2.5. Документирование хозяйственных операций
Бухгалтерский документ — это письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых носителях информации (перфокартах, перфолентах, магнитных лентах и др.). Следовательно, документ - это любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной регистрации.
Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов бухгалтерского учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.
Формы и реквизиты документов. Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах. Наименование показателей и их количество в документах зависят в основном от содержания отражаемой хозяйственной операции. Некоторые реквизиты являются основными (обязательными) для каждого документа. Они определяют содержание отражаемых операций и придают документу доказательную силу. К таким реквизитам относят наименование документа, дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Перечень должностей лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
28
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленных порядке и сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации.
С 1 января 1999 г. организации применяют формы первичных учетных документов, содержащихся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а.
Унифицированные формы первичных документов должны применяться в организации без изменений. Формы первичных документов, не предусмотренных альбомами унифицированных первичных документов, разрабатываются организацией самостоятельно. При этом они должны содержать все обязательные реквизиты.
Наряду с унификацией важное значение имеет стандартизация документов, т.е. установление одинаковых стандартных размеров бланков типовых документов.
Порядок составления и обработки документов. Документы следует составлять на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Если некоторые реквизиты не заполнены, то свободное место прочеркивают.
Запись в документах делают чернилами, шариковой ручкой или на пишущих и счетных машинах. В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью. Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны четко и разборчиво. Если в тексте или цифрах допущена ошибка, ее следует зачеркнуть (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и написать сверху правильный текст или сумму. Затем правильный текст или сумму повторяют на полях документа и заверяют подписью лица, оформляющего документ. Текст оговорки таков:
Написанному в исправление ошибки ....................................................... верить
(новый текст или сумма)
Дата Подпись
29
В некоторых документах, например в приходных и расходных кассовых ордерах, исправления делать не разрешается.
Поступающие в бухгалтерию документы обязательно проверяют. Прежде всего производят проверку по форме, в процессе которой устанавливают необходимое количество заполненных реквизитов, наличие и правильность подписей, четкость и разборчивость заполнения документа. Затем осуществляют арифметическую проверку, при которой определяют правильность подсчетов в документе. После этого документы проверяют по существу, устанавливают законность и целесообразность хозяйственных операций.
Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергаются бухгалтерской обработке, которая включает в себя их расценку, группировку и разметку (контировку).
Расценка (таксировка) документов - это денежная оценка указанных в документе материальных ценностей.
Группировка - это подбор однородных документов в пачки, что позволяет делать записи общими итогами. На основе групп первичных документов часто составляют сводные документы.
Разметка (контировка) - это определение и запись корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах.
После разметки данные документов о хозяйственных операциях записывают в синтетических и аналитических счетах, а использованные документы сдают в архив. Путь, который проходят документы от момента выписки до сдачи на хранение в архив, называется документооборотом.
Перед сдачей документов в архив их необходимо соответствующим образом подготовить: однородные первичные документы формируют в дела, содержащие обычно до 250 листов при толщине не более 4 см.
При формировании дел необходимо соблюдать следующие условия: документы постоянного и временного сроков хранения группируют в дела раздельно; подлинники отделяют от копий, а годовые планы и отчеты — от квартальных и месячных; в дело должно быть включено по одному экземпляру каждого документа.
Каждый документ, помещенный в дело, должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативных актов.
В дело группируются документы одного периода - месяца, квартала, календарного года, — кроме переходящих дел (например, личные дела, не закрывающиеся по окончании календарного года). При наличии в деле документов за несколько месяцев документы помесячно разделяются листами бумаги с указанием месяца.
30
Приложения к документам независимо от даты их утверждения или составления присоединяются к документам, к которым они относятся.
Существуют определенные правила группировки в дела по видам и хронологии. Уставы, положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с указанными документами; приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу; подлинные экземпляры приказов по основной деятельности систематизируются и подшиваются в дела вместе с приложениями в порядке их номеров. Документы к приказам по основной деятельности группируются и подшиваются отдельно.
Приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными сроками их хранения. Документы, являющиеся основанием для издания приказа по личному составу, подшиваются в личные дела сотрудников или образуют самостоятельное дело приложений к данным приказам.
Плановые и отчетные документы хранятся в делах того года, к которому они относятся по своему содержанию, независимо от времени их составления или даты поступления.
Например, отчет за 2002 г., составленный в 2003 г., должен быть отнесен к 2002 г.
Документы в отчетах необходимо располагать в определенной последовательности. Например, документы отчета о финансовой деятельности организации, состоящие из баланса, объяснительной записки и приложений к нему, располагают в таком порядке: объяснительная записка к отчету, баланс, а затем приложения.
Лицевые счета сотрудников организации по заработной плате группируются в самостоятельные дела и располагаются в них в алфавитном порядке фамилий. Протоколы заседаний совета трудового коллектива или собрания акционеров организации группируются по хронологии и порядку номеров. Документы, подготовленные, к заседаниям, помещаются после протоколов в последовательности рассмотрения вопросов.
Переписка группируется за календарный год и систематизируется в хронологической последовательности: документ-ответ помещается за документом-запросом. Обзоры, докладные записки, акты, справки и другие документы, отражающие основное содержание деятельности предприятия, группируются в одном деле при условии, что они касаются одного и того же вопроса.
Папки с документами заключаются в переплет. На титульном листе указывают наименование организации, название и порядковый
31
номер в деле с начала года, отчетный период (год, месяц), номер ведомости, общее количество листов в деле, срок хранения дела.
Сроки хранения отдельных первичных документов, ведомостей, отчетов и других материалов определены Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности предприятия, с указанием сроков хранения материалов, утвержденным Главным архивным управлением при Совете Министров СССР 15.08.88 г., с учетом изменений, внесенных решением Госналогслужбы России и Росархива от «Об изменении сроков хранения документов бухгалтерского учета» 27.06.96 г.
В соответствии с этим Перечнем к документам со сроком хранения 1 год относят подтверждения сальдо по взаимным расчетам; к документам со сроком хранения 3 года — квартальные балансы и отчеты организаций с объяснительными записками, протоколы заседаний комиссий по рассмотрению и утверждению квартальных бухгалтерских балансов и отчетов, вспомогательные книги и картотеки системного и внесистемного учета, контрольные книги, журналы и ведомости, шахматные журналы, кассовые книги, книги и картотеки подотчетных лиц, оборотные и накопительные ведомости по аналитическим и синтетическим балансовым счетам, кассовые оправдательные документы и ряд других документов; к документам со сроком хранения 5 лет — Главные книги и журналы, а также акты документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций и материалы к ним; к документам со сроком хранения 10 лет - годовые балансы и отчеты организаций с объяснительными записками, передаточные и разделительные балансы, ликвидационные балансы с приложениями и объяснительными записками, протоколы заседаний комиссий по рассмотрению и утверждению годовых бухгалтерских балансов и отчетов, инвентарные описи, сличительные ведомости, протоколы заседаний инвентаризационной комиссии по рассмотрению сличительных ведомостей и другие материалы по инвентаризации зданий и сооружений, книги и картотеки по учету зданий и сооружений. Паспорта зданий, сооружений и оборудования хранят до списания с баланса указанных ценностей. Лицевые счета рабочих и служащих должны храниться (75 - В) лет, где В - возраст лиц на момент прекращения ведения лицевого счета. При отсутствии лицевых счетов расчетные ведомости на выдачу заработной платы должны храниться в течение 75 лет. При прекращении деятельности организации документы, связанные с начислением и выплатой зараббтной платы работникам, подлежат обязательной сдаче в государственные архивы.
Изъятие первичных документов у организации разрешается только органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судам, налоговым инспекциям и налоговой полиции на основе их
32
постановлений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Изъятие документов оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку руководителю организации или главному бухгалтеру.
С разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, главный бухгалтер или другое должностное лицо может снять копии с изъятых документов с указанием основания и даты изъятия.
В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации назначает комиссию по расследованию причин их пропажи или гибели. Результаты работы комиссии оформляют актом, который утверждается руководителем предприятия.
- Раздел I. Основы бухгалтерского учета
- Глава 1 Сущность и содержание бухгалтерского учета
- 1.1. Понятие о хозяйственном учете, его виды, учетные измерители
- 1.3. Пользователи бухгалтерской информации
- 1.4 Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- 1.5. Международные бухгалтерские принципы
- 1.6. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России
- 1.8. Вопросы и задания
- Глава 2 Предмет и метод бухгалтерского учета
- 2.2. Классификация имущества по составу и функциональной роли
- 2.3. Классификация имущества по источникам образования и целевому назначению
- 2.4. Метод бухгалтерского учета и его элементы
- 2.5. Документирование хозяйственных операций
- 2.6. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств
- 2.7. Оценка имущества и обязательств
- 2.8. Вопросы и задания
- Глава 3 Бухгалтерский баланс, счета и двойная запись
- 3.1. Содержание и строение бухгалтерского баланса
- 3.2. Влияние хозяйственных операций на баланс
- Баланс (конечный)
- 3.3. Счета и двойная запись
- Сущность и значение двойной записи на счетах
- Мемориальный журнал № 1
- 3 Января 200_ г.
- Регистрационный журнал за январь 200_ г.
- 3.4. Синтетический и аналитический учет
- Синтетические счета
- 3.5. Оборотные ведомости
- 3.6. План счетов бухгалтерского учета
- 3.7. Классификация счетов бухгалтерского учета
- 3.8, Вопросы и задания
- Глава 4 Техника, формы и организация бухгалтерского учета
- 4.1. Учетные регистры, их классификация и способы записи в них
- 4.2. Способы исправления ошибок в учетных регистрах
- 4.3. Формы бухгалтерского учета
- Главная книга
- I Бухгалтерский баланс и другие виды отчетности [|
- Книга учета факторов хозяйственной деятельности
- 4.4. Организация бухгалтерского учета
- Пример графика документооборота по предприятию, учреждению Утверждено приказом № __ от «_» ____ 1999_ г.
- 4.5. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 4.6. Вопросы и задания
- Раздел II. Финансовый учет
- Глава 5 Учет собственного капитала
- 5.1. Учет уставного (складочного) капитала (фонда)
- 5.2. Учет собственных акций (долей), выкупленных обществом
- 5.3. Особенности учета расчетов по выделенному
- 5.4. Особенности учета каптала и прибыли (убыта) в товариществах и кооперативах
- 5.5. Учет резервного капитала
- 5.6. Учет добавочного капитала
- 5.7. Учет нераспределенной прибыли и непокрытого убыта
- 5.8. Учет целевого финансирования
- 5.9. Раскрытое информации о капитале в бухгалтерской отчетности
- 5.10. Задание: записать корреспонденции счетов по учету операций движения собственного капитала организации
- 5.11. Вопросы и задания
- Глава 6 Учет долгосрочных инвестиций
- 6.1. Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций
- 6.2. Организация учета долгосрочных инвестиций
- 6.3. Учет затрет по строительству объектов
- 6.4. Учет приобретения основных средств
- 6.5. Учет прочих капитальных затрат
- 6.6. Учет затрат по модернизации и реконструкции объектов
- 6.7. Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
- 6.8. Учет расходов на научно-исследовательские,
- 6.9. Учет налога на добавленную стоимость по поступившим основным средствам и нематериальным активам
- 6.10. Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской отчетности
- 6.11. Задание: записать корреспонденции счета по учету долгосрочных инвестиций
- 6.12. Вопросы и задания
- Глава 7 Учет основных средств
- 7.1. Понятие и классификация основных средств
- 7.2. Оценка и переоценка основных средств
- 7.4. Аналитический учет основных средств
- 7.5. Синтетический учет наличия и движения основных средств
- 7.6. Учет амортизации основных средств
- 7.9. Учет лизинговых операций
- 7.10. Учет доходных вложений в материальные ценности
- 7.11. Инвентаризация основных средств
- 7.12. Раскрытое информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности
- 7.13. Задание - записать корреспонденции счетов по учету основных средств
- Глава 8 Учет нематериальных активов
- 8.1. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов
- 8.2. Документальное оформление движения нематериальных активов
- 8.3. Синтетический и аналитический учет поступления и создания нематериальных активов
- 8.4 Учет амортизации нематериальных активов
- 8.5. Раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности
- 8.6. Задание: записать корреспонденции счетов
- Проверка выполнения задания
- 8.7. Вопросы и задания
- Глава 9
- 9.1. Материально-производственные запасы, их классификация
- 9.2. Оценка материально-производственных запасов
- Фифо и лифо
- 9.3. Документальное оформление поступления и расхода материальных запасов
- 9.4. Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- 9.5. Синтетический учет материально-производственных запасов
- Синтетический учет материалов
- 9.6. Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов
- 9.7. Учет материалов в пути и неотфактурированных поставок
- 9.8. Учет животных на выращивании и откорме
- 9.9. Учет специального имущества (специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды)
- 9.10. Учет формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей
- 9.11. Налоги по хозяйственным операциям движения материально-производственных запасов
- 9.12. Инвентаризация материально-производственных запасов
- 9.14. Задание: записать корреспонденции счетов по учету материально-производственных запасов
- 9.15. Вопросы и задания
- Глава 10 Учет труда и его оплаты
- 10.1. Виды, формы и системы оплаты труда, поредок ее начисления
- 10.2. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты
- 10.3. Документальное оформление работ и выплата по договорам гражданско-правового характера
- 10.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда
- 10.5. Учет удержаний из заработной платы
- 10.6. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
- 10.7. Задание: записать корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат
- 10.8. Вопросы и задания
- Глава 11
- 11.1. Понятия «затраты», «расходы», «издержки»
- 11.2. Классификация расходов организации
- 11.3. Признание расходов в бухгалтерском учете
- 11.5. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции
- Основные и накладные Одноэлементные и комплексные Прямые и косвенные
- 11.6. Классификация затрат для принятия решений
- 11.8. Основные принципы организации учета затрат на производство
- Хозяйственные операции за месяц
- 11.9. Объекты учета затрат на производство
- 11.10. Учет расходов по элементам затрат
- 11.11. Учет нормируемых расходов для целей налогообложения
- 11.12. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
- 11.13. Задание: записать корреспонденции счетов* по операциям учета затрат на производство продукции
- 11.14. Вопросы и задания
- Глава 12 Учет готовой продукции и товаров
- 12.1. Понятие готовой продукции, работ, услуг. Оценка готовой продукции
- 12.2. Документальное оформление движения готовой продукции
- 12.4. Особенности учета выпуска продукции
- 12.5. Учет готовой продукции в местах хранения (на складе) и в бухгалтерии
- 12.6. Учет и оценка отгруженной продукции
- 12.7. Особенности учета продукции (работ, услуг)
- 12.8. Учет товаров
- 12.9. Особенности применения счета 42 «Торговая наценка»
- 12.10. Формирование и учет резервов под снижение стоимости товаров
- 12.11. Учет расходов на продажу
- 12.13. Раскрытие информации о готовой и отгруженной продукции, товарах и расходах на продаже в бухгалтерской отчетности
- 12.14. Задание: записать корреспонденции счетов
- 12.15. Вопросы и задания
- Глава 13 Учет денежных средств
- 13.1. Учет кассовых операций и денежных документов
- 13.2. Учет операций по расчетным счетам
- 13.3. Особенности учета операций по валютным счетам
- 13.4. Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах
- 13.5. Учет переводов в пут
- 13.6. Оценка активов, обязательств и операций организаций в иностранной валюте
- 13.7. Учет курсовых разниц
- 13.8. Учет операций по обязательной продаже валютной выручки
- 13.9. Учет операций по покупке и свободной продаже иностранной валюты
- 13.10. Раскрытие информации о движении денежных средств в бухгалтерской отчетности
- 13.11. Задание: записать корреспонденции счетов по операциям учета денежных средств
- Глава 14 Учет финансовых вложений
- 14.1. Понятие и классификация финансовых вложений
- 14.2. Оценка финансовых вложений
- 14.3. Учет доходов и расходов по финансовым вложениям
- 14.4. Обесценение финансовых вложений и создание резерва под обесценение
- 14.5. Учет вкладов в уставные капиталы других организаций
- 14.6. Учет финансовых вложений в ценные бумаги
- 14.7. Учет финансовых вложений в займы
- 14.8. Учет операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества
- 14.9. Учет финансовых векселей
- 14.10. Аналитический учет финансовых вложений
- 14.11. Инвентаризация финансовых вложений
- 14.12. Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности
- 14.13. Задание: записать корреспонденции счетов по операциям финансовых вложений
- 14.14. Вопросы и задания
- Глава 15 Учет расчетов
- 15.1. Безналичные формы расчетов
- 15.2. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности Сроки расчетов и исковой давности
- 15.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 15.4. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 15.5. Учет расчетов с использованием векселей
- 15.6. Учет расчетов по посредническим операциям
- 15.7. Особенности учета импортных операций
- 15.8. Понятие суммовых разниц и их отражение в учете покупателя и продавца
- 15.9. Учет резервов по сомнительным долгам
- 15.10. Учет кредитов и займов
- 15.11. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
- 15.12. Учет расчетов с учредителями и акционерами
- 15.13. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
- 15.14. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 15.15. Учет расчете» с персоналом по прочим операциям
- 15.16. Учет операций по доверительному управлению имуществом
- 15.17. Учет расчетов с дочерними и зависимыми организациями
- 15.18. Учет внутрихозяйственных расчетов
- 15.19. Инвентаризация дебиторской и кредиторской
- 15.20. Раскрытие информации о расчетах в бухгалтерской отчетности
- 15.21. Задание: записать корреспонденции счетов по операциям учета расчетов
- 15.22. Вопросы и задания
- Глава 16 Учет финансовых результатов
- 16.1. Понятие и классификация доходов организации
- 16.4. Особенности учета экспортных операций
- 16.5. Учет операционных и внереализационных доходов и расходов
- 16.6. Учет недостач и потерь от порчи ценностей
- 16.7. Учет резервов предстоящих расходов
- 16.8. Учет расходов будущих периодов
- 16.9. Учет доходов будущих периодов
- 16.11. Раскрыта информации о доходах в бухгалтерской отчетности
- 16.12. Задание: записать корреспонденции счетов по операциям учета финансовых результатов
- 16.13. Вопросы и задания
- Глава 17 Бухгалтерская отчетность организации
- 17.1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
- 17.2. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
- 17.3. Порядок составления бухгалтерских отчетов
- 17.4. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей
- 17.5. Содержание отчетов о прибылях и убытках и изменениях капитала, приложения к бухгалтерскому балансу, отчета о целевом использовании полученных средств и пояснительной записки к годовому отчету
- 17.6. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности
- 17.7. Публичность бухгалтерской отчетности
- 17.8. Понятие о консолидированной бухгалтерской отчетности
- 17.9. Содержание и назначение пбу12/2000 «Информация по сегментам»
- 17.12. Бухгалтерская отчетность в условиях инфляции
- 17.13. Вопросы и задания
- Глава 18
- 18.1. Определение условных фактов хозяйственной деятельности и их последствия
- 18.2. Оценка последствий условных фактов
- 18.3. Отражение последствий условных фактов в бухгалтерской отчетности организаций
- 18.4. Раскрытое информации о последствиях условных фактов в бухгалтерской отчетности
- 18.5. Учет отдельных операций на забалансовых счетах
- 18.6. Вопросы и задания
- Глава 19 Учетная политика организации
- 19.2. Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета)
- 19.3. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета
- 19.4. Раскрытие учетной политики
- 19.5. Вопросы и задания
- Глава 20 Учет на малом предприятии
- 20.1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий
- 20.2. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях
- 20.3. Упрощенная система налогообложения для малых предприятий
- 20.4. Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения
- Книга учета доходов и расходов I. Доходы и расходы
- III. Расчет налоговой базы по единому налогу за I квартал 2003 г.
- 20.5. Вопросы и задания
- Раздел III. Управленческий учет
- Глава 21
- 21.2. Управленческий учет в информационной системе организации
- 21.3. Сущность и задачи управленческого учета
- 21.5. Организация управленческого учета
- 21.6. Вопросы и задания
- Глава 22
- 22.2. Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции
- 22.3. Учет непроизводительных затрат и потерь
- 22.4. Учет и инвентаризация незавершенного производства
- 22.5. Учет полуфабрикатов собственного производства и их оценка
- 22.6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательных производств
- 22.7. Сводный учет затрат на производство
- Варианте
- 22.8. Особенности учета затрат в торговых организациях
- Питания
- 22.9. Учет затрат на содержание объектов непроизводственной сферы
- 22.10. Вопросы и задания
- Глава 23 Учет затрат по центрам от тственности
- 23.1. Понятое центров ответственности, их классификация
- 23.2. Учет по центрам затрат
- 23.3. Учет и отчетность по центрам прибыли
- 23.4. Отчет центра инвестиций
- Оценка деятельности центров инвестиций по показателям рентабельности активов и остаточной прибыли, тыс. Руб.
- 23.5. Трансфертные цены
- 23.6. Вопросы и задания
- Глава 24
- 24.1. Понятие метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
- 24.2. Понятие и объекты калькулирования себестоимости продукции
- 24.3. Способы исчисления себестоимости отдельных видов продукции
- 24.4. Особенности калькулирования себестоимости продукции в комплексных производствах
- 24.5. Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 24.6. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 24.7. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- 24.8. Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции
- 24.9. Метод калькулирования сокращенной себестоимости продукции (метод директ-костинг)
- Ведомость сводного учета затрат за месяц по продукции
- 24.10. Вопросы и задания
- Глава 25
- 25.1. Понятие и формирование учетной политики
- 25.2. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета
- 25.3. Выбор техники, формы и организации управленческого учета
- 25.4. Вопросы и задания
- Приложение 1
- Оглавление
- Раздел I. Основы бухгалтерского учета............................ 3
- Глава 1. Сущность и содержание бухгалтерского учета..................... 3
- Глава 2. Предмет и метод бухгалтерского учета ................................ 21
- Глава 3. Бухгалтерский баланс, счета и двойная запись.................. 40
- Глава 4. Техника, формы и организация бухгалтерского учета ..... 64
- Раздел II. Финансовый учет ..................................................... 83
- Глава 5. Учет собственного капитала .................................................. 83
- Глава 6. Учет долгосрочных инвестиций ............................................ 99
- Глава 7. Учет основных средств .......................................................... 115
- Глава 8. Учет нематериальных активов............................................ 147
- Глава 9. Учет материально-производственных запасов................. 158
- Глава 10. Учет трупа и его оплаты ...................................................... 198
- Глава 11. Классификация расходов и затрат. Учет расходов
- Глава 13. Учет денежных средств........................................................ 274
- Глава 14. Учет финансовых вложений ............................................... 297
- Глава 15. Учет расходов......................................................................... 326
- Глава 16. Учет финансовых результатов ........................................... 377
- Глава 17. Бухгалтерская отчетность организации .......................... 401
- Глава 18. Условные факты хозяйственной деятельности
- Глава 19. Учетная политика организации ........................................ 444
- Глава 20. Учет на малом предприятии............................................... 466
- Раздел III. Управленческий учет.......................................... 480
- Глава 21. Сущность, задачи и организация управленческого
- Глава 22. Учет затрат на производство продукции по статьям
- Глава 23. Учет затрат по центрам ответственности ....................... 526
- Глава 24. Методы учета затрат на производство
- Глава 25. Учетная политика организации для целей
- И налоговых консультантов взамен, аттестат мф рф, ипб России и Палаты налоговых Консультантов)
- ФаКс: (095) 433-18-53, 433-25-77