logo
Бухг

Лекция 2. Содержание и особенности системы «директ-костинг»

План

1. Понятие и история возникновения системы «директ-костинг»

2. Содержание системы «директ-костинг»

Вопросы для контроля

1.Понятие и история возникновения системы «директ-кост»

Наш соотечественник Э. Э. Фельдгаузен, крупный ученый-нова­тор в области учета в конце XIX в., рассматривая учет через приз­му управления и контроля, внес серьезный вклад и в развитие учета по методу сокращенной себестоимости. Именно ему при­надлежат термины, которые служат основой формирования системы «директ-костинг»: подразделение расходов на «прямые» и «косвенные».

«Директ-костинг» был своего рода ответом на возникшие запросы собственников бизнеса, потому что позволял лучше контролировать исполнителей и достовернее считать прибыль.

Направление в учете издержек производства по методу сокра­щенной себестоимости явилось определенным этапом в станов­лении управленческого учета. В 1923 г. выдающийся экономист Джон Морис Кларк отмечал, что для администраторов каждая статья затрат имеет различную целевую установку и это главное для принятия управленческих решений. В том же году К. Симпсон провел статистическое исследование бухгалтерских кальку­ляций и пришел к выводу, что на цены оказывают влияние не значение средней себестоимости, а предельные издержки произ­водства. Заключение К. Симпсона подтверждало тезис Д. М. Кларка. В 1933 г. были сформулированы принципы «директ-костинга» — метода, при котором в состав себестоимости включаются только прямые затраты.

К сожалению, в течение длительного периода в нашей стране не возникала потребность разграничения затрат и применения всех достоинств системы учета методом неполной себестоимос­ти. Прибыль и финансы и как экономическая категория, и как источник расширенного воспроизводства и стимулирования раз­вития общества не выполняли в России в XX в. свои функции.

Но в США, в период Великой депрессии, система расчета прямых затрат «директ-костинг» получила широкое распростра­нение.

До начала Великой депрессии (1928 г.) остатки готовой про­дукции оценивались по себестоимости, исчисленной по полным затратам. Депрессия привела к созданию больших запасов нереа­лизованной продукции, а оценка по полным затратам, по мне­нию аналитиков того времени, приводила к искусственному ис­кажению прибыли. Постоянные затраты, которые не зависят от объема производства и размеров дохода, перераспределяясь меж­ду отчетными периодами, значительно влияли на величину рас­четной прибыли. По мнению аналитиков, следовало рассчитывать отдачу понесенных затрат через связь объема производства с затратами и доходами. В отчете о прибылях и убытках стали разг­раничивать обычные производственные и косвенные (наклад­ные) расходы. Дифференциация производственных расходов позволила определять зависимость объема прибыли от объема реализации продукции и управлять себестоимостью. Вначале указанная концепция не получила широкого признания, а толь­ко с 60-х гг. прошлого столетия «директ-костинг» стал преоблада­ющим методом учета затрат.

Введение метода «директ-костинг» имеет и чисто бухгалтер­скую причину. Счетные работники пришли к выводу, что все зат­раты следует разделить на относящиеся к данному отчетному пе­риоду (реализуемые в нем) и связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реа­лизация продукции). Первые получили название постоянных, вторые — переменных (часто употребляют термины «косвенные и прямые затраты»).

При теоретическом обосновании метода «директ-костинг» исходят из того, что цель его - выявить степень зависимости между прямыми издержками и занятостью.

Метод «директ-костинг» — это метод калькулирования сокра­щенной себестоимости продукции, при котором на себестои­мость продукции относятся только переменные издержки произ­водства, а постоянные полностью переносятся на продажу. В нем предусматривается четкое разграничение издержек производства на переменные и постоянные расходы. «Директ-костинг» ис­пользуется в учете издержек производства для принятия опера­тивных решений по формированию переменных и постоянных расходов, установлению уровня цены, расчета объемов выпуска­емой продукции, а также для проведения экономического анали­за себестоимости продукции и рентабельности производства.

В различных странах эта система именуется по-разному. В Германии и Австрии используют термин «учет частичных затрат» или сумм покрытия; в Великобритании — «учет маржинальных затрат»; во Франции - «маржинальный учет».

Расходы на обслуживание и управление производства подраз­деляются на переменные (условно-переменные) и постоянные (условно-постоянные). Последние нередко называют периоди­ческими в связи с тем, что их лучше соотносить не столько с объ­емом производства продукции, сколько с периодом, в котором они произведены.

Однако издержки не всегда бывают строго переменными ли­бо строго постоянными. Поэтому перед менеджером стоит проб­лема отнесения затрат к той или другой группе. Ч. Г. Хорнгрен эту проблему назвал «аппроксимацией издержек». Она предполага­ет два допущения: 1) функция издержек в пределах определенно­го интервала принимается линейной; 2) динамика издержек объ­ясняется одной, решающей переменной, а не их комплексом, как это имеет место в реальной жизни. Например, сумма издержек автотранспорта определяется величиной пробега, а все другие пе­ременные (погодные условия, марка и год выпуска автомобиля, вес груза и т.п.) игнорируются. Менеджер должен различать ми­нимум шесть моделей функциональной зависимости:

1. Затраты растут, но несколько медленнее, чем объем произ­водства, т.е. чем больше реализовано готовой продукция, тем больше относительная экономия затрат. Производство все более становится рентабельным (затраты дигрессивные).

2. Затраты растут быстрее, чем объем производства, т.е. чем больше объем реализованной продукции, тем относительно вы­ше величина затрат. Производство имеет тенденцию стать убы­точным (совокупные прогрессивные расходы).

3. До определенного предела затраты постоянны, после чего прямо пропорциональны объему реализованной продукции.

4. Затраты растут прямо пропорционально объему производ­ства. Основная категория затрат при «директ-костинге» (пропор­циональные расходы).

5. Затраты постоянны и не изменяются в зависимости от объ­ема производства (удельные пропорциональные расходы).

6. Затраты растут скачками по мере увеличения объема произ­водства (пропорциональные расходы).

7. Затраты убывают с ростом объема производства (совокуп­ные регрессивные расходы).

8. Затраты растут скачками и пропорциональны росту объема производства, причем коэффициент роста с каждым отрезком затрат увеличивается (совокупные прогрессивные расходы).

Приемы «директ-костинга» в настоящее время стали класси­кой учета. Их принципы органически вошли в допущения, при­нятые при моделировании учета затрат. Это видно из восьми ус­ловий Ч. Т. Хорнгрена:

1) изменение издержек и прибыли находится в прямолиней­ной зависимости от объема реализации готовой продукции;

2) все издержки должны быть разделены на постоянные и пе­ременные;

3) стоимость факторов производства на единицу продукции принимается неизменной;

4) колебания экономической эффективности во внимание не принимаются;

5) структура производства считается постоянной;

6) запасы готовой продукции и объем незавершенного произ­водства считаются постоянными или равными нулю;

7) цены на реализуемую продукцию остаются неизменными;

8) доход и издержки исчисляются на основе общего объема хозяйственной деятельности.

С 1953 г. по решению Американской ассоциации бухгалтеров «директ-костинг» стали применять в США. Первоначально в се­бестоимость продукции включались только прямые издержки производства, а косвенные относились полностью на финансо­вые результаты. В настоящее время при постепенной трансфор­мации этого метода на себестоимость продукции относятся как переменные прямые материальные и трудовые издержки произ­водства, так и переменные косвенные общепроизводственные расходы. Постоянные издержки производства - это часть обще­производственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции и, следо­вательно, сразу списываются на продажу за отчетный период. Поэтому за рубежом для характеристики «директ-костинга» ис­пользуется термин «верибл-костинг», который точнее отражает его сущность.