logo
Документ предоставлен КонсультантПлюс

1.1. Общая характеристика счета 10 "Текущие счета по бюджету"

Для учета движения бюджетных средств на счетах в банке и на лицевых счетах в территориальных органах казначейства предназначен активный счет 10 "Текущие счета по бюджету".

На этом счете учитываются денежные средства, перечисляемые из бюджета на расходы по содержанию организаций и на финансирование подведомственных организаций, на выплату пособий и компенсаций за счет средств бюджета, средства на выплату пенсий и пособий за счет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, средства целевых бюджетных фондов, а также движение денежных средств, изъятых и конфискованных в соответствии с действующим законодательством и подлежащих зачислению в доход бюджета (п. 5Указаний N 364).

Счет 10 "Текущие счета по бюджету" подразделяется на субсчета (п. 6Указаний N 364):

100 "Текущий счет по бюджету";

101 "Текущий валютный счет по бюджету";

102 "Текущий счет по капитальным вложениям за счет средств бюджета";

103 "Текущий счет по взысканным платежам в бюджет";

104 "Текущий валютный счет по взысканным платежам в бюджет";

105 "Текущий счет на выплату пенсий и пособий за счет Фонда социальной защиты".

Все субсчета счета 10 "Текущие счета по бюджету", используемые для учета движения денежных средств на текущих (расчетных) счетах по учету бюджетных средств (далее - текущие (бюджетные) счета), открытых в банке, являются активными. По дебету субсчетов счета 10 "Текущие счета по бюджету" записывается поступление денежных средств на счета в банке, а по кредиту - списание (перечисление) денежных средств. Сальдо является дебетовым. Записи по дебету и кредиту субсчетов счета 10 "Текущие счета по бюджету" в бухгалтерии бюджетной организации производятся на основании выписок банка. К выпискам прилагаются соответствующие первичные учетные документы, которыми оформляется движение денежных средств на счетах в банке и на основании которых составлены выписки.

Кроме того, на этом счете бюджетные организации, финансируемые через казначейскую систему, учитывают движение бюджетных средств на лицевых счетах в территориальных органах государственного казначейства (далее - территориальные органы казначейства). При этом расходы, оплаченные со счета территориального органа казначейства, а также с текущего (бюджетного) счета бюджетной организации, признаются кассовыми расходами бюджетной организации.

Примечание. Подробнее о кассовых расходах см. статью"Учет кассовых

расходов, осуществляемых в бюджетных организациях за счет средств

бюджетного финансирования" (автор А.А.Чернюк).

При казначейской системе финансирования оплата обязательств бюджетных организаций осуществляется через счета территориального органа казначейства минуя текущие (бюджетные) счета получателей бюджетных средств, открытые в банке (за исключением случаев, предусмотренных в абз. 4 п. 15Инструкции N 63/1, когда денежные средства зачисляются на текущий (бюджетный) счет организации для дальнейшего их перечисления по назначению).

Так, перечисление средств осуществляется территориальным органом казначейства для оплаты обязательств получателей бюджетных средств непосредственно на счета (п. 15Инструкции N 63/1):

1) поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - за товары (работы, услуги);

2) прочих получателей - по платежам, не связанным с оплатой товаров (например, по платежам в бюджет и т.п.);

3) получателей бюджетных средств - для:

- получения наличных денежных средств;

Обратите внимание!

Заявки получателей бюджетных средств для получения наличных денежных средств на проведение расчетов в случае возникновения непредвиденных, неотложных хозяйственных нужд могут приниматься территориальным органом казначейства в размере, не превышающем 30 базовых величин в месяц. Ответственность за превышение установленной суммы, а также ее использование не по целевому назначению несет получатель бюджетных средств (п. 30Инструкции N 63/1)

- перечисления средств, удержанных из заработной платы, стипендий, пособий на основании письменных заявлений работников (студентов, учащихся, безработных) и исполнительных листов;

Обратите внимание!

Не требуется представление в территориальный орган казначейства документов, подтверждающих обоснованность заявленных средств на выплату заработной платы и приравненных к ней платежей, стипендий, пособий, удержаний из них, произведенных на основании письменных заявлений работников (студентов, учащихся, безработных) и исполнительных листов (расчетно-платежных ведомостей, расходных ордеров, списков, заявлений, исполнительных листов и т.д.) (ч. 4 п. 27Инструкции N 63/1)

- оплаты платежных требований на бесспорное взыскание средств, предъявленных к текущему (бюджетному) счету получателя бюджетных средств на основании исполнительных документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

- в иных случаях, предусмотренных ИнструкциейN 63/1 и бюджетным законодательством.

При казначейской системе финансирования оплата расходов бюджетных организаций со счета территориального органа казначейства отражается по дебету и кредиту счета 10 "Текущие счета по бюджету" путем применения двойной записи. При этом перечисление денежных средств со счета территориального органа казначейства на счета поставщиков и прочих получателей, в том числе и на текущие (бюджетные) счета организации, отражается следующим образом:

Д-т сч. 10 "Текущие счета по бюджету" - К-т сч. 14 "Внутриведомственные расчеты по финансированию" или 23 "Финансирование и займы".

Одновременно произведенные со счета территориального органа казначейства платежи отражаются в учете следующими записями:

Д-т сч. 15 "Расчеты с поставщиками и покупателями", 17 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 18 "Расчеты с персоналом по оплате труда и стипендиатами" и др. - К-т сч. 10 "Текущие счета по бюджету".

Таким образом, при казначейской системе финансирования в бухгалтерском учете бюджетной организации одновременно отражаются и получение бюджетного финансирования, и его использование.

Пример

отражения в бухгалтерском учете

бюджетной организации порядка

оплаты со счета территориального

органа казначейства

Оплачена со счета территориального органа казначейства задолженность организации перед бюджетом в сумме 10 млн.руб.

Одновременно составляются две бухгалтерские записи:

Д-т 100 - К-т 140 (230) - 10 млн.руб. - получение бюджетного финансирования;

Д-т 173 - К-т 100 - 10 млн.руб. - перечисление средств со счета территориального органа казначейства в соответствующий бюджет.

Таким образом, при казначейской системе финансирования реально денежные средства на текущий (бюджетный) счет организации, открытый в банке, не поступают, но в бухгалтерском учете отражаются так, как будто бы они были зачислены на текущий (бюджетный) счет и сразу списаны с этого счета.

Обратите внимание!

Не относится к кассовым расходам перечисление денежных средств со счета территориального органа казначейства на текущий (бюджетный) счет организации в банке.

Данные средства будут учитываться в составе кассовых расходов только при списании их с текущего (бюджетного) счета в банке (например, при получении их по чеку в кассу организации на выплату заработной платы, командировочных и т.п., при перечислении средств, удержанных из заработной платы работников на основании их письменных заявлений и исполнительных листов (алименты, ссуды банков, взносы по добровольному страхованию и т.п.)) (ч. 2 п. 35Инструкции N 22)

Записи по дебету и кредиту счета производятся на основании выписок из лицевого счета бюджетной организации, формируемых территориальным органом казначейства по форме согласно приложению 5к Инструкции N 63/1.

На текущий (бюджетный) счет в банке кроме случаев, предусмотренных абз. 4 п. 15Инструкции N 63/1, могут поступать суммы на восстановление кассовых расходов по бюджетным ассигнованиям; проценты, начисленные банками за пользование денежными средствами; находящимися на текущих (бюджетных) счетах в банках, иные денежные средства, зачисленные на счет получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством, а также ошибочно либо излишне поступившие денежные средства.

Суммы, поступившие на текущий (бюджетный) счет в банке и относящиеся к восстановлению бюджетного финансирования текущего года, отражаются в учете следующими записями:

Д-т сч. 10 "Текущие счета по бюджету" - К-т сч. 12 "Касса", 15 "Расчеты с поставщиками и покупателями", 16 "Расчеты с подотчетными лицами", 17 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 18 "Расчеты с персоналом по оплате труда и стипендиатами", 20 "Расходы по бюджету".

Денежные средства, поступившие на текущий (бюджетный) счет в банке получателя бюджетных средств на восстановление кассовых расходов по бюджетным ассигнованиям текущего финансового года, перечисляются на счет территориального органа казначейства с расшифровкой по кодам бюджетной классификации расходов бюджета в течение 3 рабочих дней после их зачисления на текущий счет, а также в последний день месяца независимо от даты зачисления (ч. 1 подп. 40.1Инструкции N 63/1).

При зачислении на счет территориального органа казначейства вышеназванных средств производится бухгалтерская запись:

Д-т сч. 14 "Внутриведомственные расчеты по финансированию" или 23 "Финансирование и займы" - К-т сч. 10 "Текущие счета по бюджету".

Денежные средства, поступившие на восстановление расходов прошлых лет, подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета (ч. 2 подп. 40.1Инструкции N 63/1).

Проценты, начисленные банками за пользование денежными средствами, временно находившимися на текущих (бюджетных) счетах, должны быть перечислены в доход соответствующего бюджета до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (подп. 40.2Инструкции N 63/1).

Прочие денежные средства, зачисленные на текущий (бюджетный) счет организации, перечисляются по назначению минуя счета территориального органа казначейства (подп. 40.3Инструкции N 63/1).

Обратите внимание!

Не допускается наличие остатка денежных средств на текущих (бюджетных) счетах в банках на 1-е число месяца, за исключением средств, перечисленных для осуществления расчетов, связанных с выплатой заработной платы и приравненных к ней платежей, стипендий, пособий, командировочных расходов, иных денежных средств, зачисленных в последний рабочий день месяца (п. 41Инструкции N 63/1)

Получатель бюджетных средств в лице бюджетной организации ведет учет операций по движению денежных средств, произведенных им с текущего (бюджетного) счета в банке, а также с лицевого счета в территориальном органе казначейства, в накопительной ведомости по движению средств на текущих (бюджетных) счетах формы 381(мемориальный ордер 2) (далее - накопительная ведомость формы 381). Если в организации открыто несколько текущих (бюджетных) счетов, накопительные ведомости формы 381 ведутся по каждому счету отдельно с присвоением мемориальным ордерам номеров 2-а, 2-б, 2-в и т.д. (ч. 1 п. 4Указаний N 364).

Основанием для заполнения накопительных ведомостей формы 381являются выписки банка с текущих (бюджетных) счетов, выписки из лицевых счетов получателей бюджетных средств, формируемых территориальным органом казначейства, и приложенные к выпискам документы.