logo
Бухг

Лекция 2. Концепции, терминология, классификации издержек

План

1. Концепции, терминология, классификация издержек

2. Классификация затрат для определения себестоимости,

оценки стоимости запасов и полученной прибыли

3. Классификация затрат для принятия решений и планирования

4. Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках

5. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности

6.Группировка затрат на производство по месту их во зникновения, носителям и видам расходов

7. Затраты на качество продукции

Вопросы для контроля

1.Концепции, терминология, классификация издержек

Термин «себестоимость» относительно новый, впервые появился в 1912 г. в работах русского математика и бухгалтера А. П. Рудановского и инженера и бухгалтера Н. Ф. фон Дитмара. Ранее русские бухгалтеры использовали термины «своя стоимость», «фактическая стоимость», «капитал»,«полная цена», «стоимость производства», «истинная или полная цена» и др. Термин «себе­стоимость» укрепился не из-за точности формулировки эконо­мической категории, а благодаря своему благозвучию.

Себестоимость - это денежное выражение затрат, необходи­мых на производство и продажу продукции (работ, услуг). В этом важнейшем для любой организации показателе отражаются мно­гие стороны ее финансово-хозяйственной деятельности. От уров­ня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее организация использует тру­довые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше будет прибыль. Расчет себестоимости составляется на всех стадиях и уровнях планирования производства продукции, выполнения ра­бот или предоставления услуг. Обычно при расчете учитываются технико-экономические факторы снижения себестоимости, сос­тавляются развернутые калькуляции производства отдельных ви­дов продукции, выполнения отдельных операций, а также сметы затрат на производство по цехам, участкам и службам предприя­тия, т.е. по центрам возникновения затрат. Это позволяет опреде­лить роль отдельных производственных подразделений в сниже­нии себестоимости и установить ответственность менеджеров за деятельность закрепленных участков работы.

Себестоимость продукции является объективной экономи­ческой категорией, поэтому нет жесткой классификации затрат, относимых на себесто­имость. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами по­нимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержден­ными расходами понимаются затраты, подтвержденные доку­ментами, оформленными в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Расходами приз­наются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В целях анализа производственной деятельности и разработ­ки рациональной и эффективной концепции развития предпри­ятия в процессе изготовления продукции, выполнения работ, предоставления услуг исчисляется как плановая, так и ее факти­ческая себестоимость. Сравнение плановой и фактической себестоимости позволяет объективно оценить степень рентабель­ности предприятия и рациональность использования как матери­альных, так и интеллектуальных ресурсов. Себестоимость пока­зывает все успехи и неудачи предприятия в организации произ­водства того или иного продукта, выполнении того или иного вида работ, услуг. Если себестоимость такого же или аналогично­го продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на данном предприятии организованы нерационально и требуют корректировки. Изменения следует вносить исходя из уровня себестоимости, так как она выступает главным фактором формирования прибыли. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль, следовательно, для ее уве­личения необходимо либо повысить цену, либо снизить себесто­имость. Есть много путей для снижения себестоимости: от совер­шенствования организации труда, экономии материальных ресурсов до изменения технологических процессов, техники и оборудования.

Для целей учета, анализа и планирования в зависимости от места возникновения затрат, роли в процессе производства вы­деляют различные виды себестоимости. По принципу возникно­вения затрат в процессе хозяйственной деятельности организа­ции и последовательности формирования различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Под цеховой себе­стоимостью понимают затраты цеха на изготовление продукции. Для целей анализа определяется себестоимость продукции (работ, услуг) по местам возникновения затрат. Производствен­ная себестоимость включает цеховую себестоимость и общеза­водские затраты. Полная себестоимость продукции включает производственную себестоимость, управленческие и коммерчес­кие расходы.

В зависимости от целей (планирования, учета, анализа) используются себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции, а также себестоимость сравнимой товарной продукции.

Объем валовой продукции — показатель, который включает общую выработку в стоимостном выражении, в том числе полуфабрикаты и незавершенное производство в стоимостном выра­жении.

Товарная продукция — показатель объема промышленного производства, характеризующий стоимость всей произведенной продукции и предназначенной для реализации на сторону или для собственных нужд.

Реализованная продукция - показатель, характеризующий в денежном выражении объем товарной продукции, отпущенной за пределы предприятия (организации) и (или) оплаченной поку­пателем, сбытовой или торгующей организацией.

Производственная себестоимость валовой и товарной продукции определяется по следующим формулам:

Св = Зпр– Зн + (-) Об + (-) Оп;

Ст = Св + (-)Онп,

где Св— производственная себестоимость валовой продукции;

Зпр — производственные затраты;

Зн— затраты, не включаемые в состав валовой продукции;

Об — изменение остатков расходов будущих периодов (прирост (—),

сокращение (+));

Оп — изменение остатков предстоящих расходов (прирост (—), сокраще­ние (+));

Ст — производственная себестоимость товарной продукции;

Онп — изменение остатков незавершенного производства (прирост (—), сокращение (+)).

Полная себестоимость товарной продукции определяется по формуле

Стп = Ст + Рв,

где Рв — внепроизводственные расходы.

Полная себестоимость реализованной продукции рассчитывает­ся по формуле

Сср = Стп + (-) Ог ,

где Ог — изменение остатков готовой продукции на складе.

Из общей величины себестоимости товарной продукции мо­жет быть выделена себестоимость сравнимой товарной продукции.

К ней относится продукция, изготовлявшаяся в прошедшем пе­риоде и изготавливаемая в текущем году.

Себестоимость незавершенного производства — это затраты на полуфабрикаты или продукцию, не прошедшую все стадии обра­ботки и остающуюся в конце отчетного периода в процессе обра­ботки (переработки).

Все вышеперечисленные виды себестоимости продукции принимают форму плановой, расчетной и отчетной (фактичес­кой) себестоимости.

Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат на следующий плановый период. Она включает только те затраты, которые при данном уровне техники и технологии, организации производства и труда необходимы для предприятия.

Расчетная себестоимость используется в технико-экономических расчетах по обоснованию различных проектов внедрения новой техники, инвестиционных проектов.

Отчетная (фактическая) себестоимость отражает степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановой величины себестоимости по отдельным составляющим с фактическими.

В строительстве себестоимость строительно-монтажных ра­бот представляет собой сумму затрат подрядной организации на выполненный объем строительно-монтажных работ. В планировании и учете различают сметную, плановую и фактическую себестоимость работ. Сметная себестоимость рассчитывается умножением нормативных затрат на объем работ по сметным ценам и нормам. Сметная себестоимость за вычетом задания по сниже­нию себестоимости либо увеличения в связи с изменением но­менклатуры используемых строительных материалов составляет плановую себестоимость — планируемые затраты на выполнение строительно-монтажных работ и использование технических средств. Фактическая себестоимость складывается из фактичес­ких затрат на производство строительно-монтажных работ, уста­навливаемых по данным бухгалтерского учета. Она содержит все затраты на производство, в том числе непроизводительные рас­ходы, не предусмотренные сметами (потери материалов и т.п.). При сопоставлении фактической и плановой себестоимости строительно-монтажных работ выявляется экономия или перерасход, и намечаются меры по регулированию затрат.

На транспорте исчисляется себестоимость перевозок - эксплуатационные расходы транспортных предприятий на еди­ницу транспортной продукции (10 ткм нетто, 10 приведенных ткм, 1000 м3 газа, 10 ткм нефти и т.д.). Себестоимость определяется путем деления общей величины эксплуатационных расходов, относимых на перевозки (затраты на заработную плату, топливо и электроэнергию, материалы, амортизационные отчисле­ния и др.), на объем перевозок. Для себестоимости перевозок в отличие от себестоимости промышленной продукции характер­ны отсутствие затрат на сырье, высокий удельный вес заработной платы и амортизационных отчислений. На предприятиях транс­порта исчисляется также себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, т.е. эксплуатационные расходы на тонну погрузки (выгрузки). На водном транспорте себестоимость погрузочно-разгрузочных работ определяется в целом по переработанным грузам. На отдельных видах транспорта выделяется себестои­мость работ по разгрузке и выгрузке в контейнерах с пакетами.

Все перечисленные виды себестоимости отражают текущие затраты предприятия на производство всего объема продукции, выполненных работ или предоставленных услуг, т.е. затраты от операционной деятельности.

Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».

Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии.

В ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации», вступивших в силу с 1 января 2000 г., впервые определены для целей бухгалтер­ского учета понятия «доходы» и «расходы». При этом под расходами понимает­ся «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денеж­ных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкла­дов по решению участников (собственников имущества)». Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисле­ния, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Составление формы № 2 «Отчет о прибы­лях и убытков» для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предпо­лагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расхо­дах организации.

Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета, это расходы по обычным видам деятельности.

В п. 9 ПБУ 10/99 по сути изложен механизм перехода от расходов орга­низации к себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обыч­ных видов деятельности определяется себестоимость произведенной про­дукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности:

Термины «доходы» и «расходы» организации, определенные названны­ми положениями, не противоречат Международным стандартам финансо­вой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы при­знаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и дохо­дов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соот­носиться с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). С точки зрения техники российского учета это состо­ит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем на счетах 20 «Ос­новное производство» и 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета продаж до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связа­ны, не будут реализованы. Лишь в момент реализации предприятие призна­ет свои доходы и связанную с ними часть затрат — расходы. В бухгалтерс­ком учете доходы и расходы отражаются соответственно по кредиту и дебету счетов 90, 91. Применительно к счету 90 «Продажи» расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (ра­бот, услуг).

Понятие «издержки» из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобрете­ния каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономи­ческих ресурсов организации или увеличением кредиторской задолжен­ности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация.

Для оценки оптимальности принимаемых решений руководите­лям разных уровней необходима информация о степени соответ­ствия фактических и планируемых результатов деятельности предприятия. Такую оценку можно произвести только при разграничении затрат, т.е. разработке такой классификации затрат, которая даст возможность проконтролировать вид потребленно­го ресурса, учесть размер затрат по местам их возникновения, при выполнении отдельных операций и пр.

Главная цель классификации затрат заключается в удовлетворении информационных потребностей внешних и внутренних пользователей. Потребности внешних пользователей обеспечи­ваются финансовым и налоговым учетом. В налоговом учете затраты классифицируются в целях исчисления налогооблагае­мой прибыли. В управленческом учете цели классификации затрат определяются исходя из интересов фирмы. Для управления недостаточ­но иметь сведения о величине затрат в целом по объектам учета затрат на производственное подразделение или объектам кальку­лирования (продукция, услуга, операции, объем работ).

Международные стандарты бухгалтерского учета предусматривают разные варианты классификации издержек, в зависимости от решаемой проблемы выбирается необходимое направление получения информации.

Затраты на производство разнообразны по составу, экономическому содержанию, их удельному весу в общей сумме, роли в производстве продукции, по отношению к объему производства и пр. Их классификация имеет большое значение для возмож­ности управления затратами и изучения поведения себестоимости, анализа безубыточности производства. Классификация затрат, которая отвечает целям управления, служит основным принципом организации управленческого учета, способом воздействия на себестоимость продукции

Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.

По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продук­ции (работ, услуг).

Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предпри­ятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для оп­ределения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

По видам затраты группируются по экономически однородным элемен­там и по статьям калькуляции.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К ос­новным задачам управленческого учета относят:

Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат.

Для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:

Для принятия решения и планирования различают:

Для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактичес­ки достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.