3.1.1. Порядок приема и выдачи наличных денег, оформления кассовых документов
Кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются по формам документов, установленным законодательством (п. 22Инструкции N 107).
При приеме наличных денег кассир осуществляет проверку их подлинности и платежности (ч. 1 п. 23Инструкции N 107).
Определение подлинности наличных денег кассирами осуществляется в соответствии с законодательством. При этом могут быть использованы справочная и методическая литература по определению подлинности денежных знаков, информация, размещенная на официальном сайте Национального банка Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет, иные документы Национального банка Республики Беларусь (ч. 2 п. 23Инструкции N 107).
Определение платежности наличных денег кассирами осуществляется в соответствии с перечнем признаков платежности банкнот Национального банка Республики Беларусь согласно приложению 1к Инструкции о порядке определения платежности и обмена банкнот Национального банка Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 06.06.2011 N 211. При этом исходя из нормч. 3 п. 23Инструкции N 107 ветхие банкноты принимаются кассирами и сдаются в банк, а поврежденные банкноты, подлежащие обмену, и неплатежные банкноты ими не принимаются.
Прием наличных денег организациями, имеющими право не использовать кассовое оборудование, платежные терминалы, осуществляется по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным документам в соответствии с законодательством (ч. 1 п. 25Инструкции N 107). При этом необходимо учитывать, что приходные кассовые ордера относятся к бланкам документов с определенной степенью защиты. Порядок их учета и использования регулируетсяИнструкциейо порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 196 (далее - Инструкция N 196) (ч. 2 подп. 3.1постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2001 N 1846 "О некоторых вопросах изготовления и использования бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты" (далее - Постановление N 1846)).
Обратите внимание! Некоммерческие организации в соответствии с законодательством вправе принимать в кассу наличные деньги по приходным кассовым ордерам либо по ведомостям с приложением приходного кассового ордера на общую сумму принятых наличных денег по ведомости (ведомостям) без составления приходного кассового ордера на каждого вносителя наличных денег. При этом ведомость оформляется в порядке, установленном п. 29Инструкции N 107 (ч. 2 п. 25Инструкции N 107) |
Подтверждением факта приема наличных денег являются (ч. 2 п. 26Инструкции N 107):
1) квитанция к приходному кассовому ордеру формы КО-1, установленной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 N 38 "Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций" (далее - Постановление N 38);
2) другие приходные документы, предусмотренные законодательством.
Выдача наличных денег из касс организаций производится (ч. 1 п. 27Инструкции N 107):
1) по расходному кассовому ордеру формы КО-2, установленной Постановлением N 38;
2) по платежной ведомости с приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
При этом на общую сумму выданных наличных денег по нескольким платежным ведомостям допускается составление одного расходного кассового ордера, дата и номер которого проставляются на каждой платежной ведомости (ч. 5 п. 27Инструкции N 107).
Обратите внимание! Бюджетными организациями в случае наличия у них различных источников поступления денежных средств (из бюджета, от осуществления предпринимательской деятельности и др.) расходные кассовые документы составляются отдельно по каждому источнику (ч. 2 п. 27Инструкции N 107) |
Заполнение приходных и расходных кассовых ордеров производится в порядке, установленном Инструкциейпо заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной Постановлением N 38 (далее - Инструкция N 38). Согласноп. 3Инструкции N 38 приходные и расходные кассовые ордера могут заполняться как вручную, так и с помощью технических средств.
Платежная ведомость также может выписываться вручную либо оформляться с помощью технических средств с указанием общей суммы наличных денег цифрами и прописью. В графе напротив фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) получателя средств цифрами проставляется сумма причитающихся к получению наличных денег (п. 29Инструкции N 107).
Примечание. Примерную формуплатежной ведомости см. в разделе "Формы
документов", подраздел "Деловые бумаги".
Разовые выдачи наличных денег на оплату труда, выплату алиментов, под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников, и другие выдачи отдельным лицам производятся по расходным кассовым ордерам, нескольким лицам - по платежным ведомостям (ч. 1 п. 33Инструкции N 107).
На титульном листе платежной ведомости учиняется разрешительная надпись о выдаче наличных денег за подписями руководителя и главного бухгалтера организации (лиц, ими уполномоченных). При этом указываются сроки выдачи и сумма наличных денег прописью (ч. 2 п. 33Инструкции N 107).
Обратите внимание! УказаниямиN 364 установлено, что денежные документы в бюджетных организациях хранятся в кассе. Прием в кассу и выдача из кассы денежных документов оформляются кассовыми ордерами, на которых ставится штамп "фондовый" или делается такая надпись от руки красным карандашом. Учет этих операций ведется отдельно от операций по денежным средствам. Регистрация приходных и расходных фондовых ордеров ведется в конце журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов на отдельных листах (ч. 2,3 п. 28Указаний N 364) |
Из кассы организации работникам могут выдаваться наличные денежные средства под отчет на предстоящие расходы на цели, установленные законодательством (ч. 1 п. 34Инструкции N 107).
Как правило, наличные деньги под отчет на предстоящие расходы выдаются авансом (ч. 2 п. 34Инструкции N 107).
Примечание. В отдельных случаях допускается использование личных
денежных средств работников организации для приобретения ими товаров
(работ, услуг) в интересах нанимателя в пределах размеров, установленных
гл. 4Инструкции N 107 (ч. 1 п. 38Инструкции N 107). При этом работники,
израсходовавшие личные деньги для приобретения товаров (работ, услуг),
обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня их приобретения, исключая день
покупки, отчитаться об израсходованных суммах в порядке, предусмотренном в
ч. 3 п. 35Инструкции N 107, с целью возмещения средств, использованных ими
в интересах организации (ч. 2,4 п. 38Инструкции N 107).
Сроки, на которые выдаются наличные деньги под отчет, устанавливает руководитель организации или лицо, им уполномоченное. Однако следует учитывать, что установленные сроки не должны превышать:
- 3 рабочих дней - на расходы, производимые в месте нахождения организации;
- 10 рабочих дней - на расходы, производимые вне места расположения организации;
- 30 рабочих дней - в сумме, не превышающей одной базовой величины, в целом по организации (ч. 3 п. 34Инструкции N 107).
Организации выдают наличные деньги под отчет на предстоящие расходы для осуществления расчетов с юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями в размерах, определяемых руководителем организации или лицом, им уполномоченным, но не более размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, установленного гл. 4Инструкции N 107 (ч. 4 п. 34Инструкции N 107).
Примечание. В настоящее время между юридическими лицами, их
обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями
допускаются расчеты наличными деньгами в общей сумме не более 100 базовых
величин на протяжении одного дня (ч. 1 п. 69Инструкции N 107).
Обратите внимание! Согласно п. 30Инструкции N 63/1 при казначейской системе финансирования заявки получателей бюджетных средств на получение наличных денежных средств на проведение расчетов в случае возникновения непредвиденных, неотложных хозяйственных нужд могут приниматься территориальным органом казначейства в размере, не превышающем 30 базовых величин в месяц. Ответственность за превышение установленной суммы, а также ее использование не по целевому назначению несет получатель бюджетных средств |
Работники, получившие наличные деньги под отчет на предстоящие расходы, должны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги, за исключением случаев, установленных в п. 1 ч. 2 ст. 107ТК (ч. 1 п. 35Инструкции N 107).
Обратите внимание! Наличные деньги под отчет выдаются только при условии полного отчета по ранее выданным суммам, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 п. 36Инструкции N 107 (ч. 2 п. 36Инструкции N 107) |
Работник, получивший наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязан не позднее 3 рабочих дней (работники подразделений организации, расположенных в населенных пунктах вне места ее нахождения, представляющие отчет в бухгалтерию организации, - не позднее 5 рабочих дней) со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, представить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы (ч. 1 п. 40Инструкции N 107).
Работник, получивший денежные средства под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, частично наличными деньгами и частично посредством перечисления на счет клиента, к которому выдана корпоративная (личная) дебетовая карточка, обязан не позднее 15 рабочих дней со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, представить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах с приложением карт-чеков (их копий, заверенных руководителем организации или лицом, им уполномоченным) или выписки по счету клиента - физического лица и иных документов независимо от того, в наличной либо безналичной форме работник осуществлял расчеты, связанные со служебной командировкой (ч. 2 п. 40Инструкции N 107).
Обратите внимание! Не допускается передача другим лицам полученных под отчет наличных денег (п. 43Инструкции N 107) |
Отчеты об израсходованных суммах представляются в бухгалтерию лицами, получившими денежные средства под отчет на предстоящие расходы и расходы, связанные со служебными командировками (ч. 3 п. 35,ч. 3 п. 40Инструкции N 107):
- лично на бумажном носителе;
- в виде регистрируемого почтового отправления (датой представления отчета считается дата сдачи на почту регистрируемого почтового отправления).
Примечание. Согласно пункту 11Правил оказания услуг почтовой связи
общего пользования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 07.09.2004 N 1111, к регистрируемым почтовым отправлениям
относятся:
- почтовые отправления с объявленной ценностью (вложение которых
оценивается отправителем) - письма, внутренние мелкие пакеты, посылки,
внутренние отправления ускоренной почты;
- заказные почтовые отправления - отправления письменной
корреспонденции без объявленной ценности;
- внутренние отправления ускоренной почты;
- посылки без объявленной ценности;
- международные отправления ускоренной почты;
- почтовые денежные переводы;
- посредством автоматизированной подсистемы документационного обеспечения с досылкой на бумажном носителе.
Возврат не израсходованных на командировку сумм денежных средств осуществляется в сроки, установленные для представления отчета об израсходованных суммах, за исключением случаев, установленных в п. 1 ч. 2 ст. 107ТК (ч. 1 п. 41Инструкции N 107).
Примечание. Если неиспользованная подотчетная сумма не возвращена в
срок, то не позднее одного месяца со дня его окончания по распоряжению
нанимателя сумму задолженности можно удержать из заработной платы
работника, если последний не оспаривает основания и размер удержания (п. 1
ч. 2 ст. 107 ТК). Если работник не согласен с основаниями и размером
удержания, спор разрешается в судебном порядке.
Оприходование наличных денежных средств в кассу и выдача их из кассы оформляются соответственно приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные документы до передачи их в кассу заполняются бухгалтером (ч. 1 п. 49Инструкции N 107). Затем они передаются непосредственно кассиру.
Обратите внимание! Не допускается выдача приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей на руки лицам, вносящим или получающим наличные деньги (п. 47Инструкции N 107) |
Кассир при получении приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей обязан проверить (ч. 1 п. 48Инструкции N 107):
1) наличие на приходном кассовом ордере подписи главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем организации;
2) наличие на расходном кассовом ордере, платежной ведомости подписей руководителя организации, главного бухгалтера или лиц, ими уполномоченных;
Обратите внимание! В случае наличия прилагаемого к ордеру КО-2 документа (заявление, счет и др.) с разрешительной надписью руководителя его подпись на ордере КО-2не требуется (ч. 3 п. 5Инструкции N 38) |
3) правильность заполнения в расходном кассовом ордере реквизитов предъявленного документа, удостоверяющего (справку, подтверждающую) личность получателя;
4) наличие документов, подлежащих приложению.
В случае невыполнения требований по заполнению приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей кассир возвращает документы бухгалтеру для надлежащего оформления (ч. 2 п. 48Инструкции N 107).
Обратите внимание! Исправления, в том числе и оговоренные, в приходных и расходных кассовых ордерах не допускаются (ч. 1 п. 8 ст. 10Закона N 57-З) |
Кассир подписывает приходные и расходные кассовые ордера только после приема или выдачи наличных денег (ч. 3 п. 48Инструкции N 107).
При этом выдачу наличных денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере, платежной ведомости, других документах, предусмотренных законодательством, либо лицу, указанному в доверенности, при предъявлении документов, удостоверяющих (справки, подтверждающей) их личность, а выдача наличных денег своим работникам может производиться по удостоверению, выданному организацией, при наличии фотографии и личной подписи владельца удостоверения, подписи должностного лица и оттиска печати организации, выдавшей удостоверение (п. 28,31Инструкции N 107).
Выдача наличных денег лицам, не состоящим в штате организации, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым на каждое лицо в отдельности, или по отдельной платежной ведомости с составлением расходного кассового ордера на общую сумму наличных денег, выплаченных по платежной ведомости (ведомостям) (ч. 1 п. 30Инструкции N 107).
В случае выдачи наличных денег по доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке, в расходном кассовом ордере после фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) получателя наличных денег бухгалтером учиняется запись "По доверенности", указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) лица, которому доверено получение наличных денег (ч. 1 п. 32Инструкции N 107).
Примечание. Примерная формадоверенности на получение заработной платы
приведена в разделе "Формы документов", подраздел "Деловые бумаги".
Если выдача наличных денег производится по платежной ведомости, перед подписью получателя наличных денег кассир учиняет запись "По доверенности" (ч. 2 п. 32Инструкции N 107).
В случае если доверенность выдана на разовое получение наличных денег, она прилагается к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости. Если доверенность выдана на получение наличных денег в течение определенного времени, ее удостоверенная копия хранится в организации (ч. 3,4 п. 32Инструкции N 107).
Организации выдают из своих касс наличные деньги, полученные в обслуживающем банке, на оплату труда, выплату стипендий, пенсий своим работникам (ранее состоявшим в штате работникам), пособий, дивидендов, алиментов, в течение 3 рабочих дней (для сельскохозяйственных организаций, поселковых и сельских Советов депутатов, поселковых и сельских исполнительных комитетов - в течение 5 рабочих дней), включая день получения денег в обслуживающем банке либо день наступления указанных выплат (ч. 1 п. 16,ч. 3 п. 17Инструкции N 107).
По истечении установленных сроков выдачи наличных денег на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, алиментов кассир должен (ч. 1 п. 46Инструкции N 107):
1) в платежной ведомости напротив фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или учинить запись "Депонировано";
2) составить реестр депонированных сумм;
3) в платежной ведомости учинить запись о фактически выданных и подлежащих депонированию суммах наличных денег, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и подтвердить запись своей подписью.
Обратите внимание! В случае если наличные деньги выдавались не кассиром, а раздатчиком, то на ведомости дополнительно производится запись "Деньги по ведомости выдавал" и учиняется подпись раздатчика. При этом не допускается выдача наличных денег по одной ведомости и кассиром, и раздатчиком (абз. 4 ч. 1 п. 46Инструкции N 107) |
Примечание. Раздатчик - это лицо, уполномоченное руководителем
организации на выдачу наличных денег (абз. 9 п. 2Инструкции N 107);
4) заполнить отдельный расходный кассовый ордер на общую сумму выданных наличных денег по платежной ведомости;
5) записать в кассовую книгу фактически выданную сумму наличных денег.
Депонированные суммы сдаются в обслуживающий банк в установленные сроки в порядке, определенном в ч. 2 п. 16,ч. 4 п. 17Инструкции N 107. На сумму сдаваемых наличных денег составляется общий расходный кассовый ордер (ч. 2 п. 46Инструкции N 107).
Обратите внимание! В случае если депонируются суммы денежных средств, ранее поступившие в кассу из различных источников (из бюджета, от осуществления предпринимательской деятельности и др.), расходные кассовые ордера следует составлять отдельно по каждому источнику (ч. 2 п. 27Инструкции N 107) |
Бухгалтер производит проверку отметок, сделанных кассиром в платежных ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм (ч. 3 п. 46Инструкции N 107).
- Путеводитель по бюджетному учету
- 1.2. Бюджетные организации и объекты бухгалтерского учета
- 1.3. Порядок ведения бухгалтерского учета
- 2. Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета
- 3. Организация бухгалтерского учета
- 3.1. Оформление первичных учетных документов
- 3.2. Регистры бухгалтерского учета
- 3.2.1. Требования к составлению регистров бухгалтерского учета
- 3.2.2. Формы бухгалтерского учета (книги, журналы, ведомости, описи, карточки)
- 3.2.3. Формы мемориальных ордеров
- 3.3. Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета
- 3.4. Порядок хранения документов и передача их в архив
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- Основные средства (счет 01)
- 1. Общие положения
- 1.1. Понятие основных средств
- 1.2. Активы, которые не относятся к основным средствам
- 1.3. Инвентарный объект основных средств
- 1.4. Классификация объектов основных средств
- 1.5. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета основных средств
- 2. Поступление основных средств
- 2.1. Приобретение основных средств за плату
- 2.2. Поступление основных средств в результате нового строительства
- 2.3. Безвозмездное получение основных средств
- 2.3.1. Получение основных средств по договору дарения или пожертвования
- 2.3.2. Получение иностранной безвозмездной помощи
- 2.4. Выявление основных средств в качестве излишков при инвентаризации
- 3. Внутреннее перемещение, ремонт и текущее обслуживание основных средств
- 3.1. Внутреннее перемещение основных средств между материально ответственными лицами
- 3.2. Ремонт и текущее обслуживание основных средств
- 4. Восстановление основных средств путем реконструкции, (модернизации, реставрации)
- 5. Переоценка основных средств
- 5.1. Нормативное регулирование проведения переоценки
- 5.2. Порядок проведения переоценки основных средств
- 5.3. Отражение результатов переоценки основных средств
- 6. Выбытие (реализация, передача, списание) основных средств
- 6.1. Выбытие основных средств в результате реализации
- 6.2. Выбытие основных средств в связи с безвозмездной передачей
- 6.3. Выбытие основных средств вследствие недостачи
- 6.4. Списание объектов основных средств
- 7. Нематериальные активы
- 7.1. Общие положения
- 7.1.1. Понятие нематериальных активов
- 7.1.2. Что не относится к нематериальным активам
- 7.1.3. Инвентарный объект нематериальных активов
- 7.1.4. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета нематериальных активов
- 7.2. Поступление нематериальных активов
- 7.2.1. Приобретение нематериальных активов за плату
- 7.2.2. Безвозмездное получение объектов нематериальных активов
- 7.2.3. Нематериальные активы, выявленные при инвентаризации как излишки
- 7.2.4. Принятие к учету имущественных прав на результаты нтд
- 7.2.5. Принятие к учету созданного в организации веб-сайта
- 7.3. Выбытие нематериальных активов
- Амортизация основных средств (счет 02)
- 1. Понятие амортизации
- 2. Объекты начисления амортизации
- 2.1. Объекты начисления амортизации основных средств
- 2.2. Объекты начисления амортизации нематериальных активов
- 3. Установление нормативного срока службы
- 3.1. Установление нормативного срока службы основных средств
- 3.2. Установление нормативного срока службы нематериальных активов
- 4. Способ начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам
- 5. Расчет годовой суммы амортизации основных средств и нематериальных активов
- 6. Амортизируемая стоимость основных средств и нематериальных активов
- 6.1. Порядок определения амортизируемой стоимости основных средств и нематериальных активов
- 6.2. Порядок изменения амортизируемой стоимости основных средств и нематериальных активов
- 6.2.1. Порядок изменения амортизируемой стоимости
- Основных средств
- 6.2.2. Порядок изменения амортизируемой стоимости нематериальных активов
- 7. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам
- 8. Отражение в бухгалтерском учете сумм начисленной амортизации
- 9. Принятие к учету амортизации по безвозмездно полученным основным средствам и нематериальным активам
- 10. Переоценка начисленной амортизации по основным средствам
- 11. Списание сумм начисленной амортизации при выбытии (списании) основных средств и нематериальных активов
- Материальные запасы (счета 03, 04, 05, 06)
- 1. Общие положения
- 1.1. Понятие материальных запасов
- 1.2. Группировка материальных запасов по субсчетам
- 1.3. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета материальных запасов
- 2. Поступление (приобретение, получение, изготовление) материальных запасов
- 2.1. Приобретение материальных запасов за плату
- 2.2. Получение материальных запасов безвозмездно
- 2.2.1. Получение материальных запасов по договору дарения или пожертвования
- 2.2.2. Получение иностранной безвозмездной помощи
- 2.3. Изготовление материальных запасов хозяйственным способом
- 2.4. Выявление материальных запасов в качестве излишков при инвентаризации
- 2.5. Поступление материальных запасов, полученных при ликвидации (демонтаже) основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств
- 3. Переоценка стоимости оборудования к установке
- 3.1. Порядок проведения переоценки оборудования к установке
- 3.2. Отражение результатов переоценки
- 4. Выбытие (продажа, списание) материальных запасов
- 4.1. Документальное оформление выдачи материалов со склада и их расход
- 4.2. Списание материальных запасов, использованных на нужды организации
- 4.3. Реализация материальных запасов
- 4.4. Выбытие материальных запасов в результате недостачи
- 4.5. Выбытие материалов в связи с безвозмездной передачей
- Отдельные предметы в составе оборотных средств (счет 07)
- 1. Общие положения
- 1.1. Понятие отдельных предметов в составе оборотных средств
- 1.2. Группировка отдельных предметов в составе оборотных средств по субсчетам
- 1.3. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета отдельных предметов в составе оборотных средств
- 2. Поступление (приобретение, получение, изготовление) отдельных предметов в составе оборотных средств
- 2.1. Приобретение предметов за плату
- 2.2. Получение предметов безвозмездно
- 2.2.1. Получение предметов по договору дарения или пожертвования
- 2.2.2. Получение иностранной безвозмездной помощи
- 2.3. Изготовление предметов хозяйственным способом
- 2.4. Выявление предметов в качестве излишков при инвентаризации
- 3. Выбытие (продажа, списание) предметов
- 3.1. Документальное оформление выдачи предметов со склада и их расход
- 3.2. Списание предметов, пришедших в негодность
- 3.3. Реализация неиспользуемых предметов
- 3.4. Выбытие предметов вследствие недостачи
- 3.5. Выбытие предметов в связи с безвозмездной передачей
- Затраты на производство
- 1.2. Классификация затрат на производство продукции (товаров, работ, услуг)
- 1.3. Регистры бухгалтерского учета затрат на производство продукции (товаров, работ, услуг)
- 2. Учет затрат на производство
- 2.1. Общий порядок учета затрат на производство
- 2.2. Учет затрат на производство и определение себестоимости продукции подсобных хозяйств промышленного характера
- 2.3. Учет операций подсобных (учебных) сельских
- 2.3.2. Учет затрат на производство и определение себестоимости продукции растениеводства
- 2.3.3. Учет затрат на производство и определение себестоимости продукции животноводства
- 2.4. Учет затрат на выполнение ниоктр по договорам
- 2.5. Субсчет 084 "Затраты по заготовке и переработке материалов"
- Денежные средства (счета 10, 11, 12, 13)
- 1. Текущие счета по бюджету (счет 10)
- 1.1. Общая характеристика счета 10 "Текущие счета по бюджету"
- 1.2. Субсчет 100 "Текущий счет по бюджету"
- 1.3. Субсчет 101 "Текущий валютный счет по бюджету"
- 1.4. Субсчет 102 "Текущий счет по капитальным вложениям за счет средств бюджета"
- 1.5. Субсчет 103 "Текущий счет по взысканным платежам в бюджет"
- 1.6. Субсчет 104 "Текущий валютный счет по взысканным платежам в бюджет"
- 1.7. Субсчет 105 "Текущий счет на выплату пенсий и пособий за счет Фонда социальной защиты"
- 2. Текущие счета по внебюджетным средствам (счет 11)
- 2.1. Общая характеристика счета 11 "Текущие счета по внебюджетным средствам"
- 2.2. Субсчет 111 "Текущий счет по внебюджетным средствам"
- 2.3. Субсчет 112 "Текущий счет по депозитам"
- 2.4. Субсчет 114 "Текущий счет по внебюджетным фондам"
- 2.5. Субсчет 118 "Текущий валютный счет по внебюджетным средствам"
- 3. Касса (счет 12)
- 3.1. Субсчет 120 "Касса"
- 3.1.1. Порядок приема и выдачи наличных денег, оформления кассовых документов
- 3.1.2. Порядок ведения журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
- 3.1.3. Порядок ведения кассовой книги
- 3.1.4. Порядок хранения наличных денежных средств
- 3.1.5. Бухгалтерский учет кассовых операций
- 3.2. Субсчет 121 "Валютные средства в кассе"
- 3.2.1. Порядок приема и выдачи наличной иностранной валюты, оформления кассовых документов
- 3.2.2. Порядок ведения журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в иностранной валюте
- 3.2.3. Порядок ведения кассовой книги
- 3.2.4. Порядок хранения наличной иностранной валюты
- 3.2.5. Бухгалтерский учет кассовых операций с иностранной валютой
- 4. Прочие денежные средства (счет 13)
- 4.1. Субсчет 130 "Аккредитивы"
- 4.2. Субсчет 131 "Чековые книжки"
- 4.3. Субсчет 132 "Денежные документы"
- 4.4. Субсчет 134 "Финансовые вложения"
- Внутриведомственные расчеты по финансированию (счет 14)
- 1. Общая характеристика счета 14 "внутриведомственные расчеты по финансированию"
- 2. Субсчет 140 "расчеты по финансированию из бюджета"
- 3. Субсчет 142 "расчеты по финансированию за счет других бюджетов"
- 4. Субсчет 143 "расчеты по финансированию капитальных вложений"
- 5. Субсчет 144 "внутриведомственные расчеты"
- 6. Субсчет 145 "расчеты по перечислению заемных средств"
- Расчеты
- 1.2. Документы, представляемые в территориальное казначейство для осуществления расчетов
- 1.2.1. Документы, представляемые в территориальное
- 1.2.2. Документы, представляемые в территориальное казначейство для оплаты расходов по строительству
- 1.2.2.1. Документы, представляемые в территориальное
- 1.2.2.3. Документы, представляемые в территориальное казначейство для оплаты строительных работ
- 1.2.2.4. Документы, представляемые в территориальное
- 1.2.3. Документы, представляемые в территориальное казначейство для оплаты работ по ремонту
- 1.2.4. Документы, представляемые в территориальное
- 1.2.4.2 Документы, представляемые в территориальное казначейство для оплаты расходов по служебным командировкам
- 1.2.4.3. Документы, представляемые в территориальное казначейство для проведения расчетов по хозяйственным расходам
- 1.3. Порядок расчетов по бюджетным обязательствам получателей
- 1.3.1. Порядок расчетов по бюджетным обязательствам получателей бюджетных средств с резидентами Республики Беларусь
- 1.3.2. Особенности расчетов по договору на создание (передачу) научно-технической продукции
- 1.3.3. Особенности расчетов по иным договорам
- 1.3.3.1. Оплата расходов по договорам на проведение мероприятий, связанных с занятостью населения
- 1.3.3.2. Оплата по договорам на профессиональную подготовку (переподготовку) военно-технических специалистов
- 1.3.3.3. Проведение расчетов по производству геологоразведочных и лесоустроительных работ
- 1.3.4. Особенности расчетов в порядке плановых платежей
- 1.3.5. Порядок расчетов по бюджетным обязательствам получателей бюджетных средств с нерезидентами Республики Беларусь
- 1.4. Порядок расчетов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета
- 1.4.1. Порядок оплаты расходов по отводу земельных участков и освоению строительных площадок за счет средств бюджета
- 1.4.2. Порядок оплаты расходов по проектно-изыскательским работам за счет средств бюджета
- 1.4.3. Порядок оплаты расходов по строительству за счет средств бюджета
- 1.4.4. Порядок оплаты работ по капитальному
- 1.4.5. Особенности оплаты строительных и ремонтных работ при финансировании из нескольких источников
- 1.5. Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности
- 1.5.1. Списание дебиторской задолженности
- 1.5.2. Списание кредиторской задолженности
- 2. Расчеты с поставщиками и покупателями
- 2.3. Субсчет 151 "Расчеты по взаимным платежам"
- 2.4. Субсчет 154 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
- 2.5. Субсчет 155 "Расчеты с заказчиками по авансам"
- 3. Расчеты с подотчетными лицами
- 3.1.2. Правила выдачи денежных средств под отчет на предстоящие расходы
- 3.1.3. Первичные документы по учету расчетов с подотчетными лицами
- 3.1.4. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета расчетов с подотчетными лицами
- 3.2. Сроки представления отчета об израсходованных суммах
- 3.2.1. Отчет по суммам, выданным на предстоящие расходы
- 3.2.2. Отчет по суммам, выданным на расходы, связанные со служебными командировками
- 3.2.2.1. Выдача аванса в белорусских рублях
- 3.2.2.2. Выдача аванса в иностранной валюте
- 3.2.3. Отчет об использовании работником личных денежных средств
- 3.2.4. Отчет уполномоченного лица (раздатчика)
- 3.3.2. Принятие к учету материальных ценностей (работ, услуг), приобретенных через подотчетных лиц
- 3.4. Учет подотчетных сумм, выданных на командировочные расходы
- 3.4.1. Понятие служебной командировки
- 3.4.2. Выдача денежных средств на расходы, связанные со служебными командировками
- 3.4.2.1. Особенности выдачи денежных средств на командировку за пределы Республики Беларусь
- 3.4.3. Принятие к учету расходов на командировки
- 3.4.3.1. Командировка в пределах Республики Беларусь
- 3.4.3.2. Командировка за пределы Республики Беларусь
- 3.4.4. Порядок возмещения расходов по проезду к месту командировки и обратно
- 3.4.4.1. Командировка в пределах Республики Беларусь
- 3.4.4.2. Командировка за пределы Республики Беларусь
- 3.4.5. Порядок возмещения расходов по найму жилого помещения
- 3.4.5.1. Командировка в пределах Республики Беларусь
- 3.4.5.2. Командировка за пределы Республики Беларусь
- 3.4.6. Порядок возмещения суточных
- 3.4.6.1. Командировка в пределах Республики Беларусь
- 3.4.6.2. Командировка за пределы Республики Беларусь
- 3.4.7. Порядок возмещения иных командировочных расходов
- 3.4.7.1. Командировка в пределах Республики Беларусь
- 3.4.7.2. Командировка за пределы Республики Беларусь
- 3.5. Учет подотчетных сумм, выданных для выплаты заработной платы, стипендий
- 3.6. Возврат неиспользованных подотчетных сумм
- 3.6.1. Порядок и сроки возврата неиспользованных подотчетных сумм
- 3.6.2. Если работник не представил отчет или не вернул неиспользованные подотчетные суммы
- 3.7. Возмещение перерасхода по отчету об израсходованных суммах
- 4. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (счет 17)
- 4.1. Общая характеристика счета 17 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- 4.2. Субсчет 170 "Расчеты по недостачам"
- 4.2.1. Характеристика субсчета 170 "Расчеты по недостачам"
- 4.2.2. Определение размера причиненного ущерба
- Порядок определения размера причиненного государственному
- 4.2.3. Расчеты по ущербу имуществу при наличии виновного лица, причинившего ущерб
- 4.2.4. Расчеты по ущербу имуществу при отсутствии виновных лиц
- 4.3. Субсчет 171 "Расчеты по социальному страхованию"
- 4.3.1. Общие нормы по исчислению и уплате страховых взносов
- 4.3.1.1. Обязательные страховые взносы
- 4.3.1.2. Взносы на профессиональное пенсионное страхование
- 4.3.1.3. Страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 4.3.2. Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы
- 4.3.3. Расходы, осуществляемые плательщиками в счет страховых взносов
- 4.3.3.1. Расходы, осуществляемые плательщиками в счет
- Обязательных страховых взносов в фсзн
- 4.3.3.2. Расходы, осуществляемые плательщиками в счет страховых взносов в Белгосстрах
- 4.3.4. Отражение в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате страховых взносов
- 4.4. Субсчет 172 "Расчеты по специальным видам платежей"
- 4.4.1. Отражение в бухгалтерском учете операций по специальным видам платежей
- 4.4.2. Расчеты с родителями за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования
- 4.4.3. Расчеты с родителями за получение дополнительного образования детей и молодежи в государственных детских школах искусств
- 4.4.4. Расчеты с родителями за содержание детей, находящихся на государственном обеспечении
- 4.4.5. Расчеты с лицами, проживающими в общежитиях государственных учреждений образования
- 4.5. Субсчет 173 "Расчеты с бюджетом"
- 4.6. Субсчет 174 "Расчеты по депозитным суммам"
- 4.7. Субсчет 175 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)"
- 4.8. Субсчет 176 "Расчеты по целевым суммам на выполнение поручений"
- 4.9. Субсчет 177 "Расчеты с депонентами"
- 4.10. Субсчет 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"
- 4.11. Субсчет 179 "Расчеты в порядке плановых платежей"
- 5. Расчеты с персоналом по оплате труда и стипендиатами (счет 18)
- 5.1. Общая характеристика счета 18 "Расчеты с персоналом по оплате труда и стипендиатами"
- 5.2. Субсчет 180 "Расчеты с персоналом"
- 5.3. Субсчет 181 "Расчеты со стипендиатами"
- 5.4. Субсчет 182 "Расчеты за товары, проданные в кредит"
- 5.5. Субсчет 183 "Расчеты по вкладам в банках"
- 5.6. Субсчет 184 "Расчеты по договорам добровольного страхования"
- 5.7. Субсчет 185 "Расчеты по профсоюзным взносам"
- 5.7.1. Общие нормы по удержанию и перечислению профсоюзных взносов
- 5.7.2. Отражение в бухгалтерском учете расчетов по профсоюзным взносам
- 5.8. Субсчет 186 "Расчеты с персоналом по ссудам банков"
- 5.9. Субсчет 187 "Расчеты по исполнительным листам"
- 5.9.1. Общие положения
- 5.9.1.1. Принятие исполнительного документа
- 5.9.1.2. Доходы работника, на которые обращается взыскание
- 5.9.1.3. Доходы работника, на которые не обращается взыскание
- 5.9.1.4. Предельный размер удержаний из заработной платы
- 5.9.1.5. Очередность удержаний по исполнительным документам
- 5.9.1.6. Перечисление средств взыскателю, возврат исполнительного документа
- 5.9.2. Виды удержаний
- 5.9.2.1. Удержание алиментов на несовершеннолетних детей
- 5.9.2.2. Возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей
- 5.9.3. Отражение в бухгалтерском учете расчетов по исполнительным листам
- 5.10. Субсчет 188 "Расчеты по прочим удержаниям"
- 6. Расчеты по выплате пенсий и пособий (счет 19)
- 6.1. Общая характеристика счета 19 "Расчеты по выплате пенсий и пособий"
- 6.2. Субсчет 191 "Расчеты по выплате пенсий и пособий"
- 1.2. Субсчет 200 "Расходы по бюджету"
- 1.3. Субсчет 202 "Расходы за счет других бюджетов"
- 1.4. Субсчет 203 "Расходы по бюджету на капитальные вложения"
- 1.5. Субсчет 206 "Расходы на выплату пенсий и пособий"
- Прочие расходы (счет 21)
- 1.1. Общая характеристика счета 21 "Прочие расходы"
- 1.2. Субсчет 210 "Расходы к распределению"
- 1.3. Субсчет 211 "Расходы по внебюджетным средствам"
- 1.4. Субсчет 212 "Расходы по внебюджетным средствам на капитальные вложения"
- 1.5. Субсчет 215 "Расходы за счет внебюджетных фондов"
- Финансирование и займы (счет 23)
- 1.1. Общая характеристика счета 23 "Финансирование и займы"
- 1.2. Субсчет 230 "Финансирование из бюджета"
- 1.3. Субсчет 231 "Финансирование из бюджета капитальных вложений"
- 1.4. Субсчет 232 "Финансирование из других бюджетов"
- 1.5. Субсчет 235 "Финансирование из фонда социальной защиты"
- 1.6. Субсчет 236 "Средства, направляемые в счет бюджетного финансирования"
- 1.7. Субсчет 237 "Прочие источники"
- 1.8. Субсчет 238 "Заемные средства"
- Фонды экономического стимулирования (счет 24)
- Фонд в основных средствах (счет 25)
- Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств (счет 26)
- Фонды целевого назначения (счет 27)
- Реализация (счет 28)
- Прибыли и убытки (счет 41)
- 1. Субсчет 410 "прибыли и убытки"
- 2. Субсчет 411 "использование прибыли"
- Забалансовые счета (счета 01, 02, 04, 05, 06, 07, 08)
- 1. Общая характеристика забалансовых счетов
- 2. Счет 01 "арендованные основные средства"
- 3. Счет 02 "товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"
- 4. Счет 04 "бланки строгой отчетности"
- 5. Счет 05 "списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов"
- 6. Счет 06 "материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению"
- 7. Счет 07 "задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности"
- 8. Счет 08 "переходящие спортивные призы и кубки"