Лекция 2. Методы калькулирования
План
1. Позаказный метод
2. Попередельный метод
3.Попроцессный метод
4.Пооперационный метод
5. Калькулирование себестоимости методом JIT- «точно в срок»
6. Калькулирование по последней операции «ENDPOINT-COSTING»)
Вопросы для контроля
1. Позаказный метод
Позаказный метод учета себестоимости — один из основных методов исчисления себестоимости на предприятиях, где производственные расходы учитываются по отдельным или по специальным заказам.
Позаказный метод учета и калькулирования затрат используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия, работы, услуги.
Он применяется в индивидуальных и мелкосерийных производствах, где затраты материалов на технологические цели, основную заработную плату производственных рабочих и общепроизводственные расходы легко соотнести с выпуском конкретной продукции или выполнением каких-либо услуг. К производствам, где применяется позаказный метод, относятся:
транспорт;
строительство;
самолето- и судостроение;
турбостроение;
полиграфия;
производство мебели;
выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ;
оказание аудиторских и консультационных услуг;
другие производства мелкосерийного и индивидуального типов.
Индивидуальное, или единичное производство — это форма организации производства, при которой различные виды продукции изготавливаются в одном или нескольких экземплярах. В индивидуальном производстве используется широкая номенклатура материалов, универсальные технологии. Единичному типу производства присущи следующие особенности:
1) большое разнообразие изготавливаемой продукции, значительная часть которой не повторяется и выпускается в небольших количествах по отдельным заказам;
2) технологическая специализация рабочих и невозможность постоянного закрепления определенных операций и деталей за рабочими местами;
3) применение, как правило, универсального оборудования и
приспособлений;
4) относительно большой удельный вес ручных сборочных и
доводочных операций;
5) преобладание среди рабочих универсалов высокой квалификации;
6) унифицированные детали, узлы и нормализованные детали изготавливаются по размеру, а не по принадлежности к определенной машине, станку.
Сущность метода заключается в следующем.
Все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.
Объектом учета и объектом калькулирования является заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.
Заказ – изделие, мелкая серия одинаковых изделий или ремонтные, монтажные, эксперементальные работы. Для учета заказаов в синтетическом учете открываются субсчета к счету 20.
При этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих и общепроизводственные (косвенные) расходы относят на каждый индивидуальный заказ или на партию продукции, при определении себестоимости изделия общие производственные затраты на каждый заказ делят на количество единиц продукции, изготовленных
Учет издержек по отдельным заказам начинается с открытия заказа: «открыть заказ» — значит заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ находится в бухгалтерии. Форму документа предприятие разрабатывает самостоятельно. Он должен содержать следующую информацию:
тип заказа (для собственных нужд или привлекаемый со стороны; разовый или сводный). Издержки по разовым заказам учитываются и отражаются в рамках одного отчетного периода. Учет издержек по долгосрочным или сводным заказам связан с распределением затрат между несколькими отчетными периодами;
номер заказа (индивидуальный код);
характеристику заказа (краткое описание работ по выполнению заказа);
указание исполнителя (участок, выполняющий работы в рамках заказа);
срок исполнения заказа;
месяц, в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.
Поступающие в бухгалтерию первичные документы на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных приспособлений и инструментов и т. д., т. е. о прямых издержках, должны иметь (содержать) номер заказа.
Бухгалтерия для каждого заказа открывает карточку (ведомость) — это основной документ (учетный регистр) в условиях позаказного метода калькулирования.
Проблемой является распределение косвенных затрат. На практике косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.
Расчет бюджетной ставки производится в три этапа.
Оцениваются косвенные расходы предстоящего периода.
Выбирается база для распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами и прогнозируется ее величина. Базой может быть характер выполняемых заказов, их размер, количество, оплата труда производственных работников и т. д. Базовый показатель закрепляется в учетной политике.
3. Рассчитывается бюджетная ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя
Калькуляцию заказа производят по мере его окончания. Все затраты группируют в карточках набора затрат.
До завершения всех работ по заказу затраты представляют собой незавершенное производство. Себестоимость законченного заказа определяют суммированием затрат.
Сводный учет затрат по заказам организуется по нескольким вариантам с помощью:
контрольных счетов;
раздельного учета;
калькуляции себестоимости по контракту.
Контрольные счета — все бухгалтерские записи производят в ведомостях, итоги переносятся в главную книгу.
Раздельный учет — этот вариант предусматривает дублирование записей в двух видах учета.
Калькуляция себестоимости по контракту — система учета и калькулирования крупных изделий с длительным циклом, воспроизводства.
Контрактом предусматриваются промежуточные выплаты производителю по этапам за выполненные работы. Сумма платежей определяется стоимостью реализованных работ, подтвержденных актом заказчика. По мере поступления оплаты определяют затраты, которые необходимо включить в себестоимость реализованной продукции для расчета прибыли за данный период. Здесь же определяется размер неистекших издержек, т. е. себестоимость незавершенных и не сданных заказчику работ.
При использовании метода калькуляции по контракту рекомендуется придерживаться установленных для этой системы принципов.
Не рассчитывать прибыль на ранних этапах выполнения контракта в связи с низкой достоверностью оценки доходов и затрат.
Проявлять осмотрительность — убытки, выявленные в отчетном периоде, должны быть отнесены к себестоимости реализованных работ этого же периода.
3. Быть осмотрительным при значительных затратах на контракт, выполненный в пределах 35-85%.
Калькуляцию заказа проводят по мере его окончания. Все затраты группируют в карточке набора затрат. До завершения всех работ по заказу затраты представляют собой незавершенное производство. Себестоимость законченного заказа определяют суммированием затрат.
Широко используется при позаказном методе учета затрат нормирование материальных и трудовых ресурсов, т.е. сочетание позаказного и нормативного метода калькулирования продукции, работ, услуг.
Составление нормативной калькуляции себестоимости при использовании позаказного метода калькулирования обычно начинается с исчисления себестоимости отдельных заказов, производства и обработки деталей, узлов, полуфабрикатов на основе нормативных карт. В нормативной карте на детали указываются справочные данные: наименование детали, ее код, применяемость на каждое изделие и технологический маршрут ее обработки по цехам. В специальном разделе нормативной карты приводятся данные о нормах расходов материала (полуфабриката): его наименование, номенклатурный номер, калькуляционная группа, учетная цена, стоимость и единица измерения. Отдельно перечисляются все технологические операции, а по каждой из них - разряды работ, нормы времени и расценки оплаты труда. В разделах по расходу материалов и оплаты труда производственных рабочих, кроме того, предусматриваются дополнительные графы для внесения изменений в нормы.
Нормативная калькуляция на изделие представляет собой сумму расходов по входящим в него узлам и деталям с учетом их применения в изделии. Нормативные калькуляции разрабатываются только по прямым затратам материалов и заработной платы, а калькуляция на изделие в целом - по всем статьям производственной себестоимости.
Для упрощения процедуры составления калькуляции нормативной себестоимости вместо нормативных карт на детали и узлы заполняют ведомости нормативного набора расходов по центрам затрат или местам возникновения затрат. В них, исходя из применяемости деталей и узлов, накапливаются нормативные расходы на детали, узлы и полуфабрикаты, обрабатываемые или собираемые в данном центре. По итоговым данным определяется нормативная себестоимость цехового машинокомплекта в рассматриваемом центре затрат либо месте возникновения затрат.
Машинокомплект состоит из всех последовательно или параллельно изготовляемых на производственных участках и цехах деталей, входящих в выпускаемую сборочным цехом машину. Детали машинокомплекта имеют в основном разные временные нормативы длительности производственного цикла, очередности подач в сборку, размеры партий обработки, поэтому при значительном удельном весе взаимозаменяемых деталей, входящих в состав машин различной модификации, их группировка в машинокомплект представляет определенную сложность для цехов (таблица 11.1). Например, в автомобилестроении перечень наименований деталей достигает нескольких сотен в одном цехе.
Практика работы машиностроительных предприятий с серийным типом производства показывает, что многономенклатурное производство с большим количеством унифицированных деталей, входящих в разные цеховые машинокомплекты, технологически предусматривает некомплектность выпуска, так как одновременный запуск всего перечня деталей, входящих в машинокомплект, невозможен из-за различий во времени обработки и применяемости деталей в узле, сборочной единице или изделии.
При таком способе нормативная себестоимость изделия определяется как сумма цеховых машинокомплектов и используется для оценки выпуска продукции за определенный период. После расчета фактической калькуляции производства машинокомплектов менеджеры сопоставляют данные с нормативной себестоимостью и получают результаты, позволяющие судить об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Кроме машинокомплекта используются такие учетные единицы, как групповой комплект и узловой комплект.
Групповой комплект представляет собой группу деталей одного наименования, которые проходят одинаковый технологический маршрут, имеют равные величины опережения подачи на сборку, партии обработки, длительность производственного цикла. Групповой комплект как планово-учетная единица создает условия для планирования изготовления целой группы деталей как одной детали, обеспечивает контроль за комплектной поставкой сборочным цехам и усиливает контроль за использованием полуфабрикатов собственного производства
Таблица 3.3. - Примерная ведомость нормативного набора прямых расходов по машинокомплекту
Номер детали, узла и полуфабриката | Применяемость, раз | Материал | Остаток на начало месяца | Механо-штамповочный цех | Остаток на конец месяца | ||||||
легированная сталь | трансформаторная сталь | в заготовительном цехе | на складе | поступило | израсходовано | в заготовительном цехе | на складе | ||||
Количество | цена 1кг, руб. | количество | цена 1 кг, руб | ||||||||
34185 | 4 | 2,7 | 2,1 | - | - | 7 | 15 | 900 | 880 | 27- | 35 |
37292 | 2 | - | - | 1,1 | 2,9 | - | 3 | 400 | 400 | - | 3 |
41277 | 3 | - | - | 1,6 | 3,3 | 10 | 40 | 610 | 615 | 5 | 35 |
К 942 | 5 | 1,3 | 2,5 | 0,6 | 3,2 | 12 | 87 | 1350 | 1359 | 3 | 78 |
В 361 | 7 | 0,9 | 2,4 | 0,7 | 2,9 | 32 | - | 2120 | 2124 | - | 28 |
В крупносерийном производстве с длительным циклом сборочных работ при небольших различиях во времени обработки деталей, входящих в определенный узел, используется разновидность группового комплекта — узловой комплект. Эта планово-учетная единица объединяет детали одного или разных изделий на основе единства или подобия технологического маршрута и размера опережения в цехе.
По данным учетным единицам также ведется подетальное нормирование материальных затрат в технологических картах, которые выписываются отделом главного технолога на каждую деталь. Они группируются, нумеруются и брошюруются по наименованиям изделий. Один экземпляр карт группируется по видам работ и подразделениям, выполняющим эти работы. Такой порядок обеспечивает достоверность нормативных расчетов на всех уровнях технико-экономического планирования и оперативно-производственных плановых расчетов.
Применение позаказного метода калькулирования предопределяет контроль за издержками производства на предприятии и организацию учета затрат в строгом соответствии с установленными подетальными и пооперационными нормами расхода материальных и трудовых ресурсов. Этот контроль призван предотвращать выполнение работ, не предусмотренных технологическим процессом, а также обеспечивать правильность отнесения издержек производства на соответствующие заказы.
При позаказном методе калькулирования к счету 20 «Основное производство» в обязательном порядке ведется аналитический учет по каждому заказу. Количество аналитических счетов соответствует количеству заказов, изготавливаемых на предприятии. Прямые материальные расходы списываются со счета 10 «Материалы» на соответствующие заказы и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство».
При позаказном методе учета затрат тщательно распределяется ответственность между всеми исполнителями заказа и руководителями центров ответственности.
Примерная схема прохождения позаказного метода калькулирования представлена на рисунке. 3.4, 3.5..
Особенность учета затрат при позаказном методе - аккумулирование расходов по каждой завершенной партии или заказу в целом, а не за промежуток времени (рисунок 3.6.). В течение изготовления заказа в дебет счетов учета затрат на производство: счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов учета ресурсов относятся затраты по каждому заказу отдельно с подразделением на прямые, относимые в дебет счетов 20 и 23, и накладные, относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанных непосредственно с конкретным заказом, а обусловленных процессом организации, обслуживания производства и управления им.
После завершения выполнения заказа расходы, собранные на счетах 25 и 26, списываются в дебет счетов 20 и 23 и одновременно распределяются между заказами.
Фактическая себестоимость единицы изделий или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной до этому заказу продукции.
В целях обеспечения правильности отнесения затрат при позаказном методе рекомендуется организовать надлежащий контроль за правильной выпиской первичных документов в соответствии с нормативно - технической документацией
Общепроизводственные расходы включают в себестоимость заказа, счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готового заказа, т.е. суммы фактической производственной себестоимости выполнения заказа переносятся с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи». Далее определяется финансовый результат, конечный итог деятельности, завершающийся прибылью или убытками от выполненного заказа: счет 90-9 «Продажи», субсчет «Прибыль или убытки от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыль и убытки».
Таким образом, метод позаказного учета и калькуляции себестоимости характеризуется:
концентрацией данных о расходах и отнесением затрат на отдельные виды работ или готовой продукции;
изменением величины затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;
ведением в главной книге счета «Основное производство», по дебетовому остатку которого показывается величина незавершенного производства.
- Министерство образования и науки Российской Федерации фгбоу впо «Сибирский государственный технологический университет»
- Бухгалтерский управленческий учет
- Красноярск 2011
- СоДержание
- Раздел 1. Введение в управленческий учет……………………….9
- Раздел 2. Системы учета затрат…………………………………..93
- Раздел 3. Калькулирование себестоимости продукции............133
- 3.Калькулирование себестоимости продукции
- Раздел 1. Введение в управленческий учет
- 2. Место управленческого учета в учетной информационной системе организации. Взаимосвязь видов учета
- 3. Понятие и содержание управленческого учета
- 4. Детализация структуры организации
- 2. Центр доходов
- 3. Центр прибыли
- 4. Центр инвестиций и инноваций
- 5.Принципы, функции, цели, задачи управленческого учета
- 1) Обеспечение всех уровней управления данными, необходимыми для принятия управленческих решений по планированию и контролю;
- 2) Выработка информации, служащей средством коммуникации внутри предприятия.
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Концепции, терминология, классификации издержек
- 2.Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли
- 3.Классификация затрат для принятия решений и планирования
- 4. Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках
- 5.Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности
- 6. Группировка затрат на производство по месту их возникновения, носителям и видам расходов
- 7. Затраты на качество продукции
- Состав затрат на обеспечение качества
- Вопросы для контроля
- Лекция 3. Модели организации учета издержек в финансовом и управленческом учета
- Затраты
- 2. Составление смет на предприятии
- 3.Бюджетирование
- Статические бюджеты
- Сметное планирование
- Расчет точки безубыточности и ее анализ
- Финансовый анализ и маркетинговый план
- Анализ условий безубыточности при обосновании инвестиционных проектов
- 4.Классификация, выбор и проектирование систем учета и контроля затрат
- Функции управления Элементы управленческого цикла
- Методы учета затрат
- В текущем планировании затрат
- Вопросы для контроля
- Раздел 2 Системы учета затрат
- 2. Содержание системы «стандарт-кост»
- 1. В зависимости от принимаемого в расчет уровня цен:
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Содержание и особенности системы «директ-костинг»
- Содержание системы «директ-костинг»
- Вопросы для контроля
- Лекция 3 Содержание и особенности системы полного фактического учета затрат
- 2.Порядок полного фактического учета затрат на производство
- Вопросы для контроля
- Раздел 3. Калькулирование себестоимости продукции
- Калькуляция
- 2.Распределение затрат по местам возникновения
- 3. Калькулирование по коэффициентам эквивалентности
- 4.Калькулирование себестоимости попутной продукции
- 5. Классификация методов калькулирования
- Вопросы для контроля
- Лекция 2. Методы калькулирования
- Заказ №1
- 2. Попередельный метод
- Передел а
- Передел с
- Реализация
- 3.Попроцессный метод
- Пооперационный метод
- Механизм «ав-костинга»
- 5. Калькулирование себестоимости методом jit- «точно в срок»
- Традиционный метод
- Метод «точно в срок»
- Калькулирование по последней операции
- Вопросы для контроля
- Лекция 3. Учет затрат вспомогательных производств
- Калькулирование себестоимости работ ремонтно-механического цеха
- Калькулирование себестоимости продукции энергетических цехов
- Калькулирование себестоимости услуг транспортных цехов
- Вопросы для контроля
- Лекция 4 Состав, учет и распределение накладных расходов
- 1. Расходы по управлению предприятием.
- 2.Распределение накладных расходов
- Вопросы для контроля
- 2.Применение системы «директ-костинг» в управленческом учете
- 3.Учет и управленческие решения
- 4.Управленческие решения
- 1.Принятие или отклонение спецзаказа.
- 2.Назначение цены продукции.
- 4.Замена или ремонт оборудования
- 5.Анализ доходности и структуры бизнеса
- Вопросы для контроля
- Библиографический список
- 3.1. Нормативная литература
- 3.2. Основная литература
- 3.3.Дополнительная литература:
- Интернет-ресурсы: