3.Учет и управленческие решения
Управленческие решения – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы.
Можно выделить группы взаимосвязанных процессов:
*принятие (подготовка) управленческого решения;
*выполнение принятого решения;
*контроль за результатами выполнения решения;
*сбор информации для последующих решений.
Управленческий учет непосредственно участвует в первом, третьем и четвертом процессах.
Принятие решения – процесс выбор курса действий из двух и более альтернатив в ходе достижения поставленной цели. Процесс подготовки и реализации управленческих решений можно представить в виде набора операций, которые подразделяются на процедуры, т.е. конкретные действия, необходимые для достижения поставленных целей и задач в данный момент управления.
Процесс принятия и выполнения управленческого решения:
*выявление проблемы, постановка цели и задач;
*поиск информации об альтернативных вариантах действий;
*обработка информации;
*выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов.
*осуществление выбранного варианта
*контроль (мониторинг) за выполнением решения и полученными результатами
*сравнение полученных и планируемых результатов
*корректировка действий, направленных на приведение в соответствие фактических результатов с запланированной моделью
*сбор информации для последующих решений.
Большинство авторов выделяют группы управленческих решений в менеджменте: организационные и персональные решения; программируемые и непрограммируемые решения; стратегические, тактические и оперативные.
Группы управленческих решений в управленческом учете.
По методам подготовки информации управленческие решения можно сгруппировать:
*по целеполаганию (тактические, стратегические и оперативные);
по временным интервалам, в течение которых достигаются поставленные цели и задачи (долгосрочные – интервал 3-5 и более лет, достигаются стратегические цели и задачи; краткосрочные или оперативные – интервал час, смена, сутки, неделя, декада и др.);
*по периодичности возникновения (регулярные и ситуационные (проблемы));
*по предметной специализации (решение об объёме производства и продаж, выбор производственной программы, ценообразование, расформирование сегмента и др.).
Стратегические – основополагающие решения, имеющие особое значение для развития организации, направленные на ее перспективные цели, сопряженные со значительной неопределенностью из-за влияния неконтролируемой внешней среды. Они принимаются высшим руководством или внешними органами (например, наблюдательным советом), требуют особой ответственности, так как связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для организации. Результат чаще всего зависит больше от качества решения. Нежели от быстроты его принятия. Они действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко. Являются основой для принятия тактических и оперативных решений.
К.Друри в качестве примера стратегических управленческих решений приводит решения о расформировании, расширении или сокращении сегмента. Сегмент – это любой элемент деятельности компании (производство продукции, выбор заказчика и географического региона, подбор канала сбыта), который может рассматриваться с точки зрения расширения или сокращения объема данной деятельности. Для обоснования решений проводят, например, анализ рентабельности конкретного продукта, анализ рентабельности покупателя, поставщика и т.п.
Для подготовки информации для стратегических решений используется стратегический управленческий учет. Если стратегические решения направлены на возможности, то тактические и оперативные – на достижение конкретных задач. Тактические и оперативные решения отличаются от стратегических тем, что принимаются в более определенной среде. Направлены на задачи настоящего, а не на перспективу (хотя могут оказать влияние и на будущее предприятие).
Основой принятия оперативных управленческих решений является оперативный экономический анализ.
Примерами рутинных управленческих решений являются планирование и бюджетирование. При этом решения касаются не одного события, а деятельности всей организации.
Проблемные управленческие решения возникают, как правило, в новых ситуациях; при отклонениях от запланированной модели; при появлении альтернативных вариантов; при предложениях, на первый взгляд, невыгодных для организации и т.д. они, как и текущие, касаются стратегических, тактических и оперативных решений.
Типичными представителями проблемных управленческих решений являются решения, связанные::
*с предложением производства заказа по ценам, не превышающим себестоимость при наличии свободных мощностей;
*с необходимостью изменения производственной программы в ответ на изменение окружающей среды;
*с выбором альтернативы – покупать комплектующие изделия или производить собственными силами;
*с принятием решения о прекращении производства продукта или услуги;
*с выбором между приобретением или арендой основных средств;
*с выбором приобретением нового оборудования или модернизацией старого;
*с заменой находящегося в эксплуатации оборудования новым;
*с расформированием сегмента и др.
Среди подходов авторов к методам подготовки информации для групп управленческих решений доминирует маржинальный подход. Кроме того, выделяются методы на основе альтернативных затрат, приростных (инкрементных) затрат и доходов, с учетом особенностей функций управления (функциональный подход). В зарубежных изданиях по управленческому учету наиболее распространены группы тактических решений: принять ли специальный заказ по ценам, не превышающим себестоимость; купить или произвести; какую производить продукцию при условии, что мощности ограничены; решения, связанные с заменой оборудования, мотивацией, реконструкцией.
- Министерство образования и науки Российской Федерации фгбоу впо «Сибирский государственный технологический университет»
- Бухгалтерский управленческий учет
- Красноярск 2011
- СоДержание
- Раздел 1. Введение в управленческий учет……………………….9
- Раздел 2. Системы учета затрат…………………………………..93
- Раздел 3. Калькулирование себестоимости продукции............133
- 3.Калькулирование себестоимости продукции
- Раздел 1. Введение в управленческий учет
- 2. Место управленческого учета в учетной информационной системе организации. Взаимосвязь видов учета
- 3. Понятие и содержание управленческого учета
- 4. Детализация структуры организации
- 2. Центр доходов
- 3. Центр прибыли
- 4. Центр инвестиций и инноваций
- 5.Принципы, функции, цели, задачи управленческого учета
- 1) Обеспечение всех уровней управления данными, необходимыми для принятия управленческих решений по планированию и контролю;
- 2) Выработка информации, служащей средством коммуникации внутри предприятия.
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Концепции, терминология, классификации издержек
- 2.Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли
- 3.Классификация затрат для принятия решений и планирования
- 4. Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках
- 5.Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности
- 6. Группировка затрат на производство по месту их возникновения, носителям и видам расходов
- 7. Затраты на качество продукции
- Состав затрат на обеспечение качества
- Вопросы для контроля
- Лекция 3. Модели организации учета издержек в финансовом и управленческом учета
- Затраты
- 2. Составление смет на предприятии
- 3.Бюджетирование
- Статические бюджеты
- Сметное планирование
- Расчет точки безубыточности и ее анализ
- Финансовый анализ и маркетинговый план
- Анализ условий безубыточности при обосновании инвестиционных проектов
- 4.Классификация, выбор и проектирование систем учета и контроля затрат
- Функции управления Элементы управленческого цикла
- Методы учета затрат
- В текущем планировании затрат
- Вопросы для контроля
- Раздел 2 Системы учета затрат
- 2. Содержание системы «стандарт-кост»
- 1. В зависимости от принимаемого в расчет уровня цен:
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Содержание и особенности системы «директ-костинг»
- Содержание системы «директ-костинг»
- Вопросы для контроля
- Лекция 3 Содержание и особенности системы полного фактического учета затрат
- 2.Порядок полного фактического учета затрат на производство
- Вопросы для контроля
- Раздел 3. Калькулирование себестоимости продукции
- Калькуляция
- 2.Распределение затрат по местам возникновения
- 3. Калькулирование по коэффициентам эквивалентности
- 4.Калькулирование себестоимости попутной продукции
- 5. Классификация методов калькулирования
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Методы калькулирования
- Заказ №1
- 2. Попередельный метод
- Передел а
- Передел с
- Реализация
- 3.Попроцессный метод
- Пооперационный метод
- Механизм «ав-костинга»
- 5. Калькулирование себестоимости методом jit- «точно в срок»
- Традиционный метод
- Метод «точно в срок»
- Калькулирование по последней операции
- Вопросы для контроля
- Лекция 3. Учет затрат вспомогательных производств
- Калькулирование себестоимости работ ремонтно-механического цеха
- Калькулирование себестоимости продукции энергетических цехов
- Калькулирование себестоимости услуг транспортных цехов
- Вопросы для контроля
- Лекция 4 Состав, учет и распределение накладных расходов
- 1. Расходы по управлению предприятием.
- 2.Распределение накладных расходов
- Вопросы для контроля
- 2.Применение системы «директ-костинг» в управленческом учете
- 3.Учет и управленческие решения
- 4.Управленческие решения
- 1.Принятие или отклонение спецзаказа.
- 2.Назначение цены продукции.
- 4.Замена или ремонт оборудования
- 5.Анализ доходности и структуры бизнеса
- Вопросы для контроля
- Библиографический список
- 3.1. Нормативная литература
- 3.2. Основная литература
- 3.3.Дополнительная литература:
- Интернет-ресурсы: