logo
БФУ

2.3. Безналичные формы расчетов. Учет операций по расчетным счетам

Денежные расчеты со сторонними организациями и учреждениями организация, как правило, осуществляет в виде безналичных платежей. Для ведения безналичных расчетов в рублях организация должна открыть хотя бы один расчетный счет в банке.

Расчетный счет - это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств организации и проведения безналичных расчетов с другими физическими или юридическими лицами.

Расчетный счет является основным счетом организации, через который без ограничения осуществляются все денежные расчеты (например, на этот счет поступает выручка от продажи товаров, суммы в погашение дебиторской задолженности, кредиты банков, займы от сторонних организаций и т.д.).

С расчетного счета организации осуществляются безналичные платежи за сырье и материалы, аренду помещений и коммунальные услуги, платежи по налогам и сборам, а также организация с расчетного счета получает наличные деньги на выплату заработной платы работникам организации, на командировочные и хозяйственные расходы.

Для ведения безналичных расчетов каждая организация может открывать в банках и другие счета: текущие, валютные, специальные и др.

Порядок открытия и ведения банками р/с организации устанавливается ЦБ РФ. Для открытия расчетного счета организация обязана предоставить в банк следующие документы:

  1. заявление на открытие расчетного счета установленной формы;

  2. нотариально заверенная копия учредительного договора;

  3. нотариально заверенная копия устава организации;

  4. нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации организации, выданного органом, зарегистрировавшим организацию;

  5. нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;

  6. нотариально заверенная копия информационного письма Государственного комитета статистики об учете юридического лица в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций с присвоенными ему кодами: ОКПО, ОКАТО,ОКВЭД и др.

  7. документы о регистрации организации в качестве плательщика в Пенсионный Фонд РФ, в Фонд социального страхования и в фонд обязательного медицинского страхования;

  8. заверенные карточки с образцами подписей и оттиска печати организации в двух экземплярах;

  9. протокол о назначении руководителя организации;

  10. копия Приказа о назначении главного бухгалтера;

  11. оформленный в установленном порядке договор банковского счета в двух экземплярах;

  12. паспортные данные руководителя и главного бухгалтера.

Из числа перечисленных документов непосредственно для банка оформляются: заявление на открытие расчетного счета в банке, карточки с образцами подписей и оттиска печати, договор банковского счета.

При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского счета, в котором отражается перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию организаций, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон и т.д.

В договоре банковского счета указывается номер открытого расчетного счета, а также приводятся реквизиты банка для осуществления безналичных расчетов (корреспондентский счет банка и банковский идентификационный код).

Корреспондентский счет – это банковский счет, отражающий расчеты, производимые банком по получению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора.

В настоящее время номера расчетного счета организации и кор.счета банка состоят из 20 цифр, а БИК – из 9 цифр.

Информация об открытии счетов в банках в обязательном порядке доводится до сведения налоговых органов.

ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) – единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ и на всей территории России номер, присваиваемый каждому налогоплательщику.

Для организации юридических лиц используется 10-значный цифровой код, в котором первые 4 знака - код налогового органа, а следующие 5 – порядковый номер налогоплательщика, последний знак - контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному законодательством.

КПП (код причины постановки на учет) – присваивается организации при постановке на учет в налоговом органе и также указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Формы безналичных расчетов

При осуществлении безналичных расчетов в валюте РФ допускаются следующие формы безналичных расчетов:

  1. расчеты платежными поручениями (ПП);

  2. расчеты по аккредитивам;

  3. расчеты чеками;

  4. расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов организация выбирает самостоятельно, предусматривает в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Платежное поручение – документ, содержащий распоряжение владельца счета обслуживающему его банку о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в том или ином банке.

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течении 10 календарных дней, не считая дня выписки. ПП должны приниматься банком независимо от наличия денежных средств в банке. ПП исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета.

Ст. 855 ГК РФ предусматривается следующая очередность списания денежных средств со счетов организации при их недостаточности:

  1. по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

  2. по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчета по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору;

  3. по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по контракту, а также по отчислениям в ПФ РФ, в ФСС и в ФОМС;

  4. по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджетные и внебюджетные фонды;

  5. по исполнительным документам, предусматривающим иные денежные требования.

ПП составляется в двух экземплярах. На основании первого производится списание банком денежных средств со счета организации, и он возвращается организации. А второй экземпляр передается контрагенту организации.

При расчетах по аккредитивам банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, обязуется произвести платежи в пользу получателя средств после предоставления последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные) и отзывные и безотзывные.

При открытии покрытого аккредитива банк перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого аккредитива банк предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств.

Безотзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен исполняющим банком только с согласия получателя средств.

При расчете по аккредитиву плательщик предоставляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива.

В заявлении на открытие аккредитива плательщик обязан указать:

  1. наименование банка-эмитента;

  2. наименование банка получателя средств;

  3. наименование исполняющего банка;

  4. вид аккредитива;

  5. условия оплаты аккредитива;

  6. дату закрытия аккредитива;

  7. перечень и характеристику документов, предоставленных получателем средств и требования к оформлению указанных документов;

  8. период предоставления документов;

  9. наименования товаров, работ или услуг, для оплаты которых открывается аккредитив;

  10. грузоотправитель, грузополучатель и место назначения груза.

Исполняющий банк проверяет достоверность и подлинность аккредитива и незамедлительно ставит в известность получателя средств об открытии на его имя аккредитива.

Поставщик, исполняя условия полученного аккредитива, осуществляет отгрузку товаров, материалов по договору поставки. Для получателя средств по аккредитиву получатель средств предоставляет в исполняющий банк предусмотренные условиями аккредитива документы. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия.

Сумма денежных средств, выплачиваемых поставщику по аккредитиву зачисляется на его расчетный счет платежным поручением исполняющего банка. Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:

После закрытия аккредитива исполняющий банк отсылает полученные им от поставщика документы банку-эмитенту, который проверяет соблюдение всех условий аккредитива, ставит в известность покупателя и передает ему полученные документы.

Чек – ценная бумага, содержащее ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодатель – юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он в праве распоряжаться путем выставления чеков. Он не в праве отозвать чек до установленного срока для его предъявления к оплате.

Чекодержатель – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ.

Чек должен содержать следующие реквизиты:

Чек может быть выписан сроком на 10 дней, не считая даты его выписки.

В чеке не допускаются исправления. Он оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.

Расчеты по инкассо – ограниченно принимаются в форме инкассовых распоряжений и требований в основном при взыскании недоимки по налогам, сборам и аналогичным платежам.

Как правило, носят безакцептный характер (без согласия).

Как исключение применяются в расчетах за коммунальные платежи.

Организация может иметь несколько расчетных счетов. При этом обязательное условие: обособленный учет по каждому расчетному счету, открывая отдельные субсчета к счету 51.

В соответствии с договором банк устанавливает плату за оказываемые услуги по счетам. Ее рассматривают как прочие расходы организации (счет 91): Дт 91.2 Кт 51.

Если возник разрыв во времени погашения задолженности: Дт 91.2 Кт 76; Дт 76 Кт 51.

Необходимо контролировать достоверность операций по расчетному счету, сверяя выписку банка с обосновывающими документами.

При выявлении ошибки, ее рассматривают как расчеты по претензиям (счет 76.2).

Пример: по ПП должны были перечислить поставщику 10 000р. По выписке банка оплата прошла дважды. На следующий день ошибочную сумму вернули.

Дт 60 Кт 51

Дт 76.2 Кт 51

Дт 51 Кт 76.2 (исправление допущенной ошибки на следующий день)