3.Бюджетирование
Для целей управления предприятие может разработать прогнозные бюджеты на период от одного месяца или года до 10 лет.
Основы планирования. Виды планов по срокам, назначению и детализации.
Планирование- это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия.
Планирование помогает ответить на следующие вопросы:
На каком уровне развития находится ваш бизнес и каковы его конечные результаты;
При помощи каких ресурсов (включая и финансовые) эти результаты могут быть достигнуты.
В основе планирования находится анализ прошлой финансовой и производственной информации, которая в основе накапливается в системе бухгалтерского учета и статистической отчетности. Планирование является необходимым условием управления предприятием- это процесс достижения цели предприятием в соответствии с намеченными планами.
Значение планирования определяется следующим:
Оценкой деятельности предприятия производственными и финансовыми показателями: численность работающих, производственными мощностями, объемом продаж, себестоимостью, прибылью и т. д.
Разработкой и внедрением стандартов для упорядочивания финансовой информации, формируемой в финансовых планах и отчетах об их исполнении;
Определением оптимальных сумм финансовых ресурсов, необходимых для реализации долгосрочных и краткосрочных планов предприятия;
Оперативным финансовым планированием с целью корректировки финансовой стратегии фирмы.
Разработка финансового плана занимает важное место в стабилизации денежных потоков предприятия.
Финансовый план - обобщенный документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на краткосрочный и долгосрочный периоды.
Финансовый лан включает в себя операционный и капитальный бюджеты.
Планирование деятельности предприятия предшествует процесс составления сметы- бюджетирования.
Смета (или бюджет)- это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.
Бюджет - операционный финансовый план, отражающий расходы и поступление средств от хозяйственной (операционной), инвестиционной деятельности предприятия.
Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития предприятия, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. Он отвечает на вопрос, какую прибыль получит предприятие при том или ином варианте.
Применение бюджета предполагает ряд преимуществ.
Планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает контролировать производственную ситуацию.
Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности как организации в целом, так и ее подразделений.
Бюджет является средством координации деятельности различных подразделений предприятия.
Бюджет- основа для оценки выполнения плана центрами ответственности: работа менеджеров оценивается по отчетам выполнения бюджета; сравнение фактических результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направлять действия менеджеров.
С помощью бюджета производится анализ отклонений.
Бюджетирование- разработка бюджетов в соответствии с целями хозяйственного планирования.
Бюджетирование капитала- разработка бюджетов для управления капиталом предприятия- определение источников формирования капитала (пассивы баланса) и их размещение (активы баланса).
Бюджетный контроль- текущий контроль над использованием отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.
Смета- формы планового расчета, определяющие потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из:
Планирования деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений с участием руководителей всех центров ответственности;
Обсуждения возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
Определения показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
Корректировки планов с учетом предложенных поправок.
По задачам, стоящим перед предприятием, выделяют следующие виды бюджетов:
Генеральный бюджет и частные.
Гибкие и статические.
Генеральный бюджет. Охватывает всю хозяйственно-финансовую деятельность предприятия. Основная цель генерального бюджета- объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия на базе частных бюджетов.
При составлении генерального бюджета создаются:
Прогнозный баланс;
План прибылей и убытков;
План движения денежных средств.
Генеральный бюджет любого предприятия состоит из двух частей:
Оперативного бюджета- части генерального бюджета, включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие отдельные статьи доходов и расходов предприятия.
Финансового бюджета- части генерального бюджета, включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.
Формы бюджета не стандартизированы. Структура генерального бюджета зависит от:
Объекта продукции;
Размер предприятия;
Степени квалификации разработчиков.
Этот документ должен содержать данные:
О расходах;
О доходах; о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;
О расходах материально-производственных в натуральном и стоимостном выражениях;
По предприятию в целом и по подразделениям.
- Министерство образования и науки Российской Федерации фгбоу впо «Сибирский государственный технологический университет»
- Бухгалтерский управленческий учет
- Красноярск 2011
- СоДержание
- Раздел 1. Введение в управленческий учет……………………….9
- Раздел 2. Системы учета затрат…………………………………..93
- Раздел 3. Калькулирование себестоимости продукции............133
- 3.Калькулирование себестоимости продукции
- Раздел 1. Введение в управленческий учет
- 2. Место управленческого учета в учетной информационной системе организации. Взаимосвязь видов учета
- 3. Понятие и содержание управленческого учета
- 4. Детализация структуры организации
- 2. Центр доходов
- 3. Центр прибыли
- 4. Центр инвестиций и инноваций
- 5.Принципы, функции, цели, задачи управленческого учета
- 1) Обеспечение всех уровней управления данными, необходимыми для принятия управленческих решений по планированию и контролю;
- 2) Выработка информации, служащей средством коммуникации внутри предприятия.
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Концепции, терминология, классификации издержек
- 2.Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли
- 3.Классификация затрат для принятия решений и планирования
- 4. Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках
- 5.Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности
- 6. Группировка затрат на производство по месту их возникновения, носителям и видам расходов
- 7. Затраты на качество продукции
- Состав затрат на обеспечение качества
- Вопросы для контроля
- Лекция 3. Модели организации учета издержек в финансовом и управленческом учета
- Затраты
- 2. Составление смет на предприятии
- 3.Бюджетирование
- Статические бюджеты
- Сметное планирование
- Расчет точки безубыточности и ее анализ
- Финансовый анализ и маркетинговый план
- Анализ условий безубыточности при обосновании инвестиционных проектов
- 4.Классификация, выбор и проектирование систем учета и контроля затрат
- Функции управления Элементы управленческого цикла
- Методы учета затрат
- В текущем планировании затрат
- Вопросы для контроля
- Раздел 2 Системы учета затрат
- 2. Содержание системы «стандарт-кост»
- 1. В зависимости от принимаемого в расчет уровня цен:
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Содержание и особенности системы «директ-костинг»
- Содержание системы «директ-костинг»
- Вопросы для контроля
- Лекция 3 Содержание и особенности системы полного фактического учета затрат
- 2.Порядок полного фактического учета затрат на производство
- Вопросы для контроля
- Раздел 3. Калькулирование себестоимости продукции
- Калькуляция
- 2.Распределение затрат по местам возникновения
- 3. Калькулирование по коэффициентам эквивалентности
- 4.Калькулирование себестоимости попутной продукции
- 5. Классификация методов калькулирования
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Методы калькулирования
- Заказ №1
- 2. Попередельный метод
- Передел а
- Передел с
- Реализация
- 3.Попроцессный метод
- Пооперационный метод
- Механизм «ав-костинга»
- 5. Калькулирование себестоимости методом jit- «точно в срок»
- Традиционный метод
- Метод «точно в срок»
- Калькулирование по последней операции
- Вопросы для контроля
- Лекция 3. Учет затрат вспомогательных производств
- Калькулирование себестоимости работ ремонтно-механического цеха
- Калькулирование себестоимости продукции энергетических цехов
- Калькулирование себестоимости услуг транспортных цехов
- Вопросы для контроля
- Лекция 4 Состав, учет и распределение накладных расходов
- 1. Расходы по управлению предприятием.
- 2.Распределение накладных расходов
- Вопросы для контроля
- 2.Применение системы «директ-костинг» в управленческом учете
- 3.Учет и управленческие решения
- 4.Управленческие решения
- 1.Принятие или отклонение спецзаказа.
- 2.Назначение цены продукции.
- 4.Замена или ремонт оборудования
- 5.Анализ доходности и структуры бизнеса
- Вопросы для контроля
- Библиографический список
- 3.1. Нормативная литература
- 3.2. Основная литература
- 3.3.Дополнительная литература:
- Интернет-ресурсы: