logo
GOSy_raspredelenie_otvety_10_06_11_v_7-ITOG

Классификация по сфере применения

Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:

Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.

Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.

Банковские ИС – повышенное требование к безопасности информации для внешних и внуренних пользователей.

Бухгалтерские ИС – основой для работы служит документ. Единство такой системы определяется содержанием финансово-хозяйственных операций, которые отображаются в вид проводки.

ИС финансовых телекоммуникаций – яркий пример SWIFT (система межбанковских расчетов функционирующая на базе компьютерных сетей и телекоммуникаций). Использует в качестве телекоммуникаций телекс (международная сеть абонентского телеграфирования), телефонные линии, волоконно-оптические линии. Передается вся информация (системные сообщения, платежи, межбанковские расчеты, валютные сделки, кредитные транзакции, операции с ценными бумагами, транзакции).

ИС обработки пластиковых карт (VISA, MC, AmEx) – обязательно должно быть включено производство карт, создание сети приема, сети распознавания карт, обработки платежей. В дополнение там много всяких подсистем для обнаружения мошеннических операций, банки должны периодически специальные отчеты ПС (платежной системе) посылать, иначе безумный штраф будут платить.

Ответ прошлых лет (Ден)

Корпоративная информационная система — это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности больших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления.

Главная задача КИС – эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально-техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.

КИС по своему составу – это совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационно-однородную систему, которая наилучшим образом решает в некотором роде уникальную задачу каждого конкретного предприятия. Корпоративной Информационной Системой может считаться система, автоматизирующая более 80 % подразделений предприятия. Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.

В состав КИС должны войти средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные (технологические) продукты. Из этого, в частности, следует, что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов.

Информационная система организации является корпоративной информационной системой, если она отвечающая следующему минимальному перечню требований:

1.    функциональная полнота системы; 2.    локализация информационной системы; 3.    надежная система защиты информации; 4.    наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы; 5.    реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях; 6.    обеспечение обмена данными между разработанными информационными системами и др. программными продуктами, функционирующими в организации; 7.    возможность консолидации информации; 8.    наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации

Классификация КИС

По масштабу:

  1. Одиночные — реализованы на отдельных ПК, рассчитаны на одного пользователя;

  2. Групповые — рассчитаны на коллективность пользователей отдела и строятся на базе локальной сети;

  3. Корпоративные — рассчитаны на крупные организации, могут быть распределенными и реализованы на нескольких ПК. Выделяются либо отдельные ПК для СУБД, инфраструктуры, либо один большой сервер.

При работе ИС использует большие БД, даже одиночные организованные на базе СУБД. Большие СУБД выставляют свои требования к ИС.

По сфере применения:

  1. Обработка транзакций — пакетные ИС и оперативные ИС (используют OLTP);

  2. Принятие решений — с помощью сложных запросов производится анализ и отбор данных;

  3. Информационно-справочные — основаны на HTML и мультимедиа;

  4. Офисные — используются в целях обработки бумажной документации, делопроизводства и документооборота.

По способу организации работы:

Файл-сервер

Клиент-сервер

Многоуровневая архитектура

Состоит из:

  1. приложения клиентов — обеспечивают диалог с пользователем;

  2. сервер приложения — прикладная логика обработки данных и запросы к БД;

  3. удаленный сервер БД;

Интернет-технологии

Классификация информационных систем обычно осуществляется на основе каких-либо

выделенных признаков. Например, с точки зрения управленческого уровня, на котором осуществляется использование ИС, принято делить корпоративные ИС на следующие виды:

1. ИС для обеспечения текущих операций предназначены для решения задач оперативного учета и контроля бизнес-процессов предприятия и используются на уровне работников предприятия и их непосредственных начальников. Существуют следующие разновидности таких ИС:

1.1. Системы обработки операций, выполняющие поддержку финансовых операций, осуществляющие модернизацию баз данных, обработку данных, формирование отчетов и прочих документов.

1.2. Системы управления процессами, управляющие физическими процессами производства продукции.

1.3. Системы автоматизации офиса, автоматизирующие коммуникации, делопроизводство и производительность офиса, охватывающие обработку текстов, электронную почту, организацию телеконференций, обработку и хранение документов.

2. Системы поддержки процесса принятия решений также имеют три разновидности:

2.1. Системы предоставления информации, предоставляющие менеджерам предопределенные и регламентированные сообщения и отчеты о текущих бизнес-операциях.

2.2. Системы поддержки принятия решений, имеющие в своем составе набор диалоговых и специальных средств проектирования альтернативных решений для использования в непрограммируемых ситуациях.

2.3. ИС руководителей, обслуживающие менеджеров высшего уровня с целью мгновенного формирования критической информации в свободном формате. Информируют о состоянии предприятия по ключевым факторам.

3. ИС для обеспечения стратегических преимуществ дают мгновенный доступ к информации о важнейших факторах, влияющих на достижении фирмой своих задач. ИС этого типа должны производить такие информационные продукты и услуги, которые содействуют привлечению клиентов и поставщиков, а также увеличению объема продаж за счет ресурсов конкурентов.

Следует отметить, что несмотря на выделение некоторого количества видов ИС, реальные системы достаточно часто воплощают в себе несколько концептуальных типов ИС. Современные концепции ИС обусловлены пониманием функций, которые выполняют ИС в современных организациях, анализом роли ИС в обеспечении массовых текущих операций, а также влиянием ИС на достижение стратегических преимуществ в конкурентной борьбе.

Помимо классификации с точки зрения управленческого уровня, можно классифицировать корпоративные ИС на основе следующих характеристик:

1) предметная область системы;

2) вид поддерживаемых информационных ресурсов;

3) функции обработки информационных ресурсов;

4) степень детализации предметной области;

5) среда хранения информационных ресурсов;

6) объем информационных ресурсов;

7) степень динамичности информационных ресурсов;

8) состав лингвистических ресурсов системы;

9) архитектура системы;

10) регламент обслуживания пользователей системы;

11) расписание функционирования системы;

12) способы и характер доступа к системе;

13) поддерживаемые стандарты информационных технологий;

14) реализуемые интерфейсы;

15) программно-аппаратная платформа;

16) коммуникационное оборудование;

17) состав программного обеспечения;

18) состав системного персонала;

19) методология и инструментальные средства разработки систем.