Лекция 2. Концепции, терминология, классификации издержек
План
1. Концепции, терминология, классификация издержек
2. Классификация затрат для определения себестоимости,
оценки стоимости запасов и полученной прибыли
3. Классификация затрат для принятия решений и планирования
4. Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках
5. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности
6.Группировка затрат на производство по месту их во зникновения, носителям и видам расходов
7. Затраты на качество продукции
Вопросы для контроля
1.Концепции, терминология, классификация издержек
Термин «себестоимость» относительно новый, впервые появился в 1912 г. в работах русского математика и бухгалтера А. П. Рудановского и инженера и бухгалтера Н. Ф. фон Дитмара. Ранее русские бухгалтеры использовали термины «своя стоимость», «фактическая стоимость», «капитал»,«полная цена», «стоимость производства», «истинная или полная цена» и др. Термин «себестоимость» укрепился не из-за точности формулировки экономической категории, а благодаря своему благозвучию.
Себестоимость - это денежное выражение затрат, необходимых на производство и продажу продукции (работ, услуг). В этом важнейшем для любой организации показателе отражаются многие стороны ее финансово-хозяйственной деятельности. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше будет прибыль. Расчет себестоимости составляется на всех стадиях и уровнях планирования производства продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Обычно при расчете учитываются технико-экономические факторы снижения себестоимости, составляются развернутые калькуляции производства отдельных видов продукции, выполнения отдельных операций, а также сметы затрат на производство по цехам, участкам и службам предприятия, т.е. по центрам возникновения затрат. Это позволяет определить роль отдельных производственных подразделений в снижении себестоимости и установить ответственность менеджеров за деятельность закрепленных участков работы.
Себестоимость продукции является объективной экономической категорией, поэтому нет жесткой классификации затрат, относимых на себестоимость. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В целях анализа производственной деятельности и разработки рациональной и эффективной концепции развития предприятия в процессе изготовления продукции, выполнения работ, предоставления услуг исчисляется как плановая, так и ее фактическая себестоимость. Сравнение плановой и фактической себестоимости позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования как материальных, так и интеллектуальных ресурсов. Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта, выполнении того или иного вида работ, услуг. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на данном предприятии организованы нерационально и требуют корректировки. Изменения следует вносить исходя из уровня себестоимости, так как она выступает главным фактором формирования прибыли. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль, следовательно, для ее увеличения необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Есть много путей для снижения себестоимости: от совершенствования организации труда, экономии материальных ресурсов до изменения технологических процессов, техники и оборудования.
Для целей учета, анализа и планирования в зависимости от места возникновения затрат, роли в процессе производства выделяют различные виды себестоимости. По принципу возникновения затрат в процессе хозяйственной деятельности организации и последовательности формирования различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Под цеховой себестоимостью понимают затраты цеха на изготовление продукции. Для целей анализа определяется себестоимость продукции (работ, услуг) по местам возникновения затрат. Производственная себестоимость включает цеховую себестоимость и общезаводские затраты. Полная себестоимость продукции включает производственную себестоимость, управленческие и коммерческие расходы.
В зависимости от целей (планирования, учета, анализа) используются себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции, а также себестоимость сравнимой товарной продукции.
Объем валовой продукции — показатель, который включает общую выработку в стоимостном выражении, в том числе полуфабрикаты и незавершенное производство в стоимостном выражении.
Товарная продукция — показатель объема промышленного производства, характеризующий стоимость всей произведенной продукции и предназначенной для реализации на сторону или для собственных нужд.
Реализованная продукция - показатель, характеризующий в денежном выражении объем товарной продукции, отпущенной за пределы предприятия (организации) и (или) оплаченной покупателем, сбытовой или торгующей организацией.
Производственная себестоимость валовой и товарной продукции определяется по следующим формулам:
Св = Зпр– Зн + (-) Об + (-) Оп;
Ст = Св + (-)Онп,
где Св— производственная себестоимость валовой продукции;
Зпр — производственные затраты;
Зн— затраты, не включаемые в состав валовой продукции;
Об — изменение остатков расходов будущих периодов (прирост (—),
сокращение (+));
Оп — изменение остатков предстоящих расходов (прирост (—), сокращение (+));
Ст — производственная себестоимость товарной продукции;
Онп — изменение остатков незавершенного производства (прирост (—), сокращение (+)).
Полная себестоимость товарной продукции определяется по формуле
Стп = Ст + Рв,
где Рв — внепроизводственные расходы.
Полная себестоимость реализованной продукции рассчитывается по формуле
Сср = Стп + (-) Ог ,
где Ог — изменение остатков готовой продукции на складе.
Из общей величины себестоимости товарной продукции может быть выделена себестоимость сравнимой товарной продукции.
К ней относится продукция, изготовлявшаяся в прошедшем периоде и изготавливаемая в текущем году.
Себестоимость незавершенного производства — это затраты на полуфабрикаты или продукцию, не прошедшую все стадии обработки и остающуюся в конце отчетного периода в процессе обработки (переработки).
Все вышеперечисленные виды себестоимости продукции принимают форму плановой, расчетной и отчетной (фактической) себестоимости.
Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат на следующий плановый период. Она включает только те затраты, которые при данном уровне техники и технологии, организации производства и труда необходимы для предприятия.
Расчетная себестоимость используется в технико-экономических расчетах по обоснованию различных проектов внедрения новой техники, инвестиционных проектов.
Отчетная (фактическая) себестоимость отражает степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановой величины себестоимости по отдельным составляющим с фактическими.
В строительстве себестоимость строительно-монтажных работ представляет собой сумму затрат подрядной организации на выполненный объем строительно-монтажных работ. В планировании и учете различают сметную, плановую и фактическую себестоимость работ. Сметная себестоимость рассчитывается умножением нормативных затрат на объем работ по сметным ценам и нормам. Сметная себестоимость за вычетом задания по снижению себестоимости либо увеличения в связи с изменением номенклатуры используемых строительных материалов составляет плановую себестоимость — планируемые затраты на выполнение строительно-монтажных работ и использование технических средств. Фактическая себестоимость складывается из фактических затрат на производство строительно-монтажных работ, устанавливаемых по данным бухгалтерского учета. Она содержит все затраты на производство, в том числе непроизводительные расходы, не предусмотренные сметами (потери материалов и т.п.). При сопоставлении фактической и плановой себестоимости строительно-монтажных работ выявляется экономия или перерасход, и намечаются меры по регулированию затрат.
На транспорте исчисляется себестоимость перевозок - эксплуатационные расходы транспортных предприятий на единицу транспортной продукции (10 ткм нетто, 10 приведенных ткм, 1000 м3 газа, 10 ткм нефти и т.д.). Себестоимость определяется путем деления общей величины эксплуатационных расходов, относимых на перевозки (затраты на заработную плату, топливо и электроэнергию, материалы, амортизационные отчисления и др.), на объем перевозок. Для себестоимости перевозок в отличие от себестоимости промышленной продукции характерны отсутствие затрат на сырье, высокий удельный вес заработной платы и амортизационных отчислений. На предприятиях транспорта исчисляется также себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, т.е. эксплуатационные расходы на тонну погрузки (выгрузки). На водном транспорте себестоимость погрузочно-разгрузочных работ определяется в целом по переработанным грузам. На отдельных видах транспорта выделяется себестоимость работ по разгрузке и выгрузке в контейнерах с пакетами.
Все перечисленные виды себестоимости отражают текущие затраты предприятия на производство всего объема продукции, выполненных работ или предоставленных услуг, т.е. затраты от операционной деятельности.
Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».
Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии.
В ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации», вступивших в силу с 1 января 2000 г., впервые определены для целей бухгалтерского учета понятия «доходы» и «расходы». При этом под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)». Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Составление формы № 2 «Отчет о прибылях и убытков» для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предполагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расходах организации.
Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета, это расходы по обычным видам деятельности.
В п. 9 ПБУ 10/99 по сути изложен механизм перехода от расходов организации к себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности:
признанных в отчетном году и в предыдущие отчетные периоды;
переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды.
Термины «доходы» и «расходы» организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). С точки зрения техники российского учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета продаж до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат — расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по кредиту и дебету счетов 90, 91. Применительно к счету 90 «Продажи» расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
Понятие «издержки» из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.
Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация.
Для оценки оптимальности принимаемых решений руководителям разных уровней необходима информация о степени соответствия фактических и планируемых результатов деятельности предприятия. Такую оценку можно произвести только при разграничении затрат, т.е. разработке такой классификации затрат, которая даст возможность проконтролировать вид потребленного ресурса, учесть размер затрат по местам их возникновения, при выполнении отдельных операций и пр.
Главная цель классификации затрат заключается в удовлетворении информационных потребностей внешних и внутренних пользователей. Потребности внешних пользователей обеспечиваются финансовым и налоговым учетом. В налоговом учете затраты классифицируются в целях исчисления налогооблагаемой прибыли. В управленческом учете цели классификации затрат определяются исходя из интересов фирмы. Для управления недостаточно иметь сведения о величине затрат в целом по объектам учета затрат на производственное подразделение или объектам калькулирования (продукция, услуга, операции, объем работ).
Международные стандарты бухгалтерского учета предусматривают разные варианты классификации издержек, в зависимости от решаемой проблемы выбирается необходимое направление получения информации.
Затраты на производство разнообразны по составу, экономическому содержанию, их удельному весу в общей сумме, роли в производстве продукции, по отношению к объему производства и пр. Их классификация имеет большое значение для возможности управления затратами и изучения поведения себестоимости, анализа безубыточности производства. Классификация затрат, которая отвечает целям управления, служит основным принципом организации управленческого учета, способом воздействия на себестоимость продукции
Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.
По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).
Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.
В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:
расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;
принятие управленческого решения и планирование;
контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.
Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат.
Для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:
входящие и истекшие;
прямые и косвенные;
основные и накладные;
входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (периодические, или затраты периода);
одноэлементные и комплексные;
текущие и единовременные.
Для принятия решения и планирования различают:
постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;
затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;
безвозвратные затраты;
вмененные затраты;
предельные и приростные затраты;
планируемые и непланируемые.
Для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.
- Министерство образования и науки Российской Федерации фгбоу впо «Сибирский государственный технологический университет»
- Бухгалтерский управленческий учет
- Красноярск 2011
- СоДержание
- Раздел 1. Введение в управленческий учет……………………….9
- Раздел 2. Системы учета затрат…………………………………..93
- Раздел 3. Калькулирование себестоимости продукции............133
- 3.Калькулирование себестоимости продукции
- Раздел 1. Введение в управленческий учет
- 2. Место управленческого учета в учетной информационной системе организации. Взаимосвязь видов учета
- 3. Понятие и содержание управленческого учета
- 4. Детализация структуры организации
- 2. Центр доходов
- 3. Центр прибыли
- 4. Центр инвестиций и инноваций
- 5.Принципы, функции, цели, задачи управленческого учета
- 1) Обеспечение всех уровней управления данными, необходимыми для принятия управленческих решений по планированию и контролю;
- 2) Выработка информации, служащей средством коммуникации внутри предприятия.
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Концепции, терминология, классификации издержек
- 2.Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли
- 3.Классификация затрат для принятия решений и планирования
- 4. Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках
- 5.Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности
- 6. Группировка затрат на производство по месту их возникновения, носителям и видам расходов
- 7. Затраты на качество продукции
- Состав затрат на обеспечение качества
- Вопросы для контроля
- Лекция 3. Модели организации учета издержек в финансовом и управленческом учета
- Затраты
- 2. Составление смет на предприятии
- 3.Бюджетирование
- Статические бюджеты
- Сметное планирование
- Расчет точки безубыточности и ее анализ
- Финансовый анализ и маркетинговый план
- Анализ условий безубыточности при обосновании инвестиционных проектов
- 4.Классификация, выбор и проектирование систем учета и контроля затрат
- Функции управления Элементы управленческого цикла
- Методы учета затрат
- В текущем планировании затрат
- Вопросы для контроля
- Раздел 2 Системы учета затрат
- 2. Содержание системы «стандарт-кост»
- 1. В зависимости от принимаемого в расчет уровня цен:
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Содержание и особенности системы «директ-костинг»
- Содержание системы «директ-костинг»
- Вопросы для контроля
- Лекция 3 Содержание и особенности системы полного фактического учета затрат
- 2.Порядок полного фактического учета затрат на производство
- Вопросы для контроля
- Раздел 3. Калькулирование себестоимости продукции
- Калькуляция
- 2.Распределение затрат по местам возникновения
- 3. Калькулирование по коэффициентам эквивалентности
- 4.Калькулирование себестоимости попутной продукции
- 5. Классификация методов калькулирования
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Методы калькулирования
- Заказ №1
- 2. Попередельный метод
- Передел а
- Передел с
- Реализация
- 3.Попроцессный метод
- Пооперационный метод
- Механизм «ав-костинга»
- 5. Калькулирование себестоимости методом jit- «точно в срок»
- Традиционный метод
- Метод «точно в срок»
- Калькулирование по последней операции
- Вопросы для контроля
- Лекция 3. Учет затрат вспомогательных производств
- Калькулирование себестоимости работ ремонтно-механического цеха
- Калькулирование себестоимости продукции энергетических цехов
- Калькулирование себестоимости услуг транспортных цехов
- Вопросы для контроля
- Лекция 4 Состав, учет и распределение накладных расходов
- 1. Расходы по управлению предприятием.
- 2.Распределение накладных расходов
- Вопросы для контроля
- 2.Применение системы «директ-костинг» в управленческом учете
- 3.Учет и управленческие решения
- 4.Управленческие решения
- 1.Принятие или отклонение спецзаказа.
- 2.Назначение цены продукции.
- 4.Замена или ремонт оборудования
- 5.Анализ доходности и структуры бизнеса
- Вопросы для контроля
- Библиографический список
- 3.1. Нормативная литература
- 3.2. Основная литература
- 3.3.Дополнительная литература:
- Интернет-ресурсы: