logo
БФУ

1.2 Система регулирования учета в России и основные направления ее совершенствования

Учетная система различных стран базируется на двойной бухгалтерии. При этом в каждой системе свои особенности, обусловленные влиянием факторов: историческими, географическими, политическими, экономическими, социальными и т.д. Наибольшие различия связаны со степенью регулирования учета со стороны государства.

Основные модели:

В России исторически учет был ориентирован на фискальные цели, то есть на проверку. В настоящее время проявляется реформа учета. В начале 90-х гг. были заложены основы учета в рыночной экономике. Появились новые объекты учета: расчеты с учредителями, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д. В 1991 г. принимают план счетов, ориентированный на частную собственность. В 1994 г. принимают ПБУ 1/1994 «Учетная политика». В 1996 г. принят Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г., была определена современная система регулирования. В настоящее время подготовлен новый проект и в системе регулирования заложен опыт Европейского Сообщества.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.

Новый Проект ФЗ

Однопалатное регулирование, возложенное на Правительство (Министерство финансов);

4 уровня регулирования: законодательный, нормативный, методический и внутренний;

стандарты носят обязательный характер.

Двухпалатное регулирование: совмещение государственного регулирования (Министерство финансов) с деятельностью органов профессиональных сообществ (Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России);

Планируемые уровни стандартов: международные, национальные, отраслевые, корпоративные, стандарты субъекта.

В 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, признанный международной Федерацией бухгалтеров. В 1998 г. была разработана программа реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России в соответствии с МСФО. В результате национальные стандарты стали разрабатывать, приближая к МСФО. В 2000 г. принят действующий план счетов. В 2003 г. были утверждены формы отчетности, не противоречащие МСФО. В 2004 г. одобрена концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в России на среднесрочную перспективу (до 2010 г.). Были подведены промежуточные результаты реформы и отмечено низкое качество учета и аудита, невостребованность отчетных данных.

Определена необходимость:

  1. Придать МСФО новый статус в России, для этих целей необходимо:

    • принять закон о консолидированной финансовой отчетности, согласно которому она будет составляться только по МСФО;

    • дать указания непосредственно в ПБУ о возможном применении МСФО (ПБУ 1/2008, ПБУ 14/2007).

  2. Пересмотреть и принять новые ПБУ с целью приближения к МСФО.

  3. Принять новый закон о бухгалтерском учете, об аудиторской деятельности (последний принят № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.)

  4. Повысит качество подготовки не только бухгалтеров и аудиторов, но и пользователей отчетности

  5. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета и анализа.

Стандарты учета и отчетности определяют правила формирования и раскрытия информации.

Уровни стандартов:

  1. Международный (МСФО)

  2. Локальный (применяются группой стран – Директивы ЕС – они обязательны для всех членов сообщества и определяют общие правила для индивидуальной (Директива № 4) и консолидированной (Директива № 7) отчетности).

  3. Национальный (ПБУ, GAAP)

МСФО разрабатывался с 1973 г. специально созданным на негосударственном уровне комитетом (советом) по МСФО. Цель: обеспечить доступность (прозрачность) отчетной информации из разных стран. МСФО разрабатывался на основе обобщения накопленного опыта в различных странах, но проблема их распространения в рекомендательной характере. Особое значение имело признание МСФО Международной Федерацией бухгалтеров, а также международными фондовыми биржами (требования для участников торгов).

Национальные стандарты в большинстве стран существенно не противоречат МСФО. В некоторых странах МСФО заменяют национальные стандарты (Казахстан, Кипр).

В России ПБУ носят обязательный характер применения и разрабатываются на государственной основе (Министерством финансов).