9. «Директ-костинг» (direct costing)
Рассмотренные методы калькулирования используются в рамках модели полного распределения затрат. Основным методом калькулирования, используемым в рамках модели частичного распределения затрат, является система «директ-костинг» (direct costing). При системе «директ-костинг» себестоимость промышленной продукции учитывается и, соответственно, планируется в отношении только переменных затрат. В системе «директ-костинг» схема построения отчетов о доходах многоступенчатая и содержит ряд основных финансовых показателей: маржа на прибыль (доходов) или сумма покрытия и прибыль. "Директ-костинг" представляет собой способ сбора информации, необходимой для управленческого анализа.
Заметим, что информацию, собранную в системе "директ-костинг", согласно международным стандартам финансовой отчетности, нельзя использовать в финансовом учете. С ее помощью нельзя составить внешнюю финансовую отчетность.
Говоря точнее, "директ-костинг" — это способ определения себестоимости. Причем в отличие от отечественного калькулирования планируются и учитываются только переменные затраты, которые распределяются по их носителям. Оставшуюся же часть издержек — постоянные расходы — в калькуляцию не включают. Их отражают в бухгалтерском учете на отдельном счете, в конце отчетного периода списывают на финансовые результаты и учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период.
Поэтому когда из выручки от реализации продукции вычитают переменную себестоимость, рассчитанную способом "директ-костинг", полученная в результате величина будет содержать не только прибыль, но и постоянные затраты организации. Эта разность называется маржинальным доходом (далее — Мд). В виде формулы эта величина выражается так:
Мд = Выр — Сперем = Пр + Спост,
где Выр — выручка;
Сперем и Спост — переменная и постоянная части себестоимости;
Пр — прибыль от образовательной деятельности.
Поскольку по этой величине можно судить о том, насколько прибыльно работает организация (прибыльно, если маржинальный доход не только покрывает, но и превышает постоянные издержки), ее еще называют суммой покрытия.
А теперь рассмотрим, как на практике можно решить некоторые вопросы управленческого учета при помощи "директ-костинга".
При системе директ-костинг сопоставляется информация управленческого и финансового учета, необходимая для оперативного прогнозирования, текущего анализа и планирования. Внедрение в практику учета системы директ-костинг позволит увязать результаты деятельности организации и ее структурных подразделений по системе "затраты — выпуск — результат".
Таким образом, при использовании системы директ-костинг в сочетании с любым методом организации производственного учета постоянные накладные расходы не находят отражения в стоимости товарных запасов и незавершенного производства. В результате возникает вопрос управленческого учета производственных затрат без распределения и перераспределения части издержек, в основе которого лежит принцип группировки затрат на переменные, условно-переменные, смешанные и постоянные.
Однако использование системы учета директ-костинг будет более эффективным при практической реализации первого и третьего вариантов организации и технической основы методов производственного учета.
Применяя метод директ-костинга при учете общехозяйственных расходов в составе себестоимости реализованной продукции для целей налогообложения, предприятие должно доказать, что данные расходы являются условно-постоянными, то есть их величина для каждого периода постоянна, не зависит от объема производства за этот период, а наличие затрат не связано с иными факторами, кроме факта завершения соответствующего периода. Это позволяет выделить данные расходы из полной производственной себестоимости и принять их в качестве затрат на производство реализованной за этот же период продукции. (Иными словами, не учитывать данные расходы в составе себестоимости произведенной, но не реализованной в этом периоде продукции и незавершенного производства, так как в дальнейшем сумма общехозяйственных расходов будет учтена в периоде реализации уже той продукции, которая начата производством, но не завершена или не реализована в данном периоде). При этом необходимо отметить, что с точки зрения формирования фактических затрат на производство реализованной продукции вышеописанное допущение не бесспорно (если учесть, что величина условно-постоянных расходов колеблется по разным периодам).
45. Управленческий учёт []
№ | Билет № | Формулировка ответа | Преподаватель | Кто делает ответ | Состояние |
45 | 14.1., 42.1. | Управленческий учет. Сущность и методика нормативного метода учета затрат. | Леонтьева Ольга Александровна | Наташа Горловская | ОПЛ (Ден), Ответ Тони, ОПЛ (Мадина), дополнения Юли |
Ответ Тони
Отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации.
- метод, в основе которого лежат расчеты на основе нормативов затрат. Применение нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости на промышленном предприятии подразумевает соблюдение определенной последовательности бухгалтерских действий: 1) на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция по изделиям; 2) в течение определенного периода (месяца) нормативная себестоимость корректируется с учетом изменений; 3) возникшие в течение месяца изменения и отклонения от нормативной себестоимости учитываются отдельно: 4) определяются причины возникших отклонений: 5) на основании фактических расходов определяется фактическая себестоимость продукции.
Дополнения Юли
Можно выделить три варианта организации нормативного расчета затрат:
1. Учет по нормативным затратам.
При этом варианте на счетах бухгалтерского учета движение материальных ценностей оценивают по нормативам. Все выявленные отклонения по мере их возникновения накапливают и в конце отчетного периода присоединяются к нормативным затратам.
2. Параллельный учет фактических и нормативных затрат.
Вариант предусматривает отражение движения информации о затратах на производство в двух оценках: по фактически сложившимся затратам и нормативной величине затрат фактического объема выполненных работ, услуг произведенной продукции (рис. 4.).
3. Учет смешанным способом.
В третьем виде используются два варианта. В первом варианте нормативная себестоимость незавершенного производства на конец месяца исчисляется как разность между нормативной суммой затрат на производство и нормативной себестоимостью товарного выпуска. При этом все неучтенные отклонения за период отражаются в остатках незавершенного производства.
Второй вариант предполагает повседневный контроль за соблюдением норм материальных и трудовых затрат. Данные об отклонениях не обобщаются в регистрах бухгалтерского учета и на счетах. Суммы отклонений от норм затрат определяются по каждой группе однородных изделий путем сопоставления фактических затрат с объемом выпуска продукции по нормативной себестоимости. Незавершенное производство оценивается по нормативной себестоимости исходя из натуральных показателей.
Обобщив два варианта, можно сделать вывод, что методика обоих вариантов предусматривает одно из двух: либо отклонения от норм, выявленные в течение отчетного периода, полностью относят на себестоимость продукции, либо отклонения от норм распределяют между готовой продукцией и незавершенным производством.
Ответ Даши
Нормированный метод учета затрат представляет собой вид учетной подсистемы, характеризующейся наличием норм использования ресурсов, учетных (нормативных) цен этих ресурсов и использованием этих показателей для планирования и контроля.
Сущность нормативного метода (НМ):
Наличие норм потребления ресурсов (затрат) и учетных цен этих ресурсов
Отражение фактических затрат с подразделением на затраты по нормам и отклонениям.
Оперативный учет отклонений с установлением размера отклонений, места их возникновения, причины, виновников их образования
Системный учет изменения норм.
Формирование отчета о возникших затратах с детализацией выявленных отклонений по факторам и виновникам.
Благодаря указанным особенностям НМ является эффективным инструментом:
Планирования;
Оперативного контроля;
Принятия управленческих решений;
Анализа.
Организационные предпосылки использования НМ
Для его внедрения должно быть сделаны следующие предпосылки:
Наличие нормативного хозяйства – системы, которая включает в себя методологическую базу и необходимую организационно-техническую инфраструктуру, обеспечивающую: разработку норм и учетных цен, их ревизию и внесение в них изменений.
Наличие регламента ведения учета и анализа отклонения
Разработка норм и учетных цен
Имеются 2 основных подхода:
Разработка технологически-обоснованных норм (конструкторские и технологические отделы), на основе отраслевых справочных изданий.
Разработка норм «от достигнутого». В этом случае, разработки как таковой нет, в качестве норм используются фактически сложившиеся на предприятии величины потребления ресурсов.
Проведение ревизий и изменение норм
Необходимость ревизий норм обусловлено следующими причинами:
Необходимо проверять насколько правильно установлены нормы с начала и на сколько нормы соответствуют текущему технологическому и организационному уровню производства.
Формирование регламента проведения ревизий предполагает:
определение случаев, при которых проводится ревизия;
определение графика ревизий;
определение мтодов проведения ревизий (расчет, наблюдения и т.д.);
определение ответственных за проведение ревизий (проведение, согласование, утверждение, результаты ревизий);
определение форм и мест хранений документов, посвященных ревизии.
Описание регламента изменения норм и учетных цен предполагает:
Определение в каких случаях возникает необходимость изменения;
По нормам различают: плановые и внеплановые.
Плановые изменения норм вызываются проведением организационно-технических мероприятий (замена оборудования, другое сырье, новая технология и т.д.) или выявлением несоответствием норм текущему организационному и технологическому уровню производства.
Внеплановые изменения – отсутствие необходимого материала (соответственно, замена), использование работников другой профессии.
Определение ответственных за инициирование изменений и т.д.;
Определение форм документов, используемых при изменениях;
Определение перечня подразделений и работников, которых необходимо проинформировать об изменениях.
Составление нормативных калькуляций
Для составления нормативных калькуляций необходимо:
Нормативные карты, содержащие данные о нормах потребления ресурсов для изготовления единицы продукта;
Тарифный справочник, отражающий цены на ресурсы;
Четко прописанный алгоритм расчета себестоимости.
Подходы к формированию учетных цен
На момент составления калькуляции ресурсы уже приобретены (заключены все договора на поставку), т.е. известна фактическая цена. Тогда учетная и фактическая цена совпадают.
Учетные цены формируются на основе фактических цен прошлых периодов или прогнозируемых цен будущих периодов.
Существуют фактические цены, но используются учетные, для упрощения процесса калькуляции.
Организация ведения учета и анализа отклонения
Регламент ведения учета и анализа отклонений предполагает:
Определение методов выявления фактических величин потребления ресурсов и лиц, ответственных за их реализацию.
Например, для учета материальных затрат используются: сигнальное документирование при внеплановом изменении норм и превышении лимита; партионно-раскройный; инвентарный.
Для учета затрат на оплату труда: поконечные производственные операции (применяются при поточной организации труда, когда отсутствуют или стабильны межоперационные остатки); сквозные бригады; инвенратынй метод (по данным о выработке на конечные операции и по начальному и конечному НЗП; поточные линии со свободным ритмом); приемка выработки на каждой производственной операции (по каждому рабочему месту (разные или редко повторяющиеся изделия)); расчетный, когда невозможно все вышеперечисленное.
Определение форм документов по фактическому потреблению ресурсов.
Определение порядка формирования и представления первичных отчетов.
Определение методики анализа зафиксированных отклонений. Анализ отклонений предполагает многочисленные методы, прежде всего, факторный анализ.
Определение порядка регулирования возникших отклонений. В разрезе видов потребляемых ресурсов и в зависимости от: величины отклонений; причин отклонений; виновников отклонений.
Порядок формирования итоговых отчетов. Может формироваться в разрезах: - причин отклонений; виновники; виды затрат; виды продукции.
Ответ прошлых лет (Мадина)
- Архитектура crm-систем
- 2. Архитектура кис []
- 3. Архитектура кис []
- 4. Архитектура кис []
- Готовый ответ. (Гриша) scm ( система управления сетями поставок ) -
- Scm надо рассматривать вне erp, а как отдельную систему с ней взаимодействующую.
- Функции scm
- Архитектура scm
- 5. Архитектура кис []
- Информационная система как производственная система
- 6. Архитектура кис []
- Классификация по архитектуре
- Классификация по степени автоматизации
- Классификация по характеру обработки данных
- Классификация по сфере применения
- 7. Архитектура кис []
- 8. Архитектура кис []
- 1С:Зарплата и Управление Персоналом
- 9. Архитектура кис []
- 2. Программно-аппаратная платформа
- 3. Системы документооборота
- 4. Информационные системы
- 10. Архитектура кис []
- § Iso/iec 12207:1995 – стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды заказного по. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов.
- Каскадная модель
- Итеративная
- 8.2.3. Типы резервного копирования
- 8.2.3.1. Полные копии
- 8.2.3.2. Добавочные копии
- 8.2.3.3. Разностные копии
- 8.2.5. Хранение резервных копий
- Модели разработки ис
- Методы проектирования снизу-вверх и сверху-вниз
- Подходы к проектированию ис
- 1. Структурный (функциональный) подход
- 2. Объектно-ориентированный подход
- Диаграммы потоков данных dfd (Data Flow Diagrams)
- 1 Область применения
- 2 Определения
- Методология функционального моделирования работ sadt
- Диаграммы потоков данных dfd (Data Flow Diagrams)
- Особенности методологии uml
- Основные виды диаграмм, классификации
- Другая классификация (более поздняя, более полная)
- Детальное описание диаграмм
- 6) Диаграмма кооперации
- Особенности применения
- Способы применения uml при разработке по
- Методология объектного проектирования на языке uml (uml-диаграммы)
- Модель rup. Основные диаграммы модели rup.
- 3. Архитектура Системных Паттернов
- 3.1.1 Репозиторий
- 3.1.2 Клиент/сервер
- 3.1.3 Обьектно - ориентированный, Модель предметной области (Domain Model), модуль таблицы (Data Mapper)
- 3.1.4 Многоуровневая система (Layers) или абстрактная машина
- 3.1.5 Потоки данных (конвейер или фильтр)
- 4.1 Структурные паттерны интеграции
- 4.1.1 Взаимодействие "точка - точка"
- 4.1.2 Взаимодействие "звезда" (интегрирующая среда)
- 4.1.3 Смешанный способ взаимодействия
- 4.2 Паттерны по методу интеграции
- 4.2.1 Интеграция систем по данным (data-centric).
- 4.2.2 Функционально-центрический (function-centric) подход.
- 4.2.3 Объектно-центрический (object-centric).
- 4.2.4 Интеграция на основе единой понятийной модели предметной области (concept-centric).
- 4.3 Паттерны интеграции по типу обмена данными
- 4.3.1 Файловый обмен
- 4.3.2 Общая база данных
- 4.3.3 Удаленный вызов процедур
- 4.3.4 Обмен сообщениями
- Образец (паттерн) проектирования.
- Модель sadt. Основные диаграммы модели sadt.
- Все указанные требования должны быть трассируемыми.
- Документация, создаваемая на различных этапах жизненного цикла
- 1.7. Тестирование, верификация и валидация - различия в понятиях
- 1) Требования документации охватывают весь жизненный цикл программного обеспечения.
- 2) Документирование должно быть управляемым.
- 5) Должны быть определены и использованы стандарты по документированию.
- 6) Должны быть определены средства поддержки.
- 1) Требования документации охватывают весь жизненный цикл программного обеспечения.
- 2) Документирование должно быть управляемым.
- 5) Должны быть определены и использованы стандарты по документированию.
- 6) Должны быть определены средства поддержки.
- 1. Информация для управления
- 2. Связь между задачами
- 3. Этапы разработки системы бюджетирования
- 4. Главные этапы бюджетирования: формирование финансовой структуры, создание структуры бюджетов
- 5. Типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования
- Что такое затраты
- Непосредственная классификация затрат
- Описание видов затрат
- 1) Входящие и истекшие
- 2) Прямые и косвенные затраты.
- 3) Основные и накладные.
- 4) Производственные и внепроизводственные.
- 5) Одноэлементные и комплексные затраты.
- 6) Постоянные, переменные и полупеременные.
- 7) Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках.
- 8) Безвозвратные затраты.
- 9) Вмененные (воображаемые) затраты.
- 10) Приростные и предельные затраты.
- 11) Планируемые и непланируемые затраты.
- Ещё одна классификация затрат
- Ещё одна классификация затрат в уу
- 1) Процесс принятия управленческих решений
- 2) Процесс прогнозирования
- 3) Процесс планирования
- 4) Процесс нормирования
- 5) Процесс организации
- 6) Процесс учета
- 7) Процесс контроля
- 8) Процесс регулирования
- 9) Процесс стимулирования
- 10) Процесс анализа
- Классификация затрат в отечественном управленческом учете.
- 2. Определение затрат. Как классифицировать затраты
- Методы учета затрат и калькулирования
- 1.Понятие себестоимости и калькулирования себестоимости
- 2. Попроцессный и позаказный методы калькулирования себестоимости
- 3.Методы калькулирования по полноте затрат
- Метод полных затрат
- Директ-костинг
- Ещё один метод - abc-костинг (дифференцированный метод учета себестоимости)
- Методы калькулирования себестоимости продукции.
- 1. Нормативный метод калькулирования
- 2. Метод (способ) прямого счета
- 3. Параметрический метод
- 4. Коэффициентный метод
- 5. Комбинированный и позаказный методы
- 6. Попередельный метод калькулирования
- 7. Позаказный и попроцессное калькулирования
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Что такое управленческий учет (уу)
- Цель и задачи уу
- Другое описание задач уу
- 1. Учет ресурсов организации
- 2. Контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности
- 3. Планирование
- 4. Прогнозирование и оценки прогноза
- Ещё одно описание задач уу
- Объекты
- Задачи управленческого учета
- 1. Учет ресурсов организации
- 2. Контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности
- 3. Планирование
- 4. Прогнозирование и оценки прогноза
- 1. Система учета и управления затратами
- 2. Система показателей деятельности
- 3. Система долгосрочных и текущих бюджетов
- 4. Система управленческих отчетов
- 1. Идентификация, измерение и накопление данных
- 2. Анализ, подготовка и интерпретация информации
- 3. Разработка и технологическое внедрение информационной системы
- 4. Администрирование системы управленческого учета
- 8. Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в организациях
- Определение
- Какие затраты включаются
- Как ведётся учёт затрат
- Где используется
- Ключевые понятия
- Сущность
- Пример:
- Достоинства метода
- Недостатки метода
- Система «директ-костинг» в современном управленческом учете.
- 9. «Директ-костинг» (direct costing)
- Сущность и методика нормативного метода учета затрат.
- 1. Нормативный метод калькулирования
- Определение
- Состав себестоимости
- Виды себестоимости
- Структура себестоимости
- Структура себестоимости по статьям калькуляции
- Структура себестоимости по элементам затрат
- Состав и структура себестоимости продукции
- Показатели себестоимости продукции
- Базовые показатели финансового менеджмента.
- I классификация
- II классификация
- Эффект финансового левереджа;
- Этапы оптимизации структуры капитала Анализ капитала
- Определяется
- Определяют систему коэффициентов
- Эффективность использования капитала
- Оценка факторов, определяющих структуру капитала
- (Применить) Методы оптимизации
- Глава 1. Условия осуществления безналичных расчетов
- Глава 2. Расчеты платежными поручениями
- Глава 3. Расчеты по аккредитивам
- Глава 4. Расчеты чеками
- Глава 5. Расчеты по инкассо
- Глава 6. Заключительные положения
- Учет дебиторской задолженности
- 1. Учет кредиторской задолженности
- 1.1. Учет расчетов займам
- 1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 1.3. Учет задолженности по налогам
- 1.4. Учет прочей кредиторской задолженности
- 2 Базовые денежные потоки экономической системы.
- Государственный кредит.
- Источники образования государственных доходов.
- 7. Коммерческий кредит (кк) и его особенности
- Обязательное и добровольное страхование и их взаимодействие.
- Коммерческий кредит и его особенности.
- 1 Понятие ликвидности активов и ее связь с доходностью.
- Финансовый рынок и его макроэкономическая задача.