logo
Документ предоставлен КонсультантПлюс

2.2.1. Получение предметов по договору дарения или пожертвования

Правовые аспекты договора дарения и пожертвования отражены в гл. 32ГК. Следует отметить, что безвозмездное получение предметов может осуществляться путем дарения или пожертвования юридическими лицами (за исключениями, предусмотреннымист. 547ГК), а также физическими лицами (ст. 543,553ГК).

Пожертвования могут быть оказаны организациям здравоохранения, учреждениям образования, организациям социального обслуживания и иным аналогичным организациям, благотворительным, научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям, а также Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам (п. 1 ст. 553ГК).

Пожертвование принимается организацией без чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 553ГК). При передаче имущества организации жертвователем может быть определено назначение использования этого имущества. В таком случае организация должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 553ГК).

Вопросы использования безвозмездно переданного имущества также регулируются УказомN 300. Действие Указа N 300 не распространяется на случаи, указанные вч. 3 п. 1Указа N 300.

Согласно п. 6Указа N 300 организации, принимающие безвозмездную (спонсорскую) помощь, представляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, оказавшим безвозмездную помощь, отчет в произвольной форме о ее целевом использовании в соответствии сУказомN 300 и заключенным договором предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.

Примечание. Примерная формадоговора предоставления безвозмездной

(спонсорской) помощи утверждена Постановлением N 779.

Предметы, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (абз. 2 п. 2 ст. 12Закона N 57-З). Порядок применения данной стоимости должен определяться законодательством (ч. 2 п. 2 ст. 12Закона N 57-З).

Однако в связи с отсутствием для бюджетных организаций в законодательстве такого порядка организации могут его самостоятельно разработать с применением профессионального суждения главного бухгалтера (других лиц, оказывающих услуги по ведению учета) (п. 5 ст. 9Закона N 57-З).

Примечание. Полагаем, что для принятия решения по оценке предметов,

полученных безвозмездно, бюджетные организации могут исходить из порядка,

аналогичного порядку, предусмотренному ч. 4 п. 12Инструкции N 60, для

основных средств. Принятое решение следует закрепить в учетной политике

организации (абз. 16 ст. 1Закона N 57-З).

Пример.Бюджетная организация получила от коммерческой организации в качестве пожертвования 50 штук матрацев. Их общая стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны составляет 21000 тыс.руб. Доставка матрацев осуществлялась транспортной организацией. Услуги по доставке в размере 500 тыс.руб. (НДС к уплате не предъявлен) оплачены бюджетной организацией.

В учетной политике организации определено, что предметы, полученные безвозмездно, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая определяется путем суммирования стоимости предметов, по которой они числились в бухгалтерском учете передающей стороны, и фактически произведенных затрат, связанных с их получением.

Полученные матрацы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая в рассматриваемой ситуации составляет 21500 тыс.руб. (21000 тыс.руб. + 500 тыс.руб.).

Корреспонденция счетов

по безвозмездному поступлению предметов

N

п/п

Содержание операций

Шифры субсчетов

дебет

кредит

1

Безвозмездное поступление отдельных предметов в составе оборотных средств

070, 072

260