущества, облагаемого налогом (на сумму капитализированного налога).
Амортизация обусловлена особенностями участия основных средств в процессе производства. Основные средства участвуют в процессе производства длительный период (не менее одного года). При этом они сохраняют свою натуральную форму, но постепенно снашиваются.
Амортизация начисляется ежемесячно по установленным нормам амортизационных отчислений. Начисленные суммы амортизации включаются в себестоимость выпускаемой продукции или издержки обращения и одновременно за счет амортизационных отчислений создается амортизационный фонд, используемый для полного восстановления и капитального ремонта основных средств. Поэтому правильное планирование и фактическое начисление амортизации способствует точному исчислению себестоимости продукции, а также определению источников и размеров финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов.
Амортизационные отчисления — начисления с последующим отчислением, отражающие процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и услуг в целях аккумуляции денежных средств для последующего полного восстановления. Они начисляются как на материальные ценности (основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), так и на нематериальные активы (интеллектуальная собственность). Амортизационные отчисления производятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду основных фондов (группе; подгруппе) и выражается, как правило, в процентах на год износа к их балансовой стоимости.
Амортизационный фонд - источник капитального ремонта основных средств, капитальных вложений. Образуется за счет амортизационных отчислений.
Задача амортизации (износа) - распределить стоимость материальных активов длительного пользования на издержки в течение предполагаемого срока эксплуатации на основе применения систематических и рациональных записей, т.е. это процесс распределения, а не оценки. В данном определении есть несколько существенных моментов.
Во-первых, все материальные активы длительного пользования, кроме земли, имеют ограниченный срок эксплуатации. Из-за ограниченности срока службы стоимость этих активов должна распределяться на издержки в течение всех лет их эксплуатации. Двумя основными причинами ограниченности срока службы активов является физический и моральный износ (устарелость). Физический износ материальных активов является результатом их использования, эксплуатации, а также воздействия природных факторов (ветер, солнце и т.д.). Периодический ремонт и тщательный уход могут сохранить здания и оборудование в хорошем состоянии и значительно продлить срок его службы, но, в конечном итоге, и каждое здание, и каждая машина должны прийти в негодность. Необходимость амортизации не может быть исключена регулярным ремонтом. Моральный износ представляет процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям вследствие прогресса в развитии техники и по другим причинам. Даже здания часто становятся морально устаревшими, не успев износиться физически. Бухгалтеры обычно не делают разницы между физическим и моральным износом, так как их интересует срок эксплуатации основных средств , невзирая на возможный срок их службы.
Во-вторых, термин "амортизация", используемый в учете, понимается не как физический износ или снижение рыночной стоимости объекта в течение данного времени, а как списание стоимости производственных активов в течение времени их полезного функционирования. Термин употребляется для отражения постепенного списания стоимости основных средств на издержки.
В-третьих, амортизация не является процессом оценки стоимости. Бухгалтерские записи ведут в соответствии с принципами определения себестоимости и, таким образом, они не могут служить индикатором изменения уровня цен. Даже если в результате выгодной сделки и специфических особенностей конъюнктуры рыночная цена здания или другого актива может подняться, несмотря на это амортизация должна продолжать начисляться (учитываться), ибо является следствием распределения ранее понесенных затрат, а не оценки.
Факторы, влияющие на исчисление величины амортизации. Определение суммы амортизации за отчетный период зависит (1) от первоначальной стоимости объектов; (2) их ликвидационной стоимости; (3) амортизируемой стоимости; (4) предполагаемого срока полезной службы.
Первоначальная стоимость (acquisition cost) - нетто-цена приобретения плюс все необходимые расходы по доставке, установке и подготовке объекта к работе.
Ликвидационная стоимость (residual value) - стоимость скрапа, лома и других отходов, возникших при ликвидации и после предполагаемой их продажи.
Амортизируемая стоимость (depreciable cost) - разность между первоначальной и ликвидационной стоимостью. Например, если грузовой автомобиль имеет первоначальную стоимость 12 тыс. дол., а ликвидационную - 3 тыс. дол., то его амортизируемая стоимость составит 9 тыс. дол.
Предполагаемый срок полезной службы (estimated useful life) - может измеряться в годах, в течение которых будет использоваться объект, в количестве единиц произведенной продукции, в пробеге, если речь идет об автомобилях, и т.д. При подсчете этого показателя бухгалтер должен учитывать следующую информацию: 1) накопленный опыт работы с подобными активами; 2) современное состояние объекта; 3) вопросы ремонта и ухода за оборудованием; 4) современные тенденции в области технологий и производств; 5) местные погодные условия.
Учет амортизации основных средств Износ основных средств, подлежащий фиксированию в учете, определяют ежемесячно исходя из норм амортизационных отчислений в течение всего срока полезного использования. С 1 января 1998 г. на основе принципов, заложенных в международных стандартах финансовой отчетности, начисление амортизации производят одним из следующих способов: - линейным; - уменьшаемого остатка; - списанием стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). При линейном способе амортизация начисляется равными долями в течение всего срока работы оборудования или других видов основных средств до полного перенесения их стоимости на сумму производимой продукции. При этом годовая сумма амортизации и определяется делением первоначальной стоимости единицы основного средства на весь срок его полезного использования. Так, при первоначальной стоимости единицы оборудования 48 000 ед. и сроке его полезного использования 4 года, сумма амортизации за год составит 48 000 : 4 = 12 000 ед., а в процентах к первоначальной стоимости 12 000:48 000 x 100% = 25%. Срок полезного использования объекта основных средств определяется юридическим лицом самостоятельно при принятии этого объекта к бухгалтерскому учету. Названный срок может устанавливаться в централизованном порядке или фиксироваться в технических паспортах. При отсутствии такой информации срок полезного использования может быть определен исходя из: - ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения; - ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации и системы планово-предупредительных ремонтов; - нормативно-правовых ограничений использования этого объекта (например, срок аренды). Сущность другого способа расчета амортизационных отчислений - уменьшаемого остатка - заключается в определении амортизации исходя из остаточной (а не первоначальной) стоимости объекта. Другими словами, каждый год величина амортизации того или иного вида основных средств, которая приходится на себестоимость готовой продукции, будет уменьшаться в соответствии со снижением остаточной стоимости. Пример. При первоначальной стоимости объекта основных средств 200 000 ден. ед. и сроке полезного использования 5 лет начисление амортизации будет производиться по следующей методике: Таблица 3.1 Расчет амортизации методом уменьшающегося остатка Период Годовая сумма амортизации, ден. ед. Накопленный износ, ден. ед. Остаточная стоимость, ден. ед. Конец первого года 200000x20% = 40 000 40000 160000 Конец второго года 160000x20% = 32000 72000 128000 Конец третьего года 128000x20% = 25600 97600 102400 Конец четвертого года 102400 x 20% = 20480 118080 81 920 Конец пятого года 18920 137000 63000 В последний год сумма амортизации исчисляется вычитанием из остаточной стоимости на начало последнего года ликвидационной стоимости (81920-63000). Как видно из примера, при данном способе исчисления годовая сумма амортизации снижается, что экономически обосновывается уменьшением производительности оборудования и сокращением объема выпуска готовой продукции с такого объекта основных средств. Способ списания стоимости основных средств по сумме чисел срока полезного использования состоит в том, что на каждый год амортизация определяется умножением первоначальной стоимости объекта на коэффициент. Этот коэффициент представляется в виде дроби. В числителе — число лет, остающееся до конца службы объекта, в знаменателе — суммы чисел лет полезного использования. Пример. Предполагаемый срок полезного использования - 5 лет. Сумма чисел лет использования будет 15 (1+2+3+4+5). В первый год названный выше коэффициент составит 5/15, во второй - 4/15, в третий - 3/15, четвертый - 2/15 и в последний - 1/15. Первоначальная стоимость объекта 200000 ден. ед., ликвидационная стоимость 10000 ден. ед. Сумма амортизации по годам представлена ниже: Таблица 3.2. Расчет амортизации методом «суммы лет» Период Годовая сумма амортизации, ден,ед. Накопленный износ, ден. ед. Остаточная стоимость, ден.ед. Конец первого года 200000х5/15=66600 66600 133400 Конец второго года 200000х4/15=53400 120000 80000 Конец третьего года 200000х3/15=40000 160000 40000 Конец четвертою года 200 000х2/15=26600 186600 13400 Конец пятого года 3400 190000 10000 Как и в предыдущем способе, величина ежегодной амортизации снижается, что по активной части основных средств обосновано. Кроме того, срок переноса стоимости основных средств увеличивается на время нахождения соответствующих объектов в консервации, ремонте, модернизации. Способ списания стоимости основных средств пропорционально объему продукции (работ) основан на предположении о том, что износ ряда объектов основных средств является только результатом их эксплуатации, а наличие износа объекта во времени во внимание не принимается. Сумму износа на единицу работы определяют по формуле: Первоначальная стоимость — Ликвидационная стоимость Планируемый (предполагаемый) объем работы Если, например пробег легкового автомобиля в первый год составит 15000 км, а во второй — 30000 км, то сумма износа во второй год в два раза превысит величину первого года. Подчеркиваем, что объем продукции (работ) исчисляется исходя из натурального показателя. Этот способ применим в организациях с ограниченной номенклатурой продукции: добывающая промышленность, металлургическое производство, производство энергии и т.п. Данный способ полезен в условиях неритмичного использования оборудования. Например, если предприятие работает в три смены, объем производимой продукции возрастает. В связи с этим совершенно обоснованно увеличивается и начисление амортизации, поскольку повышается интенсивность использования оборудования. И напротив, если оборудование работает в полсмены по причине недостатка заказов, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п., данный способ позволяет «растянуть» фактическое начисление амортизации. Обратим внимание на то, что линейный способ, а также Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. №1072, применяют по основным средствам, введенным до 1 января 1998 г. По объектам, вступившим в эксплуатацию позднее, могут использоваться способы начисления пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг), уменьшаемого остатка или по сумме чисел лет срока полезного использования. В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа в размере 1/12 годовой суммы. При начислении амортизационных отчислений по объектам основных средств, приобретенных с использованием бюджетных ассигнований, в расчет берут стоимость объекта за минусом величины сумм, полученных из бюджета. Впервые предусмотрено, что по объектам основных средств, полученным после 1 января 1998 г. по договору дарения, безвозмездно в процессе приватизации и приобретенным с использованием бюджетных средств, амортизация не начисляется. Как и прежде, не амортизируют жилищный фонд, объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты лесного хозяйства, дорожного хозяйства, продуктивный скот, многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста, а также приобретенные издания (книги, брошюры и т.п.). Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются: земельные участки и объекты природопользования. В отечественной практике предусмотрена возможность применения ускоренной амортизации активной части основных средств путем увеличения установленных норм не более чем в 2 раза. Такое право самостоятельного введения ускоренной амортизации предоставлено всем организациям, действующим в высокотехнологичных отраслях экономики в отношении всех основных средств, либо в отношении эффективных машин и оборудования в любых отраслях. Перечни упомянутых отраслей и видов оборудования устанавливаются органами исполнительной власти. Однако увеличение амортизационных отчислений более чем в 2 раза требует согласования с финансовыми органами субъектов России.
Ответ прошлых лет (Мадина)
Основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев. Срок полезного использования - период, в течение которого объект основных средств приносит доход или служит для выполнения целей деятельности предприятия, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Что относится к основным средствам?
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.
В составе основных средств учитываются также находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Как производится амортизация объектов основных средств?
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев.
Как определяется годовая сумма начислений амортизационных отчислений ?
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
При линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
58. Финансовый учёт []
№ | Билет № | Формулировка ответа | Преподаватель | Кто делает ответ | Состояние |
58 | 19.1. | Финансовый учет. Сущность и учет дебиторской задолженности. | Леонтьева Ольга Александровна |
| ОПЛ (Ден), Ответ Тони, ОПЛ (Лена) |
Ответ Тони
Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.
Задолженность по платежам данному предприятию, учреждению, организации, сумма причитающихся предприятию, учреждению, организации, но еще не полученных денежных средств (долгов). Д.з. является составной частью оборотного капитала и характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. В хозяйственной практике различают нормальную и просроченную Дз. Своевременное взыскание Д.з. — одно из важных условий обеспечения прочного финансового состояния предприятия. Д.з., которая не погашена в установленный срок, переходит в разряд т.н. сомнительных долгов. По сомнительным долгам создаются резервы на основании результатов проводимой в конце отчетного года инвентаризации.
Дебиторская задолженность, с точки зрения гражданского права, является имущественным правом, т. е. правом на получение определенной денежной суммы (товара, услуги и т. п.) с должника. Данный вид задолженности отражается в бухгалтерской отчетности в составе активов организации.
В бухгалтерском учете дебиторская задолженность отражается по дебету счетов:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (если организацией выдан аванс в счет поставки);
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (в случае поставки товаров, работ, услуг в счет последующей оплаты);
68 «Расчеты по налогам и сборам» (в случае переплаты в бюджет);
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (в случае переплаты при расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, обязательному медицинскому страхованию работников организации);
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (при удержании с работника определенных сумм в пользу организации);
71 «Расчеты с подотчетными лицами» (в случае невозврата подотчетным лицом выданных ему денежных средств);
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (при наличии задолженности работников по предоставленным займам, возмещению материального ущерба и т. п.);
75 «Расчеты с учредителями» (при наличии задолженности учредителей по вкладам в уставный, складочный капитал);
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (в случае наличия задолженностей по возмещению ущерба по страховому случаю; расчетов по претензиям в пользу организации; расчетов по причитающимся дивидендам и др.).
В настоящее время нередки случаи неисполнения должниками своих обязательств. За нарушение условий договоров применяются следующие меры гражданско-правовой ответственности: штрафы, пени, неустойки, проценты.
Суммы санкций, признанных должником или по которым получены решения суда об их взыскании, коммерческие организации включают в состав внереализационных доходов (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н). При этом производится запись:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчеты по претензиям», К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие доходы» на сумму начисленного штрафа (пени, неустойки).
Ответ Даши
Дебиторская задолженность — это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату.
Дебиторская задолженность — это денежные суммы, которые должны фирме покупатели, приобретшие у нее в кредит какие-либо продукты или услуги.
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены.
Дебиторская задолженность является одной из разновидностей активов организации, который может быть реализован, передан, обменен на имущество, продукцию, результат выполнения работ или оказания услуг
Вид задолженности | Содержание | Счет | Баланс |
1. Долгосрочная дебиторская задолженность | Сумма дебиторской задолженности, которая не возникает в ходе нормального операционного цикла и будет погашена после 12 месяцев с даты баланса | 1 "Необоротные активы" | 16 "Долгосрочная дебиторская задолженность" |
2. Текущая дебиторская задолженность | Сумма дебиторской задолженности, которая возникает в ходе нормального операционного цикла или будет погашена на протяжении 12 месяцев с даты баланса |
|
|
2.1 Векселя полученные | Задолженность покупателей, заказчиков и других дебиторов за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и предоставленные услуги, которые обеспечены векселями | 3 "Средства, расчеты и прочие активы" | 34 "Краткосрочные векселя полученные" |
2.2 Дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги | Задолженность покупателей или заказчиков за предоставленные им продукцию, товары, работы или услуги | 3 "Средства, расчеты и прочие активы" | 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
38 "Резерв сомнительных долгов"* |
2.3 Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом | Дебиторская задолженность финансовых и налоговых органов, а также переплата по налогам, сборам и другим платежам в бюджет | 6 "Текущие обязательства" | 64 "Расчеты по налогам и платежам" |
2.4 Дебиторская задолженность по выданным авансам | Сумма авансов, предоставленных другим предприятиям в счет следующих платежей | 3 "Средства, расчеты и прочие активы"
6 "Текущие обязательства" | 37 "Расчеты с разными дебиторами" 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 68 "Расчеты с прочими кредиторами" |
2.5 Дебиторская задолженность по начисленным доходам | Сумма начисленных дивидендов, процентов, роялти и др., которые подлежат поступлению | 3 ''Средства, расчеты и прочие активы" | 37 "Расчеты с разными дебиторами" |
2.6 Дебиторская задолженность но внутренним расчетам | Задолженность связанных сторон и дебиторская задолженность но внутриведомственным расчетам | 6 "Текущие обязательства" 3 ''Средства, расчеты и прочие активы" | 68 "Расчеты по прочим операциям" |
2.7 Прочая текущая дебиторская задолженность | Задолженность дебиторов, которая не включена в другие статьи дебиторской задолженности | 3 "Средства, расчеты и прочие активы" | 37 "Расчеты с прочими дебиторами" |
* В итог баланса включается чистая реализационная стоимость, которая определяется путем вычитания из дебиторской задолженности резерва сомнительных долгов.
Дополнительная информация здесь:
http://revolution.allbest.ru/audit/00001857_0.html - подробнее про учет
http://revolution.allbest.ru/finance/00027705_0.html - подробнее про сущность
Ответ прошлых лет (Ден)
Каждое предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности заключает договоры на продажу товаро-материальных ценностей, работ и услуг. Грамотное и профессиональное ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное завершение финансовых операций.
Дебиторская задолженность - это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату.
Под дебиторами следует понимать юридических и физических лиц, которые вследствие минувших событий задолжали предприятию определенные суммы денежных средств, их эквивалентов или прочих активов.
С целью составления финансовой отчетности дебиторская задолженность классифицируется по таким признакам:
связи с нормальным операционным циклом (нормальный операционный цикл -- промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг);
сроку погашения;
объектам, относительно которых возникли обязательства дебиторов;
своевременности оплаты должником дебиторской задолженности.
По первым двум признакам выделяют долгосрочную и текущую дебиторскую задолженность.
Долгосрочная дебиторская задолженность - сумма дебиторской задолженности, которая не возникает в ходе нормального операционного цикла и будет погашена после 12 месяцев с даты баланса.
Текущая дебиторская задолженность - сумма дебиторской задолженности, которая возникает в ходе нормального операционного цикла или будет погашена на протяжении 12 месяцев с даты баланса. Текущей дебиторской задолженностью считается также сумма дебиторской задолженности, которая продолжается больше одного года, но ожидается, что она будет погашена в ходе нормального операционного цикла предприятия.
Если такие случаи имеют место, необходимо, чтобы предприятие раскрывало для каждого актива, который объединяет суммы, ожидаемые к получению как до, так и после 12 месяцев от даты баланса, сумму, подлежащую получению после 12 месяцев от даты баланса.
Дебиторская задолженность по объектам, по которым возникают обязательства дебиторов, классифицируется как:
дебиторская задолженность, связанная с нормальной деятельностью предприятия по реализации продукции, товаров, работ, услуг;
дебиторская задолженность, которая не связана с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, а возникает вследствие осуществления других операций.
Дебиторскую задолженность, связанную с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, делят на:
дебиторскую задолженность за продукцию, товары, работы, услуги;
векселя, полученные в обеспечение дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги.
Текущая дебиторская задолженность, связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, представлена в Балансе в составе оборотных активов отдельными статьями указанных разновидностей.
Дебиторскую задолженность, которая не связана с реализацией продукции, работ, услуг, составляют:
дебиторская задолженность по выданным авансам;
дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
дебиторская задолженность по начисленным доходам;
дебиторская задолженность по внутренним расчетам.
Указанные виды текущей дебиторской задолженности (в том числе текущей части долгосрочной задолженности), которые не связаны с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, отражаются в Балансе как отдельные статьи.
Долгосрочная дебиторская задолженность представлена:
задолженностью за имущество, переданное в финансовую аренду;
задолженностью, обеспеченной долгосрочными векселями;
прочей долгосрочной задолженностью.
В зависимости от своевременности оплаты дебиторскую задолженность делят на:
дебиторскую задолженность, срок оплаты которой не наступил (нормальная);
дебиторскую задолженность, не оплаченную в срок (просроченная);
дебиторскую задолженность, по которой прошел срок исковой давности (безнадежная).
Дебиторскую задолженность необходимо время от времени проверять с целью выявления расхождений, возникающих во взаиморасчетах с контрагентами. Это необходимо для того, чтобы правильно отразить все данные на счетах бухучета и правомерно включить их в отчетность.
Дебеторская задолженность анализируется путем проведения инвентаризации расчетов по таким счетам: 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На каждом предприятии индивидуально назначают, когда и с какой периодичностью проводить инвентаризацию расчетов – это определяет принятая учетная политика. Однако следует учитывать, что инвентаризация всех расчетов в обязательном порядке проводится перед тем, как составлять годовую бухгалтерскую отчетность.
Для того, чтобы данные по вышеперечисленным счетам были полностью достоверными, и чтобы исключить возможность ошибки в счетах, учитывающих дебиторскую задолженность, предприятие может подписать с должниками акты сверки. Акт сверки может иметь произвольную форму, он разрабатывается на самом предприятии и является внутренним документом организации. Правила ведения бухгалтерского учета не обязывают иметь акты сверки с контрагентами: при их полном или частичном отсутствии предприятие может считать верными расчеты, сделанные по своим первичным документам.
Результат инвентаризации предприятие обязано отразить в акте установленного образца (N ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»). Делается два экземпляра этого документа, каждый из которых заверяют своими подписями члены инвентаризационной комиссии. Первый экземпляр передают в бухгалтерию, а второй оставляется у комиссии.
На основании данных акта инвентаризации дебиторской задолженности в регистры бухучета вносят исправления для достоверного отображения того, в каком состоянии находятся расчеты с должниками. При этом следует помнить, что вносить изменения можно только в тот отчетный период, когда их выявили. Внесение исправлений в данные предыдущих периодов недопустимо.
Проверяя состояние расчетов с дебиторами, нужно сверить данные, которые содержит форма № 1 «Бухгалтерский баланс» в строках «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» с данными, которые содержит форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность». Имеющиеся в указанных документах данные должны быть идентичными.
Ответ прошлых лет (Лена)
Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности
Должник, дебитор (от латинского слова debitum-долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами (10,С.46).
Дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.) (1, С.187).
В настоящее время, в связи с переходом на новый план счетов и новую систему учета дебиторской задолженности, выделяют следующие виды: дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, дочерних, зависимых товариществ, совместно контролируемых юридических лиц, прочей дебиторской задолженности, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность по выданным авансам (2, С. 156).
Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебиторская задолженность по прочим операциям.
Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях «Счета к получению» и «Векселя полученные». Счета к получению возникают тогда, когда сделка оформляется путем простой записи стоимости проданных в кредит товаров и услуг по так называемому «открытому счету» без письменного обязательства уплаты заемщиком. Вексель полученный – это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и процента.
К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская задолженность по дивидендам и процентам) и др.
В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. исходит из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности (4, С.71).
Безнадежные поступления по дебиторской задолженности – это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье «Скидка для безнадежных поступлений».
На практике нередко возникают ситуации, когда задолженность предприятий по договорным обязательствам погашается несвоевременно либо не погашается совсем. В таких случаях следует учитывать положение ст. 196 ГК РФ, которая устанавливает общий срок исковой давности (срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено) в три года. Кроме того, следует помнить, что отсчет срока исковой давности начинается не с момента возникновения задолженности, а с момента просрочки долга, который определяется исходя из условий договора. В случае, когда в договоре срок исполнения обязательств должником не оговорен, руководствуются общими правилами гражданского законодательства. Так, согласно ст. 314 ГК РФ, если обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства. Дебиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства, в том числе зачетом, может быть продана, а также списана как нереальная для взыскания (6, С. 15).
- Архитектура crm-систем
- 2. Архитектура кис []
- 3. Архитектура кис []
- 4. Архитектура кис []
- Готовый ответ. (Гриша) scm ( система управления сетями поставок ) -
- Scm надо рассматривать вне erp, а как отдельную систему с ней взаимодействующую.
- Функции scm
- Архитектура scm
- 5. Архитектура кис []
- Информационная система как производственная система
- 6. Архитектура кис []
- Классификация по архитектуре
- Классификация по степени автоматизации
- Классификация по характеру обработки данных
- Классификация по сфере применения
- 7. Архитектура кис []
- 8. Архитектура кис []
- 1С:Зарплата и Управление Персоналом
- 9. Архитектура кис []
- 2. Программно-аппаратная платформа
- 3. Системы документооборота
- 4. Информационные системы
- 10. Архитектура кис []
- § Iso/iec 12207:1995 – стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды заказного по. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов.
- Каскадная модель
- Итеративная
- 8.2.3. Типы резервного копирования
- 8.2.3.1. Полные копии
- 8.2.3.2. Добавочные копии
- 8.2.3.3. Разностные копии
- 8.2.5. Хранение резервных копий
- Модели разработки ис
- Методы проектирования снизу-вверх и сверху-вниз
- Подходы к проектированию ис
- 1. Структурный (функциональный) подход
- 2. Объектно-ориентированный подход
- Диаграммы потоков данных dfd (Data Flow Diagrams)
- 1 Область применения
- 2 Определения
- Методология функционального моделирования работ sadt
- Диаграммы потоков данных dfd (Data Flow Diagrams)
- Особенности методологии uml
- Основные виды диаграмм, классификации
- Другая классификация (более поздняя, более полная)
- Детальное описание диаграмм
- 6) Диаграмма кооперации
- Особенности применения
- Способы применения uml при разработке по
- Методология объектного проектирования на языке uml (uml-диаграммы)
- Модель rup. Основные диаграммы модели rup.
- 3. Архитектура Системных Паттернов
- 3.1.1 Репозиторий
- 3.1.2 Клиент/сервер
- 3.1.3 Обьектно - ориентированный, Модель предметной области (Domain Model), модуль таблицы (Data Mapper)
- 3.1.4 Многоуровневая система (Layers) или абстрактная машина
- 3.1.5 Потоки данных (конвейер или фильтр)
- 4.1 Структурные паттерны интеграции
- 4.1.1 Взаимодействие "точка - точка"
- 4.1.2 Взаимодействие "звезда" (интегрирующая среда)
- 4.1.3 Смешанный способ взаимодействия
- 4.2 Паттерны по методу интеграции
- 4.2.1 Интеграция систем по данным (data-centric).
- 4.2.2 Функционально-центрический (function-centric) подход.
- 4.2.3 Объектно-центрический (object-centric).
- 4.2.4 Интеграция на основе единой понятийной модели предметной области (concept-centric).
- 4.3 Паттерны интеграции по типу обмена данными
- 4.3.1 Файловый обмен
- 4.3.2 Общая база данных
- 4.3.3 Удаленный вызов процедур
- 4.3.4 Обмен сообщениями
- Образец (паттерн) проектирования.
- Модель sadt. Основные диаграммы модели sadt.
- Все указанные требования должны быть трассируемыми.
- Документация, создаваемая на различных этапах жизненного цикла
- 1.7. Тестирование, верификация и валидация - различия в понятиях
- 1) Требования документации охватывают весь жизненный цикл программного обеспечения.
- 2) Документирование должно быть управляемым.
- 5) Должны быть определены и использованы стандарты по документированию.
- 6) Должны быть определены средства поддержки.
- 1) Требования документации охватывают весь жизненный цикл программного обеспечения.
- 2) Документирование должно быть управляемым.
- 5) Должны быть определены и использованы стандарты по документированию.
- 6) Должны быть определены средства поддержки.
- 1. Информация для управления
- 2. Связь между задачами
- 3. Этапы разработки системы бюджетирования
- 4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
- 5. Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
- Что такое затраты
- Непосредственная классификация затрат
- Описание видов затрат
- 1) Входящие и истекшие
- 2) Прямые и косвенные затраты.
- 3) Основные и накладные.
- 4) Производственные и внепроизводственные.
- 5) Одноэлементные и комплексные затраты.
- 6) Постоянные, переменные и полупеременные.
- 7) Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках.
- 8) Безвозвратные затраты.
- 9) Вмененные (воображаемые) затраты.
- 10) Приростные и предельные затраты.
- 11) Планируемые и непланируемые затраты.
- Ещё одна классификация затрат
- Ещё одна классификация затрат в уу
- 1) Процесс принятия управленческих решений
- 2) Процесс прогнозирования
- 3) Процесс планирования
- 4) Процесс нормирования
- 5) Процесс организации
- 6) Процесс учета
- 7) Процесс контроля
- 8) Процесс регулирования
- 9) Процесс стимулирования
- 10) Процесс анализа
- Классификация затрат в отечественном управленческом учете.
- 2. Определение затрат. Как классифицировать затраты
- Методы учета затрат и калькулирования
- 1.Понятие себестоимости и калькулирования себестоимости
- 2. Попроцессный и позаказный методы калькулирования себестоимости
- 3.Методы калькулирования по полноте затрат
- Метод полных затрат
- Директ-костинг
- Ещё один метод - abc-костинг (дифференцированный метод учета себестоимости)
- Методы калькулирования себестоимости продукции.
- 1. Нормативный метод калькулирования
- 2. Метод (способ) прямого счета
- 3. Параметрический метод
- 4. Коэффициентный метод
- 5. Комбинированный и позаказный методы
- 6. Попередельный метод калькулирования
- 7. Позаказный и попроцессное калькулирования
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Что такое управленческий учет (уу)
- Цель и задачи уу
- Другое описание задач уу
- 1. Учет ресурсов организации
- 2. Контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности
- 3. Планирование
- 4. Прогнозирование и оценки прогноза
- Ещё одно описание задач уу
- Объекты
- Задачи управленческого учета
- 1. Учет ресурсов организации
- 2. Контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности
- 3. Планирование
- 4. Прогнозирование и оценки прогноза
- 1. Система учета и управления затратами
- 2. Система показателей деятельности
- 3. Система долгосрочных и текущих бюджетов
- 4. Система управленческих отчетов
- 1. Идентификация, измерение и накопление данных
- 2. Анализ, подготовка и интерпретация информации
- 3. Разработка и технологическое внедрение информационной системы
- 4. Администрирование системы управленческого учета
- 8. Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
- Определение
- Какие затраты включаются
- Как ведётся учёт затрат
- Где используется
- Ключевые понятия
- Сущность
- Пример:
- Достоинства метода
- Недостатки метода
- Система «директ-костинг» в современном управленческом учете.
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Сущность и методика нормативного метода учета затрат.
- 1. Нормативный метод калькулирования
- Определение
- Состав себестоимости
- Виды себестоимости
- Структура себестоимости
- Структура себестоимости по статьям калькуляции
- Структура себестоимости по элементам затрат
- Состав и структура себестоимости продукции
- Показатели себестоимости продукции
- Базовые показатели финансового менеджмента.
- I классификация
- II классификация
- Эффект финансового левереджа;
- Этапы оптимизации структуры капитала Анализ капитала
- Определяется
- Определяют систему коэффициентов
- Эффективность использования капитала
- Оценка факторов, определяющих структуру капитала
- (Применить) Методы оптимизации
- Глава 1. Условия осуществления безналичных расчетов
- Глава 2. Расчеты платежными поручениями
- Глава 3. Расчеты по аккредитивам
- Глава 4. Расчеты чеками
- Глава 5. Расчеты по инкассо
- Глава 6. Заключительные положения
- Учет дебиторской задолженности
- 1. Учет кредиторской задолженности
- 1.1. Учет расчетов займам
- 1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 1.3. Учет задолженности по налогам
- 1.4. Учет прочей кредиторской задолженности
- 2 Базовые денежные потоки экономической системы.
- Государственный кредит.
- Источники образования государственных доходов.
- 7. Коммерческий кредит (кк) и его особенности
- Обязательное и добровольное страхование и их взаимодействие.
- Коммерческий кредит и его особенности.
- 1 Понятие ликвидности активов и ее связь с доходностью.
- Финансовый рынок и его макроэкономическая задача.