2.3. Безналичные формы расчетов. Учет операций по расчетным счетам
Денежные расчеты со сторонними организациями и учреждениями организация, как правило, осуществляет в виде безналичных платежей. Для ведения безналичных расчетов в рублях организация должна открыть хотя бы один расчетный счет в банке.
Расчетный счет - это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств организации и проведения безналичных расчетов с другими физическими или юридическими лицами.
Расчетный счет является основным счетом организации, через который без ограничения осуществляются все денежные расчеты (например, на этот счет поступает выручка от продажи товаров, суммы в погашение дебиторской задолженности, кредиты банков, займы от сторонних организаций и т.д.).
С расчетного счета организации осуществляются безналичные платежи за сырье и материалы, аренду помещений и коммунальные услуги, платежи по налогам и сборам, а также организация с расчетного счета получает наличные деньги на выплату заработной платы работникам организации, на командировочные и хозяйственные расходы.
Для ведения безналичных расчетов каждая организация может открывать в банках и другие счета: текущие, валютные, специальные и др.
Порядок открытия и ведения банками р/с организации устанавливается ЦБ РФ. Для открытия расчетного счета организация обязана предоставить в банк следующие документы:
заявление на открытие расчетного счета установленной формы;
нотариально заверенная копия учредительного договора;
нотариально заверенная копия устава организации;
нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации организации, выданного органом, зарегистрировавшим организацию;
нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;
нотариально заверенная копия информационного письма Государственного комитета статистики об учете юридического лица в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций с присвоенными ему кодами: ОКПО, ОКАТО,ОКВЭД и др.
документы о регистрации организации в качестве плательщика в Пенсионный Фонд РФ, в Фонд социального страхования и в фонд обязательного медицинского страхования;
заверенные карточки с образцами подписей и оттиска печати организации в двух экземплярах;
протокол о назначении руководителя организации;
копия Приказа о назначении главного бухгалтера;
оформленный в установленном порядке договор банковского счета в двух экземплярах;
паспортные данные руководителя и главного бухгалтера.
Из числа перечисленных документов непосредственно для банка оформляются: заявление на открытие расчетного счета в банке, карточки с образцами подписей и оттиска печати, договор банковского счета.
При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского счета, в котором отражается перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию организаций, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон и т.д.
В договоре банковского счета указывается номер открытого расчетного счета, а также приводятся реквизиты банка для осуществления безналичных расчетов (корреспондентский счет банка и банковский идентификационный код).
Корреспондентский счет – это банковский счет, отражающий расчеты, производимые банком по получению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора.
В настоящее время номера расчетного счета организации и кор.счета банка состоят из 20 цифр, а БИК – из 9 цифр.
Информация об открытии счетов в банках в обязательном порядке доводится до сведения налоговых органов.
ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) – единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ и на всей территории России номер, присваиваемый каждому налогоплательщику.
Для организации юридических лиц используется 10-значный цифровой код, в котором первые 4 знака - код налогового органа, а следующие 5 – порядковый номер налогоплательщика, последний знак - контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному законодательством.
КПП (код причины постановки на учет) – присваивается организации при постановке на учет в налоговом органе и также указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Формы безналичных расчетов
При осуществлении безналичных расчетов в валюте РФ допускаются следующие формы безналичных расчетов:
расчеты платежными поручениями (ПП);
расчеты по аккредитивам;
расчеты чеками;
расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов организация выбирает самостоятельно, предусматривает в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
Платежное поручение – документ, содержащий распоряжение владельца счета обслуживающему его банку о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в том или ином банке.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течении 10 календарных дней, не считая дня выписки. ПП должны приниматься банком независимо от наличия денежных средств в банке. ПП исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета.
Ст. 855 ГК РФ предусматривается следующая очередность списания денежных средств со счетов организации при их недостаточности:
по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчета по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору;
по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по контракту, а также по отчислениям в ПФ РФ, в ФСС и в ФОМС;
по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджетные и внебюджетные фонды;
по исполнительным документам, предусматривающим иные денежные требования.
ПП составляется в двух экземплярах. На основании первого производится списание банком денежных средств со счета организации, и он возвращается организации. А второй экземпляр передается контрагенту организации.
При расчетах по аккредитивам банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, обязуется произвести платежи в пользу получателя средств после предоставления последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные) и отзывные и безотзывные.
При открытии покрытого аккредитива банк перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого аккредитива банк предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств.
Безотзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен исполняющим банком только с согласия получателя средств.
При расчете по аккредитиву плательщик предоставляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива.
В заявлении на открытие аккредитива плательщик обязан указать:
наименование банка-эмитента;
наименование банка получателя средств;
наименование исполняющего банка;
вид аккредитива;
условия оплаты аккредитива;
дату закрытия аккредитива;
перечень и характеристику документов, предоставленных получателем средств и требования к оформлению указанных документов;
период предоставления документов;
наименования товаров, работ или услуг, для оплаты которых открывается аккредитив;
грузоотправитель, грузополучатель и место назначения груза.
Исполняющий банк проверяет достоверность и подлинность аккредитива и незамедлительно ставит в известность получателя средств об открытии на его имя аккредитива.
Поставщик, исполняя условия полученного аккредитива, осуществляет отгрузку товаров, материалов по договору поставки. Для получателя средств по аккредитиву получатель средств предоставляет в исполняющий банк предусмотренные условиями аккредитива документы. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия.
Сумма денежных средств, выплачиваемых поставщику по аккредитиву зачисляется на его расчетный счет платежным поручением исполняющего банка. Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:
по истечению срока действия аккредитива;
при отказе получателя средств от использования аккредитива до истечения срока его действия;
при отзыве аккредитива банком-эмитентом, в том числе по требованию плательщика, либо после получения согласия получателя средств по безотзывному аккредитиву.
После закрытия аккредитива исполняющий банк отсылает полученные им от поставщика документы банку-эмитенту, который проверяет соблюдение всех условий аккредитива, ставит в известность покупателя и передает ему полученные документы.
Чек – ценная бумага, содержащее ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодатель – юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он в праве распоряжаться путем выставления чеков. Он не в праве отозвать чек до установленного срока для его предъявления к оплате.
Чекодержатель – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ.
Чек должен содержать следующие реквизиты:
наименование чека, включаемое в текст документа;
поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
валюта платежа;
дата и место составления чека;
подпись чекодателя.
Чек может быть выписан сроком на 10 дней, не считая даты его выписки.
В чеке не допускаются исправления. Он оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.
Расчеты по инкассо – ограниченно принимаются в форме инкассовых распоряжений и требований в основном при взыскании недоимки по налогам, сборам и аналогичным платежам.
Как правило, носят безакцептный характер (без согласия).
Как исключение применяются в расчетах за коммунальные платежи.
Организация может иметь несколько расчетных счетов. При этом обязательное условие: обособленный учет по каждому расчетному счету, открывая отдельные субсчета к счету 51.
В соответствии с договором банк устанавливает плату за оказываемые услуги по счетам. Ее рассматривают как прочие расходы организации (счет 91): Дт 91.2 Кт 51.
Если возник разрыв во времени погашения задолженности: Дт 91.2 Кт 76; Дт 76 Кт 51.
Необходимо контролировать достоверность операций по расчетному счету, сверяя выписку банка с обосновывающими документами.
При выявлении ошибки, ее рассматривают как расчеты по претензиям (счет 76.2).
Пример: по ПП должны были перечислить поставщику 10 000р. По выписке банка оплата прошла дважды. На следующий день ошибочную сумму вернули.
Дт 60 Кт 51
Дт 76.2 Кт 51
Дт 51 Кт 76.2 (исправление допущенной ошибки на следующий день)
- Бухгалтерский финансовый учет
- Оглавление
- Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Рабочая программа дисциплины Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 2. Учет денежных средств
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 3. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 4. Учет основных средств
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 5. Учет нематериальных активов и расходов на ниокр
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 6. Учет производственных запасов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 7. Учет оплаты труда и расчетов с персоналом предприятия
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 8. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 9. Учет готовой продукции
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 10. Учет финансовых вложений
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 11. Учет текущих обязательств и расчетов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 12. Учет кредитов и займов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 13. Учет расчетов по налогам и сборам
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 14. Учет собственного капитала
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 15. Учет финансовых результатов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- 1.3. Вопросы контроля по дисциплине
- 1.3.1 Вопросы промежуточного зачета
- 1.3.2. Вопросы для промежуточного экзамена по дисциплине
- 1.2.3 Вопросы итогового контроля по дисциплине
- 1.4. Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.5. Интернет-ресурсы
- 1.6.Глоссарий
- 2. Конспект лекций по дисциплине «бухгалтерский финансовый учет» Учебный материал по теме 1. Основы организации финансового учета на предприятии
- 1.2 Система регулирования учета в России и основные направления ее совершенствования
- Учебный материал по теме 2 Учет денежных средств
- 2.2. Учет кассовых операций. Учет денежных документов
- 2.3. Безналичные формы расчетов. Учет операций по расчетным счетам
- 2.4. Учет операций по специальным счетам
- 2.5. Учет по валютным счетам
- 2.6. Учет переводов в пути
- Учебный материал по теме 3 Учет долгосрочных инвестиций и источников их формирования
- 3.1. Понятие, классификация и оценка вложений во внеоборотные активы
- 3.4. Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций
- Учебный материал по теме 4 Учет основных средств
- 4.1. Понятие, классификация, оценка основных средств
- 4.2. Учет поступления основных средств и их выбытие
- 4.3. Учет амортизации основных средств
- 4.4. Учет лизинга
- 4.5. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов
- Учебный материал по теме 5 Учет нематериальных активов и расходов на ниокр
- 5.2.Учет движения нематериальных активов
- 5.3. Учет амортизации нематериальных активов
- 5.4. Учет выбытия нематериальных активов
- 5.5. Учет деловой репутации
- 5.6. Особенности учета передачи неисключительных прав на объекты нематериальных активов
- 5.7. Учет расходов на ниокр
- Учебный материал по теме 6 учет материально-производственных запасов
- 6.1. Состав и классификация материально-производственных запасов
- 6.2. Оценка материально-производственных запасов
- 6.3. Документальное оформление и учет поступления материально-производственных запасов
- 6.4. Складской учет запасов
- 6.5. Учет выбытия запасов
- 6.6. Особенности учета спец.Одежды и спец.Оснастки
- Учебный материал к теме 7 Учет оплаты труда и расчетов с персоналом предприятия
- 7.1. Формы и системы оплаты труда. Нормативное регулирование расчетов по оплате труда
- 7.2. Документальное оформление расчетов по оплате труда
- 7.3. Особенности расчета дополнительной заработной платы
- 7.4. Учет удержаний из заработной платы
- Учебный материал по теме 8 учет затрат на производство продукции, работ, услуг
- Раздел 3 плана счетов определяет счета с 20-39, для учета затрат на производство, обслуживание и управление.
- 1 Модель – полная производственная себестоимость.
- 2 Модель – сокращенная производственная себестоимость
- 8.5. Учет расходов обслуживающих производств
- Учебный материал к теме 9 учет готовой продукции
- 9.1.Документальное оформление движения готовой продукции
- 9.2.Учет выпуска готовой продукции из производства
- 9.4.Учет расходов на продажу
- Учебный материал к теме 10 учет финансовых вложений
- 10.1. Классификация и оценка финансовых вложений. Резерв под обесценение финансовых вложений
- 10.2. Особенности учета долей и акций других организаций
- 10.3. Учет вложений в долговые ценные бумаги
- 10.4. Учет выданных займов
- 10.5. Учет совместной деятельности
- Учебный материал по теме 11 учет расчетов и обязательств
- 11.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и ее классификация
- 11.2. Сроки расчетов исковой давности. Резерв по сомнительным долгам.
- 11.3. Учет расчетов с поставщиками и покупателям.
- 11.4. Особенности учета расчетов авансами
- 11.5. Особенности расчетов с использованием векселей
- 11.6. Учет операций при замене лиц в обязательства.
- 11.7. Учет расчетов при взаимозачете, новации, отступном
- 11.8. Учет расчетов по страхованию
- 11.9. Учет внутрихозяйственных расчетов с подразделениями
- 11.10. Учет расчетов по договорам доверительного управления.
- Учебный материал по теме 12 учет кредитов и займов
- Учебный материал к теме 13 учет расчетов по налогам и сборам
- 13.1 Общая схема расчетов с бюджетом
- 13.2. Учет расчетов по налогу на прибыль
- Учебный материал к теме 14 учет собственного капитала
- 14.1. Учет уставного капитала
- 14.2. Учет добавочного капитала
- 14.3. Учет резервного капитала
- Учебный материал к теме 15 учет финансовых результатов
- 3. Материал для практических занятий с примерами решений к теме 2. Учет денежных средств
- К теме 5 Учет нематериальных активов
- К теме 6 Учет материально-производственных запасов
- К теме 7 Учет труда и его оплаты
- К теме 8. Организация учета расходов на производство. Методы учета затрат и калькулирование
- К теме 9. Учет выпуска готовой продукции. Учет продажи. Особенности учета продаж по договорам комиссии
- К теме 10 Учет финансовых вложений. Особенности учета долговых и долевых ценных бумаг
- К теме 11. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Резерв по сомнительным долгам
- К теме 12. По учету операций по кредитам и займам.
- К теме 15. Учет финансовых результатов
- 4. Задания для выполнения контрольных работ
- 4.1. Задания для контрольной работы № 1
- Вариант 1
- Вариант 2
- Задача 1
- Вариант 4
- 4.2. Задания для контрольной работы № 2
- 5. Методические указания по написанию, оформлению и защите курсовой работы по дисциплине
- 5.1. Цель и задачи курсовой работы
- 5.2. Выбор темы курсовой работы
- 5.3. Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме. Составление первоначального плана работы
- 5.4. Изучение отобранной литературы. Написание окончательного варианта плана работы
- 5.5. Структура и оформление курсовой работы
- 5.6. Защита курсовой работы
- 5.7. Рекомендуемые темы курсовых работ по дисциплине
- 6. Тестовые задания для контроля знаний студентов по дисциплине
- Тема 3. Учет вложений во внеоборотные активы и источников их финансирования
- Тема 4. Учет основных средств
- Тема 5. Учет нематериальных активов и расходов на ниокр
- Тема 6. Учет материально-производственных запасов
- Тема 7. Учет расчетов с персоналом
- Тема 8. Учет затрат на производство продукции, работ и услуг
- Тема 9. Учет готовой продукции
- Тема 10. Учет финансовых вложений
- Тема 11. Учет расчетов и обязательств
- Тема 12. Учет расчетов по кредитам и займам
- Тема 13. Учет расчетов с бюджетом
- Тема 14. Учет собственного капитала
- Тема 15. Учет финансовых результатов и использования прибыли.