logo
Документ предоставлен КонсультантПлюс

1.3. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета материальных запасов

Учет материальных ценностей на складе ведется материально ответственным лицом в книге складского учета формы М-17или на карточках складского учета материальных ценностейформы М-17Апо наименованиям, сортам и количеству. Бухгалтерия производит сверку данных бухгалтерского учета с данными учета у материально ответственного лица по остаткам материальных ценностей на складе (ч. 2,3 п. 4Методических указаний N 59). Правильность выведенных остатков материальных ценностей подтверждается подписью бухгалтера с указанием даты проведения сверки в книгах учета материально ответственного лица формы М-17 либо карточках учета формы М-17А.

Аналитический учет готовой продукции (субсчет 030) ведется по местам хранения материально ответственным лицом (заведующим складом) по наименованию, ассортименту, количеству, стоимости (ч. 3 п. 11Методических указаний N 59).

Учет продукции (работ, услуг) отгруженной (субсчет 031) ведется в накопительной ведомости формы 400по каждому документу отдельно (ч. 8 п. 12Методических указаний N 59).

Согласно Методическим указаниямN 59 аналитический учет материалов по счету 04 "Оборудование, строительные материалы для капитального строительства и материалы для научных исследований" ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностейформы 296Апо наименованию материалов (оборудования, конструкций, деталей), количеству и стоимости.

В книге учета животных формы 395ведется учет молодняка животных (субсчет 050) по видам и возрастным группам, а животных на откорме - только по видам. В книге необходимо указывать информацию: откуда животное поступило, куда выбыло, о живом весе, привесе, приросте животных и пр. (ч. 12 раздела"Счет 05" Методических указаний N 59).

Аналитический учет материалов по субсчетам 060, 063 - 067 в организациях ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в книге количественно-суммового учета материальных ценностей формы 296(на карточкахформы 296А) (ч. 19 раздела"Счет 06" Методических указаний N 59).

Обратите внимание!

Учет медикаментов и перевязочных средств (субсчет 062) в бухгалтерии ведется в соответствии с инструкциями, издаваемыми соответствующими министерствами или другими органами государственного управления Республики Беларусь и согласованными с Министерством финансов Республики Беларусь (ч. 11 раздела"Счет 06" Методических указаний N 59)

Поступление продуктов питания (субсчет 061) учитывается в накопительной ведомости по приходу продуктов питания формы 300 на основании первичных документов отдельно по каждому материально ответственному лицу. На основании ведомостей производятся записи в мемориальном ордере 11 (свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания формы 398) (ч. 6 раздела"Счет 06" Методических указаний N 59).

Учет расхода продуктов питания (субсчет 061) ведется в накопительной ведомости по расходу продуктов питания формы 399 на основании меню-требований формы 298, формы 299 и др. документов отдельно по каждому материально ответственному лицу. На основании ведомостей и других расходных документов (акт на недостачу продуктов питания, возврата на базу и т.п.) производятся записи в мемориальном ордере 12 (свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания формы 411) (ч. 7 раздела"Счет 06" Методических указаний N 59).

Обратите внимание!

Формы накопительной ведомости по приходу продуктов питания формы 300 и накопительной ведомости по расходу продуктов питания формы 399 законодательством не установлены. Данные формы необходимо предусмотреть в учетной политике организации

Примечание. Примеры документального оформления операций по продуктам

питания см. в пособии"Бухгалтерский учет в объектах розничной торговли и

общественного питания, являющихся структурными подразделениями высших

учебных заведений и осуществляющих внебюджетную деятельность"

(автор А.П.Козлов).

Аналитический учет по материалам в пути (субсчет 068) ведется по отдельным поставщикам на карточках формы 296А(в книгеформы 296). Материалы, поступившие на склад групп централизованного снабжения и хозяйственного обслуживания, учитываются по наименованиям с указанием цены, количества и суммы (ч. 22 раздела"Счет 06" Методических указаний N 59).

Учет запасных частей (субсчет 069) ведется на карточках формы 296А(в книгеформы 296) по наименованиям запасных частей, маркам, заводским номерам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам. При этом автомобильные шины и покрышки, выданные со склада для замены изношенных, учитываются бухгалтерией в ведомости оперативного (количественного) учета движения отдельных предметов в составе оборотных средств, находящихся в эксплуатации, формы 412. В ведомости записываются фамилия и должность получившего, дата получения и заводские номера (ч. 24 раздела"Счет 06" Методических указаний N 59).

Обратите внимание!

Аналитический учет материальных запасов, приобретаемых за счет внебюджетных средств, ведется в тех же учетных регистрах, но отдельно от операций по бюджету (ч. 25 раздела"Счет 06" Методических указаний N 59)

При ведении аналитического учета материалов на карточках формы 296Акарточки регистрируются в реестре карточекформы 279, который ведется в разрезе источников финансирования для каждого субсчета отдельно, а в централизованных бухгалтериях - и по каждой обслуживаемой организации (ч. 3 п. 17Инструкции N 15).

В бухгалтерии учет материальных запасов ведется в количественном и суммовом выражении по наименованиям материалов и ответственным лицам. Ежемесячно по каждому субсчету составляется оборотная ведомость по материальным запасам формы М-44. В конце месяца по каждой ведомости подсчитываются обороты и выводятся остатки на начало следующего месяца, которые сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги журнал-главнаяформы 308(п. 20Инструкции N 15).

Операции по расходу материалов (кроме продуктов питания) отражаются в мемориальном ордере 13 (накопительная ведомость по расходу материалов формы 396). Записи в ордере производятся по каждому документу и соответствующему субсчету в разрезе материально ответственных лиц (в централизованных бухгалтериях еще по каждой обслуживающей организации). По окончании месяца итоги по субсчетам записываются в книгу журнал-главнаяформы 308(ч. 28,29 раздела"Счет 06" Методических указаний N 59).

Обратите внимание!

Хозяйственные операции, производимые за счет бюджетных средств и средств, полученных от приносящей доходы деятельности, оформляются раздельными мемориальными ордерами (п. 22Инструкции N 15)