logo
Бухгалтерский учет_Кондраков Н

23.2. Учет по центрам затрат

Центр затрат - это любая единица деятельности организации выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами дан­ной единицы. Предполагается, что в этой единице можно организо­вать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы.

Центром затрат могут быть отдельное рабочее место (например, по сборке какого-либо объекта), отдельная производственная опера­ция или несколько операций, имеющих одинаковую характеристику, отдельный станок или группа станков, бригада, участок, цех или дру­гая часть организации; соответствующая организационная единица может подразделяться на отдельные центры затрат. Основой выделе­ния центров затрат является единство выполнения операций и функ­ций и используемого оборудования.

Выбор центров затрат зависит от организационных и других осо­бенностей организации, а также от целей, поставленных ее руковод­ством. Следует учитывать, что с увеличением центров затрат эффек­тивность контроля за затратами повышается с одновременным уве­личением расходов на ведение учета. Менеджеры должны установить оптимальное сочетание затрат на ведение учета с эффектом осуще­ствления контроля за затратами по каждому центру затрат.

На выбор центров затрат большое значение оказывает возмож­ность закрепления ответственности руководителей структурных под­разделений и исполнителей за затраты по каждому центру. В связи с этим центры затрат создаются в соответствии с детализированной схе­мой организации предприятия и перечнем должностных обязаннос­тей каждого работника организации. При необходимости в должност­ные обязанности работников вводятся соответствующие изменения.

Определение центров затрат начинают с низшего уровня управ­ления затратами - отдельных исполнителей. За каждым исполните­лем закрепляют ответственность за те затраты, величина которых за­висит от него.

После установления центров затрат первого уровня определяют центры затрат второго, третьего и последующих уровней. При этом центры затрат последующих уровней могут включать ответственность за затраты как данного уровня, так и за затраты центров предшеству­ющих уровней.

528

По каждому центру затрат ответственность соответствующих ру­ководителей или исполнителей устанавливается только по контроли­руемым ими расходам. При установлении контролируемых расходов часто возникают проблемы, поскольку многие расходы могут конт­ролироваться частично.

При отнесении расходов к контролируемым и неконтролируемым необходимо учитывать уровень управления и время осуществления расходов. Сущность влияния уровня управления заключается в том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и контролируемыми на другом.

Например, заработная плата начальника цеха является неконтролируемой ста­тьей расходов на уровне цеха, но она является контролируемой на уровне руко­водителя организации, утверждающего штатное расписание.

Фактор времени также влияет на контролируемость отдельных затрат.

Например, сумма арендной платы за какие-либо активы в течение срока дей­ствия договора на аренду является неконтролируемой. Однако в перспективе сум­ма арендной платы может быть изменена или может быть принято решение о приобретении в собственность соответствующих активов.

После выбора центров затрат по каждому из них составляют смету затрат, включая в них только те затраты, которые непосредственно кон­тролируются исполнителем или другим ответственным за расходы.

Для организации контроля затрат по каждому центру важное зна­чение имеет учет фактических расходов по каждому центру. Для это­го на каждый центр затрат, как правило, открывают отдельный ана­литический счет по учету затрат на производство, каждому центру присваивают определенный номер (шифр затрат).

Прямые расходы учитывают по центрам затрат на основании пер­вичных документов, в которых проставляют шифры затрат. Косвен­ные расходы по центрам делятся на два вида:

• непосредственно относящиеся к данному центру затрат;

• распределяемые из других центров затрат.

Некоторые организации относят на затраты центра только те на­кладные расходы, которые возникают в данном центре. Ставка наклад­ных расходов по таким центрам определяется делением суммы на­кладных расходов на объем продукции (работ, услуг) данного цент­ра, который может быть выражен в единицах изделий их стоимости человеко- или машино-часах, прямой заработной плате. Остальные накладные расходы в таких организациях распределяют по соответ­ствующим ставкам, минуя центры затрат.

В организациях, распределяющих накладные расходы обоих ви­дов, применяют ставки распределения накладных расходов по видам накладных расходов.

18 - 8455 Кондраков 529

Эффективность функционирования центров затрат во многом за­висит от содержания отчетов по центрам затрат. Основными прин­ципами этой отчетности являются:

• включение в отчет только контролируемых расходов;

• укрупнение показателей отчетности по центрам по мере восхож­дения от низшего уровня управления к высшему;

• включение в отчет информации об отклонениях, позволяющей ре­ализовать принцип управления по отклонениям. Сущность принципа управления по отклонениям заключается в предположении о том, что менеджеру более высокого уровня уп­равления нет необходимости оперативно контролировать отдельные расходы и доходы центров ответственности низших уровней управ­ления, если их величины существенно не отличаются от заданных. Если же отклонения по расходам и доходам существенны (обычно более 5%), то менеджерам более высокого уровня управления пред­ставляется дополнительная информация, объясняющая возникшие отклонения в соответствующем центре ответственности. На основе дополнительной информации менеджер принимает решения в преде­лах своих полномочий или представляет соответствующую информа­цию вышестоящему руководителю.

Пример составления отчетов центрами затрат различного уровня приведен в табл. 23.1.

Таблица 23.1

ОТЧЕТЫ ОБ ИСПОЛНЕНИИ СМЕТЫ ЦЕНТРОВ ЗАТРАТ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ, ТЫС. РУБ.

Контролируемые затраты

Затраты

Отклонения по затратам (+, -)

по смете

факти­чески

за месяц

с начала года

Отчет мастера отделения № 1

1. Материалы

100

98

-2

-1

2. Заработная плата прямая

50

51

+1

+0,5

3. Заработная плата обслуживающих рабочих

22

22,5

+0,5

+0,3

4. Топливо и энергия на технологические цели

18

19

+1

+0,7

5. Эксплуатация и ремонт оборудования

20

19,5

-0,5

-0,5

6. Прочие расходы

10

10,5 ••

+0,5

-0,3

7. Итого затрат

220

220,5

+0,5

-0,3

Отчет начальника цеха № 1

1 . Содержание аппарата управления цеха

40

41

+1

-

530

Окончание табл. 23.1

Контролируемые затраты

Затраты

Отклонения по затратам (+, -)

по смете

факти­чески

за месяц

с начала года

2. Содержание прочего цехового персонала

30

29

-1

-2

3. Содержание текущего ремонта здания, сооружений, инвентаря

100

102

+2

-1

4. Непроизводительные расходы

X

2

+2

+5

5. Прочие расходы цеха

30

29

—1

-3

6. Итого расходы цеха

200

203

+3

-1

7. Расходы отделений

№1

220

220,5

+0,5

-0,3

№2

200

205

+5

+7

№3

280

278

-2

Итого расходы отделений

700

703,5

+3,5

+3,7

8. Всего расходы по цеху

900

906,5

+6,5

+2,7

Отчет заместителя директора по экономике

1 . Расходы на управление организацией

200

206

+6

+10

2. Общехозяйственные расходы

200

195

-5

-7

3. Налоги, сборы и отчисления

100

100

-

+1

4. Непроизводительные расходы

X

50

+50

+100

5. Итого - общие расходы по организации

500

551

+51

+104

6. Расходы цехов:

№1

900

906,5

+6,5

+2,7

№2

800

790,5

-9,5

-2,7

№3

1000

1005

+5

+10

Итого:

2700

•2702

+2

+10

7. Всего затраты организации

3200

3253

+53

+114

В приведенных отчетах фактические затраты сопоставляются с расходами по смете и рассчитываются отклонения по затратам. Для установления динамики отклонений по месяцам в таблице приведе­ны данные по отклонениям с начала года.

Например, по прочим расходам в отделении № 1 за текущий месяц допущен перерасход на 0,5 тыс. руб. Однако с начала года по этой статье получена эконо-

531

мия на сумму 0,3 тыс. руб., поэтому перерасход отчетного месяца может быть оправданным.

При оценке отклонений по отдельным затратам особое внимание следует обратить на непроизводительные расходы цехов и организа­ции в целом, потери от простоев, потери от недостач и порчи мате­риальных ценностей, потери от брака и др. Непроизводительные рас­ходы в смете не отражаются.

При составлении отчета об исполнении сметы затрат по организа­ции в целом следует иметь в виду, что для руководителя организации и его заместителя по экономике все затраты являются контролируемы­ми. Поэтому в отчете об исполнении сметы расходов по организации приводятся данные об общехозяйственных расходах, получаемых по дан­ным бухгалтерского финансового учета.

При определении центров затрат, порядка учета затрат по ним, содержания отчетов об исполнении сметы различных уровней и оцен­ке отклонений от сметы целесообразно использовать отраслевые ин­струкции по планированию, учету и калькулированию себестоимос­ти продукции, а также отраслевые методические указания по анали­зу хозяйственной деятельности организаций.