logo
GOSy_raspredelenie_otvety_10_06_11_v_7-ITOG

2 Базовые денежные потоки экономической системы.

Денежный поток или поток наличных денег (англ. Cash Flow; CF) — это абстрагированный от его экономического содержания численный ряд, состоящий из последовательности распределённых во времени платежей. Используется для расчёта показателей экономической эффективности инвестиций, а также для анализа движения денежных средств экономического субъекта во времени.

Общепринятое обозначение потока платежей — CF. Обозначение численного ряда — CF0,CF1,...,CFn. Отдельный элемент такого ряда может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

Численное значение денежного потока характеризует величину притока денег, если оно больше нуля, или оттока денег, если оно меньше нуля. Положительный денежный поток формируют денежные средства, оставшиеся у экономического субъекта по итогам за соответствующий период, например, прибыль, амортизация. Отрицательный денежный поток формируют денежные средства, затрачиваемые экономическим субъектом в соответствующий период, например, инвестиции, возврат кредита, затраты на сырьё, энергию, материалы и др.

Исходя из теории временной стоимости денег, для получения суммы потока платежей, приведенной к настоящему моменту времени, используется метод дисконтирования. Таким образом все суммы денежного потока приводятся к настоящей стоимости.

Ответ прошлых лет (Мадина)

Содержание и особенности отд потоков платежей:

1.Поток ден платежей населению за предоставленные ресурсы. В приведенной схеме предполагается, что все ресурсы принадлежат населению, хотя в реальной жизни часть их может принадлежать гос-ву. Население продает ресурсы на пользование собственностью через рынок ресурсов (труд и права на пользование собственностью) предприятия.

Рынок ресурсов представляет собой функциональную зону эк системы, в к-ой действуют опр субъекты эк-ки – предприятия, как покупатели, и население, как продавцы опр вида товара - ресурсов производства. Составляющими этого потока яв:

Зарплата (платежи за трудовые ресурсы), прибыль собственника (платежи за материальные ресурсы), рентные платежи (фактически рентная плата).

В целом, этот поток яв потоком нац дохода.

2.Поток ден платежей населения за потребляемые товары и услуги.

Эти товары и услуги (ТиУ) яв конечными, те используются для личного потребления, удовлетворения нужд гос-ва и тд

Альтернативой конечных товаров яв промежуточные, предназначенные для производства потребления. Оборот этих товаров на схеме не отражен.

Можно считать, что он происходит внутри укрупненного субъекта эк-ки «предприятия». На данной стадии рассмотрения схемы условно считается, что весь нац доход население расходует на приобретение конечных товаров на соответствующем рынке, где в качестве продавцов выступают предприятия, а в качестве покупателей – население.

  1. Поток ден платежей предприятиям за проданные конечные товары.

Эти платежи компенсируют предприятиям все расходы на производство продукции: конечных товаров- прямо, промежуточных – косвенно, через перераспределение между предприятиями.

Этот поток представляет собой нац продукт. В нашей схеме нац продукт (стоимость всех произведенных за период конечных товаров) = нац доходу (суммарным ден выплатам населению за период). На практике эти величины несколько отличаются из-за временного фактора: отд виды ресурсов приобретаются в прошлом периоде, а расходуются - в настоящем.

  1. Поток ден платежей предприятий за потребляемые ресурсы.

Эти платежи обеспечивают предприятиям постоянный приток ресурсов и, следовательно, непрерывность производства.

Этот поток замыкает круг ден обращения, охватывающий двух главных (фактически единственно реальных) субъектов населения: предприятия и население. Эк система, включающая в себя только предприятия и население, в принципе, находится в равновесном состоянии (производство = потреблению) при условии расходования всего нац дохода на приобретение ТиУ.

Описанные выше 4 ден потока являются базовыми для любой экономической системы, т к в их рамках происходят реальные эк процессы: производство новых стоимостей и их целесообразное потребление.

(а дальше про остальные потоки, уже не базовые из этого же раздела)

В современных условиях важнейшим участком ден обращения яв государство - совокупность институтов, обеспечивающих соц стабильность в обществе. При этом гос-во играет в ден обращении двоякую роль:

Нормативного регулятора ден процессов в стране, как административными, так и эк методами.

Крупнейшего потребителя ден ресурсов в ходе выполнения своих функций. Эти ресурсы гос-во получает в свое распоряжение, в основном, в виде налогов- обязательных ден платежей населения и предприятий в пользу гос-ва. В результате возникает 2 денежных потока

  1. Поток налогов с предприятий (например, налог на прибыль, отчисления во внебюджетные фонды).

  2. Поток налогов с населения (подоходный налог, налог на имущество).

В совокупности эти потоки образуют большую часть гос доходов. Налоговые поступления концентрируются в фед казначействе и центральном банке и распределяются в законодательном порядке через бюджет и внебюджетные фонды, образуя условно единый ден поток.

7. Поток гос расходов, которые представляют собой ден платежи гос-ва, в процессе решения им опр круга задач- соц и эк-х. Условность единства этого ден потока заключается в том, что с одной стороны, в целом он отражает процесс перераспределения опр части нац дохода, с другой- в нем можно выделить несколько составляющих в зависимости от конкретной цели распределения. Определенная доля нац дохода возвращается населению в виде соц выплат (пенсий, пособий). Эта доля носит названия трансфертных расходов. Другая доля нац дохода расходуется на гос нужды в виде гос закупок: воен техника, строительство воен объектов, оборудование для гос органов управления, создание гос резервов и тд.

Общей характерной чертой трансфертных расходов и гос закупок яв то, что их средства прямо или опосредованно (в виде расходов той части населения, которая пользуется соц выплатами) попадают на рынок конечных товаров. Это определяет отраженное на схеме направление потока гос расходов.

Кроме этих платежей государство в опр степени яв потребителем ресурсов. Объем этого потребеления зависит от структуры гос сектора экономики (соотношение между различными правовыми формами гос предприятий) и масштабов этого сектора. В стабильной и эффективной эк-ке потребление гос-ом ресурсом не велико, что позволяет не отражать эот поток на приведенной схеме.

Влияние участия гос-ва в ден обращении на равновесии эк системы зависит от двух факторов: Необходимость изменения равновесия для целей макроэкономического регулирования эк-ки; Качества выполнения гос-ом своих функций.

Первый фактор проявляется тогда, когда объективно установлена необходимость изменения эк ситуации и принято решение о гос вмешательстве (изменение налогов, ставки рефинансирования). Действие этого фактора осознанно приводится в действие. Соотношение между производством и потреблением изменяется, и эк система переводится в новое запланированное равновесное состояние. Последствия в этом случае для эк-ки в целом носят положительный характер.

Сущность второго фактора заключается в том, что если гос-во быстро и эк-ки оправданно производит перераспределение переданной в его распоряжение доли нац дохода, то влияние на эк равновесие яв минимальным: изменяется структура потребления, но не его объем. Если процессы распределения замедляются (например, деньги задерживаются на пути к конечной цели) или допущены ошибки при определении объема и структуры гос расходов, то влияние на эк равновесие может быть очень существенным и крайне негативным.

В настоящее время еще одним важным, в силу нарастающей мировой интеграции, участком нац ден обращения яв иностранный сектор эк-ки (- вся совокупность зарубежных партнеров, взаимодействующих с нац предприятиями и гос-ом, независимо т их нац принадлежности)

На данной стадии рассмотрения схемы ден обращения можно считать, что отношения между нац экономикой и иностранным сектором ограничены обменом товарами и не включают обмен капиталами, тогда возникает 2 ден потока

8.Поток платежей населения за импортируемые товары (та часть нац дохода, которая уходит из нац экономики). НА самом деле импортные товары потребляет не только население, но и предприятия. Однако последние приобретают средства производства, которые в конечном счете превращаются в конечные товары, а расходы на приобретение компенсируются расходами населения на приобретение конечных товаров на нац рынке.

9. Поток платежей иностранного сектора экономики за экпортируемые товары (часть нац дохода зарубежных стран, которая вливается в ден обращение данного гос-ва)

Этот поток направлен на рынок конечных товаров, т к и средства производства, экспортируемые из страны, относятся к этой группе: их промежуточное потребление будет происходить вне нац эк системы.

С т зр к равновесия неравные стоимостные объемы экспорта и импорта могут привести к его нарушения. Если экспорт превосходит импорт – это означает увеличение обращающейся в нац эк-ки ден массы, относительно товарной, те избытку денег с соответствующими последствиями. Обратная ситуация приводит к недостатку денег. Однако как известно из теории и практики внеш эк деятельности существует 2механизма балансирования внешне-эк обмена:

Изменение валтного курса через мировой валютный рынок, которое выравнивает стоимостные объемы экспорта и импорта при их достаточно длительной разбалансированности

Компенсация разбалансированности экспорта за счет международных фин операций через фин рынки.

61. Финансы и кредит []

Билет №

Формулировка ответа

Преподаватель

Кто делает ответ

Состояние

61

26.1.

Финансы и кредит. Государственный кредит.

Леонтьева Ольга Александровна

Тоня

Аркуша

ОПЛ (Ден), ОПЛ (Мадина), готовый ответ Тони

Готовый ответ Тони

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов. Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, не обязательно приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Но чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков и приводят к расходованию средств централизованных денежных фондов.

Государственный кредит является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью. Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

1)наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2)дефицит государственного бюджета;

3)усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Доходы от внутренних займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов капиталистических государств. Одновременно с ростом государственного кредита увеличиваются проценты по нему. Средства для уплаты процентов черпаются за счет налогов, основными плательщиками которых являются широкие слои населения, а получателями — финансовая олигархия, основной держатель государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется для покрытия части расходов буржуазного государства, содействия милитаризации и империалистической экспансии, а также для регулирования экономики. В условиях государственно-монополистического капитализма расширяется кредитная деятельность государства, особенно в тех отраслях, которые нерентабельны, но необходимы для капиталистического воспроизводства (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т. д.). Кредитные отношения существуют не только внутри каждой страны, но и между государствами как одна из форм вывоза капитала. Международный кредит — форма движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.

Ответ прошлых лет (Ден)

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме:

Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

Виды государственного кредита:

Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов.

централизованный - государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов).

децентрализованный - государственные ценные бумаги выпускаются местными органами власти.

Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов.

В зависимости от места размещения различают такие виды государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте).

В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств выделяют: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года), среднесрочные ссуды (как правило, от 1 до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет). Очевидно, что конкретный срок погашения государственных займов, по которым выделяются различные виды государственного кредита, является относительным.

По видам доходности государственные займы делятся на:

- Процентные ссуды: владельцы государственных ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило, фиксированных, процентов годовых;

- Беспроцентные (дисконтные) займа: государственные ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимости облигации, которая возмещается владельцу при погашении, составляет доход по ценным бумагам; в беспроцентные (дисконтные) облигации внутреннего государственного займы выпускаются начиная с 1996 г.

- Выигрышные займы: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения.

Государственный кредит характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Цели и задачи государственного кредита

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Ответ прошлых лет (Мадина)