4. Информационные системы
Управленческую пирамиду можно условно разбить на два слоя: нижний – оперативный (или операционный) и верхний – стратегический.
На вход КИС поступает информация об основных ресурсах (финансовых, материальных, кадровых, информационных), которыми необходимо управлять, в то время как ее выходом является результат основной деятельности предприятия или организации [1, 6, 7].
По мере продвижения вверх по пирамиде, переходя из слоя в слой, происходит структурирование первичной информации, ее свертка и фильтрация, так что попадающие к высшему руководству отчеты уже содержат всего несколько величин, однако самых существенных для выработки стратегических решений по управлению и развитию.
Системы оперативной обработки транзакций OLTP характеризуются большим количеством изменений, одновременным обращением множества пользователей к одним и тем же данным для выполнения разнообразных операций: чтения, записи, удаления или модификации данных. Для нормальной работы множества пользователей применяются блокировки и транзакции. Эффективная обработка транзакций и поддержка блокировок входят в число важнейших требований к системам оперативной обработки транзакций.
MIS – это интегрированная человекомашинная система обеспечения информацией, поддерживающая функции операций, менеджмента и принятия решений в организации. Системы используют компьютерную технику и программное обеспечение, модели управления и принятия решений, а также БД.
Корпоративное хранилище данных (Data Warehouse – DW) представляет собой предметно-ориентированный, интегрированный, неизменный, поддерживающий хронологию набор данных, предназначенный для поддержки принятия решений. Следует отметить, что в этом определении соединены две различные функции:
а) сбор, организация и подготовка данных для анализа в виде постоянно наращиваемой БД;
б) собственно анализ как элемент принятия решений.
Принятие решений в качестве сферы применения DW существенно сужает определение. Если в определении оставить лишь анализ (как элемент научных, технологических и экологических систем), круг использования данной концепции может быть значительно расширен.
Из рисунка понятно, что все тиражные АСУ в этом разрезе можно рассматривать как некую основу, фундамент для построения КИС. Опыт отечественных и зарубежных организаций однозначно подтверждает, что ни одна крупная КИС не состоит только из одной тиражной системы (будь то ERP или нет). Всегда остаются бизнес-задачи, не входящие в ее функциональность. Важно, чтобы добавление дополнительных функций происходило с сохранением интегрированности (информация вводилась бы в систему один раз и все изменения в связанных объектах производились бы под жестким контролем информационной системы).
Выделенный стратегический слой начинается с систем поддержки принятия решений (СППР) – Decision Support System (DSS), которые могут включать в себя ситуационные центры, средства многомерного анализа данных и прочие инструменты аналитической обработки (On-Line Analytic Processing – OLAP). Используемые на этом уровне специальные математические методы позволяют прогнозировать динамику различных показателей, анализировать затраты по разным видам деятельности, уяснять их детальную структуру, формировать подробные бюджеты по разным схемам. Такие средства, как правило, не входят в состав АСУ, а являются разработками третьих фирм.
В зависимости от данных СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические. Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких, как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др. СППР первого типа получили название информационных систем руководства (ИСР) – Executive Information Systems (EIS). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы организации, в идеале адекватно отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности.
Венчающая пирамиду система выработки стратегических решений по управлению и развитию может вовсе обходиться без информационных технологий, ограничиваясь принятыми в организации способами утверждения долгосрочных планов – заседанием совета директоров, коллегиальным обсуждением, мозговым штурмом и проч.
Функциональные задачи КИС
Если говорить обобщенно, то корпоративная информационная система представляет собой универсальный инструмент ведение хозяйственной деятельности предприятия. С помощью КИС можно повысить эффективность операций во всех сферах деятельности, улучшая, таким образом, экономические параметры деятельности. Необходимо заметить, что полная автоматизация предприятия невозможна. Поэтому повышение эффективности будет зависеть от руководства и их навыков владения КИС. Управленец должен понимать актуальность получаемых им данных, своевременно совершать анализ и предпринимать адекватные решения. В противном случае, информация, которую предоставляет корпоративная информационная система, остается невостребованной. Корпоративная информационная система без надлежащего руководства не способна повлиять на эффективность ведения хозяйственной деятельности. Основная задача КИС ускорить протекания основополагающих процессов успешного предприятия и предоставить актуальную информацию. Управленец же, в свою очередь, должен принимать решения на основе полученных данных. Именно решения руководства оказывают непосредственное влияние на прибыльность бизнеса. Исходя из этого, руководитель должен позаботиться не только о том, чтобы корпоративная информационная система была установлена, но и обучится основам её использования. На основе определенных знаний, управленец должен самостоятельно определиться, какая корпоративная информационная система будет наиболее эффективной в конкретной ситуации. Основной элемент, который способствует созданию КИС — консолидация всевозможной информации о деятельности предприятия. Каждая сфера бизнес-деятельности имеет свои индивидуальные особенности и характеристики, поэтому корпоративная информационная система должна в точности соответствовать уникальным требованиям. С внедрением КИС управленец получает в свое распоряжение массу возможностей, на основе которых можно увеличить эффективность ведения хозяйственной деятельности. Компании, которые имеют множество филиалов, рассматривают КИС как жизненно важный элемент бизнеса. Ведь в этом случае необходима постоянная консолидация, обработка и мониторинг большого объема отчетов и другой информации.
Ответ прошлых лет (Ден)
Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.
Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Корпоративную информационную систему (КИС) можно определить как совокупность информационных ресурсов, процессов и технологий, собирающих, преобразующих и распространяющих корпоративную информацию. Обобщенной целью корпоративной ИС является накопление, хранение и преобразование информации для использования ее в процессе принятия управленческих решений.
Структура и функциональность корпоративных ИС, определяется характером организации источников и потребителей информации ИС, среди которых могут быть как пользователи, так и другие ИС.
Основными задачами корпоративной ИС являются поддержка динамической информационной модели предметной области и обеспечение решения на основе информационной модели задач управленческого, исследовательского, конструкторского и иного характера. Для успешного решения этих задач корпоративная ИС должна обладать следующими функциями:
1. Функции сбора и регистрации информационных ресурсов. Сбор информации о предметной области необходим для поддержания информационной модели в адекватном состоянии. Возможны следующие варианты реализации данных функций:
а) путем измерений или наблюдений фактов в реальном мире и ввода данных в систему вручную с помощью клавиатуры и/или каких-либо манипуляторов. Например, ввод данных после социологического опроса населения;
б) полуавтоматически, путем ввода данных в компьютер с некоторых носителей. Например, сканирование паспортных данных, их распознавание и ввод в базу данных;
в) автоматически, с помощью различного рода датчиков или механизмов обмена данными с другими ИС. Например, определение температуры, влажности, содержание углекислого газа в воздухе, выявление IP адресов с которых производились атаки сетевого периметра и др.
При реализации функций сбора и регистрации информационных ресурсов в системе, как правило, необходимо решить следующие задачи:
а) задача фильтрации данных.
б) задача верификации данных. Верификация данных обеспечивает достоверность и логическую целостность данных. Проверка достоверности данных осуществляется на основе экспертного анализа вводимой информации на предмет адекватности.
в) задача сжатия данных. Сжатие данных осуществляется с целью минимизации ресурсов памяти, необходимых для их хранения, а также для снижения затрат на передачу данных по коммуникационным каналам;
г) задача преобразования данных из одного формата в другой. Эта задача возникает при необходимости передачи данных из одной информационной системы в другую, либо при передаче данных между различными частями системы.
2. Функции хранения информационных ресурсов. Данные функции связаны, прежде всего, с необходимостью управления ресурсами хранимых данных и ресурсами памяти. Требования к этим функциям различаются в разных классах информационных систем. В качестве альтернативы файловым системам можно использовать механизмы управления данными, основанные на технологиях баз данных.
3. Функции актуализации информационных ресурсов. Актуализация информационных ресурсов заключается в приведении их в соответствие текущему состоянию предметной области системы. Это осуществляется путем добавления новой или удаления устаревшей информации, а также изменения связей между информационными единицами.
4. Функции обработки информационных ресурсов. Одним из важнейших качеств корпоративных ИС является возможность производства новых данных и знаний на основе уже существующих.
5. Функции предоставления информационных ресурсов пользователям. Функции обеспечения интерфейса системы с пользователем являются одной из важнейших составляющих ИС. Предоставление информационных ресурсов пользователю может осуществляться с использованием двух технологий:
а) pull-технологий. В этом случае инициатором процесса предоставления информационных ресурсов является пользователь. Для поддержки этого процесса в системе предусматриваются пользовательские интерфейсы – средства взаимодействия пользователей с ИС. Существуют следующие виды интерфейсов, обеспечивающих взаимодействие конечных пользователей с ИС:
– интерфейсы командной строки;
– графические интерфейсы.
б) push-технологии. В этом случае инициатором предоставления информационных ресурсов является сама информационная система согласно определенному регламенту. В соответствии с регламентом для какого-либо рода информационных ресурсов определяется круг зарегистрированных пользователей, после чего распространение информации осуществляется путем рассылки сообщений всем подписчикам.
- Архитектура crm-систем
- 2. Архитектура кис []
- 3. Архитектура кис []
- 4. Архитектура кис []
- Готовый ответ. (Гриша) scm ( система управления сетями поставок ) -
- Scm надо рассматривать вне erp, а как отдельную систему с ней взаимодействующую.
- Функции scm
- Архитектура scm
- 5. Архитектура кис []
- Информационная система как производственная система
- 6. Архитектура кис []
- Классификация по архитектуре
- Классификация по степени автоматизации
- Классификация по характеру обработки данных
- Классификация по сфере применения
- 7. Архитектура кис []
- 8. Архитектура кис []
- 1С:Зарплата и Управление Персоналом
- 9. Архитектура кис []
- 2. Программно-аппаратная платформа
- 3. Системы документооборота
- 4. Информационные системы
- 10. Архитектура кис []
- § Iso/iec 12207:1995 – стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды заказного по. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов.
- Каскадная модель
- Итеративная
- 8.2.3. Типы резервного копирования
- 8.2.3.1. Полные копии
- 8.2.3.2. Добавочные копии
- 8.2.3.3. Разностные копии
- 8.2.5. Хранение резервных копий
- Модели разработки ис
- Методы проектирования снизу-вверх и сверху-вниз
- Подходы к проектированию ис
- 1. Структурный (функциональный) подход
- 2. Объектно-ориентированный подход
- Диаграммы потоков данных dfd (Data Flow Diagrams)
- 1 Область применения
- 2 Определения
- Методология функционального моделирования работ sadt
- Диаграммы потоков данных dfd (Data Flow Diagrams)
- Особенности методологии uml
- Основные виды диаграмм, классификации
- Другая классификация (более поздняя, более полная)
- Детальное описание диаграмм
- 6) Диаграмма кооперации
- Особенности применения
- Способы применения uml при разработке по
- Методология объектного проектирования на языке uml (uml-диаграммы)
- Модель rup. Основные диаграммы модели rup.
- 3. Архитектура Системных Паттернов
- 3.1.1 Репозиторий
- 3.1.2 Клиент/сервер
- 3.1.3 Обьектно - ориентированный, Модель предметной области (Domain Model), модуль таблицы (Data Mapper)
- 3.1.4 Многоуровневая система (Layers) или абстрактная машина
- 3.1.5 Потоки данных (конвейер или фильтр)
- 4.1 Структурные паттерны интеграции
- 4.1.1 Взаимодействие "точка - точка"
- 4.1.2 Взаимодействие "звезда" (интегрирующая среда)
- 4.1.3 Смешанный способ взаимодействия
- 4.2 Паттерны по методу интеграции
- 4.2.1 Интеграция систем по данным (data-centric).
- 4.2.2 Функционально-центрический (function-centric) подход.
- 4.2.3 Объектно-центрический (object-centric).
- 4.2.4 Интеграция на основе единой понятийной модели предметной области (concept-centric).
- 4.3 Паттерны интеграции по типу обмена данными
- 4.3.1 Файловый обмен
- 4.3.2 Общая база данных
- 4.3.3 Удаленный вызов процедур
- 4.3.4 Обмен сообщениями
- Образец (паттерн) проектирования.
- Модель sadt. Основные диаграммы модели sadt.
- Все указанные требования должны быть трассируемыми.
- Документация, создаваемая на различных этапах жизненного цикла
- 1.7. Тестирование, верификация и валидация - различия в понятиях
- 1) Требования документации охватывают весь жизненный цикл программного обеспечения.
- 2) Документирование должно быть управляемым.
- 5) Должны быть определены и использованы стандарты по документированию.
- 6) Должны быть определены средства поддержки.
- 1) Требования документации охватывают весь жизненный цикл программного обеспечения.
- 2) Документирование должно быть управляемым.
- 5) Должны быть определены и использованы стандарты по документированию.
- 6) Должны быть определены средства поддержки.
- 1. Информация для управления
- 2. Связь между задачами
- 3. Этапы разработки системы бюджетирования
- 4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
- 5. Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
- Что такое затраты
- Непосредственная классификация затрат
- Описание видов затрат
- 1) Входящие и истекшие
- 2) Прямые и косвенные затраты.
- 3) Основные и накладные.
- 4) Производственные и внепроизводственные.
- 5) Одноэлементные и комплексные затраты.
- 6) Постоянные, переменные и полупеременные.
- 7) Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках.
- 8) Безвозвратные затраты.
- 9) Вмененные (воображаемые) затраты.
- 10) Приростные и предельные затраты.
- 11) Планируемые и непланируемые затраты.
- Ещё одна классификация затрат
- Ещё одна классификация затрат в уу
- 1) Процесс принятия управленческих решений
- 2) Процесс прогнозирования
- 3) Процесс планирования
- 4) Процесс нормирования
- 5) Процесс организации
- 6) Процесс учета
- 7) Процесс контроля
- 8) Процесс регулирования
- 9) Процесс стимулирования
- 10) Процесс анализа
- Классификация затрат в отечественном управленческом учете.
- 2. Определение затрат. Как классифицировать затраты
- Методы учета затрат и калькулирования
- 1.Понятие себестоимости и калькулирования себестоимости
- 2. Попроцессный и позаказный методы калькулирования себестоимости
- 3.Методы калькулирования по полноте затрат
- Метод полных затрат
- Директ-костинг
- Ещё один метод - abc-костинг (дифференцированный метод учета себестоимости)
- Методы калькулирования себестоимости продукции.
- 1. Нормативный метод калькулирования
- 2. Метод (способ) прямого счета
- 3. Параметрический метод
- 4. Коэффициентный метод
- 5. Комбинированный и позаказный методы
- 6. Попередельный метод калькулирования
- 7. Позаказный и попроцессное калькулирования
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Что такое управленческий учет (уу)
- Цель и задачи уу
- Другое описание задач уу
- 1. Учет ресурсов организации
- 2. Контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности
- 3. Планирование
- 4. Прогнозирование и оценки прогноза
- Ещё одно описание задач уу
- Объекты
- Задачи управленческого учета
- 1. Учет ресурсов организации
- 2. Контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности
- 3. Планирование
- 4. Прогнозирование и оценки прогноза
- 1. Система учета и управления затратами
- 2. Система показателей деятельности
- 3. Система долгосрочных и текущих бюджетов
- 4. Система управленческих отчетов
- 1. Идентификация, измерение и накопление данных
- 2. Анализ, подготовка и интерпретация информации
- 3. Разработка и технологическое внедрение информационной системы
- 4. Администрирование системы управленческого учета
- 8. Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
- Определение
- Какие затраты включаются
- Как ведётся учёт затрат
- Где используется
- Ключевые понятия
- Сущность
- Пример:
- Достоинства метода
- Недостатки метода
- Система «директ-костинг» в современном управленческом учете.
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Сущность и методика нормативного метода учета затрат.
- 1. Нормативный метод калькулирования
- Определение
- Состав себестоимости
- Виды себестоимости
- Структура себестоимости
- Структура себестоимости по статьям калькуляции
- Структура себестоимости по элементам затрат
- Состав и структура себестоимости продукции
- Показатели себестоимости продукции
- Базовые показатели финансового менеджмента.
- I классификация
- II классификация
- Эффект финансового левереджа;
- Этапы оптимизации структуры капитала Анализ капитала
- Определяется
- Определяют систему коэффициентов
- Эффективность использования капитала
- Оценка факторов, определяющих структуру капитала
- (Применить) Методы оптимизации
- Глава 1. Условия осуществления безналичных расчетов
- Глава 2. Расчеты платежными поручениями
- Глава 3. Расчеты по аккредитивам
- Глава 4. Расчеты чеками
- Глава 5. Расчеты по инкассо
- Глава 6. Заключительные положения
- Учет дебиторской задолженности
- 1. Учет кредиторской задолженности
- 1.1. Учет расчетов займам
- 1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 1.3. Учет задолженности по налогам
- 1.4. Учет прочей кредиторской задолженности
- 2 Базовые денежные потоки экономической системы.
- Государственный кредит.
- Источники образования государственных доходов.
- 7. Коммерческий кредит (кк) и его особенности
- Обязательное и добровольное страхование и их взаимодействие.
- Коммерческий кредит и его особенности.
- 1 Понятие ликвидности активов и ее связь с доходностью.
- Финансовый рынок и его макроэкономическая задача.