2.2. Учет кассовых операций. Учет денежных документов
Все свободные наличные денежные средства должны отражаться на счете 50. Кассовые операции регламентируются ЦБ РФ. С 1993 г. действует порядок ведения кассовых операций. Существуют требования:
к помещению кассы
по обеспеченности сохранности денежных средств при перемещении
к должности кассира
4. по организации документооборота кассы.
Существуют унифицированные формы первичных документов, содержащих обязательные реквизиты:
а) приходный кассовый ордер (ПКО) – является внешним документом, поэтому заверяется печатью. Состоит из двух частей с одинаковой информацией: ПКО и квитанции.
б) расходный кассовый ордер (РКО) – состоит из нескольких частей и содержит указание на выдачу за подписями распорядителей денежных средств; расписка о получении и информация о получателе; подпись кассира, подтверждающая выдачу. Кассовые ордера каждый год нумеруются заново, никаких исправлений не допускается и они действительны один день.
в) реестр кассовых ордеров
г) кассовая книга (отчет кассира) – хронологический документ за конкретный операционный день (лист). Ведется кассиром.
Инвентаризация кассы проводится в соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ и методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров организации производится внезапная инвентаризация (ревизия) кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.
До начала проверки фактического наличия денежных средств и денежных документов инвентарной комиссии подлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств.
Материально-ответственные лица должны дать расписки о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества.
Комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета. Остаток денежной наличности сверяется с данными учета по кассовой книге. В условиях автоматического ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств и денежных документов (наличных денег, марок, чеков, чековых книжек и т.д.), находящихся в кассе организации, применяется унифицированная форма первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации (акт инвентаризации наличных денежных средств – Форма № ИНВ-15).
Результат инвентаризации оформляется актом в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей и доводится до сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй – остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах: первый – материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, третий – в бухгалтерию. Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств и денежных документов не производятся.
Не допускается проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии. Никаких исправлений и помарок в акте инвентаризации не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственными лицами. При выявлении недостачи или излишка средств в кассе организации в акте указывается их сумма и обстоятельства их возникновения. Материально ответственные лица должны дать объяснения причин излишков или недостачи. Выявленная недостача наличных денежных средств взыскивается с материально ответственного лица – кассира организации. Выявленные излишки наличных денежных средств принимаются к бухгалтерскому учету (приходуются в кассу) и зачисляются на финансовый результат организации (счет 91).
Отражение в бухгалтерском учете излишков наличных денег, выявленных при инвентаризации, оформляется проводкой: Дт 50 Кт 91.1
Взыскание недостачи: Дт 73.2 Кт 94
Внесение денежных средств кассиром в погашение недостачи: Дт 50 Кт 72
Пример:
Отражена недостача наличных денежных средств в кассе организации, выявленная при инвентаризации: Дт 94 Кт 50
Недостача денежных средств отнесена на кассира: Дт 73.2 Кт 94
Кассиром в погашение недостачи внесены денежные средства в кассу организации: Дт 50 Кт 73.2
Ревизию кассы организации и соблюдение кассовой дисциплины также производят учредители организации и аудиторы в соответствии с заключенными договорами. При этом особое внимание они должны уделять вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей. Систематическая проверка соблюдения организациями требований порядка ведения кассовых операций возлагается также на банки. Организации должны предоставлять по требованию банков все необходимые документы для проведения проверок соблюдения кассовой дисциплины.
Отдел внутренних дел в пределах своей компетенции проверяет техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей в организации. Предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствовавших совершению хищений и злоупотреблений, обязательны для выполнения организацией.
- Бухгалтерский финансовый учет
- Оглавление
- Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Рабочая программа дисциплины Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 2. Учет денежных средств
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 3. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 4. Учет основных средств
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 5. Учет нематериальных активов и расходов на ниокр
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 6. Учет производственных запасов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 7. Учет оплаты труда и расчетов с персоналом предприятия
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 8. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 9. Учет готовой продукции
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 10. Учет финансовых вложений
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 11. Учет текущих обязательств и расчетов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 12. Учет кредитов и займов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 13. Учет расчетов по налогам и сборам
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 14. Учет собственного капитала
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 15. Учет финансовых результатов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- 1.3. Вопросы контроля по дисциплине
- 1.3.1 Вопросы промежуточного зачета
- 1.3.2. Вопросы для промежуточного экзамена по дисциплине
- 1.2.3 Вопросы итогового контроля по дисциплине
- 1.4. Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.5. Интернет-ресурсы
- 1.6.Глоссарий
- 2. Конспект лекций по дисциплине «бухгалтерский финансовый учет» Учебный материал по теме 1. Основы организации финансового учета на предприятии
- 1.2 Система регулирования учета в России и основные направления ее совершенствования
- Учебный материал по теме 2 Учет денежных средств
- 2.2. Учет кассовых операций. Учет денежных документов
- 2.3. Безналичные формы расчетов. Учет операций по расчетным счетам
- 2.4. Учет операций по специальным счетам
- 2.5. Учет по валютным счетам
- 2.6. Учет переводов в пути
- Учебный материал по теме 3 Учет долгосрочных инвестиций и источников их формирования
- 3.1. Понятие, классификация и оценка вложений во внеоборотные активы
- 3.4. Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций
- Учебный материал по теме 4 Учет основных средств
- 4.1. Понятие, классификация, оценка основных средств
- 4.2. Учет поступления основных средств и их выбытие
- 4.3. Учет амортизации основных средств
- 4.4. Учет лизинга
- 4.5. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов
- Учебный материал по теме 5 Учет нематериальных активов и расходов на ниокр
- 5.2.Учет движения нематериальных активов
- 5.3. Учет амортизации нематериальных активов
- 5.4. Учет выбытия нематериальных активов
- 5.5. Учет деловой репутации
- 5.6. Особенности учета передачи неисключительных прав на объекты нематериальных активов
- 5.7. Учет расходов на ниокр
- Учебный материал по теме 6 учет материально-производственных запасов
- 6.1. Состав и классификация материально-производственных запасов
- 6.2. Оценка материально-производственных запасов
- 6.3. Документальное оформление и учет поступления материально-производственных запасов
- 6.4. Складской учет запасов
- 6.5. Учет выбытия запасов
- 6.6. Особенности учета спец.Одежды и спец.Оснастки
- Учебный материал к теме 7 Учет оплаты труда и расчетов с персоналом предприятия
- 7.1. Формы и системы оплаты труда. Нормативное регулирование расчетов по оплате труда
- 7.2. Документальное оформление расчетов по оплате труда
- 7.3. Особенности расчета дополнительной заработной платы
- 7.4. Учет удержаний из заработной платы
- Учебный материал по теме 8 учет затрат на производство продукции, работ, услуг
- Раздел 3 плана счетов определяет счета с 20-39, для учета затрат на производство, обслуживание и управление.
- 1 Модель – полная производственная себестоимость.
- 2 Модель – сокращенная производственная себестоимость
- 8.5. Учет расходов обслуживающих производств
- Учебный материал к теме 9 учет готовой продукции
- 9.1.Документальное оформление движения готовой продукции
- 9.2.Учет выпуска готовой продукции из производства
- 9.4.Учет расходов на продажу
- Учебный материал к теме 10 учет финансовых вложений
- 10.1. Классификация и оценка финансовых вложений. Резерв под обесценение финансовых вложений
- 10.2. Особенности учета долей и акций других организаций
- 10.3. Учет вложений в долговые ценные бумаги
- 10.4. Учет выданных займов
- 10.5. Учет совместной деятельности
- Учебный материал по теме 11 учет расчетов и обязательств
- 11.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и ее классификация
- 11.2. Сроки расчетов исковой давности. Резерв по сомнительным долгам.
- 11.3. Учет расчетов с поставщиками и покупателям.
- 11.4. Особенности учета расчетов авансами
- 11.5. Особенности расчетов с использованием векселей
- 11.6. Учет операций при замене лиц в обязательства.
- 11.7. Учет расчетов при взаимозачете, новации, отступном
- 11.8. Учет расчетов по страхованию
- 11.9. Учет внутрихозяйственных расчетов с подразделениями
- 11.10. Учет расчетов по договорам доверительного управления.
- Учебный материал по теме 12 учет кредитов и займов
- Учебный материал к теме 13 учет расчетов по налогам и сборам
- 13.1 Общая схема расчетов с бюджетом
- 13.2. Учет расчетов по налогу на прибыль
- Учебный материал к теме 14 учет собственного капитала
- 14.1. Учет уставного капитала
- 14.2. Учет добавочного капитала
- 14.3. Учет резервного капитала
- Учебный материал к теме 15 учет финансовых результатов
- 3. Материал для практических занятий с примерами решений к теме 2. Учет денежных средств
- К теме 5 Учет нематериальных активов
- К теме 6 Учет материально-производственных запасов
- К теме 7 Учет труда и его оплаты
- К теме 8. Организация учета расходов на производство. Методы учета затрат и калькулирование
- К теме 9. Учет выпуска готовой продукции. Учет продажи. Особенности учета продаж по договорам комиссии
- К теме 10 Учет финансовых вложений. Особенности учета долговых и долевых ценных бумаг
- К теме 11. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Резерв по сомнительным долгам
- К теме 12. По учету операций по кредитам и займам.
- К теме 15. Учет финансовых результатов
- 4. Задания для выполнения контрольных работ
- 4.1. Задания для контрольной работы № 1
- Вариант 1
- Вариант 2
- Задача 1
- Вариант 4
- 4.2. Задания для контрольной работы № 2
- 5. Методические указания по написанию, оформлению и защите курсовой работы по дисциплине
- 5.1. Цель и задачи курсовой работы
- 5.2. Выбор темы курсовой работы
- 5.3. Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме. Составление первоначального плана работы
- 5.4. Изучение отобранной литературы. Написание окончательного варианта плана работы
- 5.5. Структура и оформление курсовой работы
- 5.6. Защита курсовой работы
- 5.7. Рекомендуемые темы курсовых работ по дисциплине
- 6. Тестовые задания для контроля знаний студентов по дисциплине
- Тема 3. Учет вложений во внеоборотные активы и источников их финансирования
- Тема 4. Учет основных средств
- Тема 5. Учет нематериальных активов и расходов на ниокр
- Тема 6. Учет материально-производственных запасов
- Тема 7. Учет расчетов с персоналом
- Тема 8. Учет затрат на производство продукции, работ и услуг
- Тема 9. Учет готовой продукции
- Тема 10. Учет финансовых вложений
- Тема 11. Учет расчетов и обязательств
- Тема 12. Учет расчетов по кредитам и займам
- Тема 13. Учет расчетов с бюджетом
- Тема 14. Учет собственного капитала
- Тема 15. Учет финансовых результатов и использования прибыли.