logo
БФУ

5.5. Учет деловой репутации

Понятие деловой репутации как отдельно идентифицируемого объекта бухгалтерского учета приводится в МСФО-3. «Объединение бизнеса». В данном стандарте дается такое определение репутации: «Деловая репутация приобретается при объединении предприятий, представляет собой выплату, производимую организацией-покупателем в ожидании будущих экономических выгод от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны».

Деловая репутация первоначально оценивается по себестоимости, которая равна превышению затрат на объединение бизнеса над долей организации-поупателя в чистой справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств.

Порядок расчета деловой репутации:

Деловая репутация = стоимость объединения бизнеса – справедливая стоимость идентифицированных активов, обязательств и условных обязательств.

Стоимость объединения бизнеса включает в себя:

- уплаченные денежные средства и их эквиваленты или справедливая стоимость любого другого возмещения, полученного продавцом.

- затраты, непосредственно относимые на приобретение (плата за профессиональные услуги бухгалтеров, юристов, оценщиков и д.).

При определении деловой репутации, наиболее важно произвести идентификацию активов, обязательств и условных обязательств.

Идентифицированные активы и обязательства должны признаваться раздельно по состоянию на дату приобретения. Только тогда для активов, за исключением нематериальных существует вероятность получения организацией-покупателем будущих экономических выгод, и справедливая стоимость актива может быть надежно оценена.

Для обязательств, за исключением условных, существует вероятность, что в связи с погашением обязательств может быть надежно оценена.

Для нематериальных активов и условных обязательств существует возможность надежно оценить их справедливую стоимость.

Если приобретенный актив, обязательство или условное обязательство не удовлетворяет установленным критериям, то это скажется на сумме признаваемой репутации. Действительно приобретая бизнес, организация-покупатель платит не только за некоторый комплекс идентифицируемых активов, но и за человеческие ресурсы, клиентскую базу, торговую марку и иные подобные статьи, которые сложно бывает оценить и признать в качестве отдельного актива, поэтому такие статьи признаются в совокупности, это и называется деловой репутацией (ПБУ 14/2007).

Согласно ПБУ 14/2007, для целей бухгалтерского учета, величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем, как разница между суммой уплачиваемой продавцу за организацию и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки.