logo
GOSy_raspredelenie_otvety_10_06_11_v_7-ITOG

1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относят предприятия и организации, поставляющие товарно-материальные запасы (ТМЗ) или оказывающие услуги и выполняющие разные работы. Расчеты с поставщиками и подрядчиками, как правило, осуществляются в безналичном порядке. Форма расчетов определяется договором или соглашением. Основными формами расчетов являются: акцептная, аккредитивная, платежными поручениями, чеками, платежными поручениями в порядке плановых платежей, в порядке зачета взаимных требований, векселями.  Для отражения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам».  По кредиту счета 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам» отражается:  - стоимость приобретенных товарно-материальных запасов, внеоборотных активов и др., а также стоимость услуг по их доставке и переработке на стороне – в корреспонденции с соответствующими счетами учета ТМЗ, внеоборотных активов и др.;  - стоимость принятых работ и потребленных услуг – в корреспонденции со счетами 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг», 7210 «Административные расходы»;  -  сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) – в корреспонденции со счетом 3130 «Налог на добавленную стоимость»;  - сумма обнаруженных недостач сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества при приемке на склад поступивших акцептованных (оплаченных) ТМЗ и внеоборотных активов, а также несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки – в корреспонденции со счетом 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность».  Учет расчетов с поставщиками ведут в журнале специальной формы или ведомости по каждому счету – фактуре или платежному требованию поручению, что позволяет контролировать расчеты по каждому документу.  Поступившие счета – фактуры вначале регистрируют в «Журнале учета поступающих грузов». По мере поступления ценностей на склады или приемки выполненных работ и оказанных услуг в журнале отмечают номера приходных документов и проставляют дату поступления запасов на склады или запросов, связанных с розыском непоступивших грузов. По журналу контролируют также суммы материальных ценностей, находящихся в пути. Записи в журнале производятся отделом снабжения по мере поступления материальных ценностей на склад предприятия на основании товарно–транспортных документов, приходных ордеров, актов о приемке материалов. В графе «Примечание» записывают данные об оплате счета, отказе от акцепта или сумме частичного акцепта и др. В журнал записывают только акцептованные счета – фактуры.  Акцептованные счета с указанием регистрационного номера по журналу учета поступающих грузов передают в бухгалтерию. Здесь их данные записывают в журнал по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, который бухгалтерия заполняет в три этапа.  На первом этапе записи в журнал делают при поступлении акцептованных счетов – фактур и других расчетных документов. При этом записывают регистрационный номер и номер платежного требования – поручения, наименование поставщика, сумму акцепта счета – фактуры. Затем счет – фактуру поставщика передают отделу снабжения или таможенной службе для получения груза у местных поставщиков или на железнодорожной станции, складах временного хранения – при поступлении ценностей от прочих поставщиков.  На втором этапе запись в журнал производят на основании поступивших в бухгалтерию со склада приходных документов. В журнале указывают номера этих документов, стоимость поступивших ценностей по учетным или договорным ценам и их фактическую стоимость согласно платежному требованию – поручению в разрезе корреспондирующих счетов по учету товарно-материальных ценностей или затрат на производство.  Приходные документы должны быть тщательно проверены, и соответствовать количеству материальных ценностей в платежном требовании – поручении. Если при приемке грузов выявляют недостачу или порчу ценностей, по вине поставщика или транспортной организации, то на основании актов о приемке материалов и расчета суммы претензий, сумму претензий списывают с кредита счета 3310 в дебет счета 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность». Если недостачу материальных ценностей устанавливают до акцепта расчетно-платежных документов, то на ее сумму уменьшают акцепт соответствующего расчетно-платежного документа.  В журнале отражают также операции по учету расчетов с поставщиками по выполненным работам и оказанным услугам. При записи в журнал данных счета – фактуры, предъявленного за работы и услуги, указывают, за что он предъявлен, а записи по дебету соответствующих счетов – потребителей работ и услуг производят на основании разметки корреспондирующих счетов, сделанной бухгалтерией на счетах – фактурах поставщиков.  На третьем этапе в журнале отражают оплату счетов – фактур. Отметки об оплате делают на основании выписок по расчетному и другим счетам в банке. При этом указывается дата оплаты счета, и с какого счета произведена оплата (1010, 1040, 1050).  В конце месяца в журнале подсчитывают итоги и выводят остатки по неоплаченным счетам. Заключение журнала производят по четырем строкам: итого за месяц, сторно материалов в пути на начало месяца, материалы в пути на конец месяца, всего по журналу.  В аналитических данных показывают задолженность по векселям: срок оплаты которых не наступил; по просроченным оплатой векселям, материалы в пути (в том числе сверх нормативного срока грузооборота)[3].