logo
Бухгалтерский учет_Кондраков Н

12.11. Учет расходов на продажу

Расходы на продажу. Их состав в промышленных, сельскохозяйственных и торговых организациях

К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей пр0. дукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на прода. жу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себе-стоимость проданной продукции. Расходы, связанные с продажей това-ров, работ, услуг, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

В состав расходов на продажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, включают:

• расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продук-ции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых из­готовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними орга­низациями);

• расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку про­дукции на станцию или пристань отправления, погрузку в ваго­ны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);

• комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и по­средническим организациям, в соответствии с договорами;

• затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печа­ти и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными докумен­тами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;

• прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, под­сортировке и т.п.).

В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельско­хозяйственную продукцию (скот, птицу, молоко, шерсть, свеклу и др.) на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены расходы опе­рационные и общезаготовительные, на содержание заготовительных и приемных пунктов, на содержание скота и птицы на базах и в при­емных пунктах.

В организациях торговли на счете 44 могут отражаться расходы (издержки обращения) по перевозке товаров, оплате труда, аренде, содержанию зданий, сооружений, помещений и инвентаря, хранению и подработке товаров, рекламе, представительские расходы, другие аналогичные по назначению расходы.

Согласно НК РФ (п. 4 ст. 264, глава 25) для целей налогообложе­ния расходами организации на рекламу признаются расходы на:

266

Указанные расходы на рекламу принимаются к вычету при опре­делении

налоговой базы по налогу на прибыль без ограничений при наличии документов, подтверждающих эти расходы.

Расходы на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы принимаются для целей налогообло­ жения в размере, не превышающем 1% выручки.

Учет расходов на продажу

Для учета расходов на продажу используют активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и де­нежных счетов:

• счета 10 «Материалы» - на стоимость израсходованной тары»;

• счета 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предпри­ятия;

• счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сто­имость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сто­ронними организациями;

• счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату тру­да работников, сопровождающих продукцию, и других счетов. Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехо­зяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на прода­жу по указанным ранее статьям расходов по видам и статьям расходов. По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропор­ционально их производственной себестоимости, объему проданной про­дукции по оптовым ценам организации или другим способом.

Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтер­ской записью:

Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 44 «Расходы на продажу».

267

внереализационных доходов (дебетуют счета 43 «Готовая продукция» и 41 «Товары», кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

Излишки по пересортице принимаются к учету на счета 43 или 41с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Выявленные недостачи, потери, хищения готовой продукции и товаров списывают по учтенным ценам с кредита счетов 43 и 41 в дебет счета 94.