1.6.Глоссарий
Аккредитив – (от лат. accredo – доверяю) – 1) вид банковского счета (англ. Letter of credit), по которому осуществляются безналичные расчеты: 2) именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить в кредитном учреждении указанную в ней сумму.
Актив (от лат. activus – деятельный, действенный) баланса – часть бухгалтерского баланса, отражающая на определенную дату в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение.
Активы – статьи баланса, отражающие состав и размещение хозяйственных средств предприятия (основного и оборотного капитала) в денежной оценке на определенную дату.
Активно-пассивные счета – счета бухгалтерского учета, имеющие признаки активных счетов и пассивных счетов. В этих счетах сальдо может быть дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).
Активные счета – основные счета бухгалтерского учета, отражающие состояние и движение средств и имущества предприятия.
Акцепт (от лат. acceptus – принятый) – согласие на предложение заключить договор на определенных условиях. При безналичных расчетах означает согласие покупателя на оплату счета поставщика.
Акционерный капитал – основной капитал акционерного общества, размер которого регламентируется Уставом. Образуется за счет выпуска акций.
Акция (от голл. aktie, нем. aktie) – ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда. Акции могут быть обыкновенными, привилегированными, именными; предъявительскими, учредительскими.
Амортизация – (от сред. -век. лат. amortisatio – погашение) 1) постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию; 2) уменьшение ценности имущества, облагаемого налогом (на сумму капитализированного налога).
Аналитические счета – счета, в которых детально отражаются объекты бухгалтерского учета.
Аналитический учет – учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Детализация показателей устанавливается в зависимости от конкретных условий с целью контроля за выполнением плана и сохранностью собственности предприятия, а также получения сведений для хозяйственного руководства.
Аренда - имущественный наем; договор, по которому собственник (арендодатель) передает арендатору в срочное владение и пользование имущество (арендуемые активы), необходимое для самостоятельного ведения хозяйственной деятельности за соответствующую (арендную) плату. Договором об аренде может быть предусмотрена возможность выкупа арендуемого имущества. Различают краткосрочную аренду (рентинг), среднесрочную аренду (хайринг) и долгосрочную аренду (лизинг).
Аудит, аудиторская деятельность – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований к экономическим субъектам, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Баланс (от фр.balance – весы, лат. bilanx – имеющий две весовые чаши) – равновесие, уравновешивание.
Бухгалтерский баланс – важнейшая форма бухгалтерской отчетности (в России – форма №1 «Баланс предприятия», утверждается Минфином РФ для квартальной и годовой отчетности), отражающая состояние хозяйственных средств предприятия и их источников в денежной оценке на определенную дату. Состоит из двух частей – актива и пассива, итоги которых должны быть равны.
Бухгалтерская отчетность – единая система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение экономического субъекта и результаты его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по результатам отчетного периода и по состоянию на отчетную дату по установленным формам.
Балансовая стоимость - стоимость, по которой элемент активов учитывается в балансе, равная его первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации.
Безнадежные долги – величина счетов к получению, которые никогда не будут инкассированы (оплачены).
Бухгалтерская проводка – оформление корреспонденции счетов. При этом указываются дебетуемый и кредитуемый счета и сумма подлежащей регистрации хозяйственной операции.
Валюта баланса – сумма (итог) бухгалтерского баланса. Эта сумма должна быть одинаковой по активу и пассиву баланса.
Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны на определенную дату.
Ведомость – учетный регистр бухгалтерской информации. В бухгалтерском учете применяются вспомогательные (накопительные), оборотные, сличительные, платежные, расчетно-платежные и другие ведомости.
Вексель (от нем. wechsel – обмен) – вид ценной бумаги, денежное обязательство. Безусловный и бесспорный долговой документ строго установленной законом формы. Вексель – одно из основных средств оформления кредитно-расчетных отношений.
Взаимозачеты – погашение взаимной задолженности между предприятиями на основании взаимозачетов.
Главная книга – учетный регистр, предназначенный для синтетического учета. Применяется при журнально-ордерной и мемориально-ордерной формах учета. Г. к. предназначена для ведения учета в течение года. В ней открываются все счета синтетического учета, применяемые на данном предприятии.
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Этот способ состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах – по дебету одного и кредиту другого счета.
Дебет (от лат. debet – он должен) – часть счета бухгалтерского учета. В активных счетах по Д. записывается увеличение, а в пассивных счетах – уменьшение объекта учета. В расчетных счетах по Д. отражается задолженность других предприятий и отдельных лиц данному предприятию (дебиторская задолженность). Дебетовое сальдо бывает в активных и активно-пассивных счетах.
Дебиторская задолженность – задолженность других предприятий (учреждений, организаций) или отдельных лиц по платежам данному предприятию, возникшим в результате поставки товаров, работ или услуг в кредит. Эти предприятия или лица называются дебиторами.
Долгосрочные финансовые вложения – финансовые вложения, рассчитанные на длительный период времени (свыше 1-го года), в уставные капиталы предприятий и коммерческих организаций, долгосрочные займы.
Долгосрочные активы – материальные и нематериальные активы предприятия со сроком службы (периодом использования) более одного года. К долгосрочным активам относятся основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и другие аналогичные активы.
Забалансовые счета – счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. Эти счета предназначены для учета товарно-материальных ценностей, временно находящихся у предприятия и принадлежащих другим предприятиям (арендованные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение или переработку и т.д.).
Заемный капитал – капитал банков и других организаций, используемый предприятиями в денежном обороте на условиях кредитного договора (сумма краткосрочных и долгосрочных пассивов баланса).
Залог – способ обеспечения исполнения обязательств, в том числе договора займа.
Затраты – расходы, которые несет предприятие в процессе осуществления своей деятельности. Выделяют затраты долгосрочные (связанные с осуществлением капитальных вложений, приобретением долгосрочных финансовых активов и т.п.) и текущие (представляющие собой издержки производства, издержки обращения, а также включаемые в их состав налоговые платежи). В свою очередь, в составе текущих затрат выделяют постоянные и переменные затраты.
Измерители в бухгалтерском учете – единицы измерения объектов бухгалтерского учета. Для получения показателей об объектах учета используется три вида измерителей: натуральный, трудовой, денежный.
Инвестиции – движимое и недвижимое имущество, интеллектуальные ценности, права пользования землей и другими ресурсами. Это также затраты денежных средств на воспроизводство капитала, на его поддержание и расширение. Инвестиции делятся на чистые и трансфертные. Чистые инвестиции - это вложения капитала, направленные на расширение и модернизацию основных фондов. Трансфертные инвестиции - затраты денежных средств, ведущие лишь к смене собственника. К ним относятся: покупка акций, или мэрджер (поглощение одной фирмы другой фирмой).
Инфляция – обесценение бумажных денег и безналичных денежных средств. Представляет переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.
Калькуляция (от лат. calculatio – счисление) – способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ.
Кассовая книга - составленные по определенной форме учетные ведомости, в которых отражаются операции с наличными деньгами; учитываются поступления и выдача денег.
Капитальные вложения – затраты, в результате которых происходит увеличение стоимости основных средств. Они направляются на строительство зданий и сооружений, приобретение машин, оборудования и инвентаря, выращивание многолетних насаждений и т.д.
Корреспонденция счетов – связь между счетами бухгалтерского учета, обусловленная экономической сущностью хозяйственных операций.
Кредит – 1) часть счета бухгалтерского учета. В активных счетах по К. записывается уменьшение, а в пассивных счетах увеличение объекта учета. Кредитовое сальдо бывает в пассивных и активно-пассивных счетах.
– 2) предоставление денег или товаров в долг на срок на условиях возвратности и с уплатой процента.
Краткосрочные финансовые вложения – финансовые вложения, рассчитанные на короткий период (до 1-го года), в высоколиквидные ценные бумаги, в том числе краткосрочные казначейские обязательства государства, облигации, акции, депозитные сертификаты, краткосрочные векселя, временная финансовая помощь другим предприятиям.
Кредиторская задолженность – суммы задолженности данного предприятия другим предприятиям (учреждениям, организациям) и отдельным лицам. Эти предприятия и лица являются кредиторами.
Линейный метод начисления амортизации - систематическое списание равных по величине сумм в течение срока существования определенного актива. Обычно списание связано с амортизацией и возмещением стоимости материальных активов. Метод двойного уменьшения остатка - метод начисления амортизации с темпом в два раза большим по сравнению с линейным методом амортизации. При этом начисление амортизации применяется не к первоначальной стоимости, а к ее остатку после списаний, проведенных в предыдущие годы.
Метод калькуляции - система приемов, используемых для исчисления себестоимости. Метод калькуляции зависит от организации и технологии производства, а также от характера выпускаемой продукции. Метод калькуляции определяет порядок оценки незавершенного производства, брака продукции, отходов производства и других списаний затрат на производство. Различают позаказный, попередельный, нормативный и попроцессный методы калькуляции.
Метод суммы чисел - в широком смысле - метод систематического списания некоторой суммы в течение T лет с использованием множителя, который вычисляется как отношение числа лет до окончания периода к сумме 1+2+...+T.
Метод суммы чисел - в узком смысле - метод ускоренной амортизации.
Начисление амортизации пропорционально объему продукции - метод начисления амортизации на основании натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Нормативный метод калькуляции - метод калькуляции, использующий технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции.
Оборотные ведомости – способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета. О. в. составляются в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах за месяц, по счетам синтетического и аналитического учета.
Объекты бухгалтерского учета – отдельные элементы хозяйственных средств и источников их образования, отражаемые в счетах бухгалтерского учета. Все объекты бухгалтерского учета должны иметь денежную оценку.
Остаточная стоимость - стоимость долгосрочного актива, вычисленная с учетом их износа и равная первоначальной стоимости за вычетом амортизации в течение всего срока эксплуатации.
Отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия (учреждения, организации) за определенный период.
Отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Закон «О бухгалтерском учете» (ст.13 п. 2) определил состав бухгалтерской отчетности организаций (за исключением отчетности бюджетных организаций), который включает: а) бухгалтерский баланс; б) отчет о прибылях и убытках; приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; в) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации; г) пояснительную записку.
Пассив (от лат. рassives – недеятельный, противоположный активу) – часть бухгалтерского баланса, в которой показываются источники образования и назначения средств предприятия. П. баланса, также как и актив, состоит из разделов и статей.
Правило бухгалтерского учета базируется на допущениях, требованиях и принципах бухгалтерского учета и должно соответствовать норме гражданского права. За несоблюдение правил бухгалтерского учета предусмотрено привлечение руководителя организации и других лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета, к административной или уголовной ответственности.
Платежное поручение - приказ клиента (плательщика) банку о перечислении с расчетного счета суммы денежных средств третьему лицу (другому предприятию). Платежное поручение выписывается на бланках установленной формы и представляется в банк в необходимом количестве экземпляров. Платежное поручение исполняется банком при наличии средств на счете плательщика, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком.
Платежное требование - расчетный документ; требование поставщика о переводе средств на его счет со счета плательщика за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Платежное требование применяется при акцептной и безакцептной формах расчетов.
Публикация бухгалтерской отчетности производится после проверки и подтверждения ее независимым аудитором (аудиторской организацией) и утверждения общим собранием акционеров (учредителей). Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах ее аудита, проведенного аудитором (аудиторской организацией).
Расчетный чек - расчетный документ, служащий для совершения безналичных расчетов между юридическими лицами; перечеркнут полосой по диагонали, которая идет от левого нижнего угла к правому верхнего. Различают расчетные чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек.
Сальдо – остаток по счету бухгалтерского учета хозяйственных средств или источника их образования.
Синтетический учет – учет, дающий обобщенный показатель в денежном выражении.
Субсчет – способ группировки данных аналитического учета. С. называют счетами второго порядка (счетами первого порядка являются счета синтетического учета). Они используются для получения обобщенных показателей в дополнение к данным синтетических счетов. С. имеют не все синтетические счета, а только те, показатели которых необходимо соответствующим образом сгруппировать.
Счета бухгалтерского учета – способ получения показателей по отдельным элементам хозяйственных ресурсов и источникам их образования. В процессах хозяйственной деятельности происходят изменения в составе средств и источниках их образования. Для того чтобы учесть все эти изменения, применяется система С. б. у. Количество и наименование счетов определяются Планом счетов.
Уставный капитал - организационно-правовая форма капитала, величина которого определяется уставом или договором об основании акционерного предприятия. Взнос в уставный капитал может осуществляться в виде денежных средств, в имущественной форме и в форме объектов интеллектуальной собственности: патентов, лицензий, проектов. Уставный капитал создает основу деятельности созданного предприятия. Уставный капитал отражается в пассиве баланса.
Учетный регистр - бланк или бланки учета, предназначенные для регистрации и группировки, данных бухгалтерского учета о наличии средств и операциях с ними.
Форма бухгалтерского учета – строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации. Форма бухгалтерского учета постоянно совершенствуются по мере развития техники учета.
- Бухгалтерский финансовый учет
- Оглавление
- Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Рабочая программа дисциплины Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 2. Учет денежных средств
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 3. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 4. Учет основных средств
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 5. Учет нематериальных активов и расходов на ниокр
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 6. Учет производственных запасов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 7. Учет оплаты труда и расчетов с персоналом предприятия
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 8. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 9. Учет готовой продукции
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 10. Учет финансовых вложений
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 11. Учет текущих обязательств и расчетов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 12. Учет кредитов и займов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 13. Учет расчетов по налогам и сборам
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 14. Учет собственного капитала
- Методические рекомендации по изучению темы:
- Тема 15. Учет финансовых результатов
- Методические рекомендации по изучению темы:
- 1.3. Вопросы контроля по дисциплине
- 1.3.1 Вопросы промежуточного зачета
- 1.3.2. Вопросы для промежуточного экзамена по дисциплине
- 1.2.3 Вопросы итогового контроля по дисциплине
- 1.4. Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.5. Интернет-ресурсы
- 1.6.Глоссарий
- 2. Конспект лекций по дисциплине «бухгалтерский финансовый учет» Учебный материал по теме 1. Основы организации финансового учета на предприятии
- 1.2 Система регулирования учета в России и основные направления ее совершенствования
- Учебный материал по теме 2 Учет денежных средств
- 2.2. Учет кассовых операций. Учет денежных документов
- 2.3. Безналичные формы расчетов. Учет операций по расчетным счетам
- 2.4. Учет операций по специальным счетам
- 2.5. Учет по валютным счетам
- 2.6. Учет переводов в пути
- Учебный материал по теме 3 Учет долгосрочных инвестиций и источников их формирования
- 3.1. Понятие, классификация и оценка вложений во внеоборотные активы
- 3.4. Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций
- Учебный материал по теме 4 Учет основных средств
- 4.1. Понятие, классификация, оценка основных средств
- 4.2. Учет поступления основных средств и их выбытие
- 4.3. Учет амортизации основных средств
- 4.4. Учет лизинга
- 4.5. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов
- Учебный материал по теме 5 Учет нематериальных активов и расходов на ниокр
- 5.2.Учет движения нематериальных активов
- 5.3. Учет амортизации нематериальных активов
- 5.4. Учет выбытия нематериальных активов
- 5.5. Учет деловой репутации
- 5.6. Особенности учета передачи неисключительных прав на объекты нематериальных активов
- 5.7. Учет расходов на ниокр
- Учебный материал по теме 6 учет материально-производственных запасов
- 6.1. Состав и классификация материально-производственных запасов
- 6.2. Оценка материально-производственных запасов
- 6.3. Документальное оформление и учет поступления материально-производственных запасов
- 6.4. Складской учет запасов
- 6.5. Учет выбытия запасов
- 6.6. Особенности учета спец.Одежды и спец.Оснастки
- Учебный материал к теме 7 Учет оплаты труда и расчетов с персоналом предприятия
- 7.1. Формы и системы оплаты труда. Нормативное регулирование расчетов по оплате труда
- 7.2. Документальное оформление расчетов по оплате труда
- 7.3. Особенности расчета дополнительной заработной платы
- 7.4. Учет удержаний из заработной платы
- Учебный материал по теме 8 учет затрат на производство продукции, работ, услуг
- Раздел 3 плана счетов определяет счета с 20-39, для учета затрат на производство, обслуживание и управление.
- 1 Модель – полная производственная себестоимость.
- 2 Модель – сокращенная производственная себестоимость
- 8.5. Учет расходов обслуживающих производств
- Учебный материал к теме 9 учет готовой продукции
- 9.1.Документальное оформление движения готовой продукции
- 9.2.Учет выпуска готовой продукции из производства
- 9.4.Учет расходов на продажу
- Учебный материал к теме 10 учет финансовых вложений
- 10.1. Классификация и оценка финансовых вложений. Резерв под обесценение финансовых вложений
- 10.2. Особенности учета долей и акций других организаций
- 10.3. Учет вложений в долговые ценные бумаги
- 10.4. Учет выданных займов
- 10.5. Учет совместной деятельности
- Учебный материал по теме 11 учет расчетов и обязательств
- 11.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и ее классификация
- 11.2. Сроки расчетов исковой давности. Резерв по сомнительным долгам.
- 11.3. Учет расчетов с поставщиками и покупателям.
- 11.4. Особенности учета расчетов авансами
- 11.5. Особенности расчетов с использованием векселей
- 11.6. Учет операций при замене лиц в обязательства.
- 11.7. Учет расчетов при взаимозачете, новации, отступном
- 11.8. Учет расчетов по страхованию
- 11.9. Учет внутрихозяйственных расчетов с подразделениями
- 11.10. Учет расчетов по договорам доверительного управления.
- Учебный материал по теме 12 учет кредитов и займов
- Учебный материал к теме 13 учет расчетов по налогам и сборам
- 13.1 Общая схема расчетов с бюджетом
- 13.2. Учет расчетов по налогу на прибыль
- Учебный материал к теме 14 учет собственного капитала
- 14.1. Учет уставного капитала
- 14.2. Учет добавочного капитала
- 14.3. Учет резервного капитала
- Учебный материал к теме 15 учет финансовых результатов
- 3. Материал для практических занятий с примерами решений к теме 2. Учет денежных средств
- К теме 5 Учет нематериальных активов
- К теме 6 Учет материально-производственных запасов
- К теме 7 Учет труда и его оплаты
- К теме 8. Организация учета расходов на производство. Методы учета затрат и калькулирование
- К теме 9. Учет выпуска готовой продукции. Учет продажи. Особенности учета продаж по договорам комиссии
- К теме 10 Учет финансовых вложений. Особенности учета долговых и долевых ценных бумаг
- К теме 11. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Резерв по сомнительным долгам
- К теме 12. По учету операций по кредитам и займам.
- К теме 15. Учет финансовых результатов
- 4. Задания для выполнения контрольных работ
- 4.1. Задания для контрольной работы № 1
- Вариант 1
- Вариант 2
- Задача 1
- Вариант 4
- 4.2. Задания для контрольной работы № 2
- 5. Методические указания по написанию, оформлению и защите курсовой работы по дисциплине
- 5.1. Цель и задачи курсовой работы
- 5.2. Выбор темы курсовой работы
- 5.3. Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме. Составление первоначального плана работы
- 5.4. Изучение отобранной литературы. Написание окончательного варианта плана работы
- 5.5. Структура и оформление курсовой работы
- 5.6. Защита курсовой работы
- 5.7. Рекомендуемые темы курсовых работ по дисциплине
- 6. Тестовые задания для контроля знаний студентов по дисциплине
- Тема 3. Учет вложений во внеоборотные активы и источников их финансирования
- Тема 4. Учет основных средств
- Тема 5. Учет нематериальных активов и расходов на ниокр
- Тема 6. Учет материально-производственных запасов
- Тема 7. Учет расчетов с персоналом
- Тема 8. Учет затрат на производство продукции, работ и услуг
- Тема 9. Учет готовой продукции
- Тема 10. Учет финансовых вложений
- Тема 11. Учет расчетов и обязательств
- Тема 12. Учет расчетов по кредитам и займам
- Тема 13. Учет расчетов с бюджетом
- Тема 14. Учет собственного капитала
- Тема 15. Учет финансовых результатов и использования прибыли.