logo
Бухг

Сметное планирование

Сметное планирование включает два этапа:

  1. Планирование – определение будущих целей;

  2. Мониторинг (сопровождение) – анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. того, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.

Различают два подхода к расчетам смет.

  1. Разработка смета с «нуля», как правило, для проектируемых новых предприятий или в том случае, когда предприятие меняет профиль работы.

  2. Планирование от достигнутого – для стабильных предприятий, не меняющих профиль своей работы и не применяющих диверсификацию вида

Смета подразделяется по видам деятельности:

Составляются следующие сметы:

Смета продаж. Составляется для определения выручки в денежном выражении и служит основой, на которой базируются все другие сметы.

При планируемом объеме продаж в натуральном выражении отправным пунктом служит производственная мощность или прошлогодний объем продаж с поправкой на факторы, влияющие на размер объема продаж с поправкой на факторы, влияющие на размер объема продаж, а именно:

Здесь важно сравнить фактические объемы продаж по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия. Управленческий персонал при этом исследует причины существенных отклонений и принимает меры по улучшению положения.

Смета производства. Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Объемы производства должны быть тщательно выверены со сметой продаж с целью сбалансированности производства и продаж в течение планируемого периода. Здесь важно определить степень использования производственных мощностей и запасов.

Смета прямых материальных затрат – количество необходимых для производственного процесса основных материалов, определяется как:

Смета затрат на оплату труда – производственная программа, которая представляет собой исходный пункт для составления сметы расходов на оплату труда. Здесь важно имеющиеся ресурсы с прогнозной потребностью и минимизировать простои производственных мощностей.

Смета накладных расходов. Определяются расходы, обеспечивающие производственную деятельность. При крупных и сложных системах хозяйствования могут составляться дополнительные сметы, которые сводятся воедино. Такие сметы позволяют менеджерам сконцентрировать внимание на контроле тех издержек, за которые они несут ответственность, и оценить деятельность каждого подразделения.

Смета себестоимости реализованной продукции. Составляется на базе сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам товарных запасов, производственной программы, а также на базе данных смет прямых материальных затрат, затрат по оплате труда, накладных расходов. Эта смета определяет прогноз всех прогноз всех прибыльных и убыточных операций предприятия. Менеджеры могут проследить индивидуальные сметы и при низкой прибыли анализируют взаимосвязь объема продаж с собственным капиталом и эффективностью его использования.

Смета капитальных затрат. Она обобщает информацию по расширению производственных мощностей и обновлению основных фондов. Как правило, эта смета составляется на 5 лет с разбивкой по годам.

Смета движения денежных средств. Ее еще называют движением денежных потоков. Эта смета включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение дня, недели, месяца и более длительный срок. При составлении данной сметы во внимание должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также те проекты, которые требуют денежных расходов.